Курсовое задание

Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Для студентов групп Тур-01 ПИ-01,02,ПИЭ-01 Эк-01

По изучению дисциплины

«Мировая и отечественная культура»

Составила И.А.Жерносенко Утверждаю _____________

Зав. кафедрой культуры и коммуникативных технологий

И.А.Жерносенко

«31» августа 2010 г.

Содержание дисциплины

Искусство обладает уникальной способностью аккумулировать социально-духовный опыт поколений и переводить его в личный опыт каждого человека, развивая его духовность. Оно имеет ни с чем несравнимые возможности культивировать те качества и черты личности, которые в наибольшей степени соответствуют совокупному опыту всех времен, основным человеческим идеалам.

Цель курса:ввести студентов в пространство художественной культуры человечества, сформировать в них готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, созданных и созидаемых человечеством, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности будущих специалистов.

Главная задача курса:раскрыть сущность процесса становления мировой культуры и закономерности его исторического движения, глубоко осмыслить обширный социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале явлений художественной культуры.

В результате освоения предложенного курса студенты должны отчетливо представлять себе основные закономерности и формы мирового историко-культурного процесса в его общих, особенных и единичных характеристиках, научиться самостоятельно осваивать мир художественных ценностей, осознавать великую роль искусства в "очеловечивании человека" и уметь использовать эту силу в совершенствовании своей личности и профессиональной деятельности.

Тема 1. Мифологическое сознание - ранняя форма освоения мира – 2 ч.

Предпосылки возникновения явлений художественной культуры. Специфика мифологического сознания; разные формы его существования: тотемизм, фетишизм, анимизм. Синкретизм первобытного обряда. Художественные формы предметной деятельности древнего человека. Обряд инициации - главный комплекс ритуальных действий, воплощавших всю систему мифологического сознания древнего человека.

Переход от синкретической аморфности культуры к структурированному обществу. Три пути перехода: земледельческий, кочевой, ремесленно-торговый. Составление типологической таблицы. Консервативный и креативный типы культуры. Сравнительная характеристика.

Тема 2. Культура древних земледельческих цивилизаций – 2 ч.

Экологические особенности региона и их роль в развитии очагов цивилизации. Особенности художественной культуры Двуречья. Строительство “домов бога” – зиккуратов. Появление рисуночного письма и развитие искусства. Устойчивость иконографии. Специфика канона. Влияние культуры Шумера и Вавилона на развитие ассирийского искусства. Монументальная архитектура – основной вид художественной деятельности.

Художественная культура Египта – классическая модель канонической культуры. Господство государственно-храмового сектора в экономике. Сакрализация власти фараона. Зооморфизм религии. Культ природы. Связь всей культуры с заупокойным культом и роль ритуала в определении содержания и форм искусства.

Тема 3. Культура кочевых народов – 2 ч.

Природно-климатические условия, способствовавшие формированию кочевого типа культуры. Первые упоминания о скифах греками и китайцами.

Скифы на Алтае – Пазырыкская культура. Государственное устройство. Торговые связи. Искусство – скифо-сибирский звериный стиль. Типологические особенности культуры смешанного оседло-кочевого типа.

Великое переселение народов. Роль кочевников в формировании европейских государств. Гунны. Тюрки. Миф об Ашине – последнем гунне, родоначальнике тюрков. Тюркский каганат – первая евразийская империя. Государственное устройство – Вечный эль. Культура тюрков: курганные могильники, город-крепость, рисунки-граффити, каменные изваяния. Руническая письменность.

Тема 4. Культура античного мира – 2 ч.

Основные этапы генезиса античного общества от крито-микенского до эллинистического. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной культуры.

Своеобразие эволюции духовного содержания античной художественной культуры. Образ человека в античном искусстве и его эволюция. О взаимосвязях философского и художественного мышления. Доминанта пластического мировидения. Агонический принцип античной культуры. Роль трагедии, монументальной архитектуры и скульптуры в Элладе. Место литературы, государственного зодчества в Риме. Развитие зрелищных форм искусства (от панафинейских шествий до триумфов римских полководцев). Крупнейшие центры античного мира. Переход языческих религиозных культов в монотеистический.

Тема 5-6. Культура европейского и русского Средневековья – 4 ч.

Религия - господствующая форма общественного сознания. Четыре субкультуры феодального общества: крестьянско-фольклорная субкультура, сохраняющая в себе архаические черты первобытной, языческой синкретичной культуры; церковно-монастырская субкультура, всесторонне организующая общественные проявления религиозного культа; рыцарски-придворная субкультура, организующая политическую жизнь и досуг властителей; бюргерская субкультура, определяющая развитие класса производителей средневекового города и формирующая предпосылки возникновения в будущем буржуазной цивилизации. Аудиальная ориентация явлений художественой культуры.

Киевская Русь: территория, государственная власть, общественная структура, внешняя политика. Феодальная раздробленность. Монгольское нашествие. Русь и Золотая Орда. Процесс объединения русских земель.

Специфические особенности православной культуры Средневековья. Русский средневековый город. Власть Великого князя. Идеологическая программа «Третьего Рима». Крепостное право. Московия при Иване IV.

Тема 7. Раннебуржуазное общество от Ренессанса до Великой Французской революции – 2 ч.

Возрождение как переходный тип культуры. “Диалоги” Ренессанса со Средневековьем. Антропоцентризм ренессансной культуры. Ее гармоническая уравновешенность между духовными устремлениями и материальным воплощением. Новый тип человека. Три открытия, “перевернувшие” мировоззрение средневекового человека. Проблема сохранения шедевра. Новый облик ренессансного города. Титаны Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан.

Кризис общественной системы феодализма. Переворот в науке - переоценка ценностей в соотношении материального и духовного. Основная культурная доминанта - драматизм. Его проявления в разных видах искусства: музыка, живопись, новые театральные жанры и т.д..Распад целостной картины мира: барокко, классицизм, реализм, рококо. Смена средневекового традиционализма креативизмом - абсолютная ценность новаторства.

Доминирующая роль театра в системе искусств Просвещения и его жанровый спектр. Отражение просветительской “картины мира” в разных видах искусства.

Тема 8. Культура Нового и Новейшего времени – 3 ч.

Реакция на подавление Великой Французской Революции. Романтизм - последнее целостное образование художественной культуры XIX в.. Открытое неприятие романтиками окружающей действительности. Проблемы недостижимости гармонии, акцент на вопросы аксиологии, поиск новых средств выразительности. “Титанизм романтических характеров”. Типы романтических конфликтов и героев.

Ведущий творческий метод 2-й половины XIX в. - реализм. Его разновидности. Процесс стилевой дифференциации. Позитивистские ориентации в развитии общества. Утверждение значимости рациональной системы опытного достоверного знания в отношении к предмету искусства.

Нарастание субъективации мировосприятия и формы ее проявления: натурализм, символизм, импрессионизм, модерн.

Модернизм - последняя фаза развития буржуазной культуры. Новизна приобретает статус абсолютной ценности. Господствующий принцип общественного сознания - индивидуализм. Технократический тип цивилизации – причина возникновения тоталитарных общественных систем. Антагонизм во взаимоотношениях культуры и общества, культуры и человека, человека и природы. Разрушение целостной картины мира. Пикассо - “зеркало” эпохи Модернизма.

Тенденции развития культуры 2-й половины ХХ века - переход к новому способу организации общественного бытия. Закон нелинейного развития самоорганизующихся систем. Поиски способов разрешения трагических парадоксов развития буржуазной цивилизации: приоритет социума, а не индивида; методы синтеза; процессы гармонизации внутрисоциальных, внутрикультурных, социокультурно-природных отношений. Формирование новой мыслительной парадигмы, отвечающей устремлениям очередного переходного периода в истории мировой цивилизации – постмодернизма.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) основная литература:

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой, 2010

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Н.О. Воскресенской, 2008

3. Садохин А.П. Мировая художественная культура, 2009

б) дополнительная литература:

4. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия. Под ред. А.Н. Марковой, 2008

5. Садохин А.П., Грушницкая Т.Г. Культурология, 2010

6. Садохин А.П., Грушницкая Т.Г. Культурология. Теория культуры, 2004

7. Античность как тип культуры. М., 1988.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. – М., 1999

9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

10. Ватлин А. Германия в XX в. М., 2002 1 экз.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

12. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. – СПб, 2000

13. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

14. Культура Возрождения и общество. М., 1986.

15. Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление.Традиции. М., 1976.

16. Левек П. Эллинистический мир. М. 1989

17. Образ человека ХХ века: Реферативный сб. М., 1988.

18. Панченко А.М. – Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984

19. Словарь античности./Сост. Йоханнес Ирмшер и Ренате Йоне. Пер. с нем. Отв. ред. В.И.Кузищин. М. 1994

20. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

21. Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

22. Художественная культура первобытного общества. Сост. И.А. Химик. – С-П.: 1994

23. Шацилло В.К. Новейшая история XX в. М. 2003

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

24. 15735 – Искусство ХХ века. DVD

25. 15736 – Искусство русского Авангарда. DVD

26. 15755 – Россия ХХ века. Живопись. Архитектура. Музыка. DVD

27. 15758 – Россия ХХ века. Философия. Литература. Театр. DVD

28. 15763 – Русское искусство 18-19 вв. DVD

29. 15762 – Русская культура XVIII в. 2010. DVD

30. 15766 – Сокровища народного творчества. DVD

31. 15770 – Художественная культура Древнего Египта. DVD

32. 15771 – Художественная культура Древней Греции. DVD

33. 15772 – Художественная культура Древней Индии. DVD

34. 15773 – Художественная культура Древней Месопотамии. DVD

35. 15774 – Художественная культура народов доколумбовой Америки. DVD

36. 15775 – Художественная культура первобытного мира. DVD

37. 15123 – Библиотека детской энциклопедии. Древний Китай. 2010. DVD

КУРСОВОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Мировая и отечественная культура»

Зачетной работой является выполнение Мультимедийного проекта «Портрет историко-культурной эпохи».Курсовой проект представляет собой заполнение типологической таблицы «Портрет историко-культурной эпохи»(Приложение 1) по одной из выбранных тем курсовых работ(Приложение 2). Методической основой для выполнения курсового задания являются «Базовые таблицы» (Приложение 3. Таблицы 1,2), где изложены основные принципы анализа историко-культурной эпохи.

Для заполнения таблицы необходимо определить: к какому историческому периоду (Древность, Средневековье, Новое время, Новейшее время) и к какому типу культуры (земледельческая, кочевая, ремесленно-торговая, смешанный тип) относится рассматриваемая эпоха. Далее осуществляется заполнение таблицы по предложенным параметрам, где должны быть отражены типичные для данного типа культуры черты и их региональные особенности.

После заполнение таблицы необходимо подготовить презентацию в программе Power Point: не менее одного слайда, иллюстрирующего каждый параметр – не менее 11 слайдов + Титульный лист (см. пример – Приложение 4).

Названный проект призван воплотить на практике все знания, полученные в лекционном курсе «Мировая и отечественная культура».

Наши рекомендации