Эффективность инновационного процесса

Инновации.

Инновация – изменение в чем-либо (в производстве, продуктах, технологии, менеджменте и пр.), воспринимаемое субъектами деятельности, как нечто новое, и внедренное в производство. Пока не внедрено, это является новацией.

Существует наука в менеджменте - инноватика – наука об инновациях. Инновационный менеджмент.

Любое предприятие – это система – целостность взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в общее.

Каждая из систем характеризуется высоким уровнем конкуренции.

Факторы, влияющие на деятельность любого предприятия индустрии туризма в рыночных условиях:

  • Динамика развития сферы потребления (соотношения между производством и потреблением, темпы и пр.)
  • Достижения НТП
  • Политическая обстановка
  • Изменение конъюнктуры рынка (мода, новые поставляющие или принимающие страны, потребительское предпочтение)

Инновационный менеджмент требует специализированной модели управления.

Матричная модель управления – когда управляющий может подключать к своему проекту любых участников матрицы вне зависимости от ранга.

Два основных типа развития: воспроизводственный и инновационный. Вся современная мировая экономическая система сейчас характеризуется переходом от воспроизводственного к инновационному типу развития.

Основу инноватики заложил российский экономист ХХ века, Кондратьев.

Конъюнктурные волны – неравномерность и цикличность экономического развития. И примерный период синусоиды в среднем 50 лет (подъем, спад, подъем). На стадии повышения происходит изменение хозяйственных процессов, а на стадии депрессии происходит накопление достаточного количества капитала.

Инновация – средство преодоления кризиса, и те, кто может этим воспользоваться, получат возможность наращивать свой потенциал.

Нововведения – это чаще всего необычные комбинации старого. И это изучаемый и регулируемый процесс. Принято рассматривать 5 основных типов инновации:

  • Инновации в области продукта
  • Инновации в области метода или способа производства
  • Открытие нового рынка
  • Открытие нового источника поставок\сырья
  • Создание новых организационных структур

Основные свойства инновации:

  • Инновация – это окончательный результат специфического вида деятельности, реализованный в виде нового, либо усовершенственного технологического процесса, внедрения нового продукта и пр., используемый в практической деятельности
  • Инновация охватывает все сферы деятельности организации

Главный принцип инновации – потребительская новизна.

Главный побудительный мотив инновационный деятельности – конкуренция (выстоять или победить). Инновация – сугубо рыночное понятие – функция конъюнктуры рынка. Это особый инструмент предпринимателя, с помощью которого он использует шанс оказания нового вида услуг.

Этапы цикла:

1) Появление новой потребности

2) В ответ на новую потребность возникает новое предложение.

3) Внедрение этого предложения

4) Изменение пропорций между спросом и предложением

Прежде чем заняться разработкой инновации, фирма очень хорошо считает. Инновация в рыночной деятельности – это специфический продукт. Главная специфика заключается в том, что ее сопровождает высочайшая степень неопределенности. При любом использовании новшеств возникает фантастическая неопределенность, т.к. очень сложно предугадать, как общество воспримет новшество.

Таким образом, инновация – область сверхвысоких рисков. Должна предшествовать очень большая работа по изучению рынка, конъюнктуры, конкурентов, продукта, потребителя и пр., а также очень профессионально разработанная система продвижения.

Нововведения – результат планируемых и скоординированных действий целого ряда участников процесса (разработчиков, инвесторов и внедренческих предприятий).

Качественный менеджмент позволяет снизить риски и увеличить эффективность коммерциализации новшества.

Выводы:

  • Инновации – результат планируемой творческой деятельности.
  • Инновация – новшества, реализуемые на практике.
  • Объектами изменений при создании инновации могут быть любые деятельности.
  • Использование инновации может способствовать преодолению кризиса.
  • Любая инновационная деятельность связана с рисками.

Классификация инноваций

Все инновации делятся на две большие группы по степени материальности:

  • Материальные
  • Нематериальные (идеи)

По сфере функционального применения:

  • Технические
  • Экономические
  • Социальные
  • Организационно-управленческие
  • Правовые
  • Образовательные
  • И др.

По инновационному потенциалу:

  • Базисные – принципиально новые решения, формирующее новую отрасль; влекут за собой целую серию разработок (телега => авто); инновационные кластер (пакет, набор)
  • Модифицирующие – решения представляющие собой усовершенствования или изменения базисных инноваций
  • Псевдо – незначительные изменения базисных нововведений

По источнику появления идеи:

  • НТП
  • Платежеспособная часть общества – потребители
  • Потребности предприятия или подразделения предприятия

По предмету:

  • Продуктовые
  • Процессные

По масштабу применения:

  • Внутри подразделения
  • Внутри организации
  • Межорганизационные (отраслевые)
  • В масштабах страны

По цели создания (зависят от стратегии фирмы на рынке):

  • Стратегические – такие, при внедрении которых фирма рассчитывает на получение серьезных конкурентных преимуществ не только в настоящем, но и в будущем для тех предприятий, которые ведут активную агрессивную стратегию
  • Реактивные – возникают, как реакция на конкуренцию; обеспечивают выживание фирмы в конкурентной среде; способствуют сохранению существующих рыночных позиций фирм

По характеру удовлетворяемой потребности:

  • Удовлетворяют существующие потребности
  • Формирующие новые

По способу разработки:

  • Разработаны с привлечением внешних разработчиков
  • Разработаны в рамках предприятия

Основные этапы инновационного процесса:

Эффективность инновационного процесса - student2.ru

ОКР – опытно-конструктивные работы

НИР – научно-исследовательские работы

Жизненный цикл – совокупность всех стадий инновационного процесса

Процесс коммерциализации осуществляется после внедрения инновации.

Диффузия – масштабное распространение инновации на рынке и ее использование

Инновационный лаг – величина, которая характеризует скорость осуществления инновационного процесса – временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента начала возврата инвестиций. Время, в течение которого фирма может удерживать монополию на свой продукт, то время, которое зависит от скорости реакции конкурентов. (TAT – Turn Around Time – успевай поворачиваться).

Эффективность инновационного процесса

Факторы эффективности:

  • Определяется инновационным потенциалом организации – способность к осуществлению инновационного процесса (творческие, управленческие процессы и пр.)
  • Направление инновационной деятельности – зависит от целей организации; необходимо сравнивать ожидаемый эффект с уровнем потенциального риска
  • Скорость осуществления процесса – определяется величиной – инновационный лаг
  • Маркетинговая стратегия организации – строится с опорой на маркетинговые исследования, т.к. они позволяют снизить риск отторжения инновации рынком. На разных стадиях работы с инновационным продуктом маркетинговая стратегия строится по-разному (на этапе зарождения – анализ рынка). Разработка оптимальных форм коммерциализации. Определение не только благоприятных, но и негативных факторов. Необходимо найти нужный момент вывода инновации на рынок.
  • И др.

Инновационный процесс имеет вероятностный характер. Это объясняется двумя видами факторов: а) из-за того, что он многопараметрический процесс (очень много функций во внешней и внутренней средах); б) это функция человеческого фактора.

Инновационный процесс обладает межорганизационным характером. Процесс на фирме захватит всю фирму, а не только один отдел. Поэтому необходимо взаимодействие различных структур, а иногда и организаций.

Инновационные процессы имеют межотраслевой характер. Например, в туризме охват среди разных отраслей, что очень сильно влияет на его развитие.

Субъектами инновационной деятельности являются 3 субъекта:

  • Новатор – субъект деятельности, осуществляющий поиск инновационных идей и их разработку
  • Инноватор – субъект (индивидуальный или коллективный), занятый внедрением и продвижением (коммерциализацией) инновации на рынке.
  • Инвестор – финансист разработок

Все они могут быть в одном субъекте (крупные цепи или корпорации).

Для уменьшения факторов риска создаются специальные малоинвестиционные или инжиниринговые компании, которые осуществляют разработку и пилотное явление на начале инновационного процесса.

Наши рекомендации