Практические задания курса
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГРАФИКА ОБУЧЕНИЯ (ИГО)
И ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ (ОЗО)
ДОЦЕНТ САБИТОВА Л.Б.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Курс «Русский язык и культура речи»» в системе подготовки бакалавра предусматривает формирование традиционных литературных норм русского языка для успешного осуществления профессиональной деятельности, связанной с речевым общением, с коммуникативной компетентностью.
Цель дисциплины — повысить речевую культуру студента, заложить основы его становления как профессиональной языковой личности и выработать перспективы дальнейшего речевого самосовершенствования.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- нормы современного русского литературного языка – произносительные, акцентологические, лексические, синтаксические и др.; вариативность нормы и принципы ее устанавливающие;
- знать о коммуникативных качествах речи, о стилистической дифференциации языка и профессиональных требованиях, предъявляемых к речи специалиста в области туризма;
уметь:
- использовать знания русского языка и культуры речи в профессиональной деятельности;
-исправлять и предупреждать нарушения норм культуры речи;
владеть:
- навыками грамотного письма и устной речи;
- специальной лексикой в соответствующей профессиональной области и словарем «культурного человека»;
- навыками использования лингвистической литературы (словарей и справочников) в целях совершенствования общей речевой культуры и осуществления на высоком уровне коммуникации в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Необходимое для усвоения
Тема | Краткое содержание |
1 Язык и речь | |
1.1 Современный русский язык. Понятие культуры речи. Критерии культуры речи. | Язык – знаковая система. Основная функция слова. Функции языка – коммуникативная, когнитивная, эмотивная, эстетическая. Национальные рановидности русского языка. Говоры, территориальные диалекты, жаргоны. Литературный язык. Языковая норма. Две формы языка – устная и письменная. Понятие «культура речи». Критерии культуры речи. Правильность речи. Чистота речи. Богатство речи. Точность речи. Логичность речи. Выразительность речи. Уместность речи. |
1.2 Функционально-стилевое расслоение русского языка | Понятие функционального стиля. Характеристика основных функциональных стилей современного русского языка. Научный стиль. Правильное оформление научных текстов. Реферат. Структура реферата. Языковые особенности реферата. Конструкции научного стиля. Аннотация. Структура аннотации. Правила написания аннотации. Публицистический стиль. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Художественный стиль как реализация книжно-письменной речи. Средства образности художественного стиля. Официально-деловой стиль: язык и стиль деловых документов. |
2 Языковые нормы | |
2.1 Орфоэпические нормы русского языка. Нормы ударения. | Характерные признаки нормы литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю языковой системы. Основы рус. Орфоэпии. Особенности перехода ударного Е в О. Нормы произнесения согласных звуков. Произношение сочетаний согласных звуков. Благозвучные и неблагозвучные звуки. Особенности и трудности русского ударения. Акцентологические варианты. Правильное произношение имен собственных. Смысловые и грамматические функции ударения. Ударения в грамматических формах. (в кратких формах прилагательных и страдательных причастий, ударения в отглагольных существительных |
2.2 Грамматические нормы | Грамматическая норма. Морфологические варианты и норма. Трудные случаи употребления грамматических форм. Правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категориями рода, числа, падежа. Склонение имен существительных собственных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Употребление сочетаний имен существительных с именами числительными. Глагол. Образование некоторых причастий и деепричастий. Правильное использование наречий, предлогов, союзов. |
2.3 Лексические нормы | Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Полисемия. Способы формулирования значения слова. Логическое определение. Описательное определение. Синонимический способ. Антонимический способ. Этимологический способ. Нарушения в использовании слов и фразеологических оборотов. Нарушение лексической сочетаемости слов. Неточный выбор синонимов. Неправильное употребление паронимов. Неуместная омонимия. Новые слова. Устаревшие слова. Неуместное употребление слов иноязычного происхождения. Нарушения в использовании фразеологизмов. Разговорные и просторечные слова. Профессиональные жаргонизмы. Анахронизм. Многословие. Лексическая неполнота высказывания. Алогизм. |
2.4 Синтаксические и стилистические нормы | Варианты согласования главных членов предложения. Использование деепричастного оборота. Трудности в передаче чужой речи. Синонимические замены в письменной речи. Устранение тавтологии. Устранение ошибок, связанных с неправильным стилистическим употреблением различных частей речи и грамматических форм. Устранение ошибок, связанных с лексической и стилистической несочетаемостью. Конструкции, создающие возможность двоякого толкования. |
3 Культура речевого общения | |
3.1 Культура речевого общения. Речевое взаимодействие. | Речевой этикет. Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете. Речевая культура вопросов и ответов. Эффективное общение и дружелюбное общение. Кооперативное и некооперативное поведение. Общие принципы коммуникации. Основные тактики общения. |
3.2 Диалогическое и монологическое деловое общение. | Особенности делового общения. Речевая самопрезентация. Деловая беседа. Деловые переговоры. Основные методы проведения переговоров. Требования к публичной речи. Классификация речей. Выступление с публичной речью. Подготовка публичной речи. |
3.3 Письменная деловая речь | Деловая документация. Деловое письмо. Виды деловых писем. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Современные рекомендации по составлению деловых документов. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КУРСА
Задание 1 Приведите примеры отклонений современной языковой практики – неправильное употребление слов, неправильное произношение, ошибки в построении предложений и т.п.
Задание2. Определите что нарушено в объявлении для сотрудников детского сада.
Всем группам строгий приказ об свободном выходе на крыльцо – никаких замограждений. Вынос бытового мусора постоянно на выходные строгий контроль.
Составьте правильный вариант данного объявления.
Задание 3 Используя таблицу 1 (См. Тема №1) определите виды словарей, отвечающих за каждый раздел языкознания.
Задание 4 Заполните таблицу, пользуясь справочной литературой. Укажите допустимый вариант если он есть.
Образец выполнения задания:
Верный вариант | Неверный вариант | Допустимый вариант |
Позвонишь | Позвонишь | --------------- |
Допьяна | Допьяна | Допьяна |
Далее выполните по предложенному образцу
Верный вариант | Неверный вариант | Допустимый вариант |
Анатом | ||
Балованный | ||
Бюрократия | ||
Девичий | ||
Индустрия | ||
Коклюш | ||
Феномен | ||
Языковой | ||
Тендер | ||
Созыв |
Задание 5. Выполните практическое задание на определение вашего уровня владения акцентологическими нормами.
Прочитайте предложения, Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме существительных.
1. Эта работа должна быть выполнена во втором ….
а) ква’ртале
б) кварта’ле
2. Петербургские ученые разработали программное …для управления роботом по Интернету
а) обеспече’ние
б) обеспе’чение
3. Посмотрите новые поступления книг в …
а) ката’логе
б) катало’ге
4. Вам необходимо получить заключение…
а) экспе’рта
б) э’ксперта
Прочитайте предложение. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных, причастий.
5. … страны характеризуют высокий уровень жизни населения
а) ра’звитые
б) развиты’е
6. В универмаге началась распродажа товаров по … ценам
а) опто’вым
б) о’птовым
7. Я очень …, завтра у меня экзамен
а) занята’
б) за’нята
8. Мне сообщили, что я … на работу в «Ростелеком»
а) при’нята
б) принята’
9. Депутаты …: необходимо увеличить расходы на науку и образование
а) пра’вы
б) правы’
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме глаголов прошедшего времени.
10. Повторите, пожалуйста, я не очень хорошо … ваше объяснение
а) по’няла
б) поняла’
11. Когда я училась в школе, я часто … в библиотеке самые современные произведения российских писателей
а) брала’
б) бра’ла
12. Деканат … лучших студентов
а) премирова’л
б) преми’ровал
13. Итак, … новый учебный год
а) на’чался
б) начался’
в) нача’лся
Задание 6 Прочитайте предложения. Обратите внимание на произношение выделенных слов.
В праздник Дня города церковь организует крестный ход. Крестный отец и мать по своему положению должны заботиться о крестнике и крестнице. Современная мода на прически, татуировку, одежду довольно демократична. На выставке среди червей был представлен огромный солитер. Язык прилип к небу. Перстень украшал бриллиант – прекрасный солитер.
Задание 7 Напишите приведенные слова в именительном падеже множественного числа. Определите какое чередование гласных при этом происходит?
Сестра, верста, слеза, седло, ребро, весна.
Задание 8 Определите как следует произносить слова?
Тренер, тапер, магнетизер, гравер, костюмер, акушер, ретушер, пенсионер, гренадер, карабинер, решетчатый, шестивесельный, афера, белесый, атлет, маневры, опека, никчемный, разношерстный.
Задание 9 Определите где стоит ударение во французских и английских словах, из списка приведенных слов, выпишите французские, затем английские слова.
Свитер, балет, суфлер, яхта, финиш, компот, бульон, омлет, митинг, мичман, репертуар, абордаж, батальон, салат, гипюр, вуаль, пудинг, лидер, костюм, авангард режиссер.
Задание 10
Составьте сравнительную таблицу, сопоставив лексические значения по Толковому словарю В.И.Даля и по одному из современных толковых словарей. Таким образом попробуйте проработать следующие слова: гастроном, голод, государь, грех, духовность, жизнь, слово, смерть, речь, художник, человек, язык.
Задание 11
Пользуясь толковым словарем, найдите у слов прямое и переносное значение. Проработайте следующие слова: бронза, сеять, тонус, личина, петь, преграда, солнечный.
Задание 12
Подберите антонимы к следующим словам:
1. абсолютный,
2. синтез,
3. бесцветный,
4. гармония,
5. дедуктивный,
6. благодаря,
7. наружу,
8. двигаться,
9. дробный,
10. вогнутый.
Задание 13 Составьте интервью о приеме на работу, используйте максимальное количество средств языковой выразительности. Запишите составленный текст, подчеркните средства выразительности. В процессе подготовки пользуйтесь словарем фразеологизмов.
Задание 14
Для выполнения данного упражнения необходимо обратиться к вышерассмотренным правилам склонения и осуществить выбор морфологической нормы существительных и числительных.
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж)
1. В нашем университете работают известные А. профессоры
Б.профессора
2. … вузов Санкт-Петербурга собрались на очередное совещание
А. ректора
Б. ректоры
3. … подготовили все материалы для годового отчета
А. бухгалтера
Б. бухгалтеры
4. Молодые дизайнеры … разработали коллекцию
А. конструкторы
модной одежды для подростков.
Б. конструктора
5. Наши судостроители выпустили новые пожарные … А. катеры
Б. катера
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных ( множественное число, родительный падеж ).
6. В универмаге большой выбор осенних А. туфель
Б. туфлей
7. Сообщение декана об изменении сроков сессии было принято без …
А. комментариев
Б. комментарий
8. В инструкции указано, что сила тока в цепи должна быть выше пяти…
А. амперов
Б. ампер
9. Среди беженцев была большая группа … А. осетин
Б. осетинов
10. На праздник мы купили пять килограммов … А. апельсинов
Б. апельсин
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.
11. Выборы состоялись в … округах А. трехстах пятидесяти восьми
Б. триста пятьдесят восьми
12. Новую линию метро откроют в … году А. двухтысячном первом
Б. две тысячи первом
13. Университет находится в … километрах А. полутора
от общежития Б. полтора
14.Преподаватель особо отметил ... студентов А. троих
Б. трех
15. Президент выступил перед … палатами А. обоими
Б. обеими.
Задание 15
Укажите номера словосочетаний, образованных в соответствии с современными нормами русского языка.
1) черный кофе, 2) красная георгина, 3) больная мозоль, 4) густая тушь, 5) старинная зала, 6) дорогая шампунь, 7) густой бакенбард, 8) модный туфель, 9) модная туфля, 10) маринованный иваси, 11) маринованная иваси,12) дорогая салями, 13) теплый кашне, 14) клетчатое кашне, 15) мой визави, 16) моя визави, 17) устный хинди, 18) письменный хинди, 19) зеленый Сочи, 20) серебренный призер Иванова, 21) серебренная призер Иванова, 22) знакомая ветеринар, 24) левый рельс, 25) стальная рельса.
Задание 16
Выберите правильный вариант употребления числительных.
1) трое юношей, 2) три девушки,3) трое студенток, 4) 22 ножниц, 5) 22 штуки ножниц, 6) 22 пары ножниц, 7) обеими руками, 8) обоими руками, 9) двестипятидесятилетие города, 10) двухсотпятидесятилетие города.
Задание 17
Напишите резюме, предполагая, что вы являетесь соискателем на должность: инструктора по спорту, тренера по своему виду спорта, преподавателя кафедры, учителя физической культуры.
Задание18
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).
1. МВФ … решение оказать финансовую
помощь странам, которые пострадали от засухи а) принял
б) приняла
в) приняло
2. НХЛ … страну, в которой будет проходить
следующий чемпионат мира а) определил
б) определила
в) определило
3. НДС … в этом году не … а) изменилось
б) изменилась
в) изменился
4.30 лет назад в медицинской практике
редко … УЗИ а) использовалась
б) использовался
в) использовалось
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).
5. Менеджер модного салона Ирина Васильевна а) выступил
… по радио б) выступила
6. В вашей фирме работает … программист а) хорошая
Елена Субботина б) хороший
7. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева- а) вручил
Шукшина … артистам гран-при б) вручила
8. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт а) посетил
б) посетила
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).
9. Произведения молодых прозаиков а) новой
опубликованы в … роман-газете б) новом
10. В этом году … музей-квартира академика
Дмитрия Лихачева а) открылся
б) открылась
11. Студентов пригласили на … вечер- а) торжественную
встречу с ветеранами войны б) торжественный
12. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» … а) сообщили
о повышении курса рубля б) сообщила
13. … Сочи привлекает всех туристов а) солнечное
б) солнечный
в) солнечное
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).
14.Согласно … ректора всем студентам необходимо
пройти флюорографический осмотр а) распоряжению
б) распоряжения
15. Вопреки … погода в День Победы была без дождей а) прогноза
б) прогнозу
16. По … экзаменационной сессии необходимо а) окончании
все ведомости сдать в деканат б) окончанию
17. Не забудьте по … из командировки сдать а) приезду
документы б) приезде
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).
18. Руководитель написал очень хороший а) на мою курсовую
отзыв … работу
б) о моей курсовой
работе
19. В журнале «Наука и жизнь» напечатана а) на статью
рецензия … экстрасенса В. Григорьева б) о статье
20. Какова ваша точка зрения …? а) по этой проблеме
б) на эту проблему
21. Назовите. Какие черты характерны … а) политическим лидерам
б) для политических лидеров
22. Туристов попросили оплатить … услуги а) дополнительные
б) за дополнительные
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий норме словоупотребления.
23. … Всероссийского конкурса студенческих работ а) дипломники
получили денежную премию б) дипломанты
24. Нужные вам книги можно заказать по а) абонементу
межбиблиотечному … б) абоненту
25. Специалисты предложили … способ а) экономичный
Фильтрации питьевой воды б) экономный
26. Председатель собрания … слово а) представил
старосте группы б) предоставил
27. Всем … необходимо получить у а) командированным
секретаря направление в университетскую б) командировочным
гостиницу
Задание19
Выберите вариант, соответствующий правилам написания гласных в корне.
1. Посв_щение в студенты а) е
б) и
в) я
2. Шансы_претендентов ср_внялись а) а
б) о
3. Экспер_ мент а) е
б) и
4. Под_тожить затраты а) и
б) ы
Выберите вариант, соответствующий правилам написания приставок.
5. Обе_ценивание акций а) з
б) с
6. Пр_образовать уравнение а) е
б) и
7. Пр_оритетное направление в науке а) е
б) и
Выберите вариант, соответствующий правилам написания ъ или ь.
8. Пред_юбилейные дни а) Ь
б) Ъ
9. Без_ядерная страна а) ь
б) ъ
10. С_экономить энергию а) отсутствие буквы
б) ь
в) ъ
Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов имен прилагательных и существительных.
11. Застен_ вый человек а) е
б) и
12. Нефтян_ая вышка а) отсутствие буквы
б) н
13. Недюжин ая сила а) отсутствие буквы
б) н
14. Тружен_ик а) отсутствие буквы
б) н
Выберите вариант, соответствующий правилам написания глаголов.
15. Накле_л марку а) е
б) и
в) я
16. План выполнить не удаст_ся а) отсутствие буквы
б) ь
17. Они наде_тся на успех а) ю
б) я
Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.
18. Неприемл_мые условия а) е
б) и
19. Путан_ый ответ а) отсутствие буквы
б) н
20. Выкач_нная нефть а) а
б) е
в) и
21. Рискован_ый шаг а) отсутствие буквы
б) н
22. Стро_щаяся линия метро а) е
б) и
в) я
г) ю
Выберите вариант, соответствующий правилам написания частиц (слитное, дефисное или раздельное).
23. Проблема не_решенаа) слитно
б) раздельно
24. Ему не_достает знаний а) слитно
б) раздельно
25. Еще не_подписанный контракт а) слитно
б) раздельно
26. Ответил, не_смотря в текст а) слитно
б) раздельно
27. Кое_в_чем разобрался а) слитно
б) раздельно
28. Все_таки успел а) слитно
б) раздельно
Задание 19
Укажите возможные варианты переноса приводимых слов. Выделите слова, не подлежащие переносу.