Искусство Византии первой половины 13 века
1. Византийская империя в первой половине 13 века. Развитие монументальной живописи и миниатюры.
2. Искусство балканских славян в 13 веке (Болгария, Сербия, Македония)
1. Последние 10-ия 12 века стали периодом крупнейшего за всю историю Византии социально-политического кризиса. В течение 12 века в Византии сложилась устойчивая военно-чиновничья элита, не считавшаяся с интересами населения. Возникла тенденция к феодальной децентрализации, выразившаяся в появлении на территории империи самостоятельных образований (Кипр, область центральной Греции). Византия была вынуждена признать независимость Болгарии и Сербии. Византийские армии в этот период терпят поражения от турок-сельджуков, одновременно начались народные восстания в Константинополе. Вследствие борьбы за власть придворных группировок в Константинополе в апреле 1204 года он был взят крестоносцами. Наряду с владениями крестоносцев (латинскими) на территории распавшейся Византии образовалось три греческих самостоятельных центра: Никейская империя и Трапезундская империя в Малой Азии и Эпирский деспотат в Северной Греции.
Центром консолидации греческих сил и борьбы за ликвидацию Латинской империи стала Никейская империя. Здесь крепли представления о ценности византийской культуры и росло внимание к античному наследию, сыгравшее важную роль в искусстве возродившейся во второй половине 13 в. Византийской империи. В 13 веке про этот город писали, что «по обилию ученых людей она представлялась древними Афинами». В Никейской империи зарождается неоэллинистическое течение в искусстве, которое достигло полного развития к началу 14 века. В то же время, наряду с новыми художественными течениями существовали и консервативные тенденции, отразившиеся, как в иконописи, так и в миниатюрах. К особенностям нового стиля в искусстве 13 века относятся: стремление художников дать целостное построение образа, неразрывная связь фигур и архитектуры, тенденция к передаче пространственности, усложнение пейзажа и архитектурных форм, которые становятся все более объемными, чаще применяются кривые и изогнутые линии, движения фигур становятся все более свободными, нередко их одеяния показаны развевающимися, мазки становятся более смелыми и широкими, усложняется колористическая гамма. Параллельно с изменением стиля меняется также иконография, в которой наметился ряд существенных новшеств: все чаще появляются в живописи драматические эпизоды Священного Писания и новые детали – в сцене Распятия некогда прямое тело Христа сильно изгибается, голова склоняется на плечо, ангелы нередко изображаются плачущими, иконографический тип «Умиление» усложняется: стоящий на коленях Богоматери младенец порывисто прижимается к ее щеке и т. д. В целом, стиль искусства 13 века характеризуется нарастанием чисто живописных элементов, живопись приобретает больший драматизм и свободу. Ряд исследователей (Д. В. Айналов) связывает эти изменения с влиянием западного, преимущественно итальянского искусства. По мнению В. Н. Лазарева, эти мотивы возникли на итальянской почве совершенно самостоятельно, явились логическим результатом оживления всего искусства в 13 веке (часть из них появляется уже в 12 веке, часть восходит к эллинистическим традициям).
Наиболее ярко новый стиль отразился в искусстве миниатюры (Евангелие в Ивере и Евангелие из Национальной библиотеки в Париже. Парижскую рукопись приписывают македонскому мастеру, исполнившему ее для знатного крестоносца или латинского священника. Для миниатюр характерно усиление пространственности, усложнение архитектуры, усиление движения фигур. В сцене Благовещения Мария представлена в резком повороте, одеяние ангела раздулось от ветра. В Иверской рукописи изображенные фигуры евангелистов обладают объемом и тяжестью реальных тел, также объемна и окружающая их мебель. От 13 века до нас дошли мозаические иконы, отразившие новшества в живописи (Христос Еммануил, Итсорический музей в Москве, Николай Чудотворец из Музея Западного и Восточного искусства в Киеве, Одигитрия с архангелами из собрания Синайского монастыря.
Изучение эволюции стиля монументальной живописи 13 века осложняется отсутствием объединяющего центра в виде Константинополя. В данный период с одной стороны, происходит возврат к монументальным решениям 10 века (фрески в Салониках), с другой наблюдаются явления нового стиля. Консервативностью отличалось искусство Эпирского деспотата, крупнейшим памятником которого являлась роспись церкви Панагии Паригоритиссы в Арте (столица), трехэтажное здание, почти квадратное в плане. Главный купол, поддерживаемый колоннами, покрывает колодцеобразное центральное пространство, прорезающее здание сверху донизу. В куполе был расположен Прантократор, в простренках барабана – пророки, паруса были украшены изображениями евангелистов. Если образ Христа был исполнен в тяжеловесной, монументальной манере, то изображения евангелистов характеризуются живописностью, свободными трехчетвертными поворотами, изяществом пропорций. Примечательно, что в данной церкви мозаики византийского стиля уживаются со скульптурным декором романского типа. Деятельность крестоносцев оставила глубокий след в пластике, но не в живописи, которую византийцы оберегали от иноземных влияний.
2. После взятия Константинополя начинается усиленная эмиграция греческих художников в Сербию, Болгарию, Грузию, Армению, Италию. Взятие К. послужило одной из причин активизации местных национальных школ, которые освободившись от постоянного воздействия столичного искусства, выходят на путь самостоятельного развития. В Сербии, Болгарии, Греции, Македонии, Грузии создаются оригинальные памятники миниатюры и монументальной живописи. В живописи главным образом Сербии, а также Болгарии в то время смело разрушались старые каноны, нарастала жизненность образов, приобретавших динамичность и яркость выражения. В монументальной живописи 13 века ведущее место принадлежит фреска Сербии и Македонии. В частности, в Сербии особенно сильным были реалистические тенденции в живописи, восходящие к народному искусству этой страны. Для фресок характерны: непосредственность выражения чувств, сила художественных образов. Местные художники упростили художественный язык византийцев, и в то же время, сделали его гибким. В начале 13 века сербы основали самостоятельное государство, что способствовало подъему национального самосознания и появлению национальных кадров живописцев. Они выполняли многочисленные заказы королевского двора, так как каждый король возводил свой собственный храм. Греческие художники, жившие в Сербии, были вынуждены приспосабливаться к местным традициям.
В начале 13 века была возведена церковь Богородице в Студенице. Фрески имеют голубой фон и выполнены в светлой колористической гамме. Иконографическая система росписи традиционна: Богоматерь в апсиде, евангелисты на парусах, сцены из жизни Христа и святителей на стенах и сводах. По своему стилю фрески Студеницы существенно отличаются от константинопольского искусства. Все формы стали крупными и тяжелыми, в фигурах подчеркивается физическая мощь, реалистическая трактовка лиц, в некоторых из которых выражен славянский тип. В росписи церкви Возесения монастыря села Милешева черты национального сербского стиля определяются более четко. Фон росписи не традиционно синий, а желтый, что вызвано стремлением художников подражать мозаике. Для усиления сходства с мозаикой этот желтый фон покрыт тончайшей сеткой едва заметных линий, которые создают иллюзию мозаической кладки. Поверх желтого фона местами нанесен тонкий слой золота, стершийся от времени. Массивные фигуры с тяжелыми конечностями облачены в широкие одеяния, свободно написанные лица обработаны с помощью резких зеленых теней. В целом, для стиля росписей характерна монуменальная тяжеловесность. Наиболее крупным фресковым циклом в Сербии 13 века является роспись церкви св. Троицы в Сопочанах, воздвигнутой королем Стефаном Урошем около 1260 года. Роспись храма лишена монолитного единства (разные ее части были расписаны в разное время). Наиболее значительной является древнейшая часть росписи (1265), от которой сохранилось множество фрагментов. В средней части апсиды находилась композиция Евхаристия, в куполе находились изображения пророков, в парусах – фигуры евангелистов, нижние части южной и западной стены занимает характерный для сербских храмов групповой портрет основателя церкви, членов его семьи и предков. В целом, церковная роспись в 13 веке подвергается усложнению. Большинство сюжетов было заимствовано из византийской живописи 12 века. Как и росписи Милешовы, фрески Сопочан имеют желтый фон, который был покрыт тонким слоем золота. Сопочанские фрески являются одним из наиболее оригинальных памятников монументальной живописи. Отдельные сцены отличаются подчеркнуто пространственным характером, чему способствуют архитектурные кулисы; евангелисты изображены на фоне сложных сооружений, движения фигур становятся более свободными, вместо типичной для 12 века линейной проработки форм вводится свободная живописная техника, базирующаяся на широких мягких мазках. Такими мазками накладываются свободные слои красок, голубоватые и зеленые рефлексы и энергичные белые блики. Но рядом с этими передовыми элементами продолжают существовать и пережитки: тяжеловесность фигур, грубоватый рисунок, жесткие параллельные, либо ломающиеся складки. Фрески Сопочан с их ясными, легко обозримыми композициями, с их слитностью со стеной могут быть смело причислены к шедеврам средневековой монументальной живописи. С конца 13 века сербская живопись вступает в новую фазу развития. Тесные связи с константинопольским двором привели к усилению византийских влияний. При этом, с точки зрения исследователей, утратились многие качества сербской живописи – свежесть и непосредственность выражения эмоций. Греческим влиянием объясняется грубоватый и несколько стереотипный характер ряда сербских фресок конца 13 века, в них иллюстративное начало играет большую роль. Конец 13 века ознаменовался деятельностью двух мастеров из Салоник – Михаила Астрапы и Евтихия. В частности, их подписи имеются в росписи церкви Богородицы в Охриде. Фрески располагались регистрами, идущими друг над другом. Авторы фресок предпочитают многофигурные, пронизанные сильным движением композиции с массивными архитектурными фонами, рисунок лишен тонкости, колорит излишне пестрый.
По сравнению с сербскими памятниками, болгарские росписи 13 века отличаются гораздо более консервативным характером. В своем художественном развитии Болгария отставала от Сербии, чья живопись играла на Балканах ведущую роль. От болгарской монументальной живописи 13 века сохранилось лишь два крупных памятника: роспись церкви 40 мучеников в Тырново (1230) и церкви св. Николая и Пантелеймона в Бояне (1259). Часть тырновских фресок погибла во время землятресения в 1913 году. Для их стиля характерна линейность, отсутствие правильного масштаба между фигурами и ландшафтом, развертывание угловатых фигур на плоскости. В композициях западной стены наблюдается оживление художественного языка (более свободные контуры, более мягкие складки, большее движение), но в целом, их стиль примыкает к 12 веку. Росписи Боянской церкви являются более значительными. Сохранившиеся фрагменты – Деисус и фигуры святителей в апсиде, Благовещение по сторонам триумфальной арки, Сошествие во ад – отличаются высоким качеством исполнения. Для них характерны сочные свежие краски (голубая, светло-зеленая, золотистая охра, оранжево-красная). В то же время, приземистые фигуры лишены движения, отсутствует развитый архитектурный фон, Чисто национальные типы лиц и славянские надписи ясно указывают, что в Бояне работали болгарские мастера. Сильным было также западное, романское влияние, выражающееся: своеобразное построение композиции – архитектурные сооружения и фигуры перегружают поле изображения, между фигурами отсутствует правильный масштаб, массивные сооружения романского типа на фоне, стилизованная трактовка волос.
Македония в 13 веке играла видную роль, была передаточным пунктом, через который византийское искусство проникало в Болгарию, Сербию и Россию. Одним из провинциальных центров Македонии была Кастория, на почве которой сохранилось немало церквей, украшенных фресками. Для них характерно упрощение и огрубление форм, черты лиц увеличены, складки одеяний утратили ритмичность. Основная роспись церкви св. Николая в селе Манастир характеризуется более пластическим пони манием фигуры, более изящными формами. В церкви Св. Леонтия в Водоче интересен фрагмент с изображением 40 мучеников. Их фигуры полны экспрессии и движения, каждая голова отличается индивидуальностью.
Так же как и живопись славянских стран Балканского полуострова, важную роль в дальнейшем развитии архитектуры Византии сыграла и их архитектура - особенно болгарская с ее пристрастием к пестрой, яркой, узорной отделке храмов, родственной образам народного творчества.