Мифология как форма культуры
Мифология – это одна из форм культуры (форма общественного сознания), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.
Миф является первоосновой всей духовной культуры. Зародившись вместе с культурой, миф сыграл свою главную партию в первоначальный этап развития, но не исчез, его голос продолжает звучать и развиваться в полифонической партитуре культуры вплоть до нашего времени.
Слово «миф» (от греч. myphos) буквально означает сказание, предание. Однако, это сказание особого рода. Определение: «миф – это вымысел, принимаемый за правду» - внутренне противоречиво, но именно в этом и заключается сущность этого явления. Разные люди (люди разных типов культур, разных исторических эпох и т.д.) один и тот же миф принимают за правду или за вымысел. Представители той культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф и лишь люди другой культуры, имеющие иное видение мира, могут определить, что имеют дело с вымыслом. Чем отличается миф от сказки? Сказку никто (ни создатель, ни дети) не принимает за правду. Миф – это жизнь людей, это не сочинение и не фантазия, это форма запечатления жизни и деятельности.
Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Большое внимание в мифах уделялось тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручение домашних животных и т.д.
Любой миф связан с какими-нибудь наблюдаемыми фактами. Переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу в мифотворчестве происходит в соответствии с двумя основными принципами.
Первый – принцип антропоморфизма. Он состоит в том, что все в мире уподобляется человеку, мыслится по «образу и подобию» человека, а это ведет к одухотворению всего и вся.
Второй – принцип партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей. Термин партиципации ввел французский исследователь первобытной культуры Л. Леви-Брюль для обозначения существовавшей таинственной связи вещей, в силу которой воздействие на какую-то вещь передается «сопричастным» с ней другим вещам.
Английский этнограф Б. Малиновский исследуя существование мифа в первобытной общине отмечал, что в мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Миф – это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф так же служит для оправдания определенных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Миф как явление культуры имеет свои характерные черты.
1. Отождествление фантазии с реальностью. Миф от человека требует веры, а не логического объяснения. Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии.
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. С помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций отражает реальность искусство, поэтому и миф представляется как художественное произведение.
3. Эмоциональная насыщенность. Миф вовлекает людей в переживание происходящих в нем событий. Здесь нет места холодному рассудительному следованию за сюжетом, а есть эмоциональная вовлеченность и сопричастность к событиям.
4. Связь с магией. С помощью магических сил мифология вооружает людей своеобразной «техникой» воздействия на окружающую действительность. При этом вера в действенность магических ритуалов не зависит от их эффективности: если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется не ее бесполезностью, а вмешательством враждебных сил.