Эпоха классических древних цивилизаций и античная культура
Эпоха классических древних цивилизаций | Период с условно-приблизительными границами VIII в. до н.э. – V в. н.э. представляет время расцвета древних цивилизаций и формирования предпосылок их перерастания в средневековые. |
Было бы не совсем правильно называть эту эпоху античной, поскольку, кроме этой, существовали и другие культуры, внесшие огромный вклад в мировую духовную сокровищницу. Прежде всего это относится к древнему Востоку, который, как уже отмечалось, именно с этого времени начинает противостоять античному Западу. Возникает сплошной «пояс» цивилизаций, протянувшийся от Атлантики до Тихого океана и включавший также Центральную Америку.
Это эпоха первых империй: Ассирийской, Персидской, державы Александра Македонского, Римской, Кушанской, Цинь и Хань в Китае. В государствах подобного типа входившие в них или жившие по соседству многочисленные народы очень тесно общались и обменивались культурными достижениями, что приводило к их взаимному обогащению.
Это время «библейского» Вавилона и «классическая эпоха» в истории Древней Индии (II в. до н.э.–V в. н.э.). Это эпоха, когда возникли религии, сыгравшие выдающуюся роль в истории мировой культуры, не только древней, но и современной: буддизм, конфуцианство, христианство. Еще раньше, в VII в. до н.э., иудаизм, исповедуемый древними евреями, стал первой монотеистической религиозной системой.
В орбиту влияния как античной, так и древневосточных культур вошли многие народы и племена, находившиеся на более низкой ступени развития. Культурное влияние Древней Греции и Древнего Рима распространилось на огромные пространства Европы, Азии и Африки. Первый очаг цивилизации на территории современной России появился в результате колонизации древними греками Северного Причерноморья в VI в. до н.э. В 480 г. до н.э. возникшие здесь греческие города объединяются в государство, получившее название Боспор.
На Американском континенте в рамках рассматриваемой эпохи продолжается развитие ольмекской цивилизации, элементы которой начали формироваться еще в предыдущее время. В 700 – 500 гг. до н. э. уольмеков появляется иероглифическая письменность. К III в. до н. э. – V в. н. э. относится первый расцвет культуры майя ( на территории современных Мексики, Гондураса и Гватемалы): там появляются города, особые церемониальные центры административного и религиозного характера, возводятся первые пирамиды, существует письменность и более совершенный, чем в Европе, календарь.
В Африке на фоне постепенно угасавшей цивилизации Древнего Египта появляются и усиливаются раннегосударственные образования – Мероэ (VI в. до н. э. – IV в. н. э.) на территории современного Судана; Аксумское царство (I – VII вв.) в Эфиопии и др.
Названные американские и африканские культуры можно, с известной долей условности, отнести к типу ранних цивилизаций, который в рассматриваемую эпоху не исчез, но перестал быть определяющим.
Первобытные сообщества занимали тогда, как и ранее, бóльшую часть ойкумены и в разной степени приближались к цивилизации: одни из них уже подходили к ее порогу, другие не вышли еще из каменного века. Таким образом, культурная карта мира в то время была уже достаточно пестрой.
Развитие первобытной периферии имело самостоятельное культурное значение, т.к. здесь также складывались предпосылки цивилизации, переход к которой состоялся либо в рассматриваемую, либо в последующую эпоху. Важную и самостоятельную роль в культурной истории Европы этого времени сыграли кельты, германцы, фракийцы, иллирийцы, скифы, сарматы, славяне, балты и другие народы. Например, высокоразвитая кельтская культура, располагавшаяся в Западной и Центральной Европе и исчезнувшая в I в. до н. э., сыграла роль «строительного материала», который был использован Древним Римом в период его формирования и расцвета – вывоз огромных масс рабов и заимствования в области материальной культуры. В итоге западные кельты (галлы) вошли в состав Римского государства.
В I тысячелетии до н.э. широкое распространение получило железо; появилась чеканка монет и денежное обращение; сложилось классическое рабство, полисная система и демократия.
Эпоха классических древних цивилизаций – время величайших культурных достижений, которые и сегодня служат непревзойденными образцами, продолжают влиять на духовную жизнь всего человечества.
Культура Древней Греции
Основные этапы истории античной греческой культуры | Античная цивилизация возникла как результат «греческого чуда» – мощного культурного рывка, в результате которого сформировались ее основные типологические характеристики. Истоки античности, начальную ступень ее формирования |
ученые ищут во II тысячелетии до н.э., когда существовала крито-микенская цивилизация. Хотя она и погибла, но вместе с другими цивилизациями того времени оказала большое влияние на Восточное Средиземноморье, где позже возникли древнегреческие города-государства (полисы).
Период XI–IX вв. до н.э., т.н. гомеровский, непосредственно предшествовал собственно античному. В Греции в это время еще господствовали родоплеменные отношения с соответствующим уровнем и характером культуры.
VIII–VI вв. до н.э. – архаический период истории Древней Греции, время формирования основных элементов античной цивилизации.
С конца VI в. до н.э. начинается классический период, когда древнегреческая культура достигла состояния расцвета, высочайшего совершенства и в дальнейшем стала служить в качестве идеала и образца для многих поколений европейцев. Этот период завершился в конце IV в. до н.э.
Походы Александра Македонского на Восток и образование на развалинах разгромленного им Ахеменидского государства, а также на греческих территориях огромной империи послужили началом последнего периода истории Древней Греции и ее культуры – эллинистического. Греки сами себя называли эллинами, а свою страну – Элладой. Именно с эпохи Александра так стали называть не только южную часть Балканского полуострова, но и все земли, населенные греками. Во II–I вв. до н.э. все греческие государства были покорены Римом.
Становление древнегреческой культуры | Античная цивилизация не была самой древней в Европе, таковой надо считать, как уже говорилось, крито-микенскую (эгейскую). Между ними, безусловно, имеется преемственность; носители обеих |
культур были греками, и все же названные цивилизации имели больше типологических различий, чем сходных моментов, да и существовали они в разные эпохи.
XI–IX вв. до н.э. стали периодом временного упадка культуры и возврата к первобытности, которые последовали после разрушения основных крито-микенских центров. Население оставило города, и они пришли в запустение; была забыта письменность, по существу прекратилось монументальное строительство, была утрачена техника фресковой живописи. Но и этот период не был абсолютно бесплодным. Он знает и культурные достижения (особенно в материальной сфере), например широко распространилось железо, на высоком уровне оставалось керамическое производство. Получил развитие т.н. геометрический стиль в вазописи и декоративно-прикладном искусстве. Именно на грани II и I тыс. до н.э. наиболее плодотворно протекал процесс формирования античной мифологии, сыгравшей в дальнейшем огромную культурную роль.
Этот период стал временным мостом, связывающим крито-микенскую эпоху с античностью и донесшим до нас из глубины веков ранние формы мифологии и религии древних греков.
В VIII–VI вв. до н.э. сложилась античная греческая культура; это было то, что ученые позже назвали «греческим чудом». Действительно, за сравнительно короткий отрезок времени древние греки создали цивилизацию, тогда не имевшую себе равных по своим достижениям и влиянию на современные ей народы, а также жившие много позднее. Античность* заложила фундамент западной цивилизации, всей современной Европы; ее плодотворного влияния не избежал Ближний и даже Средний Восток. На Дальнем Востоке, возможно, близкое по силе культурное влияние исходило от Китая.
В этот период в Древней Греции сформировались первые философские системы (Анаксимандр, Анаксимен, Фалес), появилась эпическая и лирическая поэзия (Гомер, Гесиод, Архилох, Алкей, Сапфо и др.), установилась традиция Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.). Трудно переоценить роль древнегреческого алфавита, с помощью которого были записаны и философские трактаты, и поэмы, и другие произведения. Он возник к началу данного периода на основе финикийского с добавлением знаков, обозначавших гласные звуки.
В это время греки основывают колонии на берегах Средиземного и Черного морей, распространяя тем самым свою культуру и включая в орбиту ее влияния многие негреческие народы и племена. В VI в. до н.э. Солон и Клисфен закладывают основы демократии в Афинах.
Древнегреческая культура – основа европейской цивилизации | Древнегреческая культура античного времени выросла на социальной почве, образованной полисной системой – общественным устройством, сложившимся в небольших по территории самоуправляемых городах-государствах. В них утверждают- |
ся частная собственность и демократия или иные формы правления, на основе которых формируется гражданское общество свободных равноправных граждан-собственников. Внутри полисов и между ними обострялись противоречия, выросшие в постоянную и упорную конкурентную борьбу. Она имела важные социокультурные последствия: уже упоминавшуюся «великую колонизацию», отбор лучших работников во всех сферах деятельности, агон как определяющую черту этнического характера древних греков. Как подчеркивает Ф. Кессиди, агон (состязательность, соревновательность, полемичность) пронизывает почти все стороны их жизни и деятельности; для древних греков характерен культ славы, неуёмное стремление сохранить свое имя в памяти поколений.[69] Этим, возможно, в решающей степени объясняются выдающиеся достижения древнегреческой цивилизации.
Они связаны также со свободой как степенью социальной автономии и чертой личности. Именно свободная созидающая личность являлась той силой, которая создавала и развивала культуру, и сама была ее порождением. «Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет ввиду его пользу и его прогресс».[70] Антропоцентризм* стал одной из главных черт рассматриваемой культуры.
В Древней Греции произошла автономизация области духовного производства, были обеспечены высокий уровень профессионализма деятелей культуры, общественное признание творческого труда, востребованность его результатов со стороны общества. Создатели духовных ценностей пользовались материальной, организационной и моральной поддержкой со стороны должностных лиц, монархов и других носителей власти.
Надо полагать, что сочетание всех этих и, видимо, многих других условий и обстоятельств породило то, что мы сегодня называем древнегреческой культурой. Ее расцвет, как уже отмечалось, пришелся на V–IV вв. до н.э. и связан прежде всего с демократическими Афинами. В свою очередь, выделяется период 444–429 гг. до н.э. – «золотой век Перикла», время правления этого выдающегося политического деятеля Афинского государства, покровителя культуры.
Древнегреческая культура представляется совершенно уникальным явлением в мировой истории и не имеет аналогов. В каком-то смысле ее можно рассматривать как «отклонение от нормы». (М.Т. Петров) Хотя есть и противоположное мнение: некоторые исследователи полагают, что нормой-то как раз является античность, а иной тип социокультурного развития –отклонением от нее.
Важное место в древнегреческой культуре занимает религия – зрелый политеизм, ставший, благодаря таланту народа – ее создателя, не просто верой, а источником, из которого многие поколения мыслителей и художников черпали идеи и сюжеты, образы и мотивы, до сих пор считающиеся классическими.
Весь мир воображение древнего грека населяло множеством сверхъестественных существ, из которых постепенно выделились 12 олимпийских богов, названных так потому, что они, по поверью, жили на горе Олимп – высочайшей вершине Греции. Они представляли собой семью, во главе которой стоял Зевс – владыка богов и людей, божество неба, молнии и грома. Его сестра и жена – Гера, покровительница брака и семьи. Братья Зевса: Посейдон – «ведал» морями, Аид – подземным царством (он не жил на Олимпе и не был олимпийским богом). Деметра считалась богиней земледелия и плодородия и сестрой Зевса. Дети Зевса: Гефест (бог кузнечного дела, Арес (бог войны), Аполлон (бог света, искусств и др.), Афина (богиня войны и победы, мудрости, покровительница ремесел), Артемида (богиня охоты), Афродита (богиня любви и красоты), Дионис (бог вина и виноделия) и Гермес (посланец богов, покровитель торговли и прибыли).
Существовало также большое количество других богов и низших божеств. Нимфы олицетворяли природные силы и явления: лесные нимфы назывались дриадами, нимфы гор – ореады, речные – наяды, морские – нереиды и др. Приведенная система была официальной, народные культы часто выходили за ее границы и отличались своеобразием.
Большую роль в религии и мифологии древних греков играли герои, происходившие от браков богов и смертных женщин. Из них самым прославленным был Геракл, за многочисленные подвиги вознесенный после своей гибели на небо и ставший богом.
Мифы, истоки которых уходят в крито-микенскую эпоху, создавались многими поколениями безымянных сказителей (аэдов и рапсодов) и передавались в устной форме в течение столетий. Постепенно эти рассказы о богах и героях оформились в циклы, например троянский (о войне между греками и жителями Трои), и были записаны. В переработанном виде они вошли в произведения античных поэтов, историков, философов, имена и произведения которых дошли до наших дней.
В VIII в. до н.э. появились две эпические поэмы – «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер. Однако в современной науке существует представление о нем как о легендарной личности; полагают также, что поэмы написаны различными авторами, но все же являются результатом индивидуального творчества.[71] В дальнейшем и в древнегреческой, и в тех культурах, которые пришли ей на смену, образы, сюжетные линии и эпизоды этих поэм широко использовались для создания новых произведений практически во всех видах искусства. Содержание «Илиады» и «Одиссеи» изучалось и комментировалось вплоть до ХХ в.; их знание было необходимым условием высокой образованности.
Вклад древних греков во все существовавшие тогда виды искусства огромен и уникален. Им принадлежат такие инновации мировой значимости, как драматургия и театр, античное стихосложение, философский диалог, искусство устных выступлений ораторов.
Особое место в творческом наследии Эллады занимает изобразительное искусство и архитектура, в которых греки произвели подлинный переворот, создав новую эстетику, новый образный строй и систему изобразительных средств, связанную со знанием анатомии человека и животных, с передачей трехмерного пространства, перспективы и т.д. Принцип антропоцентризма проявился, в частности, в том, что человек и антропоморфные божества стали главными объектами изображения скульпторов и художников. В их творчестве оформился тот классический идеал, который выразился в возвышенном образе прекрасного и гармоничного человека, не столько индивидуализированного, сколько типизированного и идеализированного (скульптуры Мирона, Фидия, Поликлета и др.). В эллинистическое время усиливаются черты реализма, бытового натурализма, повышается интерес к внутреннему миру личности.
В архитектуре в VI в. до н.э. был разработан ордер, т.е. система архитектурных элементов стоично-балочной конструкции, главной частью которой служит колонна. Ордеров было три: дорический, ионический и коринфский. Древнегреческие архитекторы создали периптеральный храм (периптер – вытянутое, прямоугольное в плане сооружение, обнесенное колоннадой). Его классическим примером может служить храм богини Афины – Парфенон (V в. до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат).
Одним из самых важных достижений древнегреческой цивилизации стала наука, которая вместе с философией вышла из мифологии. Наука отпочковалась от мифологии и превратилась в специфическую деятельность по добыванию новых знаний с использованием рационалистических методов установления истины. Научное знание характеризуется систематичностью, объективностью, возможностью практического использования. Что касается последнего обстоятельства, то оно не было характерно для античной науки, которая также не использовала эксперимент. Этим она принципиально отличалась от науки нового времени.[72]
Греческая философия и наука возникли в Ионии (западное побережье Малой Азии) в конце VII–VI вв. до н.э. Первоначально философы были одновременно и учеными – математиками, историками и т.д. Аристотель, величайший философ древности, занимался исследованиями в области биологии и других наук; он разработал первую классификацию животных.
В Древней Греции появились как естественные, так и гуманитарные науки. Большое внимание уделялось географическим и картографическим разысканиям. Медицина, ранее носившая сугубо практический характер, усилиями Гиппократа (V–IV вв. до н.э.) стала и теоретической дисциплиной. «Отцом истории» считается Геродот (V в. до н.э.), написавший историю греко-персидских войн.
В эллинистическое время наука отделилась от философии и дифференцировалась по областям знания, само занятие наукой стало профессией. В этот период Евклид (конец IV в. до н.э.) заложил основы античной геометрии, сохранявшей свое значение вплоть до XIX в. Астроном Аристарх Самосский, работавший в III в до н.э., создал первую гелиоцентрическую модель Вселенной, получившую признание только в новое время. Архимед (III в. до н.э.), основоположник теоретической механики, был также математиком, астрономом и изобретателем («архимедов винт», военные машины для обороны крепостей и др.). Во II–I вв. до н.э. греческая наука вступила в полосу упадка.
Рождение философии и науки привело к тому, что мифологическое мышление перестает быть господствующей формой сознания и постепенно вытесняется рационально-критическим подходом к окружающему миру, в котором человек мыслит себя свободной автономной личностью, принимающей решения в соответствии со своим осознанным выбором.
Последний, эллинистический период развития древнегреческой культуры характеризуется как существенными переменами в духовной жизни на коренной греческой территории, так и формированием синтетических греко-восточных культур в Азии и Африке после образования там эллинистических монархий (с конца IV в. до н.э.). Взаимовлияние античности и Востока было весьма плодотворным. Хотя определяющую роль играла древнегреческая культура, она оказалась обогащенной многими религиозными, художественными и другими элементами, сложившимися на Востоке.
Эллинистическая культура утратила классическую цельность, характерную предшествующему времени, но она отмечена и многими выдающимися достижениями. К шедеврам искусства относятся, получившие широкую известность в наше время, статуи: «Ника Самофракийская» (конец IV в. до н.э.) и «Афродита Милосская» (II в. до н.э.). Высокого уровня развития достигла поэзия (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский и др.).
Крупнейшим центром эллинистической культуры стал город Александрия – столица Египта, в котором тогда правила греческая династия. Здесь расцвели науки и все виды искусства. Проводилась огромная работа по сбору рукописей и их каталогизации. Она была сосредоточена в Мусейоне (Музее), в котором были объединены научное учреждение, высшее учебное заведение и крупнейшая в древнем мире библиотека. Подобные центры культуры существовали и в других крупных эллинистических городах.
Духовный синкретизм в этот период проявился в том числе в области религии. Возникли культы новых абстрактных божеств: Судьбы. Удачи, Счастья. Главным богом эллинистического Египта стал Серапис. Популярностью пользовались и восточные божества, особенно фригийская богиня Кибела (Великая мать богов). Сложился культ эллинистических царей. Самое широкое распространение среди различных слоев населения получили мистика и суеверия.
События 30 г. до н.э. – падение эллинистического Египта и вхождение его территории в состав Римской империи – послужили окончательным завершением самостоятельной истории Древней Греции и ее культуры. В дальнейшем они стали частью древнеримской цивилизации.
Культура Древнего Рима
Этапы развития древнеримской культуры | Город Рим, по преданию, был основан братьями Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., будучи таким образом ровесником античной Греции. Однако в начале |
своей истории он представлял собой небольшой поселок на берегу реки Тибр, а его жители не переступили еще порога цивилизации.
VIII – VI вв. до н.э. составляют так называемый царский период римской истории, когда Рим еще не играл самостоятельной роли и находился на периферии античного мира.
Конец VI – I вв. до н.э. – республиканская эпоха, представлявшая собой длительный период завоевательных войн, территориального роста государства, становления основных черт собственно римской цивилизации. К середине III в. до н. э. Рим объединил под своей властью всю Италию, и в конце этого периода превратился в ведущую средиземноморскую державу, объединившую десятки народов и племен; началась римская эпоха истории античной культуры.
I – II вв. н.э. – относительно короткий период расцвета древнеримской культуры, начало которому было положено в годы правления императора Августа (30 г. до н.э.–14 г. н.э.); это время ранней Империи в истории Древнего Рима.
Время поздней Империи (III – V вв.) – завершающий период истории древнеримской культуры и античной цивилизации в целом, ее кризис и закат.
Существует и более дробная периодизация, связанная с временем правления династий и отдельных императоров, например «век Августа», династия Юлиев-Клавдиев (14–68 гг.) и т.д. Каждый из этих относительно коротких периодов также отличается чертами своеобразия в плане общекультурного и художественного развития.
Формирование древнеримской культуры | Издревле Италия была населена многочисленными племенами, главным образом индоевропейского происхождения. В области Лаций, где возник Рим, обитали латины, их окружали родственные им сабины, |
вольски и др., говорившие на италийских языках. Объединение этих племен и привело к созданию римского общества и государства (VI в. до н.э.). В это время оно представляло собой полис древнегреческого типа. Столетием раньше сформировался латинский алфавит. В дальнейшем, в результате завоевания Италии Римом, латинский язык и письменность заняли господствующее положение на Апеннинах, и к I в. до н.э. сложилась единая италийская (древнеримская) народность.
Большую роль в ее становлении сыграли этруски и греки. Первые создали свои города-государства в VIII в. до н.э. в Средней Италии, а вторые основали свои колонии в ее южной части. Этруски были носителями самобытной и весьма высокой культуры, многие элементы которой стали достоянием римской цивилизации. В первой половине VI в. до н.э. в Риме правили этрусские цари; влияние этрусской культуры оставалось доминирующим до конца IV в. до н.э. Затем начинает преобладать греческое влияние. Таким образом, зарождение древнеримской цивилизации связано с этрусками и греками.
В течение всей своей истории римляне были очень хорошими учениками, перенимавшими многие достижения материальной и духовной культуры всех тех народов, с которыми вступали в контакт. В конечном счете они стали наследниками эллинистической цивилизации, а их культура – синтезом греческих и местных элементов при ведущей роли первых.
Как видно из изложенного материала, процесс становления римской народности и ее культуры оказался весьма растянутым во времени; нужно отметить также, что от раннего периода сохранилось очень мало памятников, которые могли бы послужить основой историкокультурных реконструкций.
Исконная религия римлян была достаточно примитивной. Она включала представления о безличных силах и духах: хранителях города и дома – пенатах, покровителях семьи – ларах, гениев – покровителей каждого человека. Большое место занимал культ предков, возникновение которого относится к очень древним временам. Римляне поклонялись Марсу – богу природы и дальних стран, Янусу, который изображался с двумя лицами и считался божеством входа и выхода, всякого начала.
Римляне, как и многие другие древние народы, охотно пополняли свой пантеон иноземными богами. Так, в III в. до н.э. они переняли у греков почти всех их богов, поменяв лишь их имена, но сохранив все присущие им функции. Греческий Зевс стал Юпитером и занял место верховного бога, супруга Зевса – Гера получила имя Юноны, а Афина – Минервы (обе последние считались покровительницами ремёсел и искусств). Они были наиболее почитаемыми богами, составившими Капитолийскую триаду (по названию холма и храма в городе Риме). Арес получил имя Марса, оставшись богом войны, бог моря Посейдон стал Нептуном, и сохранил эти функции и т.д. В народе особым почитанием пользовались богиня растительности и земледелия Церера (греч. Деметра), богиня преисподней Либера-Прозерпина (греч. Персефона) и бог вина и веселья Либер (греч. Дионис).
В результате тесных контактов с Востоком в Рим проникли культы фригийской Кибелы, сирийского Ваала, египетской Исиды и др. Поклонение восточным божествам было связано с мистической таинственностью и часто сопровождалось оргиями.
Особенностью римской религиозности был ее формальный характер и утилитарный подход к богам – им приносились жертвы для того, чтобы получить от них желаемые блага: победу в войне, хороший урожай, избавление от мора и т.д. Имелись и жрецы, руководившие обрядами, а также прорицатели, предсказывавшие будущее по полету и пению птиц (авгуры) и по внутренностям жертвенных животных (гаруспики). Во всех обрядах соблюдалась мелочная точность. Большим почетом пользовались жрицы богини огня Весты, которые давали обет целомудрия: нарушивших его ждала смертная казнь.
Римляне не создали столь разработанной и поэтичной мифологии, какая была у греков. В центре их легенд и преданий стоит город Рим, ранняя история которого дошла до нас в мифологической интерпретации. Постепенно сложилась особая идеологическая система римских ценностей и качеств личности: представления о превосходстве над другими общественного устройства, системы государственного управления, законов, воинской организации Рима; гордость самой принадлежностью к римской гражданской общине, патриотизм, солидарность, высочайшее чувство долга, дисциплинированность, уважение общественных и семейно-родовых традиций, общественная активность и гражданская доблесть.
Внешнеполитические успехи Римского государства во многом определялись этой идеологией и сами, в свою очередь, ее укрепляли. Везде, где появлялись римские солдаты и переселенцы, вырастали города, строились дороги и мосты, устанавливались римские порядки и законы. Местное население подвергалось романизации – переходило на латинский язык и образ жизни завоевателей. Так возникала провинциальная римская культура (слово «провинция» в переводе с латыни означает «завоеванная территория»).
Большое место в общественной и духовной жизни Древнего Рима занимали различные празднества и представления, собиравшие множество участников и зрителей. Религиозные праздники обычно связывались с культом земледельческих богов – Цереры, Сатурна, Луперка. Светские праздники-игры (Римские, Плебейские, Аполлоновы и др.) включали шествие во главе с должностным лицом – устроителем игр, цирковые состязания с участием колесниц, выступления атлетов, театральные спектакли; завершалось все это массовым застольем. Продолжительность игр составляла от одной до двух недель, а общее количество праздничных дней в году равнялось 76.
Любимейшим зрелищем римлян наряду с конными ристаниями были гладиаторские бои. Заимствованные у этрусков, они вначале составляли часть обряда при погребении знатных лиц. Со 105 г. до н.э. их организация становится общественным делом. Для проведения боев был разработан особый тип сооружения – амфитеатр – сначала деревянный, затем из долговечного материала. Гладиаторские бои сопровождали общественные праздники и порой превращались в грандиозные сражения с участием тысяч рабов и преступников, которых заставляли убивать друг друга или сражаться с дикими зверями.
Гладиаторские бои были не только зрелищем, но и важным средством решения общественных проблем, помогавшим властям снимать социальное напряжение, отвлекая массы населения и удовлетворяя их требования «хлеба и зрелищ». Императоры, находясь в амфитеатрах, контролировали общественные настроения и создавали иллюзию единства верхов общества и его низов. Народу импонировало то, что «божественного» (императора) и последнего люмпена объединяют одни и те же переживания. Рассказы о том, как вел себя император в тот или иной момент боя, передавались из уст в уста.[73]
Искусство и наука | Искусство Древнего Рима сформировалось под влиянием иных художественных традиций, прежде всего этрусской и греческой,но в период своего расцвета оно превратилось |
в самобытное, охватившее гигантскую территорию на трех континентах, социокультурное явление. Римское искусство в своих лучших образцах стало блестящим продолжением и завершением античности и послужило художественным мостом между древностью и последующими эпохами. Интерес к нему в Европе периодически возрождался вплоть до ХХ в.
В отличие от греков, римляне были более «приземленным» народом, их сознание и деятельность характеризовали практицизм и утилитаризм. Это отразилось на римском искусстве, которое фиксировало жизнь непосредственно, без помощи мифологических образов. «В художественных памятниках находили отражение многие исторические события: битвы, походы, торжественные церемонии. Перемены в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в архитектурных и живописных формах».[74]
В наибольшей степени специфика римского искусства была реализована в архитектуре. Римские зодчие многое заимствовали у этрусков и греков. У первых они научились строить города с четкой планировкой и центром на возвышенности, дороги, мосты, тоннели; у вторых переняли принципы ордерной архитектуры, портики и колонны, которые уже в эллинистическую эпоху распространились по всему Средиземноморью. Однако римские постройки – культовые и гражданские, – судя по сохранившимся остаткам, несут на себе черты сугубо римского своеобразия. Римляне соединили все греческие ордера в одном – композитном, придумали принцип ордерной аркады, т.е. ряд арок, опирающихся на колонны или столбы.
Для римской архитектуры эпохи империи характерна монументальность, грандиозные размеры сооружений, пышность и богатство внутреннего и внешнего декора. Римляне больше, чем греки, уделяли внимание гражданскому строительству. Они возводили дворцы, загородные виллы, общественные бани (термы), склады, многоэтажные жилые дома (инсулы), здания канцелярий, архивов, форумы и т.д. Римские архитекторы широко использовали арку и сводчатые конструкции, в т.ч. купол, столбы и пилястры; они придумали новые типы памятных сооружений: триумфальную арку и отдельно стоящую колонну, также связанную с победами императоров. Римляне усовершенствовали и широко использовали бетон. Они построили мосты, акведуки (водоводы) и дороги с твердым покрытием, некоторые из которых используются до сих пор.
К числу наиболее известных римских сооружений относятся Колизей и Пантеон. Колизей был построен в Риме при императорах Веспасиане и Тите в конце I в. н.э. и представляет собой гигантский амфитеатр эллиптической формы длиной до 188 м и высотой по наружной стене 48,5 м. Вокруг арены располагались концентрические ряды для зрителей, количество которых достигало 50 тысяч. Арена могла заливаться водой для проведения морских сражений. Художественное воздействие Колизея определяется ритмами внешней стены: три ряда аркад с полуколоннами и глухой четвертый ярус были выдержаны в четырех различных ордерах. Уходящий на 5 метров в землю фундамент Колизея выполнен из бетона. Кроме этого материала использовались травертин, туф, кирпич; облицовка была мраморной. Нынешнее полуразрушенное состояние Колизея связано с тем, что в эпоху Возрождения его превратили в каменоломни и вывезли оттуда огромное количество строительного материала.
Пантеон – храм всех богов – был построен в столице империи при императоре Адриане во II в. н.э. Он хорошо сохранился и является выдающимся памятником древнеримской архитектуры и инженерно-строительной мысли. Храм представляет собой гармоническое сочетание круглого в плане основного помещения и греческого портика с колоннами. Его венчает гигантский купол диаметром более 43 м, который оставался непревзойденным до середины XIX в. Пантеон построен в основном из бетона с использованием щебня и пемзы, колонны выполнены из гранита и мрамора. Он вмещает более двух тысяч человек.
К выдающимся художественным достижениям Древнего Рима относится скульптурный портрет. Вообще, скульптура появилась там еще в царскую эпоху в связи с этрусским влиянием. Да и сами скульпторы по происхождению часто были в ранний период этрусками, а с III–II вв. до н.э. – греками. В это время в Рим в качестве трофеев попало огромное количество мраморных и бронзовых статуй из покоренных греческих городов. Здесь с них делали многочисленные копии, часть из которых сохранилась до нашего времени.
Традиции римского скульптурного портрета связаны с древним культом предков, которые считались защитниками рода. С умерших членов семьи снимали восковые маски и сохраняли в качестве реликвий. Еще в республиканскую эпоху был создан ряд выдающихся скульптурных портретов, в которых уже прослеживается переход от этрусского натурализма к римскому реализму. Римские скульпторы научились точно фиксировать индивидуальные черты портретируемых, передавая не только их внешний облик, но и внутренние качества, характер. Благодаря сохранившимся бюстам, мы знаем, как выглядели Цицерон и Юлий Цезарь, римские императоры и многие римляне, имена которых до нас не дошли. Поражает своей беспощадной реалистичностью портрет одного из императоров первой половины III в. Филиппа Аравитянина. Перед нами жестокий и грубый воин, волей случая оказавшийся на троне; его облик резко контрастирует с изысканными чертами императоров предыдущих столетий.
В Древнем Риме развивались и другие виды искусства: литература, театр, музыка. И здесь определяющим вначале было греческое влияние. Грек из Тарента Ливий Андроник (III в. до н.э.) был первым римским поэтом. Он переводил, значительно перерабатывая и дополняя, произведения греческих поэтов и драматургов.
«Золотой век» римской литературы приходится на время правления императора Августа. Его друг Гай Цильний Меценат в своем доме собрал кружок молодых талантливых поэтов (Вергилий Марон, Гораций Флакк, Секст Проперций) и оказывал им помощь и покровительство. Выдающимся поэтом этого времени был Овидий Назон (43 г. до н.э.–17 г. н.э.), перу которого принадлежит поэма «Метаморфозы», излагающая античные мифы о превращениях.
Большое место в римской литературе занимала историческая проза («Записки о галльской войне» Юлия Цезаря, «История Рима» Тита Ливия, «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония и др.). В Древнем Риме сложился также жанр прозаического романа, представленный первоначально греческими авторами (авантюрно-любовный тип); в латиноязычной литературе преобладала его авантюрно-бытовая разновидность. Сохранились произведения подобного рода – «Сатирикон» Петрония (I в. н.э.) и «Золотой осел» Апулея (II в. н.э.).
Как и искусство, римская наука – в значительной степени результат греческого влияния. Многие римские ученые были греками по национальности. После упадка эллинистической науки во II–I вв. до н.э. начинается подъем теоретической мысли в Римской империи. Большие успехи были достигнуты в области географии. Труд Плиния «Естественная история», в котором собраны географические, зоологические, ботанические, минералогические сведения, пользовался популярностью еще в эпоху Возрождения. Клавдий Птолемей, живший во II в., считается величайшим астрономом древности. Он создал геоцентрическую систему, которая господствовала в европейской науке вплоть до нового времени. Птолемей занимался также астрологией, очень популярной в то время.
Младший современник Птолемея Клавдий Гален – великий врач, анатом и физиолог, систематизатор всей античной медицины, остававшийся авторитетом в этой области до ХVI в. Гален был греком и писал по-гречески.
Римская наука в значительной степени имела утилитарно-прикладной характер: развивались преимущественно те области знания, которые находили практическое применение. На высоком уровне находились технические науки. Герон Александрийский написал трактаты «Механика», «Пневматика», «Об автоматах» и др.; Витрувий разрабатывал вопросы строительства в сочинении «Десять книг об архитектуре», он сам построил базилику и водопровод в Риме, мосты в Галлии.
Римляне считаются зачинателями агрономии. Крупнейший ученый-энциклопедист Варрон (II в.) был автором трактата «Сельское хозяйство», хотя основной сферой его научных интересов стала лингвистика. На основе развития законотворчества, достигшего в Риме очень высокого уровня, складывалась наука о праве; отражением развитой военной практики явились трактаты Фронтина «Виды военных хитростей» (I в.), Вегеция «Краткое изложение основ военного дела» (IV в.) и др.
Многообразная и богатая культура Древнего Рима – это результат творческой деятельности всех народов, ее населявших, особенно собственно римлян и греков. Их талантливые представители составили группу профессиональных создателей и распространителей духовных ценностей, которую в научной литературе называют «античной интеллигенцией». Ее вклад в строительство здания римской цивилизации огромен. Однако социальный статус этих людей не отличался определенностью и стабильностью.
Ораторы, писатели, поэты часто пользовались высоким покровительством, почетом и известностью; они смыкались со знатью, нобилитетом. Архитекторы, художники, скульпторы, по существу, приравнивались к ремесленникам, и их имена до нас почти не дошли. А что касается актеров, музыкантов, танцоров, то их место было рядом с гладиаторами и проститутками, т.е. вообще за пределами гражданского общества.
Во II–I вв. до н.э. Рим был наводнен рабами-греками, среди которых оказалось немало образованных людей. Из них сложилась прослойка «рабской интеллигенции» (воспитатели, секретари, актеры, художники и др.), которая обслуживала рабовладельцев и членов их семей.
Возникновение и распространение христианства | Религиозная ситуация в Римской империи была очень сложной и противоречивой. С одной стороны, императоры укрепляли официальную религию, включая свой собственный культ, с другой – усили- |
вался скептицизм и безверие, особенно в высших слоях общества, популярность приобрели философские полурелигиозные системы – эпикуреизм, стоицизм (среди знати) и кинизм (среди плебса). Как и ранее, многие поклонялись восточным богам, особенно тем, с которыми связывались возможности «спасения» после смерти и приобретения блаженства в загробном мире. В восточных районах империи распространились представления о божественном спасителе – мессии, с приходом которого ожидалось наступление эры всеобщего благоденствия. Появились монотеистические идеи (у философа Сенеки и через иудаизм – культ бога Яхве). Сторонников иудаизма становилось все больше как среди самих римлян, так и главным образом за счет еврейской диаспоры, возникшей еще в предшествующее время и оказавшейся в границах Римского государства. В 63 г. до н.э. Иудея стала его частью в составе новой провинции «Сирия и Палестина».
Оппозиционные настроения получали выход в образовании большого количества товарищеских общин и сект. Последние возникали в Палестине и других районах Восточного Средиземноморья: эссены, терапевты, зелоты, назареи. Одна из таких сект появилась в I в. в Палестине в рамках иудаизма. Ее возглавил проповедник Иисус, которого стали называть Христос (т.е. мессия, помазанник). Он проповедовал новое учение и был, по преданию, казнен в период правления императора Тиберия, в 30 или 33 г. В науке давно ведется полемика о личности основателя христианства. В настоящее время многими исследователями признается реальность Иисуса из Назарета.[75]
Новая религия сложилась в результате взаимодействия многих религиозных и социально-философских доктрин как ближневосточного, так и греко-римского мира и на территории всей Империи. Она нашла немало сторонников прежде всего в крупных городах, включая столицу – Рим. В конце I–II вв. христианство откололось от иудаизма и стало самостоятельной религией. В это время формируется Новый завет, который вместе с Ветхим заветом составил ее священное писание – Библию; разрабатываются новые этические и организационные принципы. Христиане отрицали всю систему античных ценностей, их учение было обращено ко всем – независимо от социального статуса и национальности, прежде всего к обиженным и гонимым. Оно запрещало участвовать в языческих культах, в том числе связанных с почитанием императора.
Христианство находило все новых и новых сторонников, поскольку люди разуверились в том, чему поклонялись раньше, многие страдали от социального гнета (неимущие, рабы и др.), римское общество погрязло в пороках, его верхушка купалась в роскоши и предавалась разврату; люди искали душевного успокоения и находили его в христианских общинах. В отдельные периоды христиане испытывали гонения, даже террор, хотя в целом власти относились к ним довольно терпимо.[76]
Кризис римской культуры, закат античности и завершение эпохи классических древних цивилизаций | Как уже отмечалось, III–V вв. – время кризиса и гибели античной цивилизации. Древний Рим в этот период переживает полосу тяжелых испытаний. Его социально-экономическая и политическая системы изживают себя. Империя уже не может сдерживать натиск варварских племен: германцев, аваров, гуннов. Они расселяются по ее территории, внося таким образом новый этнический и культурный элемент. |
«Господствующая система ценностей стала приходить во все большее противоречие с действительностью, все меньше оставалось у нее убежденных приверженцев. Со всей силой начало сказываться действие государственного гнета, обреченных на неудачу попыток заставить насильно верить в то, во что уже не верили добровольно. Протест широких масс против идеологического нажима привел к окончательному расколу старой системы ценностей и появлению новой, давшей новую цель, новый смысл жизни и деятельности, новую веру в прогресс и будущее, а следовательно, и новую возможность развития».[77]
В IV в. произошла смена государственной идеологии, функции которой тогда в основном выполняла религия. Император Константин с 312 г. склонялся к христианству, но принял крещение лишь в год своей смерти. Его преемник – Констанций стал первым римским императором-христианином (337 – 361). В начале IV в. гонения прекратились и христианство было легализовано. На некоторое время в Риме установилась настоящая религиозная свобода, но в 380 г. император Феодосий I издает эдикт «О католической вере», в соответствии с которым запрещались все культы, кроме ортодоксального христианства. Отныне Римская империя становится христианским государством.
Христианство стало той идейной силой, которая объединяла людей разных социальных статусов и национальностей, местных жителей и пришельцев. На основе новой религии произошли кардинальные изменения во всех других областях культуры. Закреплялось и изживалось то, что так или иначе было связано с язычеством. Разрушались храмы, посвященные античным богам, были закрыты амфитеатры и прекращены гладиаторские бои, в 393 г. состоялись последние Олимпийские игры.
Глубокими оказались перемены в художественной культуре. Изобразительное искусство последних двух веков римской истории несет на себе черты деградации, отказа от многих античных традиций; для него характерно огрубление и «варваризация» как результат влияния пришлых племен и кардинального изменения вкусов заказчика. Появляется христианское искусство – в том числе скульптура и живопись катакомб, – включавшее ранние изображения Иисуса Христа и Богоматери. Стали возводиться первые христианские храмы. В основу их архитектуры был положен базиликальный принцип строительства общественных зданий, сложившийся еще в эпоху эллинизма. Это прямоугольное, обычно вытянутое в плане сооружение, разделенное продольными рядами опор на несколько (обычно три) проходов – нефов. Средний неф, как правило, выше и шире боковых.
Усилиями богословов, многих из которых стали называть «отцами церкви», формировалась новая, христианская философия, этическая и общественно-политическая мысль (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин и др.).
Таким образом, одной из сторон кризиса античной культуры явилось формирование предпосылок средневековой цивилизации. Духовная жизнь Рима конца IV–V вв. уже носила переходный характер, эпоха ее античного развития, фактически, закончилась. Формально Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний римский император.
Крушение Западной Римской империи и закат античной цивилизации не означали всеобщего культурного упадка и «гибели мира», несмотря на масштабность разрушений, материальных и духовных потерь. Для многих племен и народов, вступивших в это время или раньше в контакт с Римом, его падение открывало значительные перспективы дальнейшего самостоятельного развития. Византия, ставшая независимым государством после раздела Римской империи на две части в 395 г., сохранила свою государственность, но также пережила все сложности перехода к новому типу культуры.
«Именно в Древнем Риме античная форма цивилизации достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки, раскрыла все свои потенции».[78] Античный тип культуры в целом оказал огромное влияние на последующее культурное развитие Европы, а через нее – и всего мира.
В других странах тогдашнего мира, удаленных на сотни и тысячи километров от Средиземноморья, также происходили важные процессы, которые свидетельствовали о наступлении новой всемирной культурно-исторической эпохи. На Востоке, правда, не было событий, четко отделявших древность от средневековья. И все же, как полагают специалисты-востоковеды, условной гранью, разделяющей на Востоке эти две эпохи, можно считать первые века нашей эры,[79] что в целом по времени совпадает с кризисом и гибелью античности.