Государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности
Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.
Субъекты государственного регулирования предпринимательской деятельности (органы законодательной, исполнительной и судебной власти) реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются: защита экономического правопорядка; распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности; контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении; создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения и т.п. Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных правовых формах и осуществляются различными методами и правовыми средствами (инструментами). Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов и средств обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.
В качестве правовых форм государственного регулирования предпринимательской деятельности традиционно рассматриваются нормативные правовые акты и акты ненормативного характера, т.е акты индивидуальной направленности, имеющие отношение к конкретному субъекту. Например, нормы права, касающиеся получения статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя посредством государственной регистрации, адресованы всем субъектам, реализующим свои экономические интересы, однако решение уполномоченного регистрирующего органа о государственной регистрации имеет непосредственное отношение лишь к конкретному субъекту, получившему указанный статус. К актам ненормативного характера можно отнести также решение о выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельного вида деятельности, разрешение на осуществление отдельных валютных операций, решение о согласии антимонопольного органа на создание (реорганизацию) ассоциаций (союзов) и других объединений, совершение отдельных сделок с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов, постановление о наложении административного взыскания на нарушителя и т.д.
Важнейшими являются следующие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Прогнозирование- представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.
Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей. Планы находят свое внешнее выражение в нормативных правовых актах.
Антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на две группы.
Административные - представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера.
В современном законодательстве действия государственных органов, государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствии с их компетенцией обращений (заявлений) субъектов предпринимательской деятельности, влекущих для них установление, изменение, приостановление, сохранение и прекращение (переход) прав и обязанностей, именуются административными процедурами. К их объектам относятся регистрация и учет субъектов предпринимательской деятельности, их имущества, товаров, работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов.
Экономические- представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его имущественные интересы.
Рассмотренные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.
При характеристике государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо упомянуть также о правовых средствах такого регулирования. В их числе выделяют:
- общие (норма права, правоотношение, основополагающие юридические конструкции - договор, юридическая ответственность, юридическое лицо и т.п.);
- специальные, предполагающие количественное ограничение предпринимательской деятельности: нормы, нормативы, например, нормативы безопасного функционирования банка, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ; размеры ставок, например, налогов, пошлин; коэффициенты, например, текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, применяемые в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации; резервы, например фонд обязательных резервов, размещаемый банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями в Национальном банке; квоты, например, на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; предельно допустимые параметры (суммы, лимиты), например, предельно допустимые индексы по изменению отпускных цен и тарифов, и иные количественные измерители.
Функции местных органов власти в регулировании хозяйственной деятельности установлены Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В соответствии с ним Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
- утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении;
- утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;
- утверждают региональные программы, концепции (Советы первичного уровня – планы мероприятий) по вопросам поддержки малого предпринимательства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда и по другим вопросам местного значения, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их исполнении;
- определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы;
- устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы;
- предоставляют или поручают исполнительным и распорядительным органам предоставлять в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
- определяют ставки платежей в случаях, установленных законодательными актами:
- содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;
- выполняют иные функции, установленные актами законодательства.