Особенности мировоззрения древних греков

Древнегреческая цивилизация развивалась на юге Балкан­ского полуострова, островах Эгейского и Ионического морей и вприбрежных регионах Малой Азии. На ее развитие оказали влияние два географических фактора:

• выход к морю;

• территория, разбитая горами на многочисленные до­лины, что затрудняло политическую общность и как след­ствие привело к образованию городов-государств (полисов).

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Каждая область Гре­ции имела свою особенность ландшафта, свои индивидуаль­ные особенности культуры.

Не представляла собой единства античная Греция и в соци­ально-политическом плане: она существовала в рамках осо­бой государственной системы — независимых городов-госу­дарств, полисов, Чьи рубежи чаще всего определялись при­родными границами. Различие в культуре полисов проявля­лись в языковых диалектах, собственных календарях, моне­тах, почитаемых богах и уважаемых героях.

Города-полисы не только соперничали, но и воевали друг с другом, как Афины и Спарта.

Несмотря на региональные и культурные различия антич­ная культура обладала определенной целостностью. Един­ство выражалось не только в общности интересов и необхо­димости объединения против общего врага, но и в едином ми­ровосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.

Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления и пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера.

Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. Красота в понимании древних греков есть соразмерность,органичность, гармоничность.

Мера — исходный принцип существования чего-либо оп­ределенного. По словам Демокрита, «прекрасное есть надле­жащая мера во всем». Понятие меры должно быть присуще не только людям, занимающимся искусством, но и политикам и философам.

Как основная черта бытия особо выделялось понятие гар­монии как выражения чувства меры, единства в многообра­зии, как «внутренняя природа вещей». Мера есть наивысшее выражение гармонии. Образцом для произведений искусст­ва является гармония в космосе, природе, гармония общества и человека.

Во-вторых, античную культуру объединял антропоцент­ризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предпо­лагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с че­ловеком. Сопоставление макрокосма — Вселенной и микро­косма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов кра­соты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила про­порционального соотношения его частей. Предполагается, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармони­ческой личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса, — калокагатия. Смысл этого понятия в том, что прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота те­лосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием.

Культ тела определялся и более прагматическими причи­нами: ловкость, сила были необходимы для защитника оте­чества, т. е. для военных целей.

Соотнесение природных объектов с человеческим телом оп­ределило отношение греков к земной жизни: любовь к повсед­невным радостям утверждалась в качестве своеобразного иде­ала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Культ тела повлиял на совершенно особенное отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм греческой культуры: филосо­фия, математика, скульптура и архитектура, поэзия и драма, даже риторика определяли человека своим критерием.

В-третьих, общим в культуре античной Греции была состя­зательность. Эта черта была порождена полисным характе­ром культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания спортивные, конные, художественные — поэтические и музыкальные, состязания философов и т. п.

Агон (состязание, борьба) олицетворял характерную чер­ту свободного грека, гражданина полиса: его личные заслуги и качества проявлялись только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива.

Состязательный характер античной культуры проявляется и в таких ее чертах, как праздничность, зрелищность, красоч­ность. Праздники сопровождали все состязания и сельскохозяйственные работы и являлись неотъемлемой частью соци­альной жизни древних греков.

Культура античной Греции, отмеченная перечисленными характерными чертами, представляет собой единый процесс становления и развития различных форм материальной и ду­ховной деятельности. В конкретные исторические периоды приоритеты отдавались разным ее видам).

Рассмотрим особенности важнейших сфер культуры Древней Греции.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Религия античной Греции имеет две главные характерис­тики. Первая – это политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

§ Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.

§ Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

§ Посейдон — бог моря, брат Зевса.

§ Афина — богиня мудрости, справедливой войны.

§ Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из мор­ской пены.

§ Арес — бог войны.

§ Артемида — богиня охоты.

§ Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покро­витель искусств.

§ Аид – бог подземного мира.

§ Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида.

§ Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особен­но кузнецов.

§ Деметра — богиня плодородия, покровительница земле­делия.

§ Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Геракл, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм— человекоподобие богов. Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос – абсолютное божество, а античные боги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недо­статки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человечес­ким, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т.е. обла­дают теми же достоинствами и недостатками, что и смерт­ные. Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегре­ческой цивилизации, определила главную ее черту — гума­низм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древне­греческой религии, который возникает как результат чув­ственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как не­обходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма (предопределенности, предрешённости), который античный человек преодолевает с легко­стью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегречес­кой культуры. В античности присутствует удивительный син­тез фатализма и героизма, вытекающий из особого понима­ния свободы. Свобода поступка порождает героизм. Панте­изм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

МИФОЛОГИЯ.

Мифология всегда играла в культуре античности огромную роль. Ее понимание менялось, она по-разному трактовалась, но все же оставалась основой античного мировоззрения. Греческая мифология существовала в далеких тысячелети­ях до новой эры и закончила свое развитие с концом общинно-родового строя. В мифе живут особой жизнью и природа, и сами общественные формы, перерабо­танные художественным образом, наделенные эстетической направленностью, отражающие мифологическую картину всего космоса, богов, героев, которая принимает законченно-систематический вид. В греческих мифах действуют боги, ге­рои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), стихии (огонь, вода, воздух) и духи стихий (Океаниды, Гарпии, Ним­фы, Нереиды, Дриады, Сирены), обычные земные люди. Место действия надземное и подземное цар­ства (Олимп и Тартар). В них обретают персонифицированные об­разы судьба (Мойра), мудрость (Мать-Земля), время (Кронос) и т.д. Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового по­рядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустрой­ства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта.

ПРАЗДНИКИ.

С богами связаны все древнегреческие празд­ники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху антич­ности не единственными. Истоки первых олимпиад теряют­ся в древности, но в 776 г. до н. э. на мраморной доске впер­вые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. В храме Зевса Олимпийского находилась ста­туя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступ­ления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и ху­дожников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуж­дались важные документы. С момента объявления священно­го месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали уча­стие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрите­лей под страхом смерти. Для них существовали свои состяза­ния — в беге.

На играх соревновались в борьбе, в беге на различные дистанции, метании копья, молота, диска, плава­нии, кулачных боях, беге в полном вооружении, в гонках на ко­лесницах, подъеме тяжестей, панкратии (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, что­бы продемонстрировать красоту своего тела. В этом нагляд­но проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, при­бегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торже­ственно происходило и награждение победителей. Победите­ли игр (олимпионики) награждались венками из дикой оли­вы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, город­ские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.

Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прослав­ляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физичес­ким достоинствам — «аретэ», и моральное право властвования над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческой культуры, как состязательность.

Праздники в честь бога Диониса — Дионисии, связаны с историей возникновения театра. Великие Дионисии празд­новались пять дней, весной и осенью, и включали яркие ше­ствия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами, драматическими представлениями. Из хоровых песен — ди­фирамбов богу Дионису и возник жанр трагедии. Трагедия в переводе «песнь козлов» или козлопение — сложился из куль­товых песен хором мужчин — Сатиров, одетых в козлиные шкуры и сопровождавших актера, изображавшего Диониса. Комедия родилась из песен, полных обрядовой разнузданно­сти и исполнявшихся толпой поселян во время сельских Ди­онисий. Шествие в этот праздник называлось комос. Коме­дия — песни во время комоса. Комедия отличалась большой вольностью в выборе выражений и сцен, поэтому на такие праздники не допускались женщины и дети.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Знания древних греков во многом носили синкретичный характер, т.е. зачатки многих наук еще не отпочковались в самосто­ятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в прак­тическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение тео­рии. И основой теории стала новая отрасль знания – философия. Греки создали философию (в буквальном переводе - любовь к мудрости). Она стала наукой о всеобщих законах развития природы, об­щества и мышления, системой идей, взглядов на мир и место в нём человека.

Философия и философские подходы к решению любой на­учной проблемы лежат в основе всей древнегреческой науки. По­этому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были фи­лософами, мыслителями и обладали знанием основных фи­лософских категорий.

Особенностью греческой философии явилось то, что она не может быть понята без эстети­ки — теории красоты и гармонии. Идея красоты мира проходит через всю античную эстети­ку. В мировоззрении древнегреческих философов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реаль­ности его красоты. Для первых натурфилософов прекрас­ное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их уче­нии эстетическое и космологическое выступают в единстве. Во всеобщую картину мира включается представле­ние о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.

Величайшими философами Древней Греции являются: Со­крат, Платон и Аристотель(был воспитателем Алек­сандра Македонского). Он является основоположником науч­ной философии, логики, учения об основных принципах бы­тия (возможности и осуществления, форме и материи, при­чине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство.

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавше­го свойства целых чисел и пропорций. В области физики можно назвать труды Архимеда, кото­рый явился не только автором всемирно известного закона, но и автором многочисленных изобретений.

ФилософДемокрит открыл существование атомов, как мельчайших неделимых частиц, из которых все состоит.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целост­ности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на вы­сокий моральный облик врача, автор знаменитой профессио­нальной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завер­шился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями челове­ка, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональ­ному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по исто­рии. Геродот положил начало собственно греческой истори­ографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережи­тых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному из­ложению исторических событий, исследовал их в совокупно­сти, однако его труды характеризуют вера в действие религи­озно-этических сил в истории.

Геродот — великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах — современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, в которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как на­стоящий географ.

Но больше в области географии все же известен Птоле­мей — автор знаменитой «Географии», ставшей сводом ан­тичных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних ве­ков) пользовавшейся огромной популярностью.

ЛИТЕРАТУРА.

Огромным успехом в Древней Греции пользо­валась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая фор­ма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух зна­менитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали кано­ном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этичес­ких принципов.

Позже появляется дидактическая и лирическая формы. Ди­дактическая поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды» и «Дни» учат правилам поведения, открывает секреты крестьянского труда. Лиричес­кая поэзия, которая чаще всего пелась под аккомпанемент лиры, почти не сохранилась. До нас дошли только имена ав­торов и фрагменты отдельных произведений. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор лю­бовных стихотворений.

Эзоп, основоположник жанра басни в Греции, жил около VIв. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлени­ям о морали. Позже римский баснописец Федр перевел про­изведения Эзопа на латинский язык. Они пользовались по­пулярностью и в средние века, и Новое время, и в наши дни, оказав большое влияние на творчество Лютера, Лессинга, Крылова.

ТЕАТР.

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и ухо­дят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Зем­ля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем про­является возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного куль­та бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюже­ты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности: Эсхила, Софокла, Эврипида, и комедии Аристо­фана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежа­ли древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали с ними в борьбу, иногда погиба­ли, но стойко переносили удары судьбы.

Герои комедий — не легендарные личности, а жители со­временных Аристофану Афин: торговцы, ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагеди­ях. Их иногда даже высмеивали.

Театральные представления по обычаю проходили в празд­ник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли ак­теры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высо­ких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе испол­нял один актер. Эсхилввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, лета­тельные и громоносные машины. Софокл ввел третье действу­ющее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ро­лей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находи­лось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоп­лощение осуществлялось просто: актеры меняли маски, в ко­торых выступали. Маски делались из глины. Каждому опреде­ленному характеру и настроению соответствовала «своя» мас­ка. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — баг­ровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для нагляд­ности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливав­шего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, полити­ческие проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания состав­ляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Драматургия. Подлинным основоположником трагедии стал Эсхил. Он автор более семидесяти произведений, из ко­торых до нас дошли только семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамем­нон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Все пьесы Эсхила прониза­ны сильным религиозным чувством, в их основе — конфликт между человеческими страстями и духовностью. Выдающи­мися мастерами греческой трагедии были Софокл,Еврипид. Содержание их пьес — в основном, мифы о богах, героях, реже — исторический факт.

Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра» и др. По мнению Аристотеля, Софокл изображал людей идеаль­ных, тогда как Еврипид — таких, какие они есть на самом деле. Еврипид являлся скорее комментатором, а не участни­ком событий, глубоко интересовался женской психологией. Наиболее известными из 19 дошедших до нас произведений являются «Медея» и «Федра».

Самым известным автором комедии был Аристофан, умев­ший направлять свои сатирические «стрелы» против совре­менных ему политических деятелей, писателей, философов Наиболее яркие его произведения — «Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата».

Науки и литература Древней Греции создавались свобод­ными людьми, одаренными поэтически-мифологическим вос­приятием мира. Во всем, что постигал грек, он открывал гар­монию, будь то мироздание или человеческая личность. В сво­ем мифологическом восприятии грек одухотворял все, чего касалось его сознание. Гармоничность и одухотворенность — вот что определяет органичность и целостность греческой культуры и в первую очередь — искусство.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

Основные характеристики греческого искусства: гармония, урав­новешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как «центр Вселенной и меру всех ве­щей» Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совер­шенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эсте­тическое наслаждение.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческого ис­кусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. В гре­ческом мире индивид идеально вписывался в полис, а поли­сная структура в космос. Соответственно, в греческой моде­ли мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека сла­бостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и вре­менем, воплотившаяся в греческом искусстве.

В античной Греции процветали различные виды искусст­ва, включая пространственные: архитектура, скульптура, ва­зопись. История античного искусства включает в себя не­сколько этапов.

АРХИТЕКТУРА.

Наследие древнегреческой архитектуры ле­жит в основе всего последующего развития мирового зодче­ства и связанного с ним монументального искусства. Причи­ны такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правди­вости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональ­ности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элемен­тов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, со­ставлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных со­оружений и всех без исключения деталей декора до высочай­шей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного ис­кусства, в которых для мастера не было ничего второстепен­ного. Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилис­тическими направлениями или в двух ордерах (дорическом и ионичес­ком), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архи­тектуре понимается определенная система сочетания и взаи­модействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это от­дельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекры­тие — антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему перимет­ру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоя­щие из трех частей: базы, ствола и капители.

Дорическийстильнаиболее простой, лаконичный по сво­ей форме. Главные отличительные особенности этого орде­ра — строгость и простота. Ионическийстиль сложнее и на­считывает больше деталей. Главные черты ионического сти­ля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разра­ботала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. В наиболее четко выраженном виде ордерная система вы­ступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались неболь­шими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы пред­ставляли прямоугольник, окруженный по периметру колон­нами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того боже­ства, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы ис­пользуются в каждом из типов сооружений особо.

Наибо­лее часто встречающийся тип храмов - периптер. Он окружен колонна­ми со всех сторон, по периметру. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в хра­мах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Исключительное значение для последующего развития ми­ровой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ан­самблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочета­ется с гармоническим равновесием масс, продумано взаимо­действие отдельных сооружений между собой и учтена пос­ледовательность в восприятии зданий снаружи и внутри ком­плекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурно­го сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акро­поль («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «ди­намической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание при­родным условиям и стремились всегда обдуманно и с наиболь­шим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8 х 17 колонн с высотой 10,5 м). Созданию впечат­ления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: ста­дионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жи­лые дома, театры (одеоны). Театры в Греции располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площад­ку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

В период эллинизма главной темой архитектуры стано­вится градостроительство. Строятся новые города и много­численные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необ­ходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного на­значения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, ав­торы которых на основе изначальных принципов древнегре­ческого искусства стремятся разработать пути рационально­го строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается прин­ципиальная схема планировки города, расчленяемого прямо­линейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная го­родская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

СКУЛЬПТУРА.

Древнегреческую архитектуру невозможно представить без скульптуры, являющейся ее неотъемлемой частью. В этом виде искусства греки достигли наи­больших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использо­вали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки вы­полняли из слоновой кости. Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульп­тура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совер­шенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.

Постепенно древнегреческая скульптура приобретает ди­намику и реализм. В классическую эпоху творят такие маетера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Маль­чик, вынимающий занозу», «Возничий». Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет (середина V в.до н. э.): «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н. э.): скульптуры Парфенона, скульптура богини Афины — «Афи­на Дева», Афина с острова Лемнос. Не сохранилось оригиналов и копий скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стояв­шей на пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, и статуи Зевса Олимпийского.

К концу периода классики скуль­птурные образы становятся более эмоциональными, одухот­воренными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Эллинистическая скульптура более реалистична и сложна композиционно. Художников привлекают новые темы: ста­рость, страдание, борьба («Лаокоон с сыновьями», «Ника Са­мофракийская»).

ЖИВОПИСЬ, ВАЗОПИСЬ И ОРНАМЕНТ.

В период классики происходил бурный расцвет гречес­кой живописи. Кэтому времени относится замеча­тельное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое лишь в эпоху Возрождения: искусство све­тотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введе­ние светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение. Известны и другие живопис­цы: Зевксис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмо­циональностью, реализмом.

Однако монументальная живо­пись не получила такого масштабного развития, как вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментальными (часто геометрическими) и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появился краснофигурный или чернолаковый стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, кото­рые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основ­ного материала – обожженной красной глины. Этот тип вазописи позволял передать пространство, объем и движение. Античные вазы рас­ширяют и уточняют наши представления о греческом искус­стве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об осо­бенностях мифологического видения мира.

В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретательность в прорисовке различных декора­тивных элементов и деталей, применяя их в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Интерьер и домашняя мебель и утварь отличались строгостью, лаконизмом, умеренностью. Греческие мастера выработали свои особые формы, отличав­шиеся изяществом линий, пластичностью, комфортностью, тем совершенством, которое обеспечило последующее влия­ние греческого искусства на стили поздних эпох, прежде все­го классицизма.

__________________

Таким образом, особенностью культуры Древней Греции является то, что окружающий человека мир, способы ориентации в нем и спо­собы его оценок были обоснованы применительно к челове­ку, ставшему «мерой вещей», т. е. заявившему о своем нрав­ственном и политическом самоопределении. Литература, ис­кусство, философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии всей европейской культуры.

Наши рекомендации