Семиотические концепции культуры
Ключевые слова: знак, язык, значение, коммуникация (межкультурная коммуникация), культурный текст, языки культуры, культурный код.
Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем. Сам термин «семиотика» ( от греческого sema - знак, признак) в указанном выше значении как учения о знаках использовал еще в XYII в. английский философ Дж. Локк. В современной науке кроме термина семиотика употребляется и лексема «семиология» (Ф.де Соссюр, Р.Барт). Основоположником семиотики считают американского ученого логика Ч. Пирса.
Первоначально, на рубеже XIX - XX вв. эта наука развивалась в русле лингвистики, по этой причине в семиотике много лингвистических терминов. Так же развитие семиотики связано с использованием методологии логики, математики, философии, кибернетики.
Основными понятиями являются знак, знаковая ситуация, язык, коммуникация, код, значение (смысл), текст.
Приведем несколько определений понятия «знак», использовав принцип «от простого к сложному».
Первое (простое) определение: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.
Красный цвет светофора на дороге указывает либо на запрет проезда автомобилистам, либо на запрет прохода пешеходам. Таким образом, сам по себе красный цвет не обладает запретительным значением. К примеру, ношение одежды красного цвета или красный флаг ничего не запрещают. Именно в знаковой ситуации на дороге у красного цвета возникает иное значение, которого обычно этот цвет не имеет.
Понятно, что все знаки обязательно передают некое сообщение, некую информацию, которая должна быть считана, «раскодирована» тем, кому она адресована. Следовательно, важнейшими вопросами в семиотике являются проблема кода, передачи информации (иначе коммуникации) и интерпретации передаваемых сообщений.
Второе (более сложное) определение: знак есть материальный чувственно воспринимаемый объект (явление), выступающий как заместитель другого объекта (явления) и используемый для передачи информации о нем [2.Т.1. С.97].
Выделим важнейшие признаки знака.
1.Знак всегда имеет значение.
2.Знак информирует не о себе, т. е. выполняет функцию замещения или репрезентации.
3.Знак используется для хранения и передачи информации.
4.Знак функционирует только в знаковой ситуации, т. е. при наличии воспринимающего этот знак человека.
Возможность стать (быть) знаком заложена в любом предмете, явлении, действии. Именно в этом случае мы и используем выражение «знаковая ситуация».
Таким образом, семиотика изучает не какой-то особый род объектов, а обычные объекты, которые при определенных условиях становятся знаками. Заметим, что есть объекты (предметы, явления, действия), обладающие повышенной способностью быть знаками, иногда говорят, что они обладают повышенной семиотичностью.
Примером такого рода объектов может служить ритуал, парад, любая церемония, где каждое действие является знаком, который нужно расшифровать. Таким же высоко семиотизированным действием является обмен подарками (дарообмен). Подарки (дары) как вещи имеют «непрямое» значение, то есть это знаки, указывающее на особое расположение, симпатию к одариваемому. (Цветы как знак особого отношения мужчины к женщине и т.д.).
И в тоже время, есть объекты, которые семиотизируются с трудом, например, ситуации и предметы обыденной, повседневной жизни. Предметы домашнего обихода обычно знаками не являются, хотя и здесь необходимо оговориться, до тех пор, пока речь не идет о так называемой престижной форме потребления, когда вещь, предмет становится знаком социального престижа: дорогие часы, особые марки машин, мобильных телефонов, престижные места отдыха.
Рассмотрим более подробно вопрос о форме и структуре знаков.
Знак имеет 2 уровневую структуру: означаемое (то, на что знак указывает) и означающее (с помощью чего указывают).
К примеру, народный, этнографический костюм всегда был знаковым.
Его означаемое: он указывал на пол (женский или мужской), на возраст (детский или взрослый), на социальный статус (девичий – свадебный - замужней женщины).
Означающее народного костюма - сам костюм, его вещное, предметное содержание- цвет, форма, украшения. Означающее знака, помимо «вещной» может иметь и графическую форму (геометрические знаки, математические символы) и акустическую форму (звуки).
Рассмотрим одну из существующих классификаций знаков (ее автором является Ч. Пирс, основоположник семиотики).
1. Знак - признак (используют также и другие названия «знак-индекс», «знак-симптом»).
Это знак, несущий информацию о явлениях, объектах, которым он постоянно сопутствует. Чайка - признак моря, дым - признак огня. Знаками - признаками считают приметы погоды, медицинские симптомы. К ним же относят эмоциональные проявления (смех, слезы), жесты и мимику.
Основное свойство этого вида знаков: относится к обозначаемому им явлению или объекту как часть к целому, поэтому и используются выражения – признак, симптом, индекс.
2.Знак - икон (иначе «знак-изображение»)
Этот знак всегда является изображением, рисунком, картинкой. Его основное свойство состоит в том, что он схож с тем, что обозначает. Это сходство с оригиналом может быть большим или меньшим, но знак-икон всегда создает образ оригинала. Особую роль этот вид знаков играет в искусстве, в частности, в живописи. Рассматривая картину или фотографию, мы видим знаки-изображения, которые достаточно полно передают сходство с оригиналом. Аналогичный процесс происходит при просмотре нами кинофильма или телепередачи.
3.Знак-символ (иначе «конвенциональные знаки»).
Можно утверждать, что это самый сложный вид знаков. Их основное свойство – условность по отношению к обозначаемому объекту или явлению.
Само слово «конвенциональность» происходит от латинского conventio – условие, договор. Эти знаки могут быть и вещественными (предметными) и изображаемыми (графическими или живописными), но они будут иметь значение потому, что люди условились считать их знаком чего-либо. Чаще всего через знаки-символы транслируется какая-либо идея, понятие, представление.
Например, в античности знаком-символом общего дела двух людей служила разрубленная монета или другой сломанный предмет (тессура). То же значение имеет и обычай разбивать посуду на могилах умерших, известный многим народам мира. На Кавказе невеста наступала на тарелку в доме жениха - считалось, сколько осколков, столько и детей будет в семье [3. С.10].
В случаях, когда знак-символ имеет общекультурный характер (к примеру, христианский крест), он легко декодируется, понимается. Если же символ не общепринят, как это зачастую происходит в молодежных субкультурах, то тогда необходимо предварительно узнать его значение. Таким образом, из всех видов знаков затруднительна «расшифровка» и понимание именно знаков-символов.
К конвенциональным знакам (знакам-символам) относится и естественный язык (речь человека). Естественным он назван для различения с искусственными языками, к которым относят, например, математические языки программирования.
В культурологии существуют различные ракурсы анализа культурных феноменов. Рассмотрение культуры как знаковой системы приводит к возникновению направления, которое получило название семиотики культуры. Одним из первых семиотические методы к изучению культуры стал применять французский ученый К. Леви-Стросс. В отечественной науке это направление активно развивалось тартуско-московской школой (Ю.М.Лотман, В.В. Иванов, В.Н.Топоров,Б.А.Успенский и д.р.).
Основными понятиями семиотики культуры являются язык культуры, культурный текст, культурный код, семиосфера, межкультурная коммуникация.
С точки зрения семиотики культура определяется как совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты, которые несут информацию и обладают смыслом., т.е. культура – это своеобразный интеллект человечества.
Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее знаковые системы, уметь устанавливать их значение и расшифровывать культурные тексты.
Под «культурным текстом» понимается не только письменное сообщение, но любой объект, который является носителем информации. Так культурным текстом можно назвать театральный спектакль, герб города, модную одежду, религиозный культ и т.д.
В повседневной жизни мы чаще всего замечаем, что информация передается посредством слов (речи, письма) или, как говорят семиотики, посредством естественного языка. Ввиду особого значения языка в жизни человека, он может быть назван «первичной моделирующей системой». Ребенок овладевает языком раньше других знаковых систем.
Но над естественным языком в течение жизни «надстраивается» множество других знаковых систем, которые принято называть языками культуры, и без которых невозможна адекватная коммуникация людей между собой. К языкам культуры (знаковым системам) относят:
невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений);
языки науки (математики, химии и пр.);
языки искусства (живопись, музыка, танец, язык кино, анимации);
языки, моделирующие поведение человека (язык ритуала, этикетной ситуации, церемонии, светской вечеринки, имиджа);
языки различных культурных форм (язык мифа, религии, политики, рекламы, Интернета).
Из перечисленного очевидно, что языки культуры обладают способностью постоянно наращивать свой потенциал, становясь все более разнообразными и повышая свою информативность.
С помощью языков культуры человек упорядочивает окружающий его мир, понимает и наполняет его смыслами. По этой причине языки культуры выполняют «моделирующую» мир функцию и называются «вторичными моделирующими системами».
Разнообразие языков культуры создает знаковое пространство культуры, которое было названо «семиосферой» (Ю.М.Лотман), по аналогии с биосферой.
Для полноценной ориентации в знаковом мире культуры человек должен знать культурный код. Нередко возникает ситуация, когда культурный текст сохранен (напомним еще раз, что под культурным текстом понимается любой культурный объект, несущий информацию и некий смысл), а культурный код неизвестен. В этом случае становится невозможной ни коммуникация (то есть передача информации), ни понимание (то есть интерпретация).
Существенно упростив существо вопроса, условимся под культурным кодом понимать правила, по которым происходит считывание смысла. Культурный код во многом схож с дешифровальным ключом, который и открывает смысл. Чтобы понять православную икону или «считать» смысл существования христианского храма как культурного текста необходимо знать культурный код христианского мировоззрения. Недостаточно знать, что в православных иконах использовался принцип обратной перспективы, необходимо знать какая идея находила выражение таким способом. В христианском храме знаковы (семиотичны ) не только предметы (церковная утварь), но и пространство, цвет, форма постройки. Примечательна знаковость «дома». Дом - это всегда внутреннее, освоенное пространство, противостоящее внешнему, неосвоенному пространству, поэтому дом должен быть защищен оберегами. Обереги выступают знаками защиты.
Таким образом, человек погружен в пространство семиосферы и от него требуется быть «полиглотом» для осуществления как повседневных, так и профессиональных взаимодействий и любого рода коммуникаций. Ситуация еще более усложняется, если речь идет о межкультурных коммуникациях, т. е. о понимании другой (чужой) культуры. Оказывается, недостаточно знать только язык (английский, китайский, японский) для осуществления взаимодействия. Необходимо владеть знаниями о «вторичных моделирующих системах»: языке религии, этикета, стереотипах, государственной символике, специфике жестов, мимики, телодвижений и др.
Суммируем изложенное в кратких выводах.
1. Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем.
2. Определение знака: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.
3. Возможность стать (быть) знаком заложена в любом объекте (явлении), если ему присущи признаки знаковости.
4. Культура с позиций семиотики это - совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты и обладающих смыслом.
5. В культуре выделяют первичные моделирующие системы (язык) и вторичные моделирующие системы (языки культуры).
Контрольные вопросы
1. Расскажите об основных этапах становления культурологической мысли в европейской философии.
2. Что понимается под процессами социализации и инкультурации личности?
3. Дайте определение базовой (или модальной) личности.
4. Как применяется понятие «эволюции» в изучении культуры?
5. Как Вы понимаете термин «диффузия культуры»?
6. Функционализм изучает динамику или статику культуры?
7. Дайте определение понятию «знак».
8. Что называют «вторичными моделирующими системами?
Библиографический список
1. Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). – М., 1998.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1998.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие - М., 2000.
4. Кармин А.С. Культурология.-М., 2003.
5. Культурология XXвек. Словарь. - СПб.,1997
6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1 - 2. – СПб.,1998.
7. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие. – М., 2003.
8. Лотман Ю.М.Семиосфера. - СПб., 2001.
9.Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. В2-х кн. - СПб., 2003.
10. Садохин А.П., Т.Г. Грушевицкая. Этнология: учебник. – М., 2000.
11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – СПб., 1994.
12. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1991.
13. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
14. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. – М., 1987.
15. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии.- М.,1998.
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА
3.1.Морфология культуры.
3.2.Функции культуры.
3.3.Динамика культуры.
3.4.Типология культуры.
Ключевые слова: морфология культуры, субкультуры, контркультура, специализированная культура, функции культуры, динамика культуры.
3. 1. Морфология культуры
Под морфологией культуры мы будем понимать внутреннюю структуру культуры, ее организационно-функциональное строение (А. Флиер).
Существует множество концепций, которые рассматривают структуру культуры, основываясь на разных исходных положениях. Остановимся на некоторых из них.
1. Внутреннюю структуру культуры можно рассмотреть с точки зрения соотношения ее ядра и периферии.
«Ядро» культуры составляют разделяемые всеми членами общества ценности и признаваемые культурные стандарты: нормы, способы поведения, нормативные установки. Именно «ядро» формирует, облик, психологию нации и человечества в целом. Процесс приобщения индивида к признаваемым культурным стандартам начинается в раннем детстве и наиболее интенсивно происходит в юношеском возрасте. Передача фрагментов «картины мира» осуществляется целенаправленно: через систему воспитания, образования, средства массовой информации. «Хранителями» культурного «ядра» выступают письменные источники, признанные в качестве эталона. «Ядро» культуры защищено определенным образом от «размывания». Защита обеспечивается через систему ритуалов и обычаев политической, экономической, семейно-бытовой деятельности.
Несмотря на то, что любая культура обладает своим «культурным ядром», она сама по себе неоднородна. Субкультуры - целостные суверенные образования, которые разделяют в целом ценности доминирующей культуры, но добавляют к ним свои, свойственные только им. Эти различия находят свое выражение во взглядах, манере поведения, языке. Можно говорить о социально-классовых субкультурах, например, – субкультура городского или сельского производителя, элитарная и криминальна; возрастных субкультурах – детская, подростковая, молодежная, субкультура пенсионеров.
«Ядро» культуры в «нормальном» обществе стабильно и устойчиво, но это не означает, что в культуре невозможно образование нового ценностного ядра. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных установок – это процесс, который постоянно повторяется в мировой культуре. Для его обозначения в современной культурологии используется понятие «контркультура». Например, зарождающееся христианство по отношению к господствующей римской культуре - контркультурный феномен, располагающийся на ее периферии, становится впоследствии на достаточно длительный период «ядром»- христианская культура. Таким образом, под контркультурой мы будем понимать социокультурные ценности, которые противостоят фундаментальным принципам господствующей культуры.
К периферии культуры относятся не устоявшиеся или уже разрушающиеся нормы, ценности и стереотипы.
2. Концепция морфологии культуры рассматривает с точки зрения структурирования культуры на обыденную и специализированную.
Обыденная культура в данном случае понимается как повседневная практика, она усваивается без специального научения, через обыденные социальные контакты.
Разделение труда способствовало тому, что многие функции человеческой жизнедеятельности выделялись в специализированные профессии, освоение которых требует специального научения, на чем и основывается специализированная культура.
Специализированный и обыденный уровни культуры связывает трансляционный канал. Функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека выполняет массовая культура.
Функции культуры
В словаре «Культурология. XX век» функции культуры определяются как совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.
Количество функций культуры огромно, остановимся на некоторых их них.
Одной из основных принято считать адаптивную функцию. Она заключается в том, что при помощи искусственно созданной среды обитания (орудий труда, источников энергии) человек смог приспособиться и продолжает приспосабливаться к окружающей его внешней среде.
Ко второй фундаментальной функции культуры относят функцию преобразования и освоения мира, ее обычно определяют как креативную (от лат. creatio – созидание).
Третья функция культуры – коммуникативная. Она содержит передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и др. Общество и культура возможны только в рамках общения.
С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от анг. siqn – знак), буквально – функция приписывания значений и ценностей. То, что не названо, не имеет значения, то не вовлечено в культурный оборот человечества. Например, звездное небо становится частью культуры, только после того как было вовлечено первоначально в сферу мифологических, поэтических, а затем и научных представлений.
Большое значение для человека имеет также и нормативная функция культуры, которая осуществляет накопление норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Обычаи и традиции, приказы, законы, этикет, нравы служат основанием для более сложных нормативных комплексов: права, морали, идеологии.
С нормативной функцией культуры тесно связана релаксационная функция, т.к. любые ограничения даются человеку нелегко и требуют компенсации. Релаксация (от лат. relaxatio ослабление) – искусство физического и психического расслабления, разрядки. К естественным средствам разрядки относится смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, но они индивидуальны. Для снятия коллективного напряжения существуют увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.
Психологи считают, что варианты релаксации расширились с появлением так называемой массовой культуры, в особенности экранной культуры. Просмотр фильмов – ужасов, боевиков и др. дают возможность символически – вместе с героем – совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Такую же функцию выполняют детективы и приключенческие романы.
Последнее достижение индустрии развлечений – приключения и путешествия в виртуальном пространстве. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря – это все источники релаксации.
Динамика культуры
Слово «динамика» (от греч.dynamis) переводится как «сила». Кода речь идет о динамике в культуре, то подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры.
Динамика культуры - изменение внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие определенных тенденций, а также направленный характер.
Кроме того, термину «динамика» близок по значению термин «развитие». Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому. Развитие культуры проявляется как через увеличение того, что уже есть, так и через возникновение качественно новых форм.
Развитие включает в себя как восходящую линию – прогрессивную (направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и нисходящую - регрессивную (наоборот, переход от высшего к низшему). Регресс включает в себя и моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам.
В рамках культурной сферы принято выделять несколько источников, которые формируют и поддерживают изменения в культуре. Хотя их соотношение сильно колеблется для разных обществ или периодов, они постоянно действуют в динамике культуры.
1. Инновация - изобретение или выработка новых идей, образов, моделей или принципов действия. Их основная задача изменение общественного бытия, выработка новых форм деятельности или организации общества, а также нового типа мышления и чувствования.
2. Заимствования (диффузионизм, распространение культуры). Если культурное наследие – это передача культуры через поколения и время, то заимствования – это ее распространение в культурном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника другим культурным обществом, которые выступает в роли принимающего.
3. Синтез. В качестве отдельного источника динамики культуры обычно принято выделять и синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором рождается такое культурное явление, течение, стиль, которое отличается от составляющих компонентов и имеет собственное качественно иное содержание или форму.
Синтез имеет место в том случае, когда культурная система овладевает достижениями иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно развитыми в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей основу.
3.4. Типология культуры
Типология – выделение совокупности признаков по определенному критерию.
Сегодня в культурологии можно говорить о множестве концепций, которые объединяли неравномерность культурно-исторического развития народов и типологизировали их культуры по разным основаниям – все зависит от избираемой автором позиции. Остановимся на некоторых из них.
1. В первую очередь – линейно-стадиальный подход. Его сторонники – Э. Тоффлер, У. Ростоу – высказывают идею о выделении определенных стадий в мировом культурно-историческом процессе.
Э. Тоффлер говорит о том, что историю цивилизации можно разделить на три периода, которые он определяет как волны.
«Первая волна» – аграрная или «сельскохозяйственная цивилизация», которая возникла 10 тыс. лет тому назад в результате перехода к оседлому земледелию. Цивилизации Китая, Индии, Бенина, Мексики, Греции и Рима, несмотря на внешние различия, имели общие фундаментальные черты. Повсюду земля – основа экономики, жизни, культуры, семейной и общественной организации, авторитарная власть, экономика децентрализованная. Везде социальное происхождение человека определяло его место в системе.
«Вторая волна» – индустриальная, продолжалась около 300-х лет. В этот период произошел взрыв – промышленная революция - в результате которого ударные волны обошли всю землю, разрушив древние общества, породили новую цивилизацию.
К середине XX в. силы первой «волны» были разбиты, на земле основные позиции заняла «индустриальная цивилизация». Но вслед за победой второй волны начала накатываться новая – третья «волна». Формируется новое общество.
Общество «третьей волны» возникает в итоге более глубокой и значительной трансформации, чем индустриальная революция. Э. Тоффлер определяет его как второй великий поворот в истории человечества, который можно сравнить с переходом от варварства к цивилизации. Пересматривается код цивилизации, шесть параметров индустриального общества меняются на противоположные:
Индустриальные параметры | Постиндустриальные параметры |
Стандартизация Синхронизация Специализация | Многообразие, децентрализация Скользящий график работы, отказ от концентрации производства Полиорганизация |
Три исторических источника власти: принуждения, богатства и знания. | Знания - определяющий фактор функционирования власти. |
2. Линейно-цивилизационный подход (его сторонники О. Шпенглер, Н.Данилевский, А. Тойнби). Культурно-исторический процесс в данном случае рассматривается в контексте плюралистической исторической модели (по аналогии с органической жизнью).
Сторонники этого подхода отказываются от линейности в трактовке культурно-иторического процесса и полагают, что культуры подобно живым организмам, проходят цикл развития от рождения до смерти, при условии, что их развитие насильственно не прерывается. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их глубинные смыслы не доступны друг другу. Отказавшись от линейности, они приходят к идее культурной морфологии, и «картина мира» как истории предстает в качестве вечного обновления, становления и угасания культурных форм.
3. Особенности современной культурно-исторической ситуации помогают понять еще две концепции: М. Маклюэна и М. Мид.
М. Маклюэн, вслед за Г. Иннисом, полагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные технологии. Тип культуры определяет господство того или иного средства связи, в зависимости от способа кодификации реальности актуализируются свойства того или иного чувства человека.
Переход от одного типа культуры к другому осуществляется за счет открытия нового средства коммуникации. Между старыми и новыми средствами возникает конфликт, в ходе которого освобождается большое число энергии, происходит коммуникационный взрыв: нарушается баланс человеческих органов чувств, в итоге происходит смена поставщика информации.
М. Маклюэн в истории человечества выделяет четыре эпохи:
· эпоха дописьменного варварства;
· тысячелетие фонетического письма;
· «гутенбергова галактика» - 500 лет печатной техники;
· современная электронная цивилизация – «Галактика Маркони».
Концепция М. Мид демонстрирует зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития. М. Мид обращает внимание на то, межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток, исходящий от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, которая, в свою очередь, оказывает влияние на старшее поколение.
Исследователь выделяет три типа культуры:
· постфигуративные – дети учатся у своих родителей (предшествеников);
· конфигуративные – дети и родители учатся у равных, сверстников;
· префигуративные – взрослые учатся у своих детей.
4. Концепция исторической эволюции технологий материального, социального и интеллектуального производства, которая была предложена А.Я. Флиером. Ее суть заключается в том, что по мере развития различных форм жизнедеятельности обществ происходит разделение функций и ролей между людьми и вырабатывание технологий осуществления этой деятельности.
Культура первобытного общества (в его классическом, присваивающем варианте, верхний палеолит). В этом типе культуры цель жизнедеятельности человека - выживание на ландшафте. Способ организации – кровнородственный, регуляции – преимущественно в области брачных отношений. Картина мира ориентированна на тотем, на деяние «великого предка». В этот период совершается активное развитие психики человека, становление языка, абстрактного и образного мышления, навыков изобразительного творчества, формирование мифопоэтического сознания и т. п.
Варварская культура. Здесь происходят серьезные изменения в социальной организации, она становится территориально-соседской, предполагают, что именно на этой стадии началось сложение этносов и появилась патриархальная семья. Способ регуляции – соседский (общинный) обычай. В картине мира происходят значительные изменения - тотем и деяние «великого предка» уступает место «земле-производительнице» и годовому сельскохозяйственному циклу; религиозные представления становятся более систематическими. Начинается разделение социальных функций: появляются вожди, шаманы, воины. Претерпевает изменение и цель жизнедеятельности – борьба за «место под солнцем». В этот период племена вступают в активные взаимодействия с соседями (торговые, военные, грабительские). Со временем на основе культуры этого типа со временем развилось то, что позднее получило название «народной» крестьянской культурой.
Доиндустриальный тип культуры (имеется в виду период от древнего Египта до европейских буржуазных революций). Меняется организационная структура общества: оно становится сословным. В жизни появляется еще одна важнейшая составляющая – государство, а с ним – войны, законы, искусство управления и пр. Начинается процесс специализации и т. п. Формируется новая форма культурного воспроизводства – появляется письменность. Появляются зачаточные формы образования, хотя в жизни решающую роль по-прежнему играет традиция. Способ регуляции – политические законы и религиозные установления (но только в городах). Основные средства регуляции – тотальное насилие. Формируются систематические религии, философия, начинает развиваться рациональная наука, но искусство остается частью религиозной обрядности.
Цель жизнедеятельности таких обществ – адаптация к социальному окружению, соседним народам, воспроизводство основных традиций.
Индустриальный тип культуры. К наступлению Нового времени привели Ренессанс, Реформация, Просвещение и буржуазные революции. Организационная структура общества вновь претерпела изменения: возникли буржуазные нации – социальные общности. Их жизненная цель - построение более совершенного общества с помощью грамотных и заинтересованных людей. В основе этого движения лежит непрерывная научно-техническая революция, изобретение и внедрение в практику все более совершенных технологий промышленного производства и научного поиска, стандартизация форм жизни человека. Цель жизнедеятельности - адаптации постепенно стал мир продуктов человеческой деятельности: искусственных вещей и информации, которые количественно стали превышать число объектов природы на Земле. Уровень специализированности в деятельности стал чрезвычайно высоким, а система сословий пришла в упадок. Эта эпоха породила буржуазную культуру, свободного производителя, конкурентоспособного индивида.
Культура постиндустриального типа. Ее характеристики – это переход на более совершенные (компьютерные) системы получения и обработки информации, принятия управленческих решений и автоматизированные системы производства. Основной социальной организацией стала либеральная демократия, которая стремится к гарантированному обеспечению каждого разнообразными социальными благами. Впервые в истории в этом типе культуры возникла проблема культурной компетентности личности, что связано с возможностью глобальной коммуникации между людьми всего мира и возможностью неограниченного накопления и обработки информации, свободным передвижением миллионов людей и их знакомством с любыми культурами. Цель жизнедеятельности - психологическая адаптация человека в избыточной информационной среде.
Таким образом, из изложенного выше материала мы видим, что культура представляет собой сочетание частей и элементов, которые образуют некое целое - систему. Но перед нами динамическая система, т.к. она обладает способностью к саморазвитию и изменениям на разных уровнях с сохранением своей сущности (внутреннего содержания).
Контрольные вопросы
1. Что понимается под морфологией культуры?
2. Раскройте понятия «субкультура» и «контркультура».
3. Дайте определение понятию «функции культуры». Какие функции культуры вы знаете?
4. Что понимается под динамикой культуры? Назовите известные вам источники динамики культуры.
5. Что понимается под типологией культуры?
6. По каким основаниям может осуществляться типология культуры? Приведите примеры известных вам типологий культуры.
Библиографический список
1. Ерасов Л.С. Социальная культурология. – М., 2000.
2. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2003.
3. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. – СПб.: Университетская книга, 1998.
4. Орлова Э.А. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994.
5. Теоретическая культурология. – М., Екатеринбург: РИК, 2005.
6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
7. Художественная жизнь современного общества 1 том: Субкультуры и этносы в художественной жизни / под.ред. К.Б. Соколова. – СПб., 1996.