Эволюция представлений о культуре от античности до наших дней
Эпоха | Кто, где, когда | Основная идея |
Античность | Марк Порций Катон Старший (234—149 до н.э) Политик Древний Рим | Слово «культура» произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Как говорит Катон: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры. В латинском языке слово имеет несколько значений: · возделывание, обрабатывание, уход, разведение · земледелие, сельское хозяйство · воспитание, образование, развитие · поклонение, почитание |
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) Римский оратор и философ | Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Однако следует заметить, что культура по-прежнему понималась как «возделывание, обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия. Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству. Культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. | |
Аристотель Древнегреческий философ | В своем труде «Политика» он говорит, что так как государство в целом имеет одну конечную цель (приумножение числа граждан, которые могли бы защитить государство от врагов, охранять его границы), то для всех нужно единое одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, т. е. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, которое должно быть общим. Целью воспитания (по Аристотелю) является развитие умственных способностей или нравственных качеств. | |
Средние века – культура христианская | 1) на смену представлениям о вечности Космоса и подчинении ему Богов пришло представление о едином Боге. Бог считается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной; 2) еще одной характерной особенностью средневековой культуры является символизм. Все предметы, явления, объекты окружающего мира представляют собой символы, письмена в божественной книге природы. 3) аскетизм (элемент аскезы, отречения от мира). Непосредственно в культуре это выразилось в возникновении эстетики аскетизма. Эстетика аскетизма сложилась как эстетика личностного, духовного развития. Ее целью являлось спасение и всецелая причастность к Богу. Аскетический образ жизни – это монашеский образ жизни, который заключается в стремлении к состоянию полного душевного равновесия и покоя; 4) составляющим пластом средневековой культуры является созерцательность. Предлагалось духовное движение – самоуглубление, внутреннее самосовершенствование; | |
Гомер | Происходит переосмысление античных представлений о прекрасном. В Античности прекрасное имело оценочный характер. Уже Гомер называет «прекрасным» и физическую красоту людей, и совершенство предметов, и нравственную красоту поступков. | |
Сократ | Ввел понятие «колокогатия» – прекрасное и доброе, что служило характеристикой идеального человека. | |
Плотин | Некоторые итоги античного представления о «прекрасном» подвел Плотин в своих произведениях: «О прекрасном», «О мыслимой красоте». Красота, по Плотину, состоит из трех ступеней: 1) высшая – умопостижимая красота, которая истекает от Бога; 2) вторая ступень – идеальная природная красота, красота души человека и красота добродетелей; 3) ничтожная ступень – красота материального мира, произведений искусства. | |
Фома Аквинский | Что касается средневековых представлений о прекрасном, то довольно полно он их изложил в своем произведении «Сумма теологии». Специфика прекрасного, по мнению Аквинского, в том, что при лицезрении или постижении его успокаивается желание. Ф. Аквинский различал чувственные наслаждения (от вещи), эстетические (зрительные и слуховые) и чувственно-эстетические (например, от женских украшений, духов). В настоящее время по сравнению со Средневековьем изменились цели культуры. Целью человека стало не познание самого себя, а познание Бога. Культура – это уже не воспитание меры, гармонии и порядка, а преодоление ограниченности человека, постоянное духовное совершенствование личности. Культура превратилась в культ. | |
Эпоха Возрождения (Ренессанс) | Возрождение – это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономическим. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церковных идей и усилении интереса к древности. Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма – веры в силы и способности человека, в то, что человек такой же творец, как и Бог. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях. Так в мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры. Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. Гуманисты считали, что человек может достигнуть совершенства собственным разумом и волей. Они были убеждены во всемогуществе человеческого разума. | |
Самуэль Пуфендорф (1632–1694) Немецкого юрист и историограф | Стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы. Это была эпоха первой глобальной научной революции, технического и промышленного переворотов, великих географических открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах и стала причиной нового понимания культуры как особой самостоятельной сферы человеческой жизни. | |
Джиамбаттиста Вико (1668–1744) Итальянский мыслитель | В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) он впервые попытался объективно подойти к представителям иных культур. Исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей. Вместе с тем Дж. Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура. Культура в своем развитии проходит через определенные этапы: 1) Век Богов – это Золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликтов между властью и теми, над кем властвуют. Еще нет развития техники, господствует мифология. Это был период языческой культуры. 2) Век Героев – Серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье. В это время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов; 3) Эпоха Людей – Железный век. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям. С одной стороны, они становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления. Быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов. Но оборотной стороной этой эпохи становится культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности. Язык становится не формой культурной идентификации, а фактом разобщения людей. Дж. Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в Эпохе Героев, а многие народы Севера и Юга – в Эпохе Богов. | |
Итак, для Античной цивилизации было характерно развитие всех видов деятельности и духовности. Для Средневековья доминантой являлась религия, все виды человеческой жизни были подчинены религиозным постулатам. В культуре Ренессанса характерной чертой было доминирование разума. | ||
Эпоха Просвещения и нового времени | Позиция известных французских просветителей Анн Робер Жак Тюрго, Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера, Дени Дидро. | Итак, культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум. Это была основополагающая позиция эпохи Просвещения. Так, французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию. Сама культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. Все концепции культуры, выработанные в XVIII – первой половине XIX вв., можно разделить на две группы: 1) натуралистические концепции – их сторонники считали, что целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы; 2) идеологические концепции – определяли цель культуры, исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек. |
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) Французский писатель, мыслитель | Безыскусность и искренность природы противостоит тотальная лживость и испорченность культуры. Идеализируя прошлое, Руссо призывает вернуться к истокам, к своему “естественному состоянию”, т.е. от тотальной лживости культуры к безыскусной и искренней природе. | |
Иммануи́л Кант (1724 — 1804) Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии | Различал 2 мира: мир природы и мир свободы (и есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры). Зло – природа, в которой господствую законы зоологии. Его можно победить культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга. Высшее проявление культуры есть эстетическое проявление. | |
Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) Немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. | Культура – господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. Он прямо утверждает, что язык народа дает формы мышлению, которое осуществляется в тех границах, которые определены развитием языка, богатством и своеобразием его выразительных средств. | |
Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (1770 — 1831) Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. | Главное предназначение культуры – творчество. Создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе как момент своей собственной истории, как свою предпосылку. Все действительное - разумно, все разумное – действительно. | |
Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) Немецкий историк культуры | Культуру как ступень совершенствования человека, главная роль в котором принадлежит науке и искусству. Природа культуры носит деятельностный характер, и человек со временем делает предметом своего умения все его окружающее. | |
Новейшая эпоха | Карл Маркс (1818 — 1883) Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. | Деление культуры на материальную и духовную, связь культуры со всеми сферами социальной жизни. Маркс расширил понимание культуры, обосновав ее связь со всеми сферами социальной жизни и включив в нее не только духовное творчество человечества, но и его материальную практику. |
Эдуард Бернетт Тайлор (1832 — 1917) английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии. | Культура – “сложное целое, слагающееся из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”. Тайлор рассматривал культуру как поступательно развивающийся процесс совершенствования форм орудий и приспособлений, видов искусств и религиозных верований, считая, что наука о культуре есть наука об изменениях. Культура - способ усовершенствования человеческого рода с помощью развития знаний, верований, искусств, законов и обычаев, которые человек усваивает и которые составляют дальнейшую сферу приложения его деятельности. Тайлор не делал различия между культурой и цивилизацией. | |
Герберт Спенсер (1820 — 1903) Британский философ и социолог | Спенсер рассматривал общество и культуру как единый организм, однако понимал его эволюцию механистически и не столько искал движущие причины развития, сколько просто фиксировал наличное состояние фактов и явлений и описывал их. Социальную структуру общества он понимал по аналогии с разделением функций в живом организме. Сама культура также была одной из функций общества, необходимой для его выживания. | |
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844 — 1900) Немецкий мыслитель, классический филолог | формирует основы образно-мифологической трактовки культуры. Ницше не анализирует культуру, а творит миф о культуре. Культура соткана из противоречий. Ницше говорит о двух основных началах человеческой натуры, давших жизнь культуре и искусству. Это – аполлоновское начало, воплощающее порядок, ясность, гармоническую стройность, структурированность и чистоту формы. Ему противостоит начало дионисийское – безудержный порыв. Гармония вихря, буйство, темный поток опьянения и безумства. | |
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев ( 1874 - 1948) Русский религиозный и политический философ | Бердяев обратил внимание на личностный характер культуры. Вне человека, обладающего правом на духовную свободу и независимость от общества, культуры нет. Основные ценности культуры – это свобода, личное достоинство, творчество, духовность. Культура – это экзистенция, сущность, явленная в конкретике индивидуального существования. | |
Освальд Шпенглер (1880 — 1936) Немецкий философ-идеалист | Культура как динамичный организм, проходящий через фазы рождения, расцвета и смерти. Шпенглер строит свою концепцию на противопоставлении культуры и цивилизации. Цивилизацией он называет последнюю фазу существования всякой культуры. Если культуры по своему содержанию самобытны, то цивилизации обладают одними и теми же признаками во всех культурах, это их “мертвое время”. Таким образом, несмотря на различие культур, в истории каждой из них наблюдается закономерное чередование определенных стадий развития. | |
Мелвилл Джин Херсковиц (1895 — 1963) Американский этнограф, антрополог, один из основателей африканистики | Теория культурного релятивизма – в основе каждой культуры лежит система ценностей, которая обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Следовательно, у каждого общества – своя культура. Культуры нельзя описывать как более или менее развитые, хорошие или плохие. | |
Лесли Элвин Уайт ( 1900 — 1975) Американский антрополог, этнолог и культуролог | Культура как целостная система элементов духовного и материального планов, которая обладает свойством самонастраивания и движется вперёд по мере освоения человеком действительности и развития цивилизации. | |
Алфред Луис Крёбер (1876 - 1960) Американский антрополог и Клайд Кла́кхон (1905 — 1960) Американский социальный антрополог, исследователь культуры индейцев навахо. | Предложили исчерпывающий обзор и анализ огромного множества существующих определений понятия культуры, стремясь создать их продуктивный синтез. "Теории паттернов" Крёбера и Клакхона доказывает, что основные и повторяющиеся элементы культуры должны пониматься отдельно от социальной структуры; так, она рекомендует скорее изучение паттернов, формы, структуры и организации в культуре, чем дискретные культурные черты и культурное содержание: "Паттерны искусства, религии, философии, а также технологии и науки, приобретают свое характерное содержание совершенно независимо от отдельных индивидов". |
Категория культуры в системе научного знания ( какой род вида науки)
Функции культуры
Функция | Основное содержание |
Производства культурных ценностей | Культура как основной механизм производства материальных и духовных культурных ценностей |
Кумулятивная | Культура как способ накопления общечеловеческого опыта |
Сохранения опыта | Культура как способ фиксации и сохранения опыта и знаний |
Трансляционная | Культура как механизм передачи опыта современникам и потомкам |
Воспитательная | Культура как способ внутренней адаптации человека к жизни в человеческом сообществе |
Образовательная | Культура как способ приобретения и накопления знаний |
Социализации | Культура как способ приспособления человека к системе социальных норм |
Развивающая | Культура как способ расширения кругозора человека |
Гедонистическая | Культура как источник получения удовольствия |
Познавательная | Культура как способ развития и обострения познавательных способностей человека |
Компенсаторная | Культура как способ овладения опытом для людей, лишенных возможности получить его самостоятельно |
Коммуникативная | Культура как комплекс средств коммуникации, обеспечивающих взаимодействие между людьми |
Интегративная | Культура как способ интеграции, объединения общества в целом и отдельных социальных групп |
Стабилизирующая | Культура как способ облагородить человека, сформировать общественный запрос, стабилизировать ситуацию |
Нормативно-регламентирующая | Культура как диктат одобряемых обществом норм поведения |
Формально-выразительная | Культура как способ познания мира с помощью облечения в форму разнообразных явлений действительности |
Космическая | Культура как глобальный способ гармонизации пространства |
- Функция производства культурных ценностей.
Благодаря выработанным культурой средствами инструментам в обществе осуществляется производство всех материальных и духовных ценностей. Являясь второй природой, культура охватывает всю сферу деятельности человека, в которой он производит предметы, утверждающие его в жизни, предметы, отражающие разные стороны его существования и разные его устремления.
- Функция накопления, кумуляции культурных достижений.
Благодаря выработанным в культуре приспособлениям — от культурных институтов разного уровня до специальных усилий культурных групп и отдельных лиц — достижения культуры сохраняются и накапливаются как в музеях, так и в культурной памяти человечества.
- Функция сохранения накопленного человечеством опыта.
Именно благодаря этой функции, выраженной, в частности, в создании языка, в образовании разного рода информационных средств и систем, человек смог зафиксировать и сохранить весь свой опыт, накопленный им за долгую историю своего существования. Передавая опыт следующим поколениям и создавая живую культурную эстафету. Культура является живой памятью человечества, причем память эта записана не в генетическом коде человека, а в коде культурном.
- Функция трансляции достижений и опыта.
Человечеством были выработаны специальные средства, которые обеспечили возможность передачи накопленных знаний и другого опыта не только новым поколениям, но и своим современникам, благодаря чему становился более мощным сам фундамент культуры. Так, все книги, учебники, фильмы есть средство трансляции культурного опыта, созданного наиболее выдающимися деятелями культуры.
- Воспитательная функция.
Эта функция обеспечивает возможность внутренней адаптации человека к жизни в человеческом сообществе. Выработанные в культуре нормы, правила, ритуалы, ценности определяют общий духовный климат, в котором формируется сознание человека.
- Образовательная функция.
Эта функция тесно связана с воспитательной и представляет собой более специальную ее модификацию. Накопленные культурой знания во всех областях жизни позволяют человеку пополнять свой образовательный багаж за счет усвоения открытого другими.
- Функция социализации.
Культура, вводя человека в жизнь общества в ее культурных формах, приобщая человека к жизни в обществе, выполняет тем самым социализирующую функцию. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая и питающая личность. Роль социокультурного контекста развития обнаруживается уже в младенческом возрасте. Социализация, т.е. как бы приспособление человека к существующим в обществе культурным нормам проявления, помогает человеку осознать себя членом общества, осознать собственную социальность, найти свое место в системе общественных связей и отношений.
- Развивающая функция.
Эта функция также есть некий вариант функций воспитательной и образовательной. Здесь, однако, важно подчеркнуть, что приобщение к опыту, достигнутому другими, и приобретение собственного опыта посредством использования культурных достижений, расширяет кругозор человека, помогает ему, с одной стороны, узнать и понять других, с другой стороны, позволяет ему осознать свое отличие от других. Осознание себя личностью служит фактором формирования внутреннего мира человека, и это становится дополнительным условием его как культурной определенности, так и психологической устойчивости в коллективе.
- Гедонистическая функция.
Выработанная культурная тонкость чувств позволяет человеку полнее ощущать радость жизни, полноту бытия. Человек с неразвитой душевно-чувственной сферой не находит в окружающем мире столько поводов и причин для удовольствия от красоты, гармонии, сколько открывается культурно развитому человеку.
- Познавательная функция.
Эта функция является активным залогом по отношению к функции образовательной, которая выступает как бы в залоге пассивном. Познание предполагает собственную познавательную деятельность, которую обеспечивают все сложившиеся в культуре формы мыслительно-деятельностного освоения мира. Компенсационная функция.
Значение этой функции заключается в том, что выработанные культурой средства позволяют овладеть необходимым культурным опытом даже тому человеку, который оказывается лишен возможности непосредственно освоить тот или иной вид опыта. Научные открытия и достижения позволяют компенсировать человеку недостатки практически всех органов чувств. Именно культура позволяет сохранить для общества, для человечества способности людей с теми недостатками, которые сделали бы невозможной, например, жизнь животного в стае (стаде).
- Коммуникативная функция.
Эта функция культуры состоит в том, что. сама культура есть прежде всего могучее коммуникативное средство, т.е. язык. Семиотический подход к пониманию культуры означает, что культура рассматривается как совокупность знаков, с помощью которой обеспечивается общение между людьми. Естественно, для того чтобы общаться на том или ином языке, общающиеся должны этот язык знать. Следовательно, они должны знать правила обмена значениями, из которых восстанавливается смысл культурного сообщения. Иначе говоря, чтобы пользоваться всем богатством культуры, мы должны быть культурно грамотными людьми.
- Объединительная, интеграционная функция.
Эта функция способствует взаимопониманию людей, развивая в них культурные формы самовыражения и взаимодействия, сглаживает такие их проявления, которые мы называем эгоизмом, крайним индивидуализмом, самомнением и т.п. Приобщаясь к существующим в обществе нормам и стандартам, человек, конечно, неизбежно переживает процесс некоторого как бы усреднения, нивелирования, который помогает известному “притиранию”людей друг к другу; но этот, в целом несколько негативный, процесс сглаживается в свою очередь тем, что в общем социальном контексте человек лучше осознает свои особенности, свои отличия от других людей и направляет свои силы для развития, тех способностей и дарований, которые являются его личной “принадлежностью”.
- Стабилизирующая функция.
В человеке, как известно, много всего — и хорошего, и плохого. И обычно проявляется то, что востребовано обществом или вызвано обстоятельствами. Можно спровоцировать выплеск дурного (которое есть в природе человека и которое исследовали в своем творчестве Ф.М. Достоевский, Ю. Мисима и др.). Культура в ее развитых формах облагораживает общественный запрос, стабилизирует ситуацию, не давая провоцировать дурное (и проявлять его).
- Нормативно-регламентирующая функция.
Наиболее отчетливо эта функция выражается в восточных культурах, где в обществе от людей требуется известный конформизм, где ритуал играет весьма существенную роль. В западных культурах регламентация как бы уходит внутрь: при внешнем разнообразии стилей проявления, поведения и т.д. в. мыслях, представлениях, вкусах людей правит известная одинаковость, выражение которой позволяет говорить о сформированном “общественном мнении”. Некоторый диктат общественно почитаемых норм нейтрализуется легкостью коммуникативных обменов.
- Формально-выразительная функция.
Эта функция проявляется в том, что культура с помощью своих многообразных средств стремится облечь в форму всякое явление (т.е. придать ему определенность) и, обозначив его рамки (границы, пределы), как бы поместить в соответствующий контекст, тем самым организовав пространство и оформив его структурно. Наделение формой в широком смысле — важная культурная задача человеческого освоения мира, ибо никакое познание или освоение не может начаться без выделения объекта познавательного интереса.
- Космическая функция.
Эта функция культуры является наиболее общей, непосредственно связанной с местом и предназначением в мире человека. Благодаря накоплению информации, которая неуничтожима и которая комплексно упорядочивает действительность в разнообразных ее проявлениях, человеческая культура становится глобальным способом гармонизации пространства, отвоевывания его у хаоса и неопределенности. Сначала культура образует собственное пространство человека, в котором он дорастает до своего предназначения, сменив биологическое приспособление на разумно-сознательное. Став совокупной силой человечества, культура не только выступает фактором, обеспечивающим его существование, сохранение и развитие, но и создает необратимость времени, объединяя космос и человека против энтропии, хаоса. Творческий характер человеческой культуры превращает само время из фактора разрушительного в фактор становления нового мира, который будет наполнен человеческими смыслами и человеческим пониманием порядка.
Нетрудно заметить, что многие из названных функций отчасти перекрывают друг друга теми или иными аспектами, сводимы друг к другу в каких-то своих проявлениях. Действительно, подобное разделение функций может быть произведено лишь умозрительно и условно, на практике многие функции культуры осуществляются настолько слитно, что их трудно разделить. Тем не менее, определенные тонкости в проявлении сходных, на первый взгляд, функций позволяют провести их дифференциацию.