Архитектура Шумера и Аккада

На протяжении конца 4 – начала 3 тыс. до н.э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция.

Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них – Белый Храм в Уруке (конец 4 тыс. до н.э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тыс. до н.э. возник тип храма – зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета ­ черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

С середины 3 тыс. до н.э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.

Скульптура

Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера – изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н.э. появилось изображение человека – участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. до н.э. появляются фантастические сюжеты.

И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников – Триумфальная "Стела коршунов" (ок. 2500г. до н.э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой – воины, воплощение грозной силы.

В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до. н.э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.

Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3 тыс. до н.э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмического однообразия и другие (стела царя Нарам-Суэна, ок. 2300 г. до н.э.).

Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т.п.), отличающееся многообразием и изысканностью.

КРИТО-МИКЕНСКАЯ (ЭГЕЙСКАЯ)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией явилась культура, которая существовала в III-II тыс. до н.э. на островах и побережьях Эгейского моря. Основными центрами этой культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полуострова).

Наибольшего расцвета эгейское культура достигла на Крите в xviii-xv вв. до н.э. Микены в это время находились под влиянием Крита, отсюда название ­ крито-микенская, или эгейская культура.

Одним из древнеших центров эгейской культуры была легендарная Троя. Раскопки, произведенные уже в конце XIX – нач.ХХ вв., обнаружили остатки развитой культуры: крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс. Был обнаружен замурованный в стене так называемый клад Приама – многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства. События, происходившие в Трое, знаменитая Троянская война послужили основой великого эпоса Гомера – поэм "Илиада" и "Одиссея".

Во III – II тыс. до н.э. значительным культурным центром стал Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Был возведен Кносский дворец, стены которого были украшены фресками (фреска – живопись по сырой штукатурке), их сюжеты отражали жизнь обитателей дворца, воссоздавали мир религиозных и фантастических образов. Напоминающий по своей планировке дворцы правителей стран Востока, Кносский дворец не был отделен от города крепостной стеной. Даже облик его парадного зала был лишен надменной представительности.

Изысканностью, легкостью, богатством фантазии отличается и скульптура – мелкая пластика, дошедшая до нас. Это фигурки животных – коз, быков (бык почитался на Крите, его изображения очень выразительны), статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках (вероятно, они олицетворяли богиню растительности, покровительницу всего живого).

Особой красотой и тонкостью отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской различные орнаменты – геометрические и растительные. Как изящны линии этих ваз, прихотливы формы, как свободна рука художника! Волнистые, колеблющиеся линии подчеркивают текучесть формы, орнамент находится в соответствии с плавными закругленными контурами вазы.

Ничего подобного не было в искусстве других стран, древних восточных деспотий. Образы тех произведений отличались статичностью, неподвижностью, окаменелостью. Архитектура, скульптура, живопись Древнего Крита отразили свободу мышления и творческого воображения авторов.

Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета xvii-xivbb. до н.э.) были найдены в Микенах и Тиринфе – крепостях на территории материковой Греции, древнейших в Европе.

Художественная культура этого региона имела много общего с критской, но и отличалась от нее большей суровостью и мощностью, что наиболее ярко проявилось в монументальной архитектуре. На крутых скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название "акрополя" (что значит "верхний город"). Здесь все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м., высота – до 18-20 м. Древним грекам казалось, что эти сооружения могли возвести легендарные одноглазые великаны-циклопы. Ученые назвали эти стены "циклопическими".

Представление о подобном дворце дает Акрополь в Тиринфе. В отличие от Кносского дворца-лабиринта в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр Акрополя – дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине – мегарон, где происходили торжественные собрания мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма.

В развалинах дошел до нас Акрополь в Микенах. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Сохранились центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен – "Львиные ворота".

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами (фриз – декоративная полоса, расположенная по верху стены). Сюжеты – батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезли свобода и непринужденность движений, свойственные живописи Лабиринта на Крите. (Фреска из Тиринфа – "Выезд охотниц", xiv в. до н.э.)

Гомер назвал Микены златообильными. В Микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости и т.д. Сами гробницы строились по образцу круглого жилища на Крите. Но в Микенах они более грандиозны, так как являлись не семейными или родовыми усыпальницами, а царскими. Микенская гробница представляет собой каменное сооружение, врытое в землю на склоне холма; к нему ведет траншея-коридор, а само оно покрыто землей. Сложенные из камня стены смыкаются наверху, образуя ложный купол. Такие гробницы в древности получили распространение севернее Греции, во Фракии, а затем в Греко-Боспорском царстве, существовавшем в Крыму, в районе нынешней Керчи.

В период Троянской войны (нач. XIII в. до н.э.) ранние рабовладельческие государства эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открыта была эгейская культура в конце XIX – нач. ХХ вв. археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом.

Наследие эгейского мира сыграло значительную роль в формировании художественной культуры Древней Греции и Рима.

Наши рекомендации