Охарактеризуйте реформы Петра I в области культуры. Дайте характеристику развития пространственных искусств в петровское время. Расскажите о творчестве И. Никитина
В области культуры и просвещения Петр I провел решительные преобразования. Он стремился к тому, чтобы изжить культурную разобщенность с Западной Европой, появившуюся со времени татарского ига, чтобы активно развивалась русская творческая мысль. Для этого необходимо было прежде всего организовать правильное гражданское образование. «Академия, школы дело есть зело нужное для обучения народного»,- говорил Петр I. В первую очередь стране нужны были кадры для армии, флота, промышленности.
Петр создал целую серию школ, нужных для армии и флота: морскую академию, инженерную, артиллерийскую школы. На местах и в городах были организованы низшие, «цифирные» школы, при крупных предприятиях - ремесленные школы, при архиерейских дворах - церковные училища. Первая высшая медицинская школа доктора Бидлоо в Москве выпустила несколько десятков русских врачей. При Петре были организованы первые воспитательные дома в Новодевичьем и Андроньевом монастырях, кунсткамера, аптеки. Значительное количество дворянских недорослей было послано за границу для получения образования, особенно в военном и в морском деле. Стали переводиться учебники, учебные пособия по военному, морскому и инженерному делу; всего было переведено около 600 книг. Были созданы и оригинальные учебникиОтправка русских пинсеонеров для учебы за границу.Преобретение произведений искусства за счет государст. Приглашенные для работы в росси иностранных мастеров.
В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства - Петропавловская крепость и ее собор, Александро-Невский монастырь, Петербург и Петергоф. В начале 18 в. В России сформировались основные принципы зодчества нового времени - ордерность, "регулярность". Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.
Даже в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве - публика не готова была ее воспринять. Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Карло Растрелли. Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, инавсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументыКак и в архитектуре и скульптуре в живописи происходят революционные перемены. Основным художественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способы изображения. Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной, иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной в Западной Европе еще с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространства решались иначе. Живописцы нового времени, наоборот, осваивают искусство светотени, а для создания трехмерного пространства обращаются к линейной перспективе - одному из величайших достижений изобразительного искусства эпохи Возрожд. В петровское время начали формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт. Реформы в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской , жанровой, реальной. Именно в петровское время появился в России выдающийся живописец, вставший вровень с европейскими мастерами, - Иван Никитин. Петр заметил талантливого юношу и в 1716 г. отправил его вместе с братом учиться в Италию. Петр высоко оценил талант Никитина и по возвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца, и назначил его "двора его величества живописцем". Художник целиком посвятил себя портретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображенных личностей, их быт.Стремление передачи внутреннего света модели ее характер нашли свое развитие в творчестые Никитина. Жизненный и творческий путь художника был довольно сложный- пел в предворном хоре, учился в Италии по приказу петра 1, большая популярность после возращения из-за границы, тюремное заключение и ссылка в Сибирь. Среди портретов сделанных Никитиным - петр 1. Своего покровителя художник писал не раз , пытаясь показать модель очень подробно.так в портрете петра 1 в кругу Никитин показывает только голову мадели концентрирует внимание на показе характера.
55. Раскройте особенности стиля «петровское барокко». Расскажите о деятельности Трезини в России. Проведите сравнительный анализ планировки и застройки Петербурга с планировкой и застройкой древнерусских городов.
Особенность барокко — не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.
1. «Петербургский манир» архитектуры был рационален,
прост, ясен, спокоен
и в тоже время проникнут праздничным настроением
2. Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность}. Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.4. Плоскоетная трактовка
пластического убора зданий. 5. Многоцветная архитектура Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона::
на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки7. Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.
застройка Древней Руси
Жилые дома строили тогда исключительно из дерева. Свободное размещение зданий прерывает ветровые потоки, которые образуются в линейных, сплошь застроенных улицах и раздувают пожары. Основной функцией города в то время была оборона. Свободная застройка и здесь сулила выгоду — враги, ворвавшись в незнакомый город, плохо в нем ориентировались. Кстати, этот принцип застройки был выдвинут еще Аристотелем.
При планировке и разбивке городов на холмах неукоснительно соблюдалось условие, чтобы каждый двор был избавлен от нечистот людей, живущих наверху. Имеются некоторые указания на то, что постройки располагались с таким расчетом, чтобы обеспечить домам наибольшее количество света в зимнее время. Усадебная планировка позволяла сделать это. Свободная застройка города обеспечивала также создание системы «Прозоров», т. е. пролетов между домами. В такие пролеты жители могли видеть живую природу и храмы. Про изводилась разбивка под жилищное строительство, церкви, государственную и общественную застройки. Особое внимание обращали на городские ворота. До закладки города на земле колышками размечали контуры будущих построек, крепостных укреплений, главной площади с храмом и др. Задавали ширину улиц и переулков, размер площадей, габариты зданий и расстояния между ними.
Петербург
Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город –крепость. Строительство города началось с Заячьего острова, на котором начали возводить Петропавловскую крепость. Таким образом очень быстро застроилась вся та часть города, которую сегодня называют "историческим центром" - Садовая улица, Коломна, набережные Невы. Тогда же началась застройка Васильевского острова. До середины восемнадцатого века Петербург застраивался исключительно из соображений прагматических, об украшении города еще мало заботились, больших каменных зданий было немного. Но в царствование Елизаветы Петровны стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего Дворца. В это же время застраивалась территория Александро-Невской лавры.Девятнадцатый век считается золотым веком русского искусства - и в том числе, архитектуры. Тогда были построены Исаакиевский и Казанский соборы, Мариинский дворец, Михайловский дворец, где теперь находится Русский музей, храм Спаса-на-Крови и многие другие памятники архитектуры. Именно в эту эпоху город постепенно начал приобретать черты, сохранившиеся в его облике до сих пор - прямые улицы, строгость стиля и плотность застройки. От застройщиков требовали неукоснительно соблюдать установленные линии улиц: за линию фасадов могли выступать только навесы над подъездами, а на уровне второго этажа и выше -балконы и эркеры. Однако помимо роскошных частных особняков в Петербурге в ту пору быстро росли доходные дома, владельцы которых сдавали помещения
Профессиональное образование Трезини получил в одной из художественноремесленных школ, готовивших квалифицированных архитекторов-строителей с основательными теоретическими знаниями.
1703 г. Трезини подписал договор о службе в России .Трезини отдал строительству Петербурга, Кронштадта, Шлиссельбурга, Стрельны, Петергофа и других окрестностей новой столицы тридцать лет, работая здесь до последнего дня своей жизни. Он числился по ведомству Канцелярии городовых дел, преобразованной в 1723 г. в Канцелярию от строений. В этом учреждении, возглавлявшем и направлявшем все проектные и строительные работы, Трезини являлся главным архитектором. За успешную деятельность он удостоен звания инженер-полковника (начальник Канцелярии от строений был генерал-майором).
Трезини имел много учеников, среди которых был выдающийся архитектор М. Г. Земцов. По проектам, под наблюдением и при участии Трезини была построена Петропавловская крепость и такие замечательные ее сооружения, как Петропавловский собор, Петровские ворота, Флагшточный павильон бастиона Нарышкина. Трезини является также автором проекта здания Двенадцати коллегий — одного из наиболее характерных архитектурных сооружений петровского времени. Он заложил основу планировки Стрелки Васильевского острова, а устройством Галерной гавани начал освоение его прибрежной части. Трезини создал также проект Александро-Невской лавры и Благовещенской церкви. Творческий диапазон архитектора был очень широк, о чем свидетельствуют проекты образцовых жилых домов, зданий императорской аптеки, Госпиталь, Почтовый и Гостиный дворы, усадьбы на левом берегу Фонтанки, каналы, мосты, триумфальные арки.
Как ведущий архитектор столицы Трезини построил Летний дворец Петра I и для него же — Зимний дворец на левом берегу Невы.
Трезини проявил себя и как незаурядный градостроитель. Он разработал в 1715— 1716 гг. первый генеральный план Петербурга и планировки Васильевского острова.
В творчестве Трезини с наибольшей полнотой, целостностью и последовательностью воплощены черты архитектуры петровского барокко. Возведенные по его проектам здания до сих пор играют доминирующую роль в объемнопространственной композиции и художественном облике центральных районов Петербурга.
Составьте последовательность возникновения стилей в русском искусстве XVIII века. Расскажите о творчестве отца и сына Растрелли. Сравните стили русского барокко и западноевропейского барокко.
БАРОККО Нарышкинское барокко(московское)-стилевое направление в русской архитектуре к. ХУН-нач.ХУШ вв. -светски-нарядные многоярусные церкви обилием пышных декоративных украшений, узорчатыми кокошниками вокруг Глав (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания
КЛАССИЦИЗМ Строгость; Пропорциональность; Симметрия; Простота; Сдержанность; Четкость.
В. В. Растрелли, как никто другой из русских архитекторов его времени, понял тот внутренний переворот, который совершался в современном ему русском обществе... Всё его творчество протекло в России. Иностранец по происхождению, он отдал весь свой талант, все свои знания, всё своё вдохновение на служение своей новой Родине. ". Всё его творчество, всё его яркое и жизнеутверждающее искусство принадлежит России.
Растрелли-сын в эти годы был деятельным помощником отца, выполняя совместно с ним работы по частным заказам. Существуют сведения, что молодой Растрелли для завершения своего архитектурного образования был послан отцом в 20-х годах за границу. В 1727 г., закончив своё образование, молодой Растрелли был уже в Петербурге.
Ранние постройки мастера такие как летний дворец елизаветы петровны свидетельствуют об разработке им дворца с парадным двором.самую большую известность приобрели три ансамбля архитектора большой екатеринский дворец в царском селе. Зимний дворец и смольный манастырь в Петербурге. Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые
сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце
XVII—XVIII веках: Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному
барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской
архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко.
Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского
барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере.
Петропавловский собор (Казань) Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.
Петропавловский собор (Казань) Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки
новой столицы, Санкт-Петербурга. Елизаветинское барокко (с 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно
воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.
Обоснуйте смену стилей барокко и классицизма в русском искусстве второй половины XVIII века. Выявите отличительные черты русского классицизма в архитектуре. Расскажите о творчестве Кваренги, Камерона и других архитекторов Петербурга конца XVIII века.
Стилевые направления. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм, для которого характерны логичность и симметричность планировки, геометризм, четкость вертикальных и горизонтальных линий. В основе классицизма лежит обращение к античной архитектуре.
Ранний русский классицизм сохраняет некоторые черты барокко и рококо (Ж.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов - здание Академии художеств, А.Ринальди -Мраморный дворец, Ю.Фельтен - набережная Невы и решетка Летнего сада), зрелого классицизма создали классические типы дворца-усадьбы и комфортабельного жилого дома. Выдающимися мастерами русского классицизма являются В.И.Баженов (дом Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно), И.Е.Старов (здание Таврического дворца), ученик и друг Баженова М.Ф.Казаков, создавший большое количество общественных зданий и особняков (здания Московского университета и Благородного собрания, Голицынская больница, Сенат в Кремле, Петровский дворец в Москве).
Градостроительство. Особенность русского классицизма в архитектуре -небывалый масштаб организованного государственного градостроительства.
Художественные стили. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.
Передовые архитекторы русского классицизма исходили из стремления выявить композиционными средствами в монументальных архитектурных образах и высокохудожественных ансамблях застройки городов прогрессивные общественные идеи, развитие русской культуры, горячую любовь к Родине. В 1780-1790 годах подъем строительства наблюдаеться в Петербурге . тут работают кварнеги ( академия наук . смольный институт . асигнационный банк) и камерон (камеронова галерея в царском селе.большой дворец.агатавы комнаты. Весящий сад)