Тема 4. Функциональные стили в системе русского языка, их взаимодействие. Научный стиль, его специфика на разных языковых уровнях. Жанровые особенности подстилевых структур
Функциональные стили в системе русского языка, их взаимодействие.Функциональные стили языка (термин проф. В.В. Виноградова) получили такое название потому, что выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения информации и воздействия на слушателя или читателя.
Со стилем – в широком смысле слова – языковеды связывают представление о таких языковых единицах, которые позволяют не просто передать информацию, но осуществить это наилучшим образом, выразительно, экспрессивно. Поскольку ситуации общения повторяются, то стиль представляет наиболее типичные для определенной ситуации средства выражения содержания.
Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения. В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, которые выступают преимущественно в письменной форме, и разговорный, которому свойственна устная форма речи.
Поскольку каждый стиль характеризуется использованием определенных типичных языковых средств, то функционально-стилевое закрепление языковых средств (ЯС) можно представить схемой:
Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции[6].
Сумма языковых средств, их организация, приемы использования в текстах данного типа общения – речевое воплощение функционального стиля: научные ЯС обслуживают научный стиль речи, официально-деловые – официально-деловой и т.д.
Средства разных функциональных стилей взаимодействуют друг с другом, т.к. задачи и условия коммуникации, адресаты, отличающиеся друг от друга по социальным и субъективным характеристикам, требуют трансформации, приспособления к конкретной ситуации общения. Например, строго организованные средства научного стиля речи могут максимально хорошо выполнить свою функцию только в среде специалистов. Именно профессионалам будут понятны термины, логические переходы внутри рассуждений, система аргументации. Специалистам будет интересен информативно насыщенный текст с новейшими для науки данными, неэкспрессивный и безэмоциональный. Но свежая научная информация должна быть представлена и неспециалистам, ведь уровень образования в стране растет, массовый интерес к смежным областям науки усиливается. Мы хотим иметь общее представление о новых открытиях, достижениях техники и производства. В этом случае научные данные должны быть популяризированы, представлены в публицистических и художественных текстах. Строгие научные термины для интересующихся проблемой массовых читателей могут быть расшифрованы, явления могут быть соотнесены с известными бытовыми предметами, с реальными жизненными процессами, в тексте могут работать привычные читателю образы, синонимичные замены, метафоры. Следовательно, приемы изложения, включение в текст разнообразных средств выразительности, введение уместных экспрессивных единиц языка для большей доходчивости, понятности (при полной научной достоверности факта) – а это воздействующий арсенал художественной и разговорной речи! – будут совершенно оправданы в научно-популярных текстах, представляющих все тот же научный стиль речи.
Жанровые особенности подстилевых структур. Точно так же, как в научной сфере, в любых других сферах деятельности, должны быть свои коммуникативные задачи. Например, в официальной сфере может возникнуть необходимость наладить отношения между государствами. Поскольку это деловая сфера международных отношений, то задачу можно решить с помощью документов, относящихся к этой сфере: международных договоров, меморандумов, конвенций, деклараций и т.д. Если необходимо подписать ряд официальных документов, подтверждающих готовность университета построить новый стадион, провести ремонт в учебных корпусах, то в деловой сфере административно-хозяйственного уровня будут активны тексты хозяйственных договоров, внутривузовских распоряжений, приказов, актов приемки-сдачи объектов и т.д. Если необходимо внести дополнения во внутренние государственные акты, в конституцию страны, в своды государственных законов, то на законодательном уровне все в той же официально-деловой сфере будут изданы соответствующие законы, уставные документы, указы, кодексы.
Таким образом, в зависимости от темы, от отрасли знаний, от частной коммуникативной сферы, от задач текста, от способа контакта сторон друг с другом, от проявления в речи авторской индивидуальности, от наличия или отсутствия подтекста в речи, от присутствия выразительных средств, от особенностей композиции все тексты функционального стиля внутри можно разделить на группы – разновидности функционального стиля – подстили ( в официально-деловом стиле, например, это законодательный, административно-хозяйственный и дипломатический подстили). В каждом из подстилей существует определенный набор текстов с общими стилистическими, содержательными и композиционными чертами – жанров (например, в научно-учебном подстиле научного стиля речи вам хорошо известны жанры учебного пособия, учебника, методической рекомендации, методического пособия, методического указания, хрестоматии, практикума, сборника задач или упражнений, свода таблиц и т.д.).
Научный стиль, его специфика на разных языковых уровнях[7]. Сфера общественной деятельности этого стиля – наука. Поэтому ведущими жанрами этого стиля являются научные монографии, научные статьи, диссертационные работы, различные жанры учебной и научно-технической литературы, выступления в научных диспутах, научные доклады, лекции, научно-популярные сообщения, жанры научно-популярной литературы.
Тексты этого стиля реализуются преимущественно в письменной форме, но широко используются и устные формы (например, выступления на конференции, защиты курсовых работ). Основные признаки – научная тематика, точность, абстрактность, логичность и объективность.
Таким свойством, как точность, предопределяется терминологичность словарного состава научного стиля: подавляющее большинство слов составляет специальная, терминологическая лексика. Большое место в ней занимает международная терминология, интернационализмы. Стремление к точности и потому к терминологичности лексики приводит к тому, что научный стиль не обладает свойством общедоступности.
Стремление к точности находит проявление еще в одной особенности лексической системы научного стиля - однозначности: многозначные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, которые свойственны им в системе общелитературного языка, а лишь в одном, реже – двух. Употребление в одном значении характеризует существительные и прилагательные в научных текстах: тело, сила, окончание, узел, кора, считать, тракт, живой, следует, средний, кислый.
Стремление к обобщению, к абстракции проявляется в преобладании абстрактной лексики над конкретной, здесь часты существительные на –ение (-ание), -ость, -мость (мышление, скорость, невесомость).
Научному языку свойственно относительное однообразие, однородность лексики. Текст в объеме увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же. Лексический состав замкнут, границы лексики строги, синонимические замены нежелательны.
Основные характеристики лексики:
· Употребляется лишь общекнижная, нейтральная и терминологическая; преобладают абстрактные существительные над конкретными, употребление многозначных слов в одном (реже двух) значениях; увеличение доли интернационализмов в терминологии; относительная однородность, замкнутость лексического состава;
· Неупотребительны слова с разговорной и разговорно-просторечной окраской; неупотребительны эмоционально-экспрессивные и оценочные слова.
Основные характеристики морфологического уровня научного стиля речи.
Отбор морфологических форм в научном стиле также диктуется стремлением к абстрактности, обобщению. Научный стиль использует почти исключительно 3 лицо, имеющее семантику абстрактности: «Хотя разложение старинного общинного строя происходит в древневосточных странах чрезвычайно медленно, все же уже очень рано общинная масса попадает в зависимость от местной знати и жречества, что приводит к возникновению рабства».
Форма 1 лица в немногочисленных случаях употребляется во мн. ч. в значении совокупности лиц, куда включается и лицо говорящего: Возьмем…Добавим…Получим…Видим, что… В письменных научных текстах, например, в курсовых работах, дипломных сочинениях авторское «мы» обязательно, оно равно значению местоимения единственного числа и отличается лишь стилистической окраской: Мы остановились столь подробно на этом вопросе потому…
Если сопоставить значения временных глагольных форм, то наиболее абстрактным, обобщенным окажется настоящее время – течет, впадает, т.к. при этом глаголы дают более отвлеченное понятие, означают постоянно и неизменно происходящее действие: Носовые звуки артикулируются при участии носового резонатора. От всех глагольных форм настоящее время составляет до 85 %.
Глаголы в научном стиле часто теряют основное значение, приобретают абстрактную семантику: существовать, иметь, начинаться, происходить, проявляться, обнаруживаться; многие выступают в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, представляться, отличаться, служить, организуют глагольно-именные сочетания, где основная смысловая нагрузка приходится на существительное, а глагол лишь обозначает действия в самом широком смысле: оказывать (влияние, давление, поддержку, сопротивление); производить (расчеты, измерения, операции, наблюдения); подвергать (сжатию, нагреванию, воздействию,оценке, испытаниям). Поэтому в научном стиле первое место занимают имена существительные, второе – имена прилагательные, третье – глаголы.
Существительные среднего рода как наиболее абстрактные составляют в до 30% от общего количества (в общелитературном языке – 17%) слов в научном стиле речи.
Вещественные существительные часто употребляются во множественном числе для обозначения видов, сортов веществ: Литые бетоны находят применение в гидротехнике.
Среди падежных форм существительных первенство принадлежит форме родительного падежа. В текстах научного стиля, как и стиля официально-делового могут находиться целые цепочки существительных (в том числе образованных от глаголов) в родительном падеже.