Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Терминологическое поле

Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru Культура – это

     
    Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru
 
  Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru Цивилизация – это

     
  Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru
 
  Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Задание 1.

Назовите представителей цивилизационного направления в культурологии и их основные работы

 
  Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Задание 2.

Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - 1000-летие. Он включает в себя четыре периода, фазы, длительностью, примерно, 200-300 лет:

1. зарождение ("весна");

2. расцвет ("лето");

3. старение ("осень");

4. смерть ("зима").

Развитие культуры сказывается на развитии людей. Все выдающиеся личности в своей жизни воспроизводят фазу той культуры, к которой они принадлежат. На ваш взгляд, в каком периоде находится современная цивилизация и почему?

 
  Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Задание 3.

Проанализируйте понятия «культура» и «цивилизация», найдите общие черты и различия. Некорректно поставлен вопрос: одни авторы отождествляют, другие противопоставляют

культура цивилизация
Общее
Различия
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4.

Проанализируйте следующие высказывания:

«Смерть духа культуры – цивилизация».

Н. А. Бердяев

«Цивилизация как конечный момент в развитии культуры, означающий ее упадок».

О. Шпенглер

«Цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника торжествует над духом, над организмом».

П.С. Гуревич

Вы согласны с такой позицией и почему?

 
  Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Задание 5.

Приведите примеры интравертных и экстравертных цивилизаций.

Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

Задание 6.

Укажите основные черты техногенной цивилизации.

Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - student2.ru

ТЕСТЫ МО МОДУЛЮ 3

ТЕСТ 7

1. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;

б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.

2. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

3. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;

г) все перечисленное.

4. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?:

а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

5. Кто из культурологов в работе «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, поэзии, музыке?

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б) Г. Спенсер;

в) Й. Хейзинга.

6. Когда возникает термин мимезис (подражание)?

а) в эпоху античности;

б) в эпоху средневековья;

в) в эпоху просвещения.

7. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) исследование его удивительной способности уметь воздействовать на вещи и людей с помощью искусственных артефактов;

б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;

в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

8. Кто из мыслителей считал, что эстетическое переживание – это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?

а) Платон;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель.

9. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Сократ.

10. Как называется работа немецкого философа Г. Гадамера, в которой он анализирует современное состояние искусства?

а) «Дегуманизация искусства»;

б) «Общий смысл искусства»;

в) «Актуальность прекрасного».

11. Немецкий просветитель Г. Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

12. Какие существуют способы образного отражения мира в искусстве?

а) натуралистический и пронатуралистический;

б) прекрасный и безобразный;

в) реалистический и условный.

13. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу культуры, согласно концепции П. Сорокина?

а) символическое искусство;

б) чувственное искусство;

в) эклектичное искусство.

14. Х. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не является;

в) все перечисленное.

15. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?

а) кич – это нижние пласты массовой культуры;

б) кич – это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

16. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?

а) П. Сорокин;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

17. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

18. Что означал греческий термин «techne»?

а) науку и ремесло;

б) искусство;

в) все перечисленное.

19. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …, живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература;

б) музыка;

в) архитектура.

20. Какая динамическая модель соответствует изменениям в искусстве?

а) эволюционная;

б) волновая;

в) прогрессивная.

ТЕСТ 8

1. Кто из ученых в работе «Феномен человека» ввел понятие «рефлексия» как импульса генезиса культуры?

а) Э.Б. Тайлор;

б) П. Тейяр де Шарден;

в) Л. Морган.

2. Как называется способ обобщенного отражения действительности, выраженный в чувственных представлениях или в фантастическом виде?

а) миф;

б) праздник;

в) обряд.

3. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные элементы коллективного бессознательного, как основу возможности всех психических процессов и переживаний, как импульс к художественному, научному, религиозному творчеству?

а) З. Фрейд;

б) К.Г. Юнг;

в) Э. Фромм.

4. Какое понятие ввел в научный оборот Э.Б. Тайлор, считая его «минимумом» религии?

а) магия;

б) мифологема;

в) анимизм.

5. Что такое креационизм?

а) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;

б) научное направление, в котором рассматривается доминирование сознания;

в) совокупность мифов о человеке.

6. Существует четыре направления первобытных верований: 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. … Вставьте пропущенную позицию:

а) обряд;

б) ритуал;

в) магия.

7. Какой способ познания является доминирующим в религии?

а) чувственный;

б) интуитивный;

в) рациональный.

8. Какой характер имеет конфликт науки и религии?

а) мировоззренческий;

б) институциональный;

в) глобальный.

9. Как называлось официальное учение католической церкви в период средневековья?

а) фовизм;

б) антипозитивизм;

в) томизм.

10. Кто из ученых явился создателем механистической модели мира?

а) Птолемей;

б) Дж. Бруно;

в) И. Ньютон.

11. Какую классификацию наук предложил Г. Гегель?

а) племенные, национальные, мировые;

б) религии природы, религии духовной индивидуальности, христианство как абсолютная религия.

в) религии природы религии нравственности, религии спасения.

12. Какое фундаментальное противоречие существует между наукой и религией в познавательном аспекте?

а) между знанием и верой;

б) между теизмом и атеизмом;

в) между материей и сознанием.

13. Какова причина антисциентистских настроений в современной культуре?

а) разочарование в традиционной науке, ее неспособности решить некоторые жизненно важные проблемы – технические, медицинские и другие.

б) дисциплинарная разрозненность и утилитарная направленность современной науки.

в) все перечисленные.

14. Когда используется понятие дискурс?

а) понятие дискурса используют тогда, когда предполагается исследование языка, речевого способа передачи смысла;

б) понятие дискурса используют тогда, когда речь идет не о статическом состоянии того или иного текста, а динамическом, состоянии диалога, коммуникации;

в) все перечисленное.

15. Согласно, какой научной картине мира, физический мир является вторичным, производным Мира высшей реальности?

а) системной;

б) теистической;

в) такая картина мира не существует.

16. В какой модели мира баланс противоположных сил трактуется как результат игры разнородных случайностей?

а) статистическая;

б) символическая;

в) механистическая.

17. Какая религия была первой монотеистической религией?

а) буддизм;

б) иудаизм;

в) христианство.

18. Кто из ученых является автором работы «Священное и мирское»?

а) П. Сорокин;

б) А. Мень;

в) М. Элиаде.

19. Отличительные признаки науки как феномена культуры: 1. ищет ответ на вопрос: как устроен мир? 2. пытается открыть общую идеальную структура мира в космическом мироздании; 3. … 4. доминируют рассудочные средства; 5. основная ценность – информационное содержание; 6. прогрессирует за счет постоянного самообновления. Вставьте пропущенную позицию:

а) рассматривает проблемы осмысления бытия;

б) изучает причинно-следственные связи;

в) все перечисленное.

20. Существуют ли в религиозной сфере фрагменты рационально логического характера?

а) в теологии;

б) в культе;

в) не существуют.

ТЕСТ 9

1. С чем связано осознание опасности технического развития?

а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к ее надежности;

б) масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;

в) все перечисленное.

2. Что означает термин «техника» в широком смысле слова?

а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;

б) инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики;

в) все перечисленное.

3. Какой аспект техники изучают технические науки?

а) естественное измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника – природа»;

б) инструментально-технологическое измерение, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»;

в) индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника – человек».

4. Какой аспект техники изучает культурология?

а) «техника – социокультурный мир»;

б) «техника – социальное бытие»;

в) «техника – человек».

5. Кто из исследователей своей работой «Основы философии техники» положил начало исследованию техники как особой области философского знания?

а) К. Ясперс;

б) К. Маркс;

в) Э. Капп.

6. Какие исследователи развивали экзистенционалистскую интерпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного пространства?

а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет;

б) Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;

в) Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд.

7. Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана одним из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в начале ХХ века?

а) А.Н. Туполев;

б) П.К. Энгельмейер;

в) П.Л. Чебышев.

8. В чем заключаются социокультурные черты техники?

а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;

б) она есть средство, изменяющее самого человека;

в) все перечисленное.

9. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как:

а) объект, знание, процесс изобретения;

б) искусность и мастерство;

в) расширение человеческих возможностей.

10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том, что она служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков?

а) техника как социокультурная ценность;

б) техника как степень совершенства способа деятельности;

в) техника как степень развития человека.

11. Какой подход к происхождению техники выделяет естественно-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил?

а) натуралистический;

б) волевой;

в) рациональный.

12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники:

а) инженерия представляет один инстинктов человека;

б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие;

в) техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.

13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим истокам возникновения техники?

а) человек – существо разумное (Homo Sapiens), преобразующее (Homo Faber);

б) информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства;

в) все перечисленное.

14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения техники?

а) техника возникает на фоне общего социокультурного развития;

б) техника возникает как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;

в) все перечисленное.

15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и техники в античную эпоху?

а) техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода;

б) техника стояла выше науки;

в) наука и техника не пересекались.

16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику?

а) как противостояние природе;

б) как продолжение природы;

в) как нечто, существующее независимо от природы.

17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственностью?

а) в возникновении позитивных личностных качеств –предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;

б) в возникновении негативных личностных качеств – холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;

в) все перечисленное.

18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на формирование личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами?

а) Ю. Лотман;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) А. Гелен.

19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а) эволюция техники не зависит от социальных политических систем и других социокультурных оснований;

б) техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в) все перечисленное.

20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта?

а) человек – природа;

б) человек – техника;

в) человек – культура.

ТЕСТ 10

1. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация – уровень социокультурного развития;

в) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленное.

2. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки?

а) Л. Мечников;

б) Н. Данилевский;

в) А. Чижевский.

3. Каким образом характеризует цивилизацию Ю.А. Яковец?

а) «она охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений»;

б) «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»;

в) как «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами».

4. Кто из ученых является автором книги «Цивилизация средневекового Запада»?

а) Л. Февр;

б) М. Блок;

в) Ж.Л. Гофф.

5. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение культуры и цивилизации: культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, цивилизация – с историческим процессом гражданского общества?

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

6. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?

а) культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни;

б) термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, некоторой качественной его характеристики, уровня развития с господством свободы, справедливости, правового устройства;

в) все перечисленное.

7. Какие два ученых рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилев.

8. Кто и в какой работе впервые использовал термин «цивилизация»?

а) Ж.Л. Гофф «Цивилизация средневекового Запада»;

б) В.Р. Мирабо «Друг людей»;

в) Ф. Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.».

9. В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?

а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

10. Н.А. Бердяев считал, что:

а) культура символична по своей природе, но не реалистична;

б) цивилизация – смерть духа культуры;

в) цивилизация подменяет цель жизни средствами жизни, орудиями жизни;

г) все перечисленное.

11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию бездуховной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.

12. По какому основанию осуществляется типологизация цивилизаций на земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные?

а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;

б) по принципу естественно-географической среды;

в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.

13. Какие цивилизационные циклы выделяет Э. Тоффлер?

а) присваивающий, земледельческий, машинный;

б) дикость, варварство, цивилизация;

в) сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный.

14. Кто из ученых является автором концепции многолинейной эволюции, идеи культурной экологии?

а) Дж. Стюард;

б) М. Мид;

в) Т. Парсонс.

15. Концепция В.С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества предполагает деление цивилизаций на:

а) традиционные и техногенные;

б) сельскохозяйственные и промышленные;

в) религиозные и художественные.

16. Ценностное ядро культуры как ее социогенетический код:

а) обеспечивает устойчивость социального организма и его адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде;

б) защищает социальный организм от воздействий импульсов других культур;

в) все перечисленное.

17. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;

в) все перечисленное.

18. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 1. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник; 2. человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир; 3. …; 4. установка на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого социокультурного измерения. Вставьте пропущенную позицию:

а) деятельность человека направлена на самого себя;

б) деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов;

в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.

19. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;

в) революционные изменения инженерного мышления и действия;

г) все перечисленное.

20. Что предполагает социокультурное осмысление техники? Уберите лишнюю позицию:

а) техника рассматривается в контексте условий ее бытия, повышается ответственность за выбор решений;

б) формируются новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе техническое устройство – человек – окружающая среда;

в) техническая эффективность становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека.

Наши рекомендации