Понятие и сущность хозяйственного права

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

для специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии правоведения и социально-гуманитарных наук

Минск

Тема 1

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

1. Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права.

2. Система и принципы хозяйственного права.

3. Источники (формы) хозяйственного права.

4. Понятие и содержание хозяйственных правоотношений

Таким образом, предмет хозяйственного права образуют три достаточно специфические, а главное отличающиеся по содержанию группы общественных отношений. Это обусловило специфику и разнообразие методов хозяйственного права.

Под методом отрасли права (законодательства) понимается совокупность приёмов и способов, с помощью которых соответствующая отрасль воздействует на регулируемые ею общественные отношения.

Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью, регулируются посредством следующих методов:

- метод обязательных предписаний (императивный или административно-правовой метод). Данный метод реализуется посредством разработки и применения императивных норм, например норм, устанавливающих обязательную государственную регистрацию субъектов хозяйствования, устанавливающих обязанность соблюдения уровней регулируемых цен и т.д.;

- метод автономных решений. Данный метод реализуется посредством разработки и применения диспозитивных норм. Данных норм в хозяйственном законодательстве значительно меньше, чем императивных. Однако такие нормы имеются. Например, нормы, закрепляющие за учредителями право выбора организационно-правовой формы для создания коммерческой организации; нормы, закрепляющие за субъектами хозяйствования право выбора контрагента, право на выбор вида хозяйственной деятельности и т. д.;

- метод рекомендаций. Сущность этого метода состоит в том, что создаваемые на его основе правовые нормы не обязывают субъектов права осуществлять какие-либо действия, но рекомендуют их осуществлять посредством предоставления субъектам льгот и преференций, в случае осуществления соответствующих действий. Например, законодательством о свободных экономических зонах, устанавливающим порядок проведения конкурсов на право приобретения статуса резидента свободной экономической зоны, отдаётся приоритет тем инвестиционным проектам, которые предусматривают производство и реализацию импортозамещающей продукции. Данный метод нашел отражение в нормах, устанавливающих налоговые льготы, а также льготы по таможенным платежам.

Тема 2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

2. Субъекты и формы предпринимательства.

3. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности.

4. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

Тема 3

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1 Понятие, признаки и виды юридических лиц.

2 Правовой статус хозяйственных обществ.

3 Правовой статус хозяйственных товариществ.

4 Правовой статус унитарных предприятий.

Признаки юридического лица

Признак организационного единства предусматривает не только наличие органов управления юридического лица, но и наличие структурных подразделений, их статус, порядок взаимодействия и порядок управления ими. В зависимости от статуса структурные подразделения юридического лица подразделяются на обособленные и необособленные подразделения. К обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства юридического лица, а также иные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Одним из основных отличий в статусе обособленных и необособленных структурных подразделений является обязанность обособленных структурных подразделений по исполнению налогового обязательства соответствующего юридического лица по объектам налогообложения, которые непосредственно связаны с данным подразделением. Передача имущества иных активов из одного структурного подразделения в другое, как правило, осуществляется на основании распорядительных актов исполнительного органа юридического лица. Договорных отношений между структурными подразделениями юридического лица не возникает. Следует отметить, что создание обособленного структурного подразделения порождает обязанность юридического лица по внесению и государственной регистрации соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Признак наименования юридического лица также имеет свои особенности в хозяйственных отношениях с участием юридических лиц. Они состоят в том, что фирменное наименование юридического лица во многих случаях одновременно является и товарным знаком либо знаком обслуживания на его продукцию (работы услуги). Конечно, законодательство не устанавливает запрета на использование товарных знаков, не совпадающих с наименованием юридического лица. Тем не менее, использование фирменного наименования в качестве товарного знака или знака обслуживания способствует повышению известности и престижа компании, особенно на рынках иностранных государств. Следует отметить, что совпадение наименования юридического лица с принятым им товарным знаком не освобождает данное лицо от обязанности по регистрации товарного знака в установленном порядке. Кроме того, необходимо упомянуть обязанность учредителей юридического лица осуществить согласование его наименования с Министерством юстиции Республики Беларусь при создании соответствующего юридического лица.

Признак наличия обособленного имущества тоже имеет свои особенности в хозяйственных отношениях. Имущество организации вместе с имущественными правами именуется активами юридического лица. Активы должны быть отражены на балансе организации. Положительная разница между стоимостью активов и обязательств организации именуется «чистыми активами». «Чистые активы» имеют важнейшее значение для возникновения обязанности по снижению уставного фонда юридического лица.

Активы организации для целей учета подразделяются на основные фонды и оборотные средства.

Основные фонды – это имущество, обеспечивающее производство и реализацию продукции: недвижимые объекты, транспортные средства, станки, оборудование и т.п.

Оборотные средства – это активы, обеспечивающие осуществление и возобновление производства: денежные средства, готовая продукция и т.п.

Процесс использования и распоряжения оборотными средствами включает в себя следующие стадии:

- приобретение сырья и материалов;

- изготовление продукции;

- реализация продукции и получение выручки;

- покрытие затрат на изготовление и реализацию продукции;

- получение и распределение прибыли между учредителями (выплата из прибыли дивидендов).

Денежные средства организации распределяются по фондам организации: резервный фонд, фонд развития, амортизационный фонд и др.

Фонды формируются за счет прибыли или доходов юридического лица, исключение составляет амортизационный фонд, средства на формирование которого являются затратами на изготовление и реализацию продукции.

Уставный фонд – это особая правовая категория. Первоначально он формируется за счет вкладов учредителей юридического лица. А в последующем он обеспечивается чистыми активами организации. Уставный фонд не может быть выше размера чистых активов юридического лица по итогам любого финансового года, за исключением первого г. после государственной регистрации юридического лица. Уставный фонд является финансовой гарантией защиты прав и законных интересов реальных и потенциальных кредиторов юридического лица.

Прежде всего, субъектами хозяйственных отношений выступают коммерческие организации.

Правовые нормы устанавливают отличия в правовом статусе коммерческой организации одного вида от организации другого вида по следующим признакам:

- количество и статус учредителей (участников);

- делимость и состав уставного фонда;

- тип вещного права коммерческой организации на активы;

- права и обязанности учредителей (участников) по отношению к организации;

- органы управления юридического лица;

- ответственность учредителей по обязательствам организации.

Многообразие видов и организационно-правовых форм юридических лиц, образованных различным составом их учредителей, на основе всех форм собственности со своими целями, с неодинаковыми правами учредителей на имущество образованных ими организаций требует их четкой классификации. Она может проводиться по различным основаниям. Наиболее значимым является деление юридических лиц в зависимости от цели их деятельности на:

1. коммерческие юридические лица - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками

2. некоммерческие юридические лица - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.

Статус юридического лица как субъекта хозяйственных отношений имеет ряд особенностей и отличительных черт по сравнению со статусом юридического лица как субъекта иных имущественных и неимущественных отношений.

В частности, имеются особенности содержания признаков юридического лица, которые проявляются при участии юридического лица в хозяйственных отношениях.

Органы управления ООО.

ООО имеет трёхзвенную систему органов управления.

Собрание участников – высший орган;

Совет директоров (наблюдательный совет). Создание совета директоров не является обязательным для данного вида организаций.

Правление (директор) – исполнительный орган.

Компетенция общего собрания определяется уставом общества. Но решение ряда вопросов отнесено законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» к исключительной компетенции собрания, которую нельзя изменить уставом. К исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относятся следующие вопросы:

- изменение учредительных документов хозяйственного общества;

- изменение размера уставного фонда хозяйственного общества;

- решение о реорганизации хозяйственного общества и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса;

- решение о ликвидации хозяйственного общества, создание ликвидационной комиссии, назначение ее председателя или ликвидатора и утверждение ликвидационного баланса, за исключением случаев, когда решение о ликвидации этого общества принято регистрирующим органом или судом в соответствии с законодательными актами, и ряд других вопросов.

6 Ответственность учредителей (участников) по обязательствам организации.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд этого общества.

Участники ООО, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде ОДО.

По пяти первым признакам ОДО полностью соответствует ООО.

Шестой признак – признак ответственности учредителей (участников) по обязательствам организациив ОДО имеет существенные отличия от данного признака ООО.Участники ОДО несут субсидиарную ответственностьсолидарно в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде ОДО.

Открытым акционерным обществомпризнается общество, уставный фонд которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах.

ОАО имеет особенности в своем правовом статусе по следующим признакам.

1 Количество и статус учредителей (участников).Количество учредителей (участников) ОАО должно быть не менее двух лиц. Максимальное количество акционеров ОАО законодательством не установлено. По статусу акционерами ОАО могут являться любые физические и юридические лица.

2 Делимость и состав уставного фонда – уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций.

Номинальная стоимость всех выпускаемых акционерным обществом акций должна быть одинаковой.

Не допускается выпуск акций в качестве ордерных ценных бумаг или ценных бумаг на предъявителя.

Акционерное общество вправе выпускать акции двух категорий: простые (обыкновенные) и привилегированные.

3 Тип вещного права коммерческой организации на активы – ОАО обладает правом собственности на его активы.

4 Права и обязанности учредителей (участников) ОАОопределяются типом акций, держателем которых является акционер (участник) ОАО.

Акционеры – владельцы простых (обыкновенных) акций имеют право на:

- получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов;

- получение в случае ликвидации акционерного общества части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимости;

- участие в общем собрании акционеров с правом голоса по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.

Акционеры – владельцы привилегированных акций имеют право на:

- получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивидендов;

- получение в случае ликвидации акционерного общества фиксированной стоимости имущества либо части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами;

- участие в общем собрании акционеров с правом голоса в случаях, предусмотренных законодательством. Акционеры – владельцы привилегированных акций вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений о реорганизации и ликвидации акционерного общества, о внесении в устав акционерного общества изменений и (или) дополнений, ограничивающих их права.

5 Органы управления юридического лица. ОАО имеет трёхзвенную систему органов управления:

- собрание акционеров – высший орган;

- совет директоров – наблюдательный орган;

- правление (дирекция) либо директор – исполнительный орган.

Компетенция общего собрания акционеров по многим вопросам совпадает с компетенцией общего собрания участников ООО.

6 Ответственность учредителей (участников) по обязательствам организации.

Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью этого общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Закрытым акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Статус ЗАО по многим признакам идентичен статусу ОАО.

Однако по ряду признаков статус ЗАО имеет существенные отличия от статуса ОАО.

К данным признакам относятся:

1 Количество и статус учредителей (участников) ЗАО.Количество учредителей (участников) ЗАО должно быть не менее двух и не более пятидесяти лиц. По статусу акционерами ЗАО могут являться любые физические и юридические лица.

2 Права и обязанности учредителей (участников) ЗАО.Акционеры ЗАО имеюттакие же права и обязанности как и акционеры ОАО, за исключением права свободного распоряжения акциями. Данное право для акционеров ЗАО имеет ограничения.

Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. В этом случае акции приобретаются по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций соответствующей категории и типа, принадлежащему каждому из акционеров. В случае, если кто-либо из акционеров отказался от приобретения акций, в отношении которых такому акционеру принадлежало преимущественное право их приобретения, эти акции приобретаются остальными акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории и типа. Уставом ЗАО может быть предусмотрен иной порядок осуществления акционерами общества преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Свободное обращение акций ЗАО ограничено не только законодательством, но и правом его действительных акционеров на преимущественное приобретение акций данного общества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Государственная регистрация субъектов хозяйствования: понятие, основные задачи и значение процедуры государственной регистрации.

2 Основания для государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя.

3 Порядок регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя.

Тема 5

Тема 6

Виды договоров.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности субъекты хозяйствования могут заключать различные виды договоров.

Исходя из предмета хозяйственных договоров, их можно разделить на три группы:

– договоры, направленные на передачу имущества (договор купли-продажи; договор аренды; договор мены и т. д.);

– договоры, направленные на выполнение работ (договор подряда; договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и т. д.);

– договоры, направленные на оказание услуг (договор перевозки; договор транспортной экспедиции; договор поручения; договор комиссии и т. д.).

По моменту заключения договоры делятся на консенсуальные и реаль­ные.

Консенсуальныедоговоры - это договоры, которые считаются заклю­ченными с момента, когда стороны договорились по всем его существен­ным условиям и облекли их в требуемую в надлежащих случаях форму (п. 1 ст. 402 ГК РБ). Большинство договоров являются консенсуальными (договор купли-продажи, поставки, строительного подряда и т. д.).

Реальными называются договоры, для заключения которых недостаточно достижения соглашения, необходима и передача вещи (имущества). К та­ким договорам относятся договоры займа и др.

ГК РБ специально выделяет такие виды договоров, как публичный договор, договор присоединения и предварительный договор.

Публичным признается договор, в силу которого коммерческая органи­зация обязана продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги свойственные ее характеру деятельности, каждому, кто к ней обратиться (розничная торговля, услуги связи и т. п.).

Договором присоединения признается договор, условия которого опре­делены одной из сторон в формулярах и иных стандартных формах. При заключении такого договора вторая сторона вынуждена полностью принимать предложенные ей условия (договор энергоснабжения).

Что же касается предварительного договора, то содержанием его явля­ется обязательство сторон заключить в будущем договор (основной) на условиях, согласованных в предварительном договоре. Стороны согласо­вывают и срок, в который будет заключен предварительный договор, а ес­ли такой срок не согласован, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

Содержание и форма хозяйственного договора

Исполнению договора предшествует его заключение по установленным законодательством правилам.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Под формой хозяйственного договора следует понимать способ выражения воли участников хозяйственных правоотношений во вне, что делает ее доступной для восприятия третьих лиц. В соответствии со ст. 404 ГК РБ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законодательством для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Так, в соответствии со ст. 162 ГК РБ сделки юридиче­ских лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.

Нарушение простой письменной формы сделок может влечь разные последствия: 1) лишает стороны права в случае спора ссылаться в под­тверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лиша­ет их права приводить письменные и другие доказательства, не являю­щиеся свидетельскими показаниями, и 2) влечет недействительность сделки, если такое последствие прямо предусмотрено законодательными актами или соглашением сторон. Так, пункт 3 ст. 163 ГК РБ устанавливает, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законодательных актах, а также предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась. Несоблюдение нотариальной формы сделка считается ничтожной, т. е. она недействительна уже в момент ее заключения, независимо от того, признана ли она недействи­тельной судом либо такого признания через суд не было.

Государственная регистрация сделок должна осуществляться в случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательными актами. Так, в соот­ветствии со ст. 165 ГК РБ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в специально уполномоченных на то органах.

По общему правилу, договор в письменной форме составляется в виде одного документа на бумажном носителе, на котором фикси­руется ряд необходимых для совершения сделки сведений.

Права и обязанности сторон, определенные в условиях дого­вора, составляют егосодержание. Содержание договора, как правило, определя­ется волей сторон в соответствии с действующими норматив­ными правовыми актами. Эти нормативные правовые акты состоят из императивных (обязательных к исполнению норм) и диспозитивных (дающих возможность сторонам предусмат­ривать иное решение вопроса). Однако в некоторых случаях компетентными орга­нами устанавливаются формы договоров, обязательные для сторон. К их числу относятся типовые договоры (например, типовой договор безвозмездного пользо­вания имуществом относящимся к республиканской собственности).

Однако договор будет признан действительным только в том случае, если в нем будут отражены все существенные условия договоров данного вида. Существенными являются условия, которые законодательством признаются необходимыми и достаточными для заключения догово­ра.

Во-первых, существенными являются условия о предмете договора, личных договоров разные и предметы договора. Так, нельзя заключить договор аренды, если между арендодателем и арендатором не достигнуто соглашение о том, что будет сдано в аренду в соответствии с данным договором.

Во-вторых, к существенным относятся те пункты договора, которые признаны такими по законодательству для данного вида договора. Например, в качестве обязательных условий договора поставки являются точное наименование, количество, а в необходимых случаях ассортимент продукции, сроки, порядок поставки, качество, комплектность, цена и др.

В-третьих,существенными признаются пункты, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Тема 7

СБОРОВ (ПОШЛИН)

1. Понятие и виды плательщиков, порядок приобретения статуса плательщика.

2. Права плательщика и обязанности плательщика.

3. Ответственность плательщиков налогов, сборов (пошлин) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства.

4. Понятие и формы налогового контроля.

5. Порядок проведения налоговой проверки. Итоги налоговой проверки. Обжалование действий и решений налогового органа.

Тема 8

Тема 9

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Цена как экономическая и правовая категория.

2. Понятие и формы государственного регулирования цен и тарифов.

3. Субъекты ценообразования: понятие, права и обязанности субъектов ценообразования.

4. Ответственность за нарушение порядка установления и применения цен и тарифов.

Тема 10

Тема 11

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Субъекты, объекты и организация бухгалтерского учёта.

2. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчётности.

3. Понятие, виды и сопутствующие аудиту услуги.

4. Договор об оказании аудиторских услуг.

Правовое регулирование расчетных отношений между субъектами хозяйствования. Общие положения.

Указом Президента Республики Беларусь № 359 от 29 июня 2000 г. «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» установлен приоритет безналичных расчетов, в качестве принципа правового регулирования расчетных отношений между субъектами хозяйствования.

Безналичная форма расчетов позволяет значительно повысить эффективность контроля за соблюдением налогового, валютного и иного законодательства при проведении субъектами хозяйствования хозяйственных операций. В этой, связи достаточно отметить, что именно безналичная форма расчета, является основным фактором, способствующим выявлению такого способа сокрытия (занижения) налоговой базы как совершение между двумя и более субъектами хозяйствования мнимой сделки, по которой ни поставка, ни платеж не осуществляются. Такого рода сделки позволяют их участникам необоснованно увеличивать размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и занижать налогооблагаемую прибыль. Безналичная форма расчета позволяет выявить факт неосуществления платежа по таким сделкам путем сверки платежных документов, хранящихся у субъекта хозяйствования и в обслуживающем его банке. Наряду с изложенным следует отметить, что безналичная форма расчетов позволяет выявлять факты несоответствия размера выручки и расходов, отраженных в учетной документации, с их фактическим размером. Конечно, безналичная форма расчетов не позволяет в полном объеме устранить возможность недостоверного отражения финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования в его учетной документации, в том числе для целей хищений, сокрытия (занижения) налоговой базы, обмана кредиторов и участников коммерческой организации. Однако безналичная форма значительно усложняет реализацию многих из данных способов, с одной стороны, и упрощает их выявление – с другой.

Таким образом, расчеты между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допускаются только в безналичной форме, за исключением случаев, когда сумма платежа является незначительной или, когда безналичная форма расчетов приводит к значительному снижению эффективности хозяйственных операций.

Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» устанавливает перечень основании, при которых допускается применение наличной формы расчетов в отношениях между субъектами хозяйствования.

Базовым основанием применения наличной формы расчетов является минимальная сумма платежа. Минимальной признается сумма платежа, проведенного субъектом хозяйствования наличными денежными средствами, не превышающая 50 базовых величин в месяц. При этом количество сделок и платежей, проведенных по ним, значения не имеет. Однако для проведения платежей наличными денежными средствами в указанном размере субъект хозяйствования обязан получить разрешение руководителя банка, осуществляющего его расчетное обслуживание (в котором данным субъектом хозяйствования открыт текущий счет).

Наряду с данным базовым основанием, вышеназванный законодательный акт содержит основания, при наличии которых допускается осуществление расчетов наличными денежными средствами с превышением вышеуказанного лимита (50 базовых величин в месяц).

Данными основаниями являются:

- осуществление индивидуальными предпринимателями расчетно-кассовых операций по внесению наличных денежных средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг) в кассы банков для последующего их зачисления на текущие счета данных предпринимателей;

- осуществление субъектами хозяйствования расчетов с рынками за оказываемые ими услуги, за исключением услуг по передаче помещений в аренду;

- осуществление расчетов с магазинами-складами за приобретаемые у них товары;

- осуществление расчетов с ветеринарными и фитосанитарными службами;

- осуществление международными автомобильными перевозчиками грузов расчетов за топливо и некоторые услуги, перечень которых определяется СМ;

- осуществление субъектами платежей в бюджет за приобретенную ими у государства (административно-территориальных единиц) продукцию, в том числе за услуги по представлению аренды помещений, при условии, что данные платежи осуществляются посредством внесения данных денежных средств в кассы банков с последующим их зачислением на счета получателей;

- осуществление субъектами хозяйствования приема наличных денежных средств в кассы от других субъектов хозяйствования при реализации им продукции в рамках осуществления выставочной деятельности, за исключением услуг по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок.

Осуществление расчетов между субъектами хозяйствования наличными денежными средствами при отсутствии вышеназванных оснований, образует состав административного правонарушения и влечет административную ответственность. При этом субъект хозяйствования будет являться субъектом данного административного правонарушения, независимо от того был ли осуществлен платеж наличными денежными средствами непосредственно им или – в пользу него.

Сужение сферы применения наличной формы расчетов обуславливает наличие обязанности субъектов хозяйствования иметь расчетный (текущий) счет в банке. Данная обязанность предусмотрена указом Президента Республики Беларусь № 82 от 22 февраля 2000 г. «О некоторых мерах по упорядочению расчётов в Республике Беларусь». При этом согласно данному законодательному акту обязанность иметь расчетный (текущий) счет не распространяется на две категории индивидуальных предпринимателей:

- предпринимателей, ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог, не превышает сумму, эквивалентную 1000 базовых величин, на первое число месяца, в котором производилась реализация товаров (работ, услуг);

- предпринимателей, получивших выручку от осуществления видов деятельности, облагаемых в соответствии с законодательством единым налогом, не зависимо от ее размера. Перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 285 от 18 июня 2005 г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

Субъекты хозяйствования и обслуживающие их банки обязаны соблюдать очередность осуществления платежей с банковских счетов. Целью установления данной очередности является защита интересов наиболее нуждающихся в получении денежных средств, в частности работников субъекта хозяйствования, а также поставщиков импортируемых в Республику энергоносителей и т.п.

Данная очередность предусмотрена указом Президента Республики Беларусь № 359 от 29 июня 2000 г. «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь». Она устанавливает четыре очереди платежей, а также категорию платежей, осуществляемых вне очереди.

К категории внеочередных отнесены следующие платежи:

- платежи, направленные на погашение задолженности субъекта хозяйствования по выплате заработной платы, в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих;

- выплаты страховых взносов на вышеуказанные суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; выплаты выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению и др.

К первой очереди расходных операций по счету субъекта хозяйствования отнесены следующие виды платежей:

- платежи в бюджет, государственные целевые

Наши рекомендации