Культура римской республики

После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и полнотой гражданских прав в ней пользовались лишь потомки родовой знати (патриции).

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, греческие и этрусские.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составления имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс, Публий Вергилий Марон. Римские имена состояли из личного (собственного), родового имени и фамильного (прозвища) - cognomen. Начиная с IV в. до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

Война была неотъемлемой принадлежностью римского образа жизни. Все завоеванные территории превращались в провинции - «поместья римского народа».

Вместе с тем в Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Экономический и общественно-политический строй Рима породило свою систему ценностей, где главное место принадлежало воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени. У римлян и мифы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив место историческим преданиям, особенно истории римских войн.

Своеобразной была и римская религия, которая в отличие от греческой включала в себя не только олимпийский пантеон, но и божества Гениев, Ларов и Пенатов - покровителей дома и домашнего очага. Одним из широко почитаемых богов итальянского происхождения Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, а также всякого начала.

Рим имел и собственную мифологию, но она была лишена той поэтичности и одухотворенности, так характерной для греческих мифов.

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов - греков. Многочисленные деятели римской культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы - в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

Литература

В I в.до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика - искусство политического и судебного красноречия. Это было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира (у римлян она называлась «сатуре») - литературный жанр чисто римского происхождения. Ярким его представителем был ЛУЦИЛИЙ (II в. до н.э.).

Архитектура

Зодчество было важнейшим видом искусства республиканского Рима. Достижения римлян в этой области были значительными и выдающимися, хотя они были связаны с этрусками (у которых римляне позаимствовали арку) и с греками (подарившими Риму ордера). Тем не менее, римская архитектура во многом отличалась от греческой.

Римляне создали новую конструктивную систему (взамен стоечно-балочной системы греков) - искусствоведы называют ее монолитно-оболочечной. Суть ее состоит в том, что римляне в отличие от греков не придавали ордеру конструктивное значение, а рассматривали ее лишь как часть декора здания в то время как опорой стала стена, возводимая их кирпича и бетона.

В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этруссков), дорический, ионический и коринфский, причем последнему, как наиболее декоративному и зрелищному, они отдавали явное предпочтение. Римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Римские храмы отличались от греческих своей грандиозностью - они как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольной формы с лестницей). Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - Храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. В III в. до н.э. он был обнесен колоннадой.

Широкое применение арочных и сводчатых конструкций. Но римляне не отказались от колонн -ими украшались общественные здания, например, огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (I в. до н.э.). весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигавшиеся в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наибольшее распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить а Риме новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря - трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви).

В архитектурном облике Рима и городов провинций важнейшую роль играли сооружения общественного назначения: храмы, цирки, ипподромы, амфитеатры, бани (термы), базилики и др.

Строились также здания, предназначенные для проживания, - многоэтажные инсулы для бедноты, роскошные особняки и загородные виллы для богатых римлян.

Скульптура

В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах присутствует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Памятники римской скульптуры II-I вв. до н.э. весьма немногочисленны. Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличалась римская система ценностей и римская культура от греческой?

2. Почему римская мифология была гораздо «скромнее» греческой?

3. Какую роль сыграли греки и этруски в становлении культуры Рима?

4. Проанализируйте основные сходства и различия греческой и римской архитектуры.

Наши рекомендации