Понятие и формы налогового контроля
Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля, в первую очередь без финансового контроля, посредством которого проверяется правильность соблюдения установленных форм финансовых и налоговых отношений.
Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством:
- учета плательщиков и иных обязанных лиц;
- налоговых проверок;
- опроса плательщиков и других лиц;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);
- в других формах, предусмотренных законодательством.
Учет плательщиков (иных обязанных лиц) производится налоговым органом соответственно по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица, с присвоением ему учетного номера плательщика. На основе данных учета плательщиков Министерство по налогам и сборам ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).
В соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 124 от 29.12.2003 г. «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами» (далее – Инструкция) налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.
Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановая налоговая проверка проводится на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых налоговым органом по месту постановки на учет плательщика. Графики проверок доводятся до сведения плательщиков путем их размещения на информационных стендах в помещениях налоговых органов. Плановые налоговые проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в год.
Внеплановая налоговая проверка проводится по поручению Президента, Правительства, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, руководителя налогового органа, правоохранительных и судебных органов, как правило, без предварительного уведомления плательщика (иного обязанного лица). По поручению руководителя налогового органа такая проверка может проводиться при:
1. наличии сведений и фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;
2. непредставлении к установленному сроку документов, необходимых для налогообложения;
3. необходимости проверить или уточнить сведения, полученные при проведении предыдущей налоговой проверки плательщика, а также при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с этим плательщиком;
4. реорганизации или ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
5. наличии заявления плательщика о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм налога, сбора (пошлины), пени;
6. неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком налогового обязательства, наличии задолженности - в целях принятия решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика;
7. принятии вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы плательщика решения о проведении дополнительной проверки.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки плательщиков и иных обязанных лиц.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также имеющихся документов о его деятельности.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке. Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней, но он может быть продлен при наличии объективных причин. В 30 рабочих дней не входит срок, необходимый для проведения подготовительной работы, а также для написания акта проверки.
Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.
При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых возложена на плательщика. Плановая выездная проверка проводится на основании квартальных графиков проверок. Основанием для включения плательщика в график являются результаты анализа представленных в налоговый орган документов, иные сведения, собираемые налоговыми органами в установленном порядке. В график могут быть включены проверки, назначаемые по поручениям контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей налоговых органов.
Периодичность проведения плановых комплексных выездных устанавливается в соответствии с Инструкцией и зависит от размера уплаченных налогов, сборов (пошлин) и добросовестности исполнения налоговых обязательств плательщиком.
Рейдовая выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей, с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, с хранением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов, для контроля за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц. При проведении такой проверки проверяющие могут провести контрольную закупку товара и т.п. в порядке, установленном законодательством.
В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.
Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. То есть сопоставляются разные экземпляры одного и того же документа по содержанию, а также записей, документов и фактических данных одного плательщика с соответствующими записями, документами и фактическими данными других плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
Камеральные, встречные, рейдовые и тематические проверки являются внеплановыми проверками и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки. В целях сокращения числа проверок одного и того же плательщика налоговые органы, как правило, совмещают проведение налоговой проверки с проверкой финансово-хозяйственной и иной деятельности.