Понятие культуры. Культура и цивилизация
А.В. Кутузов
Опорный конспект лекций по
«КУЛЬТУРОЛОГИИ»
для специальности
030501.65 Юриспруденция
2007г
Культурология: учебное пособие / А.В. Кутузов. Северо-Западный (г.Санкт-Петербург) филиал Государственного Образовательного учреждения Высшего Профессионального Образования «Российская Правовая Академия Министерства Юстиции Российской Федерации» - СПб., 2007 – 50 с.
В учебном пособии освещаются основные этапы культурного развития мировой цивилизации. Основное внимание уделено узловым моментам развития основ теории и истории культуры. Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений изучающих курс «Культурология».
Рецензенты:
доктор политических наук, профессор А.И. Стребков (СПбГУ)
доктор философских наук, профессор В.П. Милецкий (СПбГУ)
кандидат философских наук, доцент Д.Н. Козырев (СЗФ РПА МЮРФ)
Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин 29 августа 2007 года. Протокол № 1.
Рекомендовано Ученым Советом СЗФ РПА МЮ РФ в качестве учебного пособия.
Оглавление
1 Структура и состав современной культурологии
2. Понятие культуры. Культура и цивилизация
3. Типология культур
4. Культура, природа и общество.
5. Первобытная культура
6. Культура Древнего Востока
7. Античная культура
8. Культура средних веков
9. Культура эпохи Возрождения и Нового времени
10. Проблемы развития отечественной средневековой культуры 9 – 17 вв
11. Российская культура 18 – 20 вв.
12. Судьбы российской культуры на рубеже веков
Структура и состав современной культурологии
Теоретическая часть.
Если об экономике и политике у каждого человека есть более или менее чёткое представление, то о том, что такое культура спорят даже специалисты. Вот почему изучение культурологии, т.е. науки о культуре имеет сугубо практическое значение. Система научного знания подразделяется на три основные группы: естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Культурология относится и к социально-гуманитарным и тесно взаимодействует с двумя другими группами наук, т.к. основывается на данных антропологии, социологии, психологии, истории науки и техники и т.д. Границы культурологии как научной дисциплины не могут быть определены достаточно чётко, т.к. ей принадлежат многие вопросы философского осмысления бытия в каждую из эпох существования человечества, проблемы политической, правовой, нравственной культуры.
В культуре происходит не обобщение (как в науке), а общение культур; появление новых явлений в культуре не всегда означает исчезновение старых.
Например, топор и лопата используются и сегодня, после изобретения автоматических устройств, а творения современных художников не умоляют
величия Рембрандта или Врубеля.
Функции культурологии как науки:
1. гносеологическая, познавательная. В культурологии эта функция объединят принципы и методы познания мира присущих науке, искусству, религии, философии.
2. эвристическая (от эврика – нашёл). Культуру в различных её проявлениях (например, выращивание культурных растений и домашних животных, изготовление изделий, ремёсел и т.д.) создаёт не один человек, а целые коллективы. Это созидание сопровождается изобретением новых форм культуры.
3. воспитательная, т.к. решение проблем стоявших перед данной культурой сопровождает воспитание (эстетическое, этическое, правовое) ориентируемое на то, что мы называем культурой поведения.
4. мировоззренческая – выявление основы, определяющей культурные устремления той или иной исторической эпохи, а так же формирование художественной, религиозной или научной картины мира.
Проблема культуры в истории философии.
Д.Б. Вико(1668-1774), итальянец – идея целостности культуры, историзм т.к. именно в процессе истории раскрывается целостность культуры как ее органическое естество. Суть Порядка Идеальной Истории- все народы проходят через три века Век Богов, Век Героев, Век Людей…
1) Век Богов поэтичен по своей природе и синкретичен (синкретизм – соединение). Страх перед богами сплавляет индивидуальные интересы в нечто единое. Власть неразделима с религией, моралью и искусством. И в то же время Век Богов – ничтожный, грубый, самый темный. Это период детства.
2) Век Героев – период юности человечества. Главную роль в культуре играют отцы семейств. Авторитет отцов объединяет вспыльчивых и честолюбивых людей. Право этого периода – сила, а не авторитет богов. Гомер – Илиада, Одиссея.
3) Век Людей – век разума, культура этого периода смотрит на себя глазами философов. Преодолевается национальная ограниченность, люди едины => равенство и демократия. Однако, живя в таких условиях, человек может превратиться в изнеженное существо. Чтобы этого не произошло и для того, чтобы сцементировать распадающееся общество, необходим монарх. Если монархия невозможна, то сообщество уничтожается под ударами стоявших на более низкой ступени развития и, следовательно, более организованных народов.
Движущие силы культуры – люди и божественное проведение.
Гегель (1770 – 1830)
“Варвар ленив и отличается от культурного человека тем. Что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура состоит именно в привычке и потребности в занятии”.
Уже в ранних сочинениях Гегель трактует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как их творца.
В эстетике прекрасное – чувственное явление идеи. Формы искусства (ступени развития идеала) различаются в зависимости от идеи и внешнего образа.
Восточное искусство – внешний образ лишь намекает на идею.
Античное искусство – идея и ее образ находятся в равновесии.
Средневековое и новое европейское искусство – над внешней формой преобладает духовный элемент.
Эрнест Кассирер (1874 – 1945) – “человек – животное, создающее символы”. Черта, присущая всем видам человеческой деятельности – рациональность. Даже мифология содержит черты рациональности. Символ – ключ к природе человека. Символическая сеть сплетена из языка, мифов, искусства, религии и т.д. Человек уже не противостоит лицом к лицу реальности, его отделяет от реальности символическая система.
П.А. Сорокин (1889 – 1968) – три типа культур: “умозрительная”, “идеанистическая”, “чувственная”.
Умозрительный тип – преобладают духовные интересы, степень удовлетворения их очень высока. Мир – подвижное бытие абсолюта.
Чувственный тип – преобладают физические потребности, мир постоянно меняется, способ удовлетворения потребностей – переделка мира.
Идеанистический тип – синтез первых двух типов.
Содержание каждого из типов культуры объединяют 4 элемента:
1) представление о природе объективного мира
2) характер потребностей
3) уровень их удовлетворения
4) методы их удовлетворения
В 3-х типах культуры можно видеть три стадии развития той или иной культуры.
К.Н. Леонтьев (1831-1891)
Всякий организм в процессе своего развития проходит 3 стадии: 1) простота; 2) цветущая сложность; 3) вторичное смесительное упрощение, ведущее к смерти. Европа уже вступила в эпоху вторичного смесительного упрощения. Как РРР России избежать этой участи?
Основной закон красоты – разнообразие в единстве.
П.Л. Лавров (1823-1900)
Существенные черты истории обуславливаются «борьбою критической мысли против задерживающих влияние культуры». Выделяется три основные категории людей: интеллигенция, дикари высшей культуры, пасынки цивилизации.
Интеллигенция или критически мыслящие личности - носители всего нового в различных сферах. Их прямая противоположность – «дикари высшей культуры». Это живущие по заученному и никогда самостоятельно не мыслящие, живущие «как другие» и никогда не думающих так ли следует мыслить, так ли следует жить. Это «культурные животные», не имеющие ничего общего с историей. Дикарь высшей культуры включает в свое распоряжение продукты религии, науки, философии потому, что так принято в обществе. Он – раб обычая и никогда не ставит вопрос что хорошо, а что дурно. В его руках – капиталы и пресса. Он – олицетворение реакционных сил истории.
Интеллигенция и Дикари высшей культуры составляют меньшинство в обществе. Большинство – люди, несущие на себе весь труд. Это поглощенные борьбой за существование народные массы. Они – пасынки цивилизации или пасынки истории.
Лавров рассматривает не проблему человека, а проблему личности, то есть человека, который преодолевает личный и общественный антагонизм.
Н.А. Бердяев (1874-1948)
«Человек религиозно осознает себя не рабом Божиим, а свободным участником божественного процесса». Государство, семья, наука, искусство должны стать внецерковны, их нельзя насильственно удерживать в церковной ограде. Обмирщение есть уничтожение лжи и насилия. Мирская культура должна свободно прийти к новой религиозной жизни.
Россия – страна контрастов. Низость и хамство духа, и его головокружительные высоты. Дикая хаотичность, свойственная низам русской культуры таит в себе глубокую опасность для России и ее будущего. Миссия России – быть Востоко-Западом, соединительницей двух миров.
Культурная антропология
Антропологические школы (Британская – социальной антропологии и Североамериканская – культурной антропологии). Различие данных школ состоит в том, что американцы отличаются большей практической направленностью, нежели англичане, уделяющие огромное внимание теоретическим изысканиям.
Значимость этих школ, придающих большое значение изучению социологии, существенно возросла в наши дни. Это связано с тем, что перед социальным знанием поставлена новая задача – изучение проблем межцивилизационных конфликтов в наше время. «Возможно, именно эти конфликты станут основой для войн, которые произойдут в XXI веке», - говорили представители школ, и оказались правы.
Представители вышеназванных антропологических школ были первыми, кто обратил внимание на изучение факторов межцивилизационного взаимодействия на основе изучения контактов представителей европейской цивилизации с другими.
Теория культуры не может не опираться на этнографический материал. Специалисты насчитывают несколько тысяч этнических общностей, при этом необходимо описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие.
Культурная антропология затронула такую важную проблему теории культуры, как аккультурация, взаимовлияние различного типа культур. Процесс прямого и длительного контакта одной группы индивидов с другой, который изменяет культурные парадигмы обоих групп, называется аккультурацией. (Парадигма - это взаимоотношение духовного и реального мира, а также теория, принятая в качестве образца решения исследовательской задачи). Аккультурация включает в себя и религиозную миссионерскую службу, и насыщение рынка импортными товарами, и строительство современных домов, и введение института частной собственности.
Изучение индивидуальных особенностей людей, живущих в условиях аккультурации, расширило представление о психологических чертах «маргинала». Были выделены «базовые личности» - субъекты, которые не меняют своих форм поведения в течение трех поколений, но при этом адаптируются и даже заимствуют какую-то культурную черту «без напряжения и внутренних изменений».
Роберт Шелли написал довольно интересный фантастический рассказ – «Проблема туземцев», повествующий о молодом человеке Эдварде Дантоне, который был отщепенцем и еще в детстве проявлял склонности антиобщественного характера. Не жалея усилий, он стремился проникнуться духом современной ему цивилизации, однако в «современном мире» ему было неуютно.
Действительно, мы можем выделить 3 вида конфликтов, связанных с развитием культуры:
1.«Аномия» - нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм. Введен Э. Дюркгеймом (90-е годы 19 века). Повышение роли материальных ценностей, связанных с усилением торгово-промышленного капитала рикошетом ударило по нравственным ценностям, которые стали распадаться, что привело к усилению преступности, росту разводов.
2. Культурное запаздывание (перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры - обычаев, убеждений, философских систем), то есть наблюдается постоянное несоответствие между развитием материальной и нематериальной культуры. Понятие культурного запаздывания ввел в 1922 году Огюст Огборн.
Возможно, убегая от этих двух конфликтов, Дантон решил покинуть родную планету, стать пионером и улететь в неосвоенные миры. Там он столкнулся с третьим конфликтом, вызванным господством чужой культуры, который наблюдался в подвергшихся европейской колонизации доиндустриальных обществах (исследования Б.К.Малиновского, 1945 г.). Дело в том, что жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. Когда им были навязаны европейские ценности, произошло не объединение двух культур, а их неестественно напряженное смещение.
Эдвард прибывает на чужую планету, где вскоре появляются другие поселенцы, принявшие его за туземца. «Дантон дождался, когда поселенцы позавтракают, и осторожно вышел из-за кустов».
- «Стой!» - разом рявкнули все часовые…
- «Ой, мамочка,- заплакал какой-то малыш,- злой, гадкий дядька меня съест…»
- «Не беспокойся, милый,- успокаивала его мать, - у папы есть ружье, он застрелит дикаря».*(«Билет на планету Трантай», сборник зарубежной фантастики, СПб, 1992)
На этом страхе и сыграл Дантон, объявив от имени несуществующих племен войну колонизаторам. Испугавшись, они согласились выдать за него замуж его любимую девушку. И прозвали его Данта (друг белого человека), единственно, что удивило их – их загадочное исчезновение всех остальных дикарей.
Таким образом, культуры формируются людьми в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями – объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложилось 2 формы культуры:
1. Высокая - изящное искусство, классическая музыка и литература, создавалась и воспринималась элитой
2. Народная – сказки, фольклор, песни, мифы, принадлежала бедным.
Однако с появлением средств массовой информации произошло стирание различий между этими двумя культурами, появилась массовая культура, не связанная с религиозными или классовыми субкультурами.
Субкультура – это система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Термин субкультура не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако в большинстве случаев общество относится к субкультуре с недоверием или неодобрением. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке», шведский натуралист XVIII века Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.
Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.
Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм.
В одном обществе к технологии относятся с пренебрежением; в другом технология соответствует требованиям времени.
Культурные универсалии – это общие черты, свойственные всем культурам.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное – в той или иной форме они имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся: наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение различных навыков. Следовательно, возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь.
В обществе зачастую возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется этноцентризм. Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. В США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жалуются, что закрытые двери вызывают у них ощущение неприветливости окружающих.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Общий язык объединяет людей, но исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей.
Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики, повышением роли торгово-промышленных кругов. Следствием стал распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью, а, следовательно, увеличилось количество преступлений и число разводов.
Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления).
Изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.
Изучая общества Южной Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформировавшимися в различных условиях (1945 г.)
Когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение, а, следовательно, предстоит длительная борьба между этими двумя культурами.
Понятие культуры. Культура и цивилизация
Проблемы культуры начинаются с выяснения значения слова культура. Лингвисты переводят это слово как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах – агрокультура, т.е. слово, связанное с земледелием. Впервые, как характеристику человеческого духа, это слово применил Цицерон. В обыденном сознании до сих пор бытует представление о культурном человеке как о знатоке литературы и искусства. Это поверхностное впечатление. На самом деле, в человеке сочетается культура внутренняя (духовное богатство личности) и внешняя (манеры, речь, внешний вид). Внешняя культура может быть подлинной (проявлением духовного богатства личности) и мнимой (поверхностный лоск, нередко скрывающий бездуховность и цинизм). Но культура не только духовные ценности. Это многогранное явление. Существует более 500 определений культуры. Попытаемся дать обобщение. Культура – универсальный способ существования людей и освоения окружающей действительности, исторически определенный уровень развития производственной и социально- духовной жизни общества, творческих сил и способностей человека.
В древнем Китае рассказывали старую сказку о том, что ранние люди были дикими. Их защищали от хищников только клыки и когти. Когти и клыки зверей были больше. И звери убивали людей. А потом появился мудрец, который сказал: давайте вить гнёзда на деревьях подобно птицам. И люди стали спать в этих гнёздах, и хищники перестали убивать их по ночам. Это продолжалось очень долго, пока новый мудрец не сказал: давайте строить из деревьев дома на земле. И люди стали жить в домах. Но если бы кто-нибудь в эту эпоху предложил вить гнёзда на деревьях, то был бы он не мудрецом, а глупцом.
На примере этой необычной сказки мы можем очень чётко отделить природу от культуры. В отличие от природы, культура – это всё, что создано человеком во благо других людей. Она возникает вместе с человеком в эпоху нижнего (раннего) палеолита ~2,5 млн. лет назад. Природа без человека не имеет отношения к культуре. Но существует воздействие человека на культуру и её обратное влияние (например, отражение её образа в полотнах художников) на человека.
Однако не всякое порождение человеком неприродное явление – фактор культуры. Достаточно вспомнить войны, костры из книг и безрассудные казни. Это – проявление антикультуры, порожденное цивилизацией. В науке нет единого подхода к определению понятий культура и цивилизация. Цивилизация – это внешний по отношению к человеку мир утилитарных (утилитас – польза, выгода) средств и форм общежития, которые способствуют совершенствованию культуры и делают её достижения доступными человеку. Общество успешно развивается лишь в условиях единства и взаимодействия культуры и цивилизации. Противоречия между ними драматичны, а порой и губительны для человека.
Культура как результат материального и духовного производства существует в материальной и духовной форме:
1. материальная: орудия труда, средства производства, предметы быта и
жилища, здания, сооружения, дороги, транспорт и т.д., т.е. искусственная среда обитания человека.
2. в процессе духовного производства люди вырабатывают определённые нормы, традиции, взгляды, идеи, теории, знания и умения, творят произведения искусства. Материальная и духовная культура взаимосвязаны между собой. Можно привести небольшой пример. Традиционно считается, что Александр Македонский – великий полководец, а Чингис-хан – варвар. Между тем, империя, созданная «варваром» превышала по своим масштабам империю Александра Македонского. Почему превозносится один и уничижается другой? Они принадлежат к разным цивилизациям и совершенно чуждым друг другу культурам. Их отделяют тысячелетия. Но Александр ближе европейцам, т.к. его государство основывалось на эллинистической культуре, современная цивилизация тоже.
Вольные, как ветер, кочевники создали уникальную культуру, но не оставили после себя никаких памятников, т.к. всё созданное ими было лёгким и предназначалось для перевозки на далёкие расстояния. Однако следует помнить, что даже в ХХ века кавалеристы ездили на лошадях одного цвета и пользовались саблями – изобретением кочевой цивилизации, так же как и стременами, ибо невозможно без другого. Даже римская кавалерия не знала сабель, т.к. не знала, что такое стремя. А если мы возьмём современные
туристические палатки, то их прототипы – переносные жилища кочевников-разведчиков.
А теперь мысленно перенесемся в наше время. Помните знаменитую книгу Л.И. Брежнева «Целина»? Н.С.Хрущев начал освоение целины. Первые годы целина давала огромные урожаи хлеба, но почва быстро истощилась. Жизнь и быт кочевников возникли не на голом месте. Они жили, так потому что не могли развивать земледелие. Поэтому и создали своеобразную «кочевую» культуру, ибо это означало жизнь, а земледелие - медленное угасание. Кстати, когда Чингиз-хан завоевал Китай, китайская власть зимой переселялась в юрты, так как там было теплее, чем в постоянных китайских жилищах. Чтобы вы представили себе уровень Китая можно привести один пример - наши предки еще жили непонятно где и вероятно ходили в шкурах, а в Китае уже знали, что такое бумага и печатный станок. Создание нового неизбежно без переработки старых культурных традиций. Творческое созидание включает три стадии:
1) восприятие старого культурного наследия
2) Его творческую переработку
3) Создание новых шедевров
А сейчас давайте попробуем ответить на вопрос. Какова связь между гербом Москвы, Римской империей и древним Вавилоном? Дело в том, что символы разных культур подобно птице Фениксу сгорают в огне времени чтобы возродиться уже в ином обличии. Уместно вспомнить и строки А.С. Пушкина.
Гусар! Все тленно под луною
Как волны следам за волною
Проходят царства и века
Скажи, где стены Вавилона?
Где драмы тощие Клеона?
Умчала все времен река.
А в древнем Вавилоне, когда суша еще не отделилась от воды, первые боги пытались указать путь бесформенным стихиям. Праотец Апсу и праматерь Тиамат были недовольны деяниями порожденных ими богов и решили их истребить. Мудрейший из богов Эа узнал об этом и убил праотца. В ярость пришла Тиамат, увидев, что хаос меняется порядком. Только младший из богов – Мардук согласился выступить, но взамен боги – братья должны были провозгласить его царем. Приняв, верховную власть он вскочил на колесницу, взяв в руки огромную сеть. Восемь ветров послушно окружили, каждое движение рождало молнии. Но Тиамат не испугалась, она раскрыла пасть, думая проглотить его вместе с колесницей. В этот момент Мардук вогнал ей в глотку восемь ветров. Когда Тиамат стала задыхаться, ее пронзило копье. Такова, вкратце история создателя человека из глины, седьмого, младшего брата младших богов – Мардука. В ветхом завете Мардук принимает образ Иеговы, а Тиамат – Левиафана. На многих православных церквях под крестом находится полумесяц (первоначально имевший образ дракона). Это не символ победы христиан над мусульманами, это знак поражения зла. Герб Москвы – Георгий-Победоносец поражающий змея. И сияет над столицей герб, изображающий забытого бога давно погибшей культуры, но миллионы его видят по-другому – в контексте христианской культуры. Представим себе человеческую голову, где волосы растут внутрь, а среди них мечутся мысли. Подобно этой диковинной голове иные культуры усваивают опыт прошедших времен вливая в диковинные старые сосуды новое содержание. Повсюду нас окружают древние символы, которые мы расшифровываем только в контексте своей культуры зачастую, не понимая, что не карася держал ты в руке, а диковинную золотую рыбку.
Примерно в VII в. до н. э. Родился ассиро-вавилонский миф об Ахтыкаре. Древнегреческие ученые признавали жанр басни изобретением ассирийцев и вавилонян, и их влияние на создание басен Эзопа. Арабская версия сказала влияние на составителей Корана и сборника «Тысяча и одна ночь». В разном облике Ахтыкар вошел в различные культуры (Эфиопия, Россия, Византия и т.д.). Его высказывания злободневны и сегодня:
Лучше с учеными камни таскать, чем с дураками пить вино. Не позволяй ближнему наступить тебе на ногу, ибо потом он наступит тебе на шею. Собаку, которая оставила своего хозяина и следует за тобой - гони камнями.
Примерно так действует механизм творческой переработки старого культурного наследия и создание на его почве новых шедевров.
Важную роль в культуре играют воспитание и образование. Они способствуют усвоению накопленных обществом духовных ценностей и норм поведения, является средством социализации личности и важным условием дальнейшего развития культуры. Главная цель и ценность культуры – человек, его духовное совершенствование. В этом состоит сущность культуры. У культуры есть одна интересная особенность – человек не в состоянии заметить окружающую его культурную среду. Иными словами говоря мы с вами не замечаем православных храмов, стен древнерусских городов и т.д. Мы живем в этой среде. Но как только мы покидаем это, так начинает мучить ностальгия. То же самое можно сказать и о иноземцах. Индус не замечает окружающих его храмов, священных коров и аскетов, но, попав в Россию сразу же заметит культуру нашей страны, т.к. она иная. То же самое относится и к нашим соотечественникам, повидавших своими глазами Индию. Вспомните «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
О. Шпенглер (1880 – 1936). А. Тойнби (1889 – 1975).
О. Шпенглер – немец, в 1918 г. опубликовал «Закат Европы», где предложил отказаться от привычной схемы (Древний мир – Средние века – Новое Время), т.к. общественное развитие – циклический процесс, следовательно, необходимо выделить множество уникальных и неповторимых культур. Культура рассматривалась им по аналогии с биологическим организмом (рождение, развитие, смерть). Мировая история не едина и циклична. Культура возникает тогда, когда из первобытного, хаотического состояния рождается «великая душа» и развертывает свои возможности в виде народов, языков, вероучений, искусств, наук. Рассматривает 3 исторические культуры:
1. античная («душа Апполона» - в качестве идеала – чувственное тело)
2. европейская (душа Фауста – беспредельное пространство, динамизм)
3. арабская (магическая душа, следовательно, магические взаимоотношения души и тела, их двойственность).
Из всего этого следует специфическое содержание каждой из культур.
Культура проходит детство, юность, возмужалость и старость. Завершающая стадия – Цивилизация (т.е. самые крайние и искусственные состояния на которые способен более высокий тип людей это – конец). Закат Европы (Западная Европейская культура перешла в цивилизацию, следовательно, ее будущее пессимистично).
Арнольд Тойнби (1889 – 1975). Постижение истории (12 томов) с 1934 по 1961 гг. Под влиянием Тойнби – теория круговорота локальных цивилизаций. К ним относят: западное, православное, христианское, исламское (иранское и арабское), сирийское, индийское, древнекитайское («живые божества») и «мертвые» минойское, шумерское, хеттское, вавилонское, египетское и др.
Каждое состоит в родстве с более древним (основной признак – вселенская церковь и степень удаленности от места возникновения (например, Рим и Византия )).
Стадии развития: генезис, рост, надлом и распад. Закон «вызова и ответа» определяет стадии развития. Адекватность ответа на вызов – заслуга «творческого меньшинства». Основная причина надлома – утрата обществом способности к самодетерминации (развитию). Распаду цивилизации противостоит «Вселенская церковь».