Культура России во 2-ой половине 19 века
Реформы 60 – 70-х годов, подъем экономики, общественных движений – дало толчок к развитию культуры и определило ее приоритеты. Благодаря развитию экономики подъем испытала наука и техника, распространялось просвещение.
На передовые позиции выходила разночинная интеллигенция, следовательно, ее роль усилилась, и появились новые стили.
Если в начале 60-х годов грамотно было всего 6 % населения, то в 1897 – 21 %. Существовали ЦПЩ (на деньги правительства), земские школы (на средства земств), вольные крестьянские школы (на добровольные средства крестьян), в городах – воскресные школы взрослых, в которых чаще всего под видом учебы велась пропаганда революционно – демократических идей (особенно в 80 – 90-е годы). Софья Перовская была учительницей рабочего Петра Алексеева, который хотел обучиться грамоте. Софья его научила. Умер в ссылке. В Санкт-Петербурге в воскресных школах зачастую преподавали лучшие университетские преподаватели (чувство вины перед народом и подработка).
В городах находились средние учебные заведения – классические (с упором на древнегреческий и латинский языки и литературу), военные гимназии, программы которых давали возможность поступления в университеты и высшие военные учебные заведения, реальные и высшие коммерческие училища, после которых можно было поступать в технические вузы, духовные училища.
Вторая половина 19 века – открылись два новых университета (Одесса и Томск), в крупных промышленных центрах – 30 новых специальных высших учебных заведений – сельскохозяйственные, горные, лесные институты.
В 1878 год появляется высшее женское образование (высшие Бестужевские курсы – по имени основателя).
Именно во второй половине 19 века пишет свои знаменитые « Морские рассказы» (1886 – 1902) К.М. Станкевич (1843 – 1903) – Веревочка, Похождения одного матроса и др. В них стояли очень серьезные вопросы – смена поколений, романтичные 60-е сталкиваются с меркантильными взяточниками 80-ми.
В это время активно протестуют против буржуазного либерализма с его культом всеобщего благополучия, мечта о союзе России со странами Востока. К.Н. Леонтьев (1831 – 1891) .
60 – 70 – е золотой век химии. А.М. Бутлеров открыл связи атомов, соединяющих молекулы, в 1871 году – Ф.М. Менделеев сформулировал периодические законы химических элементов. К.А. Тимиряцев заложил основы отечественной агрономии. И.И. Мечников создал учение об иммунитете (защитных свойств в организме), основал первую в России бактериологическую станцию.
С.В. Ковалевская – исследования в области математики.
Русские путешественники и географы П.П. Семенов – Тян – Шанский, Н.М. Проживальский, Н.Н. Миклухо – Маклай исследовали среднюю и центральную Азию, Папуа – Новую Гвинею. Русские географические общества, где делались доклады об открытиях, приобрело мировую известность. Почетным членом этого общества был князь Петр Ал. Кропоткин (1842 – 1921), теоретик анархизма, географ и геолог, который в 60 – е годы совершил ряд экспедиций по Восточной Сибири.
Воздухоплавание – А.Ф. Можайский, хирургия – фактически основал современную хирургию Н. И. Пирогов.
Вторая половина 19 века – расцвет критического реализма – И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов – классики мировой литературы.
Взлет русского балета – в столичном императорском Мариинском театре в начале 90-х М.Ф. Кшесинская.
В музыке – талантливые композиторы «Могучая кучка» Балакирев, Мусорский, Бородин, Римский – Корсаков. П.И. Чайковский создал жанр русской лирико – драматической симфонии.
Изображение непростой жизни народа – В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков.
Реалистическое направление в живописи, следование академическим канонам.
Ноябрь 1863 года 13 выпускников академии художеств во главе с И.Н. Крамским отказались от участия в конкурсе за золотую медаль и покинули Академии. 1870 год – «Товарищество передовых художественных выставок» (Крамской, Перов, Мясоедов, Ге). Примерно 50 выставок. В конце века их влияние падает. На первый план выходят психологические портреты Серова.
М.М. Антакольский скульптуры Нестор – летописец, Иван грозный.
В архитектуре – псевдорусский стиль и эклектическое направление в зодчестве.