Кадастровая оценка лесных земель

Целью кадастровой оценки является определение кадастровой стоимости лесных земель для целей налогообложения.

Объектом кадастровой оценки в зависимости от уровня кадастровой оценки являются лесные земли оценочных зон, субъектов РФ, лесхозов, участков земель лесного фонда.

Кадастровая оценка лесных земель проводится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость результатов их оценки на территории Российской Федерации, а также с оценкой других категорий земель.[1]

Методика позволяет определить кадастровую стоимость земель лесного фонда на основе расчетного рентного дохода, получаемого в результате их хозяйственного использования.

Кадастровая стоимость лесных земель определяется в три этапа:

I этап — в пределах оценочных зон и территорий субъектов РФ;

II этап — в пределах территорий лесхозов;

III этап — в пределах участков лесных земель в границах лесхозов.

В методике не рассматриваются экологические функции лесных земель.

Кадастровая оценка начинается с оценочного зонирования лесных земель. Под оценочной зоной понимаются лесные земли нескольких субъектов РФ и (или) административных районов, сходных по составу древостоя и продуктивности спелых насаждений, определяемых природными факторами. Распределение территории по оценочным зонам осуществляется в соответствии с лесотаксовыми районами.[2] Границы оценочных зон совпадают с границами субъектов РФ или административных районов, входящих в субъект.

При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается лишь один вид лесопользования — заготовка древесины.

На момент проведения кадастровой оценки лесных земель определяются следующие показатели в расчете на 1 га лесных земель оценочной зоны и субъекта Российской Федерации:

  • базовая оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях;
  • базовые оценочные затраты;
  • цена производства древесины;
  • расчетный рентный доход;
  • кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость 1 га лесных земель в оценочной зоне определяется путем деления годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель на коэффициент капитализации, принимаемый равным 0,02.

В таблице 7.2 приведены результаты I этапа кадастровой оценки — показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации.

Таблица 7.2

Показатели кадастровой стоимости лесных земель
в пределах территорий субъектов Российской Федерации



Код региона Субъект РФ Базовая кадастровая стоимость лесных земель, руб./га
Республика Адыгея 7 490
Республика Алтай 2 000
Республика Бешкортостан 1 140
Республика Бурятия 1 110
Республика Дагестан 7 170
Республика Ингушетия 7 490
Кабардино-Балкарская Республика 7 490
Республика Калмыкия 1 650
Карачаево-Черкесская Республика 7 490
Республика Карелия 1 660
Республика Коми 1 120
Республика Марий Эл 2 480
Республика Мардовия 3 140
Республика Саха
Республика Северная Осетия 7 490
Республика Татарстан 2 410
Республика Тува 1 210
Удмуртская Республика 1 160
Республика Хакасия 1 570
Чеченская Республика 7 490
Чувашская Республика 3 080
Алтайский край 1 870
Краснодарский край 7 170
Красноярский край 1 270
Приморский край 3 260
Ставропольский край 5 740
Хабаровский край 1 000
Амурская область
Архангельская область 1 430
Астраханская область 1 650
Белгородская область 3 940
Брянская область 4 400
Владимирская область 2 560
Волгоградская область 2 310
Вологодская область 1 960
Воронежская область 3 270
Ивановская область 1 960
Иркутская область 1 150
Калининградская область 3 720
Калужская область 4 580
Камчатская область
Кемеровская область 1 560
Кировская область 1 700
Костромская область 1 940
Курганская бласть 1 200
Курская область 4 630
Ленинградская область 2 060
Липецкая область 4 730
Магаданская область
Московская область 4 310
Мурманская область 1 290
Нижегородская область 2 260
Новгородская область 2 200
Новосибирская область 1 440
Омская область
Оренбургская область 2 070
Орловская область 4 870
Пензенская область 3 140
Пермская область
Псковская область 2 730
Ростовская область 2 270
Рязанская область 3 790
Самарская область 3 090
Саратовская область 3 460
Сахалинская область 1 630
Свердловская область 1 150
Смоленская область 3 650
Тамбовская область 3 970
Тверская область 2 730
Томская область 1 120
Тульская область 4 840
Тюменская область
Ульяновская область 3 150
Челябинская область 1 360
Читинская область 1 010
Ярославская область 2 210
Еврейская АО 1 000
Агинский Бурятский автономный округ
Коми-Пермятский АО
Корякский АО
Ненецкий АО
Таймырский АО
Усть-Ордынский Бурятский АО 1 150
Ханты-Мансийский АО
Чукотский АО
Эвенкийский АО
Ямало-Ненецкий АО

Источник: Приказ Федеральной службы земельного кадастра России № 42 от 12 марта 2003 г. «О кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации».



Заключение

Земля выступает основой жизни и деятельности человеческого общества. Она является сложным и специфическим объектом оценки, что обусловлено особенностями земли, такими как неподвижность, уникальность, многофункциональность, ограниченность предложения, а также необходимостью учета при оценке многих других факторов. В России земля — один из наиболее сложных объектов оценки в составе недвижимости, также и из-за низкой степени развития земельного рынка и неразработанности земельного законодательства.

Теоретическим фундаментом процесса оценки служит система оценочных принципов, на которых основывается расчет стоимости земельного участка. Принципы оценки земельных участков формируют исходные взгляды субъектов рынка на величину стоимости земли. Использование тех или иных принципов оценки зависит от конкретной ситуации, складывающейся на момент оценки. Принципы оценки земельных участков тесно взаимосвязаны и в зависимости от используемого метода оценки могут играть основную или вспомогательную роль. Они представляют собой теоретическую основу оценки стоимости земельных участков, на которых базируются три фундаментальных подхода к оценке — доходный, сравнительный и затратный.

В стратегии рыночных преобразований, происходящих на всей территории России, институт оценки земли должен занять одно из важнейших мест. Обоснование научных принципов и практических методов оценки рыночной и кадастровой стоимости необходимо для эффективного развития отношений по использованию земли:

  • как основы жизни, деятельности и благосостояния народов России;
  • как важнейшего природного ресурса, необходимого для развития всех отраслей народного хозяйства;
  • как пространственного базиса под городскую застройку;
  • как кладовой месторождений;
  • как объекта налогообложения.

В данном электронном учебнике были рассмотрены различные подходы, используемые для решения проблем, с которыми приходится сталкиваться оценщикам, риэлторам и аналитикам рынка недвижимости при оценке стоимости земельных участков. Эти проблемы могут возникнуть при различных ситуациях, например, когда земля ожидает своего эффективного собственника, арендатор ищет определенный земельный участок, инвестор хочет создать необходимое ему сочетание земли и строений или когда покупатель подбирает землю, обладающую значительным потенциалом увеличения стоимости.

Наши рекомендации