Культура как результат человеческой и общественной деятельности
Курсовая работа
По дисциплине
«Лингвокультурология»
Тема «Бытие человека в культуре и языке»
Выполнила: студентка группы ЭЛМ-311
Цховребова Аманда
Проверила: к.ф.н., доцент Назарова Н.Б.
Оценка: _____________
Москва 2015
Содержание
Оглавление
1.Введение. 3
2. Понятие «культуры». Человек как главная составляющая в ней. 5
2.1 Культура как результат человеческой и общественной деятельности. 9
3. Язык и культурно-национальная ментальность. 12
3.2 Язык человека как хранитель культуры.. 16
3.3 Национальная культура и язык – душа народа. Анализ осетинского языка (практика) 18
4. Заключение. 25
5. Библиография. 27
Введение
Актуальность темы:
О культуре в последние годы пишут достаточно много, и это естественно, ведь культура-это важная характеристика человека и социума. Это значение (явление) раскрывает экономическую, социальную и духовную жизнь людей.
Существенное место в жизни человека и сферы занимает язык, который является как культурой, так и формой его существования, а также является памятью народа, в связи с этим вполне естественным кажется появление и сравнительно быстрое развитие культуры, как научного подхода в лингвокультурологии.
Культура является характерным (для данного человека, общества) образом мыслей и образом действий. В понимании социологической культуры, и в первую очередь ее ценностей, культура непосредственно регулирует взаимоотношения людей, скрепляет, объединяет людей в форме целостности и неделимости общества. Таким образом, культура есть важнейшая субстанция человеческой жизни, прокрадывающаяся фактически повсюду, проявляющаяся в самых всевозможных конфигурациях, охватывая художественную культуру.
Человеческая личность имеет множество аспектов, в рамках своего подразделения. Он уже давно создал образ целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний, двигатели политическими судьбами мира, затем как данное в откровении целостного понимания истории от создания вселенной и грехопадения человека до конца мира, и страшного суда. И это только тогда, когда историческое сознание стало основываться на эмпирических данных, живопись становилась все более и более объединенной. Она, однако, все еще воспринимается как образ, отражающий естественную эволюцию человеческой культуры.
Проблема «культуры» в обществе и науке достаточно сложна и многоаспектна, поэтому особенно важно знать и иметь представление о существующих определениях этого понятия, а также всех жизненных и научных аспектах, которые она затрагивает или проявляется.
Цель работы:
Целью моей работы является определить роль культуры и языка в современном мире. Доказать значимость этих понятий в жизни общества, так как именно человек создал культуру, которая, в свою очередь, создает и улучшает человека, делая его полным и имеющим смысл для существования, ибо это понятие с древних времен считалось непрерывно связанным с представлениями об особенностях человеческого мышления, поведения и деятельности.
Тема курсовой была выбрана мною, как человеком, являющимся представителем иной культуры и ментальности, желая разобрать роль человека и общества в образовании и развитии этих понятий. Только в культуре и через культуру человек становится и продолжает им быть, собственно это и делает необходимым понимание, изучение этого глобального феномена человеческой деятельности и образа жизни.
Предмет исследования – человек как носитель и деятель культуры своего народа через язык и ментальность.
Основными задачами являются:
1) Исследование понятия «культура» и человека, объединенного с этим понятием.
2) Показать взаимодействие культуры с обществом и отдельным индивидом в целом.
3) Человек как носитель национального языка и культуры.
2. Понятие «культуры». Человек как главная составляющая в ней.
В мире, философских, исторических и других исследований существует большое многообразие суждений о культуре, это вполне можно объяснить многогранностью этого понятия.
Культура-это многосторонняя проблема исторического образования. В наши дни, как в отечественной, так и в заграничной науке нет точного определения феномена культуры, но тем не менее, многие исследователи приблизились к пониманию культуры как сложного и многокомпонентного явления, связанного со всем разнообразием жизни и деятельности человека.
Мир культуры в целом, любая его часть и явление " мы не воспринимаем, как следствие действий естественных актов природных сил, а как результат, самих людей, направленных на улучшение и преобразование того, что дано нам от природы.
Современные исследования культуры, твердо убеждены в том, что не может быть «некультурных» народов, однако каждому народу выделена своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная с культурами других народов, но имеющая с ними определенные соответствия и общие черты. В понятии «культуры» наиболее важными и распространенными являются ценностные и технологические аспекты.
Понять сущность культуры можно лишь через призму поступков человека, народов, населяющих нашу планету. Культура не может существовать вне человека, она изначально тесно связано с человеком, более того ни одна социальная группа, ни индивид не могут существовать без культуры, за исключением просто биологического организма.
КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. [5; с. 443]
Это особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представления о материальном и духовном, а также совокупность отношения людей к природе и к самим себе.
Культурологи считают, что процесс выращивания проявляются и исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека:
1) Материальная культура (техника, орудия труда, жилище и вооружение)
2) Социальных (правовых и моральных норм, управления и стили руководства, все процессы, происходящие в обществе)
3) Духовная жизнь (наука, искусство, миф и философия, религия)
Мысль В. А. Конева: «...Бытие человека сливается с бытием культуры: человек в его конкретной жизни включен и растворен в мире культуры — в доме своего непосредственного бытия (и становления его индивидуальности) ...» [1; с. 21]. То общее, что характерно для любой культуры, на каком бы отрезке времени или в каком бы пространстве она ни существовала, заключается в том, что культура всегда связана с человеком, “культура имманентно несет в себе человека, ибо ее бытие порождается человеком, ее бытие нуждается в живой деятельности человека, которая придает ему смысл и значение» [1; с. 21]
Если перефразировать Гегеля, который писал о искусстве, можно сказать, что именно культура служит тем ключом к понимаю народов. Это справедливо, потому что она наиболее возвышенная сфера деятельности общества и человека, а также сила, которая утверждает истинность человеческого в человеке.
Культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом, культура является характерным способом существования человека и имеет свои пространственно-временные аспекты. Обнаруживается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, такие как: предметы, произведения искусства, орудия работы, через языковые формы, символы и знаки.
Во-первых, рассматривать культуру, наиболее важно, как поиски человеческого духа, в этой области, которая собственно за пределами природы человека и традициями всеобщего существования и поведения. Культура предстает как сфера духовной свободы человека, творческий акт понимается как мистическое откровение, вдохновение художника, а все разнообразные культурные процессы были к духовному производству и высшим из них считалось творчество в области искусства.
Культура выступает как реализация разума, но уже духовный мир, или в мире духа, который развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусства, формы социальной организации и общественной жизни. Этот дух преследует свои цели универсальные, которые не могут объяснить, как сумма идей, людей или как индивидуальную цель сильной исторической личности. Для одного человека, ценность лишь в той мере, в которой он есть воплощение безличного мирового разума.
Многие научные деятели обнаружили в культуре неосознанное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души, в этом случае бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Культура, по нему, формулирует систему общих норм и за этим всегда стоит человек. Однако, для того чтобы немного овладеть энергией «Оно», культура падает проникать в его сферу — сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь поскольку она сама стала частью его бессознательного, - это плод бессознательной установки, - так можно выразить важный вывод Фрейда. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую, агрессивность, но стоимость оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической, элементов и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.
Жизнь культурного человека составляет неразрешимое противоречие, ибо человеческая душа рвётся между своей изначальной натурой и внедренными культурными запретами.
Приходит других идей о взаимоотношениях человека и культуры. Для него основа души (бессознательное), но первоначально архаическое, но все же может жить в мире культуры. Несомненно, нельзя обуздать «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявления относительно безвредным и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурное и символическое выражение. Именно архетипы дарят человеку вдохновение и являются источником творческой энергии.
До сих пор понятие «культуры» является актуальным явлением в современном обществе. Много значений и трактовок дают культурологи этому понятию, пытаясь связать культуру с разными аспектами общества. Это понятие непрерывно связано с каждым из нас, нашим народом и духовным развитием.
Культура как результат человеческой и общественной деятельности
Альберт Швейцер подчеркивал, что «способность человека быть носителем культуры, т.е. понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным существом» [9; с. 40]
Культура играет важную роль в жизни человека и общества в целом, обеспечивая адаптацию человека к окружающей среде. Человек являясь биологическим видом остается одинаковым в очень обширном диапазоне договоров, а культура (формы хозяйства, традиции, общественные институты) различаются в зависимости от того, что требует природа в каждом регионе, стране. Большая часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с чем-то полезным приспособительным эффектом. Культура позволяет человеку с большей полнотой раскрыть себя, формировать условия и средства для человеческого общения. Создавая людей, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что, благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, она дает им средства связи, важные системы, языки, обычаи и традиции. И только благодаря общению народы могут создавать, сохранять и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться системой устанавливать в свои мысли и впитать в себя фиксированные знания, а также проникнуть в мысли других людей, таким образом, культура связывает и объединяет людей разных народов и наций, взгляды и убеждения.
Культура соединяет людей, социальные группы, государства. Каждая социальная общность, в которой формируется своя культура, скрепляется этой культурой, потому, что среди членов сообщества, простирается редкостный комплект мнений, убеждений, ценностей идеалов особенности этой культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, они сформировали ощущение принадлежности к культуре. Сохранение культурного наследия народа, а также, национальных традиций и исторической памяти создает связь между поколениями и людьми на протяжении многих веков. На этом построено историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общины. Широкие рамки культурной общины создаются религии мира. Целостная вероисповедание тесно объединяет представителей всевозможных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.
В каждой культуре определяется система долженствовании и запрещений, которые предписывают, как должен человек поступать в той или иной ситуации, или указывают ни в коем случае не делать то или другое деяние. Различные средства общения также диктуются культурными нормами, которые распоряжаются, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы, и др. и зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, установленные в значительной степени спонтанно людьми и обществами.
С самого начала культурной деятельности человека зарождается потребность в разборке его поведения и общения с другими людьми, эта необходимость вызвана тем, что продукты культуры, которые создаются и используются людьми, лишь показывают границы, но они не определяют, как должны действовать люди в отношениях между ними. Вследствие этого вместе с созданием ценностей культуры стали в то же время складываться требования к поведению человека, которые контролировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Вначале это представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм, морали, правил.
За всю огромную историю человечества различными культурами было создано достаточно огромное количество самых разнообразных норм поведения, общения и морали. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения, многообразие поведенческих норм было разделено на такие понятия как, традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.
Развитие социализации дает возможность личности стать полноценным членом общества, занять в нем установленную позицию и жить так, как необходимо по обычаям и традициям. Тем не менее, этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, которая царит в нем форм жизни. Культура устанавливает суть, средства и способы социализации. В этом процессе социализации люди постигают держащиеся в культуре нормы поведения, учатся жить, мыслить и функционировать в соответствии с ними.
С появлением культуры, появление специальной "отличается от" животного «над биологической» формы передачи и хранения информации. В культуре информация расшифровывается внешними по отношению к человеку структурами. Благодаря этому в социуме, возможно именно то, что никак не будет вероятно в животной среде это историческое умножение и накопление информации, находящейся в велении человека, имеющего род.