Оборудование, инструменты и художественные принадлежности
Рабочее место художника. Им может быть творческая мастерская - место, где помимо каждодневной экспериментальной, поисковой, вспомогательной и иной работы, связанной с изобразительной деятельностью, по многим составляющим творческого процесса, создаются наиболее значительные произведения. Или это место в учебной мастерской на занятиях по живописи, а может в этюдной работе на пленэре.
Как бы то ни было, рабочее место должно быть организовано так, чтобы все необходимое было под рукой, все было удобно и соответствовало специфике работы.
Что необходимо иметь из оборудования и различных принадлежностей художнику' для полноценной творческой работы?
Описание необходимого оборудования следует начать с мастерской художника - в ней можно встретить все, чем художник пользуется в своей работе, как в стационаре, так и на пленэре.
Мольберты, в большинстве случаев, являются одним из основных атрибутов мастерской художника. Мольберты бывают двух видов: стационарные и походные. Вмастерских, в качестве прочной и устойчивой подставки под картины разных размеров используются стационарные мольберты, которые изготавливаются из древесины хвойных или твёрдых пород. Мольберт состоит из П. - образной рамы, закреплённой вертикально в устойчивом основании и стрелы, у нижнего основания которой находится полка для размещения холста, а сверху - картинодержатель, перемещающийся по стреле вертикально. Положение стрелы на раме фиксируется защёлкой.
Двусторонние стационарные мольберты, в отличие от обычных, большего размера, имеют подъёмный винтовой механизм, регулируемый угол наклона стрелы и основание на колесиках для более лёгкого его передвижения.
Походные мольберты предназначены для работы, как в условиях мастерской, так и на пленэре. Такие мольберты, так называемые треножники, не рассчитаны на размещение на них больших холстов и не так устойчивы, как стационарные, но они мобильны и относительно легки. Изготавливаются треножники из дерева или дюралевых трубок.
Этюдники представляют собой различные по размерам и оснащению ящики для принадлежностей живописца и выпускаются в трёх видах: обычные, этюдники с треногой и этюдники — мольберты.
Этюдник обычный это неглубокий ящик с крышкой. Внутри крышки имеются крепления для размещения фанеры с планками - держателями, в которые вставляются, как правило, две картонки для этюдов. Основная часть ящика имеет отсеки для кистей, красок и ёмкостей под разбавитель.
Этюдник с дюралевой треногой (с ножками) выпускается отечественной
промышленностью двух размеров: 27 х 40 х 7,5 см и 40 х 52 х 8,5 см. Такие этюдники снабжаются палитрой, фанерой-держателем картона и запасным винтиком. До недавнего времени в комплект этюдника входили бачок под разбавитель и круглая масленка. Однако теперь эти необходимые вещи приходится приобретать отдельно.
Этюдники-мольберты (пока только импортного производства), выпускаются как обычные, так и с деревянной треногой. Основная конструктивная особенность таких этюдников в том, что портативный мольберт - держатель картинной плоскости вынесен на внешнюю сторону крышки этюдника.
Палитра- это поверхность для смешивания красок перед нанесением их на холст. Для работы масляными красками применяются, как правило, деревянные палитры, которые изготавливают из прочной, лёгкой, хорошо высушенной древесины, в основном твёрдых пород дерева (ореха, груши или клена), а также качественной фанеры. По форме палитры бывают прямоугольные и овальные, различной конфигурации. Деревянные палитры пропитывают тёплой олифой или лаком. При хорошей пропитке палитра не обезмасливает краски, сохраняя их качества.
В стационарных условиях удобно использовать большие палитры, расположенные на столах. Такие столы ~ палитры, аналогично большим мольбертам, для более лёгкого их перемещения снабжены колесиками. Внутри стола имеются ящики и полки для красок, кистей, разбавителей и других вещей, необходимых в работе. А сама палитра, находясь на специально сделанной для неё подставке, регулируется по наклону.
После каждого сеанса палитру следует чистить и мыть разбавителем №2 или скипидаром, но не обильно, так как они разбавляют масло, которым может быть пропитана палитра. Если же палитра запущена, засохшую краску размягчают, нагревая её. Для этого на палитру кладут листочки бумаги, смоченные разбавителем, и зажигают, следя за тем, чтобы не загорелось дерево. Нагретая краска размягчается и затем легко снимается с палитры мастихином. Проделывать это желательно вне помещения.
В живописной работе могут быть использованы и, так называемые, импровизированные палитры. Ими могут служить пластмассовые или керамические поверхности (плитки, тарелки), проклеенные или пропитанные маслом плотная бумага, картонные или фанерные дощечки. Такие небольшие палитры целесообразно иметь для работы лессировками. Во избежание случайных смесей, на палитру выдавливаются лишь те краски, из которых составляется тон лессировок.
Маслёнка(одна или несколько) закрепляется на краю палитры или в прорези для большого пальца руки. Эти небольшие круглые чашечки предназначены для различных разбавителей, применяемых в работе. Маслёнки бывают пластиковые или металлические, одинарные и двойные, с крышечками и без них.
Мастихин- необходимый инструмент, как в стационарной работе художника, так и на пленэре. С его помощью можно наносить краску на холст и моделировать её в сочетании с работой кистью. А также его применяют для снятия лишнего красочного слоя с холста и чистки палитры. Мастихин имеет гибкое, плоское лезвие из нержавеющей стали и деревянную ручку, обычно промасленную или лакированную. Размеры и формы мастихинов различны и удобны при выполнении определённого вида работ.
Муштабель- приспособление в виде длинной, круглой палочки, сужающейся к концу, и имеющей на нём мягкий (поролоновый) шарик. Инструмент предназначен в качестве опоры под руку, обычно при выполнении мелких деталей и отдельных фрагментов картины, в исполнении которых требуется «твёрдость руки». В обычных условиях муштабель может заменить простая деревянная рейка подходящей длины, но опираться ею в работе придётся не на холст, чтобы не продавить его, а на ребро подрамника или раму.
Зонт и стульчик.Эти принадлежности желательно иметь в работе на пленэре. Складные стульчики бывают разной конструкции и размера: простые или со спинкой, маленьким рюкзачком, расположенным под сиденьем. Возможно, это имеет некоторые удобства, но лучше остановить свой выбор на самом простом, так как он более лёгкий и компактный.
Зонт, предназначенный для художников, работающих на пленэре, имеет важное значение не только в создании определённых удобств в работе на открытом солнце или под дождём, но и для решения поставленных задач, одной из которых является верная передача цвето - тональных отношений природы. Состоит зонт из «штыка», трубки, аналогичной ножкам этюдника и собственно зонта. Штык вбивается в землю, на него насаживается трубка и закрепляется винтом. Сам зонт может подниматься на некоторую высоту и имеет угол наклона.
Кисти.
Кисть является основным и самым совершенным инструментом живописца. С её помощью решается множество задач, она позволяет работать во всём разнообразии живописных техник и приёмов. Но далеко не каждая кисть годится для универсальной работы в различных видах живописного искусства. Поэтому качество произведения во многом зависит от того, насколько хорошо знает и чувствует художник выразительные возможности этого инструмента.
Кисть состоит из деревянной ручки, металлического держателя (обоймы) и волосяного пучка. Ручки изготавливаются из дерева и имеют различную длину, форму и покрытие. В работе более удобны кисти с длинными ручками (23 - 25 см). Держатель делается обычно из алюминия или меди, как правило, хромированных, чтобы предохранить его от ржавчины. Держатели кистей высокого качества цельные и надёжно крепятся к ручке двумя - тремя характерными глубокими поясками. Качество кисти определяется в первую очередь качеством волосяного пучка. Чем он качественней, тем больше он держит краски, не теряя своей формы.
Различаются кисти по форме, виду волоса и по назначению.
По форме волосяного пучка кисти бывают плоские, круглые, остроконечные, тупоконечные, длинные и короткие. Форма кистей имеет большое значение. В зависимости от неё кисти дают различный мазок и потому имеют разное назначение. Отечественной промышленностью кисти выпускаются: плоские с №2 по №30 и круглые с №1 по №13.
По виду волоса выпускаются кисти щетинные, колонковые, беличьи, а также другие, по разным причинам реже применяемые в масляной живописи.
Кисти щетинныенаиболее применимы в масляной живописи. Они имеют белый или чёрный цвет, что не влияет на качество. Хорошая свиная щетина эластична, гибка и одновременно упруга.
Из более мягких кистей, к которым относятся медвежьи, барсуковые, песчаниковые, хорьковые, коровьи, колонковые и беличьи, можно посоветовать последние два вида.
Кисти колонковыесчитаются лучшими из перечисленных, наиболее удачно соединяющие в себе упругость с мягкостью и эластичностью. В масляной живописи применяются в основном при выполнении различных мелких деталей, а также в работе лессировками.
Кисти беличьиочень мягки и эластичны. Используются главным образом в акварели, но в технике масляной живописи также могут применяться, работая жидко разбавленными красками. Незаменимы в процессе лессировки по сырому, когда прозрачную краску надо положить так, чтобы не повредить нижележащий, ещё сырой, слой.
По назначению кисти разделяются на художественные, школьные, отводные и флейцы.
Кисти отводные(шлиппера) отличаются сильно удлинённым мягким волосяным пучком. Они вбирают в себя много краски, потому и применяются в основном там, где необходимо провести длинную линию или мазок (например, в стенной живописи для нанесения контуров рисунка).
Флейцыизготавливаются как из жёсткого, так и из мягкого волоса и имеют, как правило, плоскую, в виде лопаточки, форму. Применяются для нанесения грунта, его тонирования, покрытия лаком живописи, а также флейцевания и разравнивания лессировочных покрытий в процессе живописи.
Кисти могут служить достаточно долго, если за ними регулярно ухаживать. После каждого сеанса кисти непременно надо вымыть в разбавителе №2 или скипидаре. Если есть вода, лучше это сделать с мылом под струёй теплой воды. Намыливая кисть, затем, потирая ею о ладонь, не следует на неё сильно нажимать, во избежание поломки волоса о край обоймы. Так, намыливая и смывая, делаем это до тех пор, пока полностью не вымоем остатки краски из кисти.
Для мытья кистей производятся также кистемойки, представляющие собой сосуд в сосуде в виде ведёрочек. В нижнее наливается керосин или разбавитель №2 и в него вставляется верхнее, имеющее дно с дырочками, а наверху скобу с пружиной. Кисти опускаются в ведёрко и закрепляются в пружине так, чтобы, погружаясь в жидкость, они не касались дна. В таком положении их можно оставлять до следующего живописного сеанса или, потерев о сетчатое дно ведёрочки, вынуть и вытереть кисти насухо. Чтобы кисть лучше сохраняла свою форму, волосяной пучок, аккуратно, не перегнув его, оборачивают тонкой бумагой.
Чистые кисти хранят в мастерской в банках или кувшинах волосом вверх, следя за тем, чтобы они ни с чем не соприкасались.
При длительном хранении кистей без употребления, их следует пересыпать нафталином или обработать раствором декстрина и так, пропитанными, высушить, чтобы защитить кисти от порчи насекомыми.
МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ
Технология масляной живописи сложна и капризна, А технологическое качество живописного произведения складывается из многих составляющих, основными из которых являются: добротная основа, качественный грунт и, наконец, технически и технологически выстроенный процесс ведения работы.
Немалую роль в создании качественного произведения играют и сами масляные краски. Знание художником свойств красок, разумное их применение в работе избавят от многих из дефектов, которыми страдают произведения, выполненные в технике масляной живописи.
СОСТАВ МАСЛЯНЫХ КРАСОК
Пигментявляется основным компонентом любой, в том числе и масляной краски.
Красочными пигментами называют красящие вещества, не растворимые в связующих, воде и органических растворителях, применяемых для разведения красок. По внешнему виду пигменты представляют собой дисперсные (тонко измельчённые) порошки различных цветов.
Качество пигментов определяется рядом физико-химических показателей. К основным свойствам пигментов относятся следующие:
Цвет и обусловливающие его характерный химический состав и структура.
Укрывистость или кроющая способность, под которой понимают способность пигмента закрывать грунт при его окраске так, чтобы он не просвечивал через слой краски. Выражают укрывистость количеством граммов пигмента, необходимых для укрытия 1 кв. м поверхности. Укрывистость различных пигментов колеблется в широких пределах. Пигменты, отличающиеся низкой укрывистостью, обладают высокими лессирующими свойствами и характерной для них повышенной маслоёмкостью.
Интенсивность или красящая сила - свойство пигмента оказывать влияние на цвет смеси при смешивании с другими пигментами. Особой интенсивностью отличаются высокодисперсные органические пигменты, как например, краплаки.
Маслоёмкость - количество граммов масла, необходимое для получения красочной пасты из 100 г пигмента. Этот показатель маслоёмкости первого рода, в отличие от показателя второго рода, под которой понимается количество масла, содержащегося в краске, готовой к употреблению (так называемой малярной консистенции) - весьма характерен для пигментов, применяемых в производстве именно художественных красок.
Дисперсность - степень измельчения пигмента, определяемая линейными размерами частиц, выраженными в микронах. При изготовлении красок вручную, необходимо знать, какой из пигментов требует той или иной степени измельчения, чтобы при смешении его с маслом, получить цвет наибольшей насыщенности.
Светостойкость - способность пигмента не менять своего цвета при воздействии света. Светостойкость гарантируется химическим составом пигментов и условно обозначается на этикетках коробок с сухим пигментом, а также тюбиков или банок с выпускаемой масляной краской звёздочками, где 3 звёздочки обозначают наибольшую светопрочность.
Пигменты могут быть веществами как минерального, так и органического происхождения. Те и другие, в свою очередь, подразделяются на натуральные и искусственные (синтетические).
Натуральные неорганические пигменты.Это различные минералы и земли, находимые в недрах или на поверхности земли и обладающие красящими свойствами.
Так называемые земляные, пигменты эти добываются обычно при разработке открытых карьеров. Добытые породы и земли подвергаются обработке: сушке, дроблению, размолу и сепарации. Земляные пигменты, загрязнённые значительным количеством сопутствующих пород и механических примесей (корни растений, песок и др.) подвергают процессу мокрого обогащения, известному под названием отмучивания. Процесс этот заключается во взмучивании добытого сырья в воде с последующим фракционированным отстаиванием суспензии.
Пигменты этой группы прочны, устойчивы к атмосферным воздействиям и к свету. Они имеют не яркие, но самые разнообразные оттенки. С целью получения определённого оттенка, некоторые земляные пигменты подвергаются термической обработке - прокаливанию при различных температурах. Таким способом получают, например, сиену и умбру, жженную из сиены и умбры натуральной, охру красную го охры светлой и др.
В группу натуральных неорганических пигментов входят: охры (светлая, золотистая, тёмная и красная), марсы коричневые (светлый и тёмный), сиена натуральная и жжёная, умбра натуральная ленинградская и умбра жжёная, хотьковская и кудиновская коричневые, серпуховская, шахназарская, агаракская красные, звенигородская и подольская чёрные, а также ван-дик коричневый, волконскоит и другие.
Искусственные неорганические пигментысоставляют немалую часть палитры, выпускаемых в наше время художественных красок. Получают такие пигменты в результате химического взаимодействия двух, трёх, и нередко большего количества ингредиентов.
По способу получения искусственные пигменты разделяют на осаждённые (получаемые посредством осаждения окисей металлов, солей металлов и многих других соединений различных веществ) и прокалённые (получаемые в результате термической обработки исходных материалов или предварительно осаждённых продуктов).
Большинство искусственных пигментов является прокалёнными продуктами, обладающими наивысшей стойкостью к действию разрушающих факторов: свету, влаге, атмосферным влияниям, агрессивным газам, кислотным и щелочным средам.
В отличие от натуральных, искусственные пигменты обладают более постоянным химическим составом и структурой, высокими пигментными свойствами.
В группу искусственных неорганических пигментов входят: белила свинцовые, цинковые и титановые, кадмии жёлтые (светлый, средний и тёмный) и красные (светлый, тёмный и П5фпурный), кадмий лимонный и оранжевый, стронциановая жёлтая, кобальты: синие (светлый, средний и спектральный), зелёные (светлый и тёмный), фиолетовые (светлый и тёмный), хром-кобальты и церулеум, изумрудная зелёная, окись хрома, ультрамарин, а также английская красная и капут-мортуум.
Органические пигментыуступают по прочности как натуральным, так и искусственным пигментам минеральным, поэтому' в масляной живописи используются редко. В производстве художественных красок находит применение лишь небольшая их группа, и только те, которые не могут быть заменены минеральными пигментами, и прочность которых достаточна для применения в живописи. Ценность этих пигментов определяется двумя качествами: яркостью и интенсивностью цвета, а также высокими лессирующими свойствами.
Органические пигменты представляют собой вытяжки, сок или экстракт красящего вещества растительного или животного происхождения, применяемые в чистом виде или же предварительно осаждённые на минеральное основание, с которым краситель прочно связывается, образовывая вещество, нерастворимое в воде или масле.
Пигменты, являющиеся продуктом химической переработки каменного бурого угля, в живописи практически не применяются.
В группу органических пигментов входят: краплак красный (светлый и тёмный), краплак фиолетовый, золотисто-жёлтая ЖХ, голубая и зелёная ФЦ, тиоиндиго чёрная и розовая, а также персиковая и виноградная чёрные, кость жженная, получаемые прокаливанием или обжигом сырья растительного и животного происхождения.
Сухие пигменты для художественных работ выпускаются расфасованными в бумажные пакеты, упакованные в картонные коробки. В зависимости от удельного веса, пигменты выпускаются в расфасовке по 50, 100 и 150 г. Коробки оклеивают этикетками, на которых указывается завод-изготовитель и его марка, название пигмента и степень его светостойкости, вес и дата выпуска. На этикетках вынесены цветные полосы, соответствующие цвету пигмента.
Многие из пигментов гигроскопичны, поэтому их следует хранить в сухом помещении.
Масло, как правило, льняное, в составе краски выполняет роль связующего, дающего возможность наносить краски на плоскость, скрепляя по высыхании частицы пигмента между собой и с грунтом, создавая связный и устойчивый красочный слой.
Относительно недавно (с начала 60-х годов) освоен выпуск пентамаеляных красок, в которых связующим являются пентаэфиры жирных кислот подсолнечного масла.Стёртые на таком связующем красящие вещества образуют быстро высыхающие масляные краски, плёнки которых не тускнеют с течением времени и практически не желтеют, что очень важно для белил, красок синих и зелёных тонов.
Связующее вещество выявляет интенсивность и тон пигмента, придавая ему иные свойства, которых он лишён в сухом виде.
Не все краски требуют одинакового количества масла в своём составе. Вопрос маслоёмкости, то есть количественного взаимоотношения между маслом и пигментом, как уже отмечалось, является вопросом первостепенной важности в производстве масляных красок, так как избыток масла, равно как и недостаток его в красках, дурно отражается на живописи. При недостатке масла краска лишена блеска и даже может быть стёрта по высыхании (дефект меления). Избыток же масла вызывает сморщивание живописной поверхности (дефект сседания), а также пожелтение красочного слоя.
Смолы - даммара и мастике, также входят в состав связующих и положительным образом влияют на свойства красок, придавая им прочность.
Для придания краскам лучшей консистенции и других свойств, объединяемых под общим термином «пастозность», в них вводятся стеарат алюминия и пчелиный воск.
Пчелиный воск. Его применение в живописи в составе масляных красок начинается с середины XIX века и даёт живописи то, что привлекает многих живописцев: возможность корпусного письма и создание живописной поверхности с умеренным блеском. К тому же, при рациональном использовании его в составе масляной краски уменьшается вероятность появления трещин в красочном слое (кракелюра), ибо сам воск, с течением времени, не становится ни хрупким, ни ломким, и по прошествии времени не изменяет своего состава.
Художественные масляные краски выпускаются тремя отечественными производителями; Санкт-Петербургским заводом художественных красок, подольским художественно-производственным комбинатом и московской компанией «ГАММА».
Масляные краски I группыпредставляют собой тонко растертые пастообразные смеси высших сортов пигментов со специально приготовленными связующими из льняного, орехового или подсолнечного масла и фасуются в металлические тубы разной ёмкости: 7,5 мл - туба №2; 9 мл - туба №3; 18 мл - туба №6; 20 мл - туба №7; 46 мл - туба №10.
На этикетках выпускаемых масляных красок I группы указывается завод-изготовитель и его марка; название краски по связующему (масляная, пентамасляная), цветовому тону; светостойкость, обозначаемая 1-3 звёздочками; номер тубы или объём (в миллилитрах или кубических сантиметрах). На зажимах туб должны быть выдавлены цифры, обозначающие номер партии, месяц и год выпуска данной краски.
Названия красок по цветовому тону соответствуют названиям пигментов, за исключением умбры натуральной, неаполитанской жёлтой и некоторых других, появляющихся в последнее время. Пигмент же, в свою очередь, называется по своему происхождению (месту, где впервые был найден или добывается ныне похожий по цвету пигмент) или по химическому состоянию.
Масляные краски II группы(эскизные) представляют собой смеси пигментов со связующими, изготовленными на основе обработанных льняного и подсолнечного масел с различными добавками для ускорения высыхания.
Лекция (2 часа)
ПАЛИТРА МАСЛЯНЫХ КРАСОК
Под «палитрой» обычно понимается набор красок, который использует в своей работе художник, и то богатство цветов и оттенков, которое создаёт он этими красками.
Ассортимент же выпускаемых красок всегда больше палитры, используемой тем или иным художником. Со временем он меняется. Некоторые месторождения по добыче сырья для изготовления пигментов исчерпывают себя. Открываются схожие или совсем новые. Цветовой ряд пополняется и составляет теперь порядка 80 наименований.
Однако художнику не надо стремиться использовать весь ассортимент красок в своей работе. Он должен принять как основной закон ту истину, что краски, которыми он располагает, и их смеси составляют лишь малую часть бесконечного богатства красок природы. Поэтому ему необходимо овладеть способами переложения природного диапазона на ограниченный словарь палитры.
Понимая условность изобразительного языка, целесообразно использовать небольшое количество красок. Теоретически, имея понятия о цветоведении и колорите, можно работать полноценно, имея всего четыре краски, так называемый «колористический квадрат»: белую, чёрную, красную и жёлтую. Такой скупой и одновременно мощной в своих выразительных возможностях палитрой, реально добиваться большой убедительности в живописи. Но для этого художник должен хорошо знать свою палитру. При этом не важно, имеет ли она ограниченный или широкий диапазон. Конечно же, знать практически, чтобы уверенно ею пользоваться, можно лишь ограниченную палитру.
Из всего диапазона выпускаемых масляных красок, начинающему художнику ограничиться целесообразно примерно 30 наименованиями, да и те, со временем, наблюдая поведение их в живописи, должно значительно сократить, оставив самые светостойкие и прочные, как сами по себе, так и в смесях. При этом желательно, чтобы в каждой цветовой группе использовалось несколько красок: более тёплые и более холодные, более светлые и более тёмные. Ведь далеко не всякую краску можно утеплить или похолодать, сделать светлее или темнее простым механическим смешением или методом лессировок, не изменив при этом принципиально её цветовой оттенок.
Краски обладают как собственными характеристиками (цветовой тон, светлота и насыщенность), так и несобственными, которые объективно цветам не присущи. Несобственные качества, такие как: «тёплые» и «холодные», «лёгкие» и «тяжёлые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» или «отступающие» и т.д. наблюдаются как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Художник, конечно же, должен знать используемые им краски по всем этим характеристикам, и в первую очередь рассмотреть, что представляет собой та или иная краска в пасте, то есть её цветовой тон, и как ведёт себя в прозрачных слоях и в разбеле. Цвета большинства красок при этом неожиданно изменяются, являя свою красоту, не видимую в её исходном состоянии.
Так следует поступать, удовлетворяя своё любопытство относительно изобразительных свойств каждой из покупаемой вновь незнакомой ещё краски.
Необходимо отметить, что некоторые краски, например такие, как кадмий жёлтый средний, кадмий пурпурный, охра светлая, умбра или сиена натуральные и др., выпускаемые разными заводами, имеют различия по цветовому тону. Причин тому может быть несколько. Но в любом случае, будь то нарушение технологии получения пигментов и изготовления красок, не отвечающих техническим требованиям, или смена места добычи сырья, художнику проще приобретать необходимую ему краску у одного и того же производителя. При этом он будет более уверен, что получит именно то, что привык получать под данным наименованием.
Разумеется, не только рекомендуемые ниже краски и не все из них должны всегда находиться на палитре. Необходимость использования тех или иных красок в каждой конкретной работе диктуется идеей произведения, общим цвето-тональным диапазоном изображаемого мотива и задачами, которые ставит перед собой художник в данной работе.