Вопрос 45. Белорусская культура: проблемы типологии
Культура Беларуси имеет богатую историю, отмечена многобра-зием форм и глубиной содержания. Она относится к типу "открытых", на всех исторических этапах её развитие просходило во взаимодействии с соседними славянскими и иными европейскими культурами. При этом в основе белорусской культуры всегда было богатое наследие народного творчества.
В V-X вв. Высокого конструктивного и эстетического уровней до-стигли домашние ремесла и прикладное искусство. На культурный облик белорусов, их национальный характер повлияли особенности процесса христианизации их предков, проходившего преимущественно мирным, эволюционным путем. В более поздние эпохи гармонический синтез хри-стианской духовности и языческой мифологии стал одной из существен-ных причин расцвета белорусского фольклора. Ярко выраженные специфические черты характерны для культуры Беларуси XI-XII вв. Это период расцвета Полоцкого, Туровского, Пин-ского княжеств с высоким уровнем зодчества, письменности, прикладного и изобразительного искусств, просветительской деятельности Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского и др. В XII-XIII вв. сформировались оригинальные архитектурные школы в Полоцке, созданы культурные ше-девры. В XIII-XV вв. шло становление белорусской народности, государ-ственности, старобелорусского языка. Формировались характерные черты белорусской оборонной архитектуры (Новогрудский, Лидский, Кревский замки), церковной живописи и музыки, создавались произведения оригинальной и переводной литературы. В различных областях про-исходил синтез местных традиций и достижений западноевропейской культуры, возникли местные разновидности романского и готического стилей. В переходный период от средневековья к новому времени сложился белорусский тип ренессансной культуры (XVI - первая половина XVII в.), возникли предпосылки для становления современного белорусского языка, литературы, театрального, музыкального и иных искусств. В архитектуре наряду с готикой получил развитие ренессансный стиль. Важную роль в развитии ренессансных тенденций, в подъеме белорусской культуры сыграло книгопечатание. Основоположником Франциск Скорина.
В результате Люблинской унии 1569 г. с конца XVI в. происходило усиление воздействия польской культуры, началась полонизация бело-русского дворянства, городских верхов, школы, печати. До конца XVII в. официальным языком государственного делопроизводства ещё оставался белорусский. Однако во второй половине XVII - XVIII в. он постепенно стал вытесняться польским и частично латинским. Основной стиль бело-русской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской и западноевропейской, носи-телями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного обра-зования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церков-ной и светской поэзии, музыки.; После трех разделов Речи Посполитой (конец XVIII в.) и присоеди-нения Беларуси к Российской империи полонизация господствующих со-словий и официальной "элитарной" культуры даже усилилась, а после по-давления национально-освободительных восстаний в Польше, Беларуси и Литве 1830-1831 гг. и 1863-1864 гг. заменена влиянием русской культу-ры. В таких условиях культурно-творческие возможности белорусов главным образом проявились в этнографической культуре, которая оказа-ла сильное воздействие на национальное искусство XIX-XX вв. В XIX в. народная культура и старобелорусская письменно-культурная традиция стали основным источником национального возрождения. Происходило становление новой белорусской литературы, национального театра, нача-лось исследование народных быта и творчества. Развивалось национальное самосознание, возникло стремление осмыслить историческое наследие белорусского народа. Становление белоруской национальной культуры и ее размежевание с господствующими в крае российской и польской культурами проявилось в развитии крестьянско-народнической, револю-ционно-демократической мысли, социально-критических мотивах устного народного творчества, в народной тематике и национальной стилистике изобразительного искусства, в научных исследованиях жизни и культуры белорусов.
В XX в. в годы революции 1905-1907 гг. и после нее создавалась белорусская классическая литература, национальные печать и книгоизда-ние, национальный театр, исследовались история Беларуси и национальной литературы, сформировались основные нормы современного белорусского литературного языка. В этот период начали свою творческую деятельность классики белорусской литературы Янка Купала и Якуб Колас, другие выдающиеся деятели культуры. С провозглашением в 1918 г. Белорусской Народной Республики и в 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики началось государственно-политическое самоопределение белорусов. В 1920-е гг. в советской Беларуси осуществлялся процесс белорусизации, в результате чего постепенно складывалась система народного образования с белорус-ским языком обучения, были созданы Институт белорусской культуры, Академия наук Беларуси, Белорусский государственный университет и другие высшие учебные заведения. В это время активно шел процесс ста-новления белорусского литературного языка, бурное развитие получили национальный театр, литература, изобразительное искусство, музыка, ки-нематография, архитектура. С конца 1920-х гг. усилилось идеологическое влияние компартии во всех сферах общественно-политической и куль-турной жизни, началось свертывание белорусизации. Эти процессы пере-росли в репрессии 1930-х гг., в результате которых большие потери по-несли Академия наук Беларуси. В годы Великой Отечественной войны представители белорус-ской культуры включились в борьбу с врагом. Многие из них продолжали свою деятельность в эвакуации, на фронтах, в партизанах. В их творчестве в этот период преобладала героико-патриотическая тематика, публи-цистика. После XX съезда КПСС (1956 г.) начался процесс реабилитации многих репрессированных деятелей культуры, науки, литературы и ис-кусства. Во второй половине 1950-1960-х гг. успешно развивались бело-русское театральное, изобразительное, музыкальное и другие виды искус-ств. А со второй половины 1960 по первую половину 1980-х гг. были под-готовлены и изданы многочисленные коллективные монографии и энцик-лопедическо-справочные издания по истории белорусской литературы и искусства, ряд исследований по истории философии и эстетики, вышла в свет Белорусская советская энциклопедия в 12 томах, дальнейшее развитие получило музейное дело в Беларуси.
Новый этап в развитии белорусской культуры начался с конца 1980-х гг. Важное значение для нее имело принятие Закона о языках в БССР. На базе созданного в 1991 г. Национального научно-просветительного центра им. Ф. Скорины Международной и Национальной ассоциациями белорусистов проводится координация культурологических исследований в Беларуси и за рубежом.
Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнооб-разна. Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Национальный художественный музей Беларуси. Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. В Беларуси ежегодно проходят фестивали. Самым про-славленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси. Трагическая история страны повлияла на то, что тема войны долгое время была ведущей в белорусской литературе. Национальная библиотека.
Вопрос 46. Культурная политика белорусского государства.
В сфере культуры и общественной жизни нашей республике при-сущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка истори-чески сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохране-нию традиционных религиозных конфессий, искусства во всех фор-мах.
Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, то-лерантность, гуманизм, миролюбие.
Государство и государственный бюджет являются последователь-ными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в со-хранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и ис-кусства.
В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. В стране осу-ществляется последовательный курс по формированию идеологии бело-русского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в ло-зунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».
Проблемы поиска своего места в мировом культурном про-странстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую акту-альность для Беларуси, ставшей в 1991 г. независимым государством. В последнее десятилетие Республика Беларусь получила возможность са-мостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю культурную по-литику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации системы междуна-родного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях админи-стративно-командной системы, в новую демократическую систему, опи-рающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самоде-ятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и ис-кусства. Заметно увеличилось количество государственных и обществен-ных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами республики (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных ма-стеров искусства на коммерческой основе не только содействовало по-вышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления ма-териальной базы культуры. К благоприятным факторам в культурной сфере следует отнести международное признание Беларуси, установление дипломатических от-ношений и обмен посольствами и представительствами с зарубежными странами. Однако на новом этапе Беларуси пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В силу своего политического веса и экономического по-тенциала Беларусь не является активным участником мирового куль-турного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Уже первые месяцы независимого существования показали, что для заво-евания достойного места в мировом и общеевропейском сообществе не-достаточно лишь намерений и деклараций, необходима целенаправленная и энергичная работа государственных институтов, всего белорусского общества по формированию позитивного образа страны. Расширение открытости Республики Беларусь привело к уси-лению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных ин-формационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремитель-ное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.
Устранить негативные последствия глобализации не под силу мо-лодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.
Вопрос 50. Информационно-семиотическое измерение культуры.
Л.Уайта, Э.Кассирера, Ю.Лотмана и др. исследователей благодаря их трудам к 1970-м гг. складывается новая парадигма в науке о культуре – информационо-семиотическая. Большую роль в формировании ее сыграли Лотман и возглавляемая им Тартуско-московская школа.
Развиваемое в этой парадигме понимание культуры в некотором смысле возвращается к выдвинутому просветителями XVIII в. взгляду на разум как главную силу, обуславливающую специфику человеческого бытия, но делает это на новой основе, на более высоком уровне развития науки.
Разум человека дает ему возможность особыми, неизвестными природе способами добывать, сохранять, накапливать, обрабатывать и использовать информацию. Эти способы связаны с созданием специальных знаковых средств, с помощью которых информация кодируется и транслируется в социуме. Важнейшим из таких средств является вер-бальный язык, но, вообще говоря, разум включает в себя «способность к символизации» (Кассирер, Уайт) – к наделению любых предметов и явлений смыслом, в силу чего они, как выражается Уайт, становятся «символатами», т.е. знаками и составленными из них «текстами», не-сущими в себе социальную информацию. Если у животных носителем информации служит их тело, то люди выносят информацию вовне, объек-тивируют ее в вербальных и вещественных знаках. У животных инфор-мация передается от поколению к поколению через гены, и каждое поко-ление начинает приобретать опыт с «нуля»; в человеческом обществе же появляется специфическая, отсутствующая у животных надбиологическая форма информационного процесса: объективированная в различного рода знаках социальная информация сохраняется и осваивается после-дующими поколениями, благодаря чему объем имеющейся у людей ин-формации со временем быстро возрастает. Так возникает огромный, жи-вущий в постоянном изменении и развитии мир социальной информации.
Таким образом, человек живет в созданной им самим информаци-онной среде – в мире предметов и явлений, являющихся знаками, в кото-рых закодирована разнообразная информация. Эта среда и есть культура.
Сказанное характеризует сущность информационно-семиотической концепции культуры. Если ограничиться кратким определением культуры с точки зрения этой концепции, то можно его сформулировать так: культура – это мир социальной информации, кото-рая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Но краткая дефиниция не может полностью охватить все содержание сложного научного понятия и обычно указывает лишь некоторые его признаки. Некоторые из них, дающие весьма важные характеристики культуры.
Л.Уайт: «Культура представляет собою класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматри-вается в экстрасоматическом контексте».
Ю.Лотман: Культура может рассматриваться как «совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения»; «семиотический механизм, имеющий целью выработку и хранение информации»; «знаковая система»; «язык и совокупность текстов на этом языке»; «механизм, создающий совокупность текстов»; «коллективный интеллект».