Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности на Руси. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель
Во второй половине 12 в. произошел окончательный распад Киевского государства. Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство. Прогрессивное значение этого периода заключается в росте ряда местных очагов культуры. Искусство отдельных областей было подчас гораздо более яркое, чем это было в 11 в. Не случайно именно во второй половине 12 в. возникло самое замечательное литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве». Искусству Новгорода принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12 — начала 13 в. Немаловажную роль играли в Новгороде ремесленники, противостоявшие боярству; они существенно влияли на политику Новгорода, на его культуру и искусство. Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нередицы. Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками 11 — начала 12 в.Наружный вид этой четырехстолпной однокупольной церкви отличался большой простотой и вместе с тем особенной пластичностью, которая так привлекает в новгородском и псковском зодчестве. Гладкие светлые стены были лишь немного оживлены немногочисленными окнами и простыми лопатками, идущими от основания закомар. Несимметрично расположенные окна и неодинаковой высоты абсиды (средняя вдвое выше крайних) делали церковь очень живописной. По сравнению с храмами начала столетия она казалась приземистой, тяжелой, но ее образ отличался большой поэтичностью. Строгий, простой и суровый храм прекрасно сочетался со скупым равнинным пейзажем. В отличие от соборов прошлого церковь, подобная храму Спаса Нередицы, предназначалась для ограниченного круга лиц, связанных семейными узами или общностью профессии. В новгородской живописи того времени, так же как и в архитектуре, можно усмотреть решительный отказ от византийских канонов. Среди трех замечательных фресковых ансамблей второй половины 12 в. — церкви Благовещения в Аркажах (1189), церкви Георгия в Старой Ладоге (60—80-е гг. 12 в.) и Спаса Нередицы (1199) — особенно выделяются фрески последней. Сравнитель.хар.:Особенность новгородского зодчества-трехлопосное перекрытие, одна абсида, один купол, суровость внешнего облика,скупой декор, семметрии нет. Особенности Владимиро-Суздальской школы- более изящные, вытянутые,строгая, семметричная резьба, декоративность(бохрома),наличие аркатурного пояса. В сюжетах соед. Библейских и языческих тем, украшений. Маштабы –крупнее.Вход в храм-дверь(глаз и око).Примером явл.-Успенский собор(5 купалов). Присущие Успенскому собору ясность пропорций и изумительное чувство ритма в применении архитектурных деталей и скульптурного рельефа выступают с еще большей отчетливостью в церкви Покрова на Нерли. – единственный памятник гражданского зодчества князя Андрея Боголюбского.
Расскажите, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Выявите особенности новгородской иконописи. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
Икона – это произведение искусства особого рода, во многом непохожее на привычную для наших дней картину, иконный образ должен восходить к первообразу, т.е. представлять не личное восприятие каким- либо художником ветхозаветных или евангельских лиц, событий или откровений ,а как бы сохранять запечатанную духовную истину. Из-за относительно слабого развития городов Русь не знала такого количества школ, как Западная Европа. В русской иконописи XIV–XV веков были, строго говоря, только три крупные школы — новгородская, псковская и московская. Их произведения, особенно на зрелых этапах развития, действительно отмечены чертами школьной общности. Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной. Иконы Новгорода подкупают яркой красочностью и оттенком наивного простодушия. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Отдельные элементы композиции равномерно распределены и удачно согласованы между собой, имеют красивый абрис. Мастера Новгородской школы часто изображали фигуры, горки, деревья симметрично, что создает впечатление завершенности композиции. Эта симметричность разбивалась различными деталями. Часто композиция иконы строилась ярусами, изображения располагались друг над другом. Очень красивы в новгородском письме горки. По горке писались причудливые травы и другая растительность. Вода в новгородской иконописи раскрывалась синим цветом, по которому шла роспись светлыми волнообразным линиями. Особо следует отметить так называемое «палатное письмо». Палаты, yсловная архитектура, очень красивы по силуэту. Они окрашивались в мягкие сдержанные тона. Отдельные элементы композиции - окна, двери, занавески, колонки - покрывались плотным: сочными тонами киновари, кармин зелени, умбры, что создавало очень сильную цветовую гамму. Примеры икон: «Преподобный Иоан Лествичник со святым Григорием и святым Власием», «Св. Борис и Глеб», «Св.Георгий с житиём», «Чудо о Георгии и Змеи», «Битва новгородцев с суздальцами», «Чудо о Флоре и Лавре» и др. Отличительной особенностью новгородской иконописной школы является смелость и жизнерадостность колорита, наивная статичная грубоватость и ковровая плоскостность изображения. Новгородские образы напоминают деревянную скульптуру, а сочетания цветов - народную праздничную ткань, строченную вышивку. С конца 14 в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства. Иконостас – это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Благоприятная ситуация для роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться количество икон. СМЫСЛ ПОЯВЛЕНИЯИКОНОСТАСА:1.собраны в одной композиции все основные образы христианства 2.Репрезентативный торжеств.характ.иконост. утверждающий, как всякая церковная роспись. 3.Идея заступничества!! В домонгольский период в русских православных храмах были распространены одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов. Однако к рубежу XIV –XV вв. иконостас имел уже три ряда. В XVI веке добавляется четвертый, в XVII веке – пятый. В конце XVII в. были предприняты попытки увеличить число ярусов до 6 – 7 , но это были единичные случаи, не приведшие к системе. Например, иконостас Большого Собора Донского монастыря насчитывает семь ярусов, включающих помимо основных – ряды Страстей Христовых и Страстей Апостольских. 1ый иконостас-иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, созд.в 1405 по заказу моск.князя Василия Дмитриевича.
Верхний ряд, или чин, праотеческий, представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева.В середине этого яруса помещается образ Пресвятой Троицы – как Завет человека с Богом и как Откровение Единого Бога. Ниже – ряд пророческий, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Исуса Христа, период подзаконный. Он состоит из изображений пророков, также с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. В центре этого ряда размещается образ Знамение Богоматери. В основу создания этой иконы положены пророчество Исаиии слова Архангела Гавриила в Благовещении .Следующий ярус иконостаса – диесусный ряд, после-праздничный; он представляет собой период новозаветный, благодатный, выражая исполнение того, что провозвещено в первых двух рядах. Нижний ярус иконостаса – местный; по обеим сторонам от Царских (еще называемых Святыми или Райскими ) вратами помещаются две большие иконы, обычно Спасителя и Богоматери с Младенцем, затем слева от Спасителя храмовая икона и другие местночтимые иконы.
На северных и южных вратах изображаются Архангелы или святые диаконы .При наличии свободного места по сторонам дверей оно заполняется другими иконами в зависимости от местных потребностей и характера данного храма.
Сравните особенности творческого метода великих русских живописцев: Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Проанализируйте влияние общественных и политических факторов жизни того времени на их творчество. Приведите примеры памятников искусства.
Феофан Грек(1330-после1405) - его произведения принадлежат прошлому 14 в.его произведения по характру были трагичны, так как выражали мироощущения и заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсической предупрежденностью близкой гибели Священного православного царства. Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, - фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого - церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они - мудрый величавый Ной, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники - имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями. Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность. В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора. Работы: «Троица», «Пантократор-Христос», Иконостасы: «Христос во славе», «Иоан Предтече» и др. Ф.Грек -духовный наставник Рублёва. Андрей Рублев(около1360-1430) - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. В отличии от Ф.Грека у Рублева ,иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический. Икона «Вознесение», как никакая другая из многофигурных праздничных икон, обладает особой ритмической организацией композиции. Здесь проявилось свойственное Андрею Рублеву чувство гармонии, пластической уравновешенности. Колорит иконы многообразен за счет нюансированности каждого тона. Живописные плоскости основных тонов оживлены богатством верхнего моделирующего рисунка и лессировок. Следующей по времени создания работой Андрея Рублева является так называемый «Звенигородский чин», один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центра удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. Работа «Троица» - Символика «Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. Среди них важнейшее значение имеет цвет. Так как созерцаемое божество являло собой картину райского горнего мира, художник с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий(1440-1508) представляет собой редкое исключение. Первый из серьезных заказов Дионисий было предложение участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. После Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа. Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле.