Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы)

Под караваджизмом обычно понимаются те особенности творчества Караваджо, которые характерны для его произведений раннего периода (до 1597 года) и среднего периода (1597-1604 гг.) В соответствии с этим выделяется ранняя, или светлая караваджистсткая живопись и зрелая караваджистская живопись «погребного освещения», или «тенебросо».

Отличающая эти периоды манера живописи Караваджо, большой формат картин, их монументальный характер, композиции, развернутые только на переднем плане, фигуры или часто полуфигуры, данные в большом масштабе и заполняющие все полотно, отсутствие интереса к показу пейзажа, среды, бытовой обстановки, широкое использование религиозных сюжетов, но их реалистическая и демократическая трактовка, написанные с натуры простонародные образы, преобладание драматических ситуаций, суровой героики, сильных чувств и волевых напряжений – вот комплекс основных признаков, определяющих понятие «караваджизм».

Идеи Караваджо подхватываются его учениками и последователями в Средней и Южной Италии; они становятся достоянием многих фламандских, голландских и французских мастеров, находящихся в Риме с образовательной целью, и с их помощью, а также различными другими путями разносятся по разным европейским странам.

Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru Какое бы сильное влияние ни оказал Караваджо на итальянскую школу (его принципы развивали Дж.Б.Караччоло, О.Борджанни, О.Джентилески), притом не только на своих последователей, но и на многих академистов, в Италии он одинокая фигура в силу не только революционности своего метода, но и в силу органичности, цельности своего искусства. Заимствование частностей из опыта Караваджо могло придать новизну и эффектность идеализированным композициям, но смысл его реформы ускользал даже от талантливых учеников, как Орацио Джентилески и Серодине.

Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru

Караччоло «Саломея» Серодине «Христос среди книжников»

Чрезвычайно важное значение имело искусство Караваджо для неаполитанской школы. Традиции караваджизма были здесь очень сильны на протяжении всего XVII века. Их разрабатывал и работавший в Неаполе испанский живописец Хусепе Рибера, чье искусство повлияло на других мастеров неаполитанской школы. В творчестве ведущих неаполитанских живописцев (М. Станционе, Б. Каваллино, М. Прети) барочные стилистические принципы были как бы восприняты сквозь призму эстетических идеалов Караваджо; их искусству присущи и черты демократизма, и драматическая сила, искренность и подлинная страстность духовного выражения, порой с оттенком своеобразного романтизма.

Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru

Матиа Прети «Концерт» Массимо Станционе «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

Подлинными наследниками Караваджо, развившими прогрессивные стороны его искусства, были художники не Италии, а Испании и отчасти Фландрии. Испанским художникам оказались близки контрасты света и тени (хотя у испанского художника Рибальта они появились до знакомства с Караваджо) и особенно контраст грубой телесности и «материализованного», спущенного на землю чуда. У Риберы и Сурбарана, развивающих принципы Караваджо на испанской почве, чувственное наделяется героикой пластической мощи, даже если это простой кувшин, а сверхчувственное, даже если это райское видение, приобретает зримые, телесно ощутимые формы.

Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru

Сурбаран «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»

Рибера «Св. Иероним и ангел»

Что касается фламандского искусства, то первые значительные работы, исполненные Рубенсомпосле возвращения из Италии на родину («Воздвижение креста» (1610-1611), «Снятие с креста»(1611-1614)) для собора в Антверпене – не могли возникнуть без итальянских впечатлений, в частности без знакомства с Караваджо, который заинтересовал его больше всех из современных художников. Однако произведения Рубенса совершенно самостоятельны.

Многим был обязан Караваджо и Йорданс. Его работы были хорошо известны фламандцу, хотя он и не посещал Италии. В живописном стиле его ранних работ очевидно влияние Караваджо. «Поклонение пастухов» (1618-1620) Все персонажи написаны с покоряющей силой реальности и в то же время воплощают глубокое, искреннее чувство, простодушно-чистое и трогательное.

Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru Рубенс «Снятие с креста» Йорданс «Поклонение пастухов»

В Голландии для художников было определяющим стремление к правдивому отражению действительности, к конкретности ее воплощения, в следствие чего искусство Караваджо было очень привлекательным для голландских мастеров. Творчество утрехтстких караваджистов – Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена, Д. ван Бабюрена – оказало влияние на голландскую художественную культуру.

Во Франции самобытный и сильный талант Жоржа де Латура выделил «Шулера» и «Гадалку» из других многочисленных воплощений этих сюжетов, популярных в караваджистской живописи. Караваджизм оказал решающее влияние на формирование стиля Латура, но французский мастер понял и ассимилировал его по-своему. Его картины чаще всего написаны на религиозный сюжет, имеют композицию с небольшим количеством персонажей и искусственным освещением. Эффекты искусственного освещения не являются для Латура исключительно формальным средством; они способствуют найти и раскрыть в сюжете его наиболее важный, глубинный, духовный смысл.

Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы) - student2.ru

Жорж де Латур «Гадалка» , «Иов и его жена»

Наши рекомендации