Потребительских кооперативов

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Министр сельского хозяйства

_______________А.В. Гордеев

«___» ______________ 2006 г.

Концепция развития

Сельскохозяйственных

Потребительских кооперативов

Москва — 2006

Содержание

РЕЗЮМЕ 4

1. Народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования и необходимость развития сельскохозяйственной потребительской кооперации 5

2. Цель, специфика, принципы и социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 8

3. Состояние и проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России 11

4. Основные направления государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной потребительской кооперации 16

4.1. Совершенствование законодательной базы кооперативного движения 16

4.2. Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации 17

4.3. Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 19

4.4. Подготовка кадров 24

5. Организационная структура сельскохозяйственной потребительской кооперации 24

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМИ ИНТЕРЕСЫ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 27

7. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов 29

7.1. Федеральный уровень 29

7.2. Региональный и муниципальный уровни 30

8. Социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 34

9. Мониторинг развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов 36

10. основные риски развития сельскохозяйственной потребительской кооперации 37

11. Основные мероприятия по реализации концепции развития

сельскохозяйственных потребительских кооперативов 39

Приложение 1. Показатели развития сельскохозяйственного производства по различным категориям хозяйств в целом по РФ и субъектам РФ 47

Приложение 2. Число потребительских сельскохозяйственных кооперативов Российской Федерации на 01.01. 2005 гг. 52

Приложение 3. Плановые целевые показатели реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» (по состоянию на 19 декабря 2005 года) 55

Приложение 4. Показатели предоставления услуг по ведению личных подсобных хозяйств различными организациями и физическими лицами (по итогам пробной сельскохозяйственной переписи в 8 районах Краснодарского края, Саратовской области, Пензенской области, красноярского края, 2004 год) 59

Приложение 5. Отечественный и зарубежный опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации 61

РЕЗЮМЕ

«Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее «Концепция») разработана в соответствии с сетевым графиком реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».

«Концепция» является рамочным документом, определяющим основные направления и механизмы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации; используется при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», разработке комплексных целевых федеральных и региональных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, совершенствовании федерального и регионального законодательства по стимулированию кооперативного движения и т.п.

«Концепция» содержит положения, характеризующие экономическую сущность, принципы деятельности и функциональную структуру сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных*); оценку уровня их развития в России (масштабы, основные препятствия и риски); рекомендации по формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственному регулированию и поддержке кооперативной деятельности (совершенствование правовой базы, финансово-кредитная поддержка, информационно-консультационное и методическое обеспечение, подготовка кадров, взаимодействие кооперативной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления); методические подходы к мониторингу развития кооперативов.

«Концепция» разработана творческим коллективом сотрудников Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова Россельхозакадемии, Института государства и права РАН, Московского университета потребительской кооперации, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), представителей ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

«Концепция» предназначена для представителей органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (и прежде всего органов управления АПК); ОАО «Россельхозбанк»; ОАО «Росагролизинг»; специалистов АККОР; членов крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, представителей других малых форм хозяйствования; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; преподавателей сельскохозяйственных вузов; научных сотрудников; специалистов информационно- консультационной службы АПК; представителей средств массовой информации.

Потребительской кооперации

Рис. 1. Модель информационно-консультационной службы развития кооперации

На втором (нижнем) уровне находятся региональные службы и региональные учебно-методические центры, непосредственно реализующие программу образовательного, информационного и консультативного содействия в развитии кооперативного движения региона. Региональные службы могут существенно отличаться друг от друга по масштабам, формам и те­матике своей работы. Эти отличия определяются уровнем развития кооперации, потребностями населения в кооперативных формах организации решения своих жизненных проблем, видами кооперативов, уровнем деятельности союзов кооперативов, спросом на определенные услуги со стороны кооперативов и населения, желающего создать кооперативы. Все звенья информационно-консультационной службы развития кооперации, включая пользователей, функ­ционально связаны друг с другом, что обеспечивает их единство в достижении ко­нечной цели. Желательным является создание опорных пунктов региональных служб в отдельных сельских административных районах.

Консультационная и организаторская работа должна быть направлена на:

- создание новых кооперативов там, где это необходимо;

- расширение числа членов в уже существующих кооперативах;

- оказание помощи членам кооперативов более активно участвовать в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов;

- оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе/

Роль региональной ИКС и регионального учебно-методического центра может выполняться различными организациями:

- государственными структурами;

- учебными и научными заведениями;

- специальными консалтинговыми службами, созданными на базе органов крестьянского самоуправления, в том числе на базе региональных и районных АККОР;

- самими кооперативами, в особенности, второго и последующего уровней.

Органы управления АПК субъекта Российской Федерации и региональная ассоциация АККОР должны решить вопрос о наиболее эффективной организационно-правовой форме ИКС (в настоящее время многие из них существуют в форме государственных унитарных предприятий или филиалов государственных учреждений) с учетом мероприятий, предусмотреных в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.» и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.. Можно рекомендовать создание ИКС и учебно-методических центров в форме единой консалтинговой коммерческой или некоммерческой организации (например, фонда), осуществляющей весь спектр услуг по консультированию как в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и в сфере распространения рыночной информации, юридических и экономических консультаций и т.п.

Возможным вариантом является создание ИКС на базе региональных и районных АККОР (в настоящее время имеется опыт Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея). Преимущества такой службы - в широкой клиентской базе, непосредственной связи с субъектами малыми формами хозяйствования, дополнительных источниках финансирования за счет членских взносов и платных услуг АККОР.

Одним из главных условий информационно-консультационного и учебно-методического обеспечения кооперативного движения является развитие научных исследований по проблемам развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России, а также проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по данной тематике.

Необходима разработка и реализация в ряде регионов Российской Федерации пилотных проектов по совершенствованию деятельности и государственной поддержке К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства и кооперации в сельской местности.

Подготовка кадров

Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно-консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.

В этих целях Минсельхозу России необходимо:

– разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для созданных федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;

– предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;

– расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти и преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центров.

Рис. 2. Модель системы сельскохозяйственной потребительской кооперации страны

В дальнейшем, по мере увеличения числа кооперативов, система может быть трехуровневой, минующей межрайонные кооперативы второго уровня.

Первичные кооперативы создаются и действуют на ограниченной территории. Их организационная структура может включать кооперативные участки. Кооперативные участки - это обособленные подразделения юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту. Формирование кооперативных участков происходит по мере расширения членской базы и видов оказываемых услуг.

Второй (третий) уровень формируется кооперативами на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (региональных и межрайонных кооперативов, союза и учебно-консультационного и информационного центра).

Кооператив кооперативов - это кооператив другого уровня, то есть формирование, созданное кооперативами на основе членства и добровольности для совместного осуществления деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством. Единственное отличие кооператива другого уровня от кооператива первого уровня заключается в том, что члены кооператива другого уровня - это не производители, а сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Кооператив кооперативов функционирует по тем же экономическим принципам, что и кооператив. Его члены-кооперативы принимают на себя обязательства по ведению деятельности. Финансовый результат деятельности кооперативов распределяется в виде кооперативных выплат членам-кооперативам. Эти кооперативные выплаты способствуют образованию финансового результата членов- кооперативов, который, в свою очередь, распределяется между членами - сельскохозяйственными производителями в виде кооперативных выплат.

Кооператив вступает в кооператив другого уровня для совместного осуществления деятельности, которая будет более выгодной.

Параллельно с хозяйственными объединениями кооперативов должна развиваться система их общественных представительских объединений (союзов, ассоциаций), которые берут на себя дополнительные функции по обслуживанию кооперативов и их членов.

Союз (Ассоциация) кооперативов - представительская организация, ставящая своей целью защиту общих интересов кооперативов и их союзов. Союз имеет следующие функции:

- представляет кооперативное движение перед исполнительной, законодательной и судебной властями, а также партнерскими организациями;

- предоставляет кооперативам информацию, помощь в обучении, консультационные услуги и осуществляет аудиторские проверки;

- способствует развитию кооперативной идеи и призывает членов придерживаться кооперативных принципов.

Союзы (ассоциации) кооперативов могут создаваться на региональном и национальном уровнях. Могут быть также специализированные (отраслевые) союзы.

Задачами Общероссийского (национального) союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов России могут быть:

- представление и защита интересов организаций сельскохозяйственной потребительской кооперации в федеральных органах государственной власти;

- участие в разработке государственных программ, направленных на развитие кооперативного движения в Российской Федерации, обеспечение финансовой, материально-технической и другой государственной поддержки организациям сельскохозяйственной потребительской кооперации Российской Федерации;

- определение экономической, социальной и научно-технической политики развития своих членов, содействие совершенствованию и развитию их деятельности;

- осуществление сотрудничества с соответствующими организациями на территории России и за рубежом на благо своих членов;

- представление интересов членов Союза в национальном и международном кооперативном движении, в том числе в Ассоциации кооперативных организаций России и Международном Кооперативном Альянсе;

- пропаганда идей кооперативного движения, обобщение и распространение опыта его деятельности;

- осуществление иных видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Союз кооперативов должен защищать и представлять интересы кооперативного движения, а не только своих членов. Союз кооперативов может создаваться:

- на национальном уровне;

- на региональном уровне;

- специализированные союзы кооперативов - например, ассоциация зерновых кооперативов по совместному использованию техники.

Региональные или специализированные союзы кооперативов, как правило, являются членами Федерального союза. Союзы кооперативов на всех уровнях формируются членами, являющимися сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, и, возможно, их союзами и ассоциациями.

Это не значит, что сначала следует создать региональные или специализированные союзы (ассоциации). Союз кооперативов может создаваться только тогда, когда имеется достаточное количество заинтересованных действующих кооперативов.

Как только количество кооперативов в определенном регионе (или в определенной отрасли) достигает достаточного уровня, эти кооперативы создают свою региональную (или специализированную) ассоциацию, которая, конечно, должна стать членом национального союза. Решение о создании региональной (или специализированной) ассоциации принимают ее члены, а не члены национальной ассоциации.

Стратегия развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусматривает поэтапное формирование многоуровневой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями.

Федеральный уровень

Для реализации мер по стимулированию кооперативного движения и регулирования деятельности кооперативов Минсельхоз России разрабатывает и реализует федеральные целевые и ведомственные программы, планы реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В ходе этой работы Министерство обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, выполнению соглашений с субъектами Российской Федерации о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для фи­нансирования программ на очередной финансовый год, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе их реализации.

Информация о деятельности Минсельхоза России по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов отражается в докладе Министерства о своей деятельности за текущий год.

В ходе выполнения Программ Министерство сельского хозяйства России как государственный заказчик-координатор, осуществляет взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, являющимися исполнителями и соисполнителями мероприятий в рамках отдельных разделов программ.

К реализации программы привлекаются органы самоуправления сельскохозяйственных товаропроизводителей (АККОР), на основе заключения ежегодных соглашений с Минсельхозом России, в том числе возмездных договоров на выполнение определенных работ.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие обслуживающие организации (фонды, информационно – консультационные центры) системы АККОР могут принимать реальное участие на разных стадиях подготовки и реализации программ и национальных проектов развития потребительских кооперативов, в том числе в подготовке методических материалов, в информировании субъектов малого предпринимательства о программах, проектах и формах господдержки, в создании конкретных кооперативов, в осуществлении общественного контроля за ходом реализации программ и проектов, а также в осуществлении мониторинга развития потребительской кооперации.

Особо важный вклад ассоциации могут внести в работу по созданию потребительских кооперативов. Непосредственно взаимодействуя с фермерами, они могут формировать инициативные группы, вместе с ними анализировать проблемы и потребности в производственно - хозяйственных услугах, определять направления деятельности создаваемых кооперативов, помогать кооперативам составлять бизнес – планы, а также готовить документы на получение льготных кредитов и т.п.

В целях формирования и проведения государственной политики в области развития сельскохозяйственной кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства, обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации программ в Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса создается межведомственный координационный совет по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации с включением в его состав руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации программ министерств, ведомств, общественных и других организаций.

Межведомственный совет осуществляет рассмотрение и разработку мероприятий по реализации Программ и совершенствованию законодательных и иных нормативных актов в области развития сельскохозяйственной кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства, подготавливает предложения для Правительства Российской Федерации, а также рекомендации для федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие эффективность выполнения программных мероприятий.

Потребительской кооперации

Риски развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Меры по снижению рисков
1. Ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья (особенно мясных и молочных продуктов) на внутренних рынках (включая областные, районные и локальные) из-за роста импортных поставок   § Сокращение импортных квот на поставки мясных продуктов § Усиление тарифной защиты агропродовольственных рынков § Повышение конкурентоспособности продукции индивидуально-семейного сектора § Совершенствование маркетинговой деятельности кооперативов
2. Рост конкуренции со стороны акционерных и других коммерческих предприятий агробизнеса § Повышение конкурентоспособности продукции индивидуально-семейного сектора § Совершенствование маркетинговой деятельности кооперативов § Усиление антимонопольного контроля в АПК § Увеличение закупок у кооперативов продукции для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе § Внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключающих налогообложение внутрикооперативного оборота и «двойное» налогообложение прибыли членов вертикальных сельскохозяйственных кооперативов
3. Сохраняется низкий уровень информированности сельского населения о кооперации, недостаточный уровень квалификации государственных и муниципальных служащих в области регулирования кооперативной деятельности, дефицит квалифицированных специалистов для работы в кооперативах. Затруднен доступ кооперативов к рыночной информации. § Усиление информационно-разъясни-тельной работы среди сельского населения § Формирование и развитие Единой системы информационного обеспечения АПК при Минсельхозе России § Повышение эффективности деятельности ИКС, Федерального и региональных учебно-методических центров сельскохозяйственной потребительской кооперации, системы квалификации кадров Минсельхоза России
4. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы испытывают недостаток средств для осуществления капитальных затрат и пополнения оборотных средств § Увеличение расходов федерального и региональных бюджетов на бюджетные кредиты и субсидии для кооперативов § Повышение доступа к заемным источникам путем субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, полученным на инвестиционные цели § Усиление государственной поддержки сельских кредитных кооперативов и других микрофинансовых организаций в сельской местности
5. Федеральные и региональные органы государственной власти в недостаточной степени учитывают интересы малых форм хозяйствования и вертикальных кооперативов при формировании и реализации агропродовольственной политики § Повышение эффективности деятельности АККОР, Общероссийского союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов, Союза сельских кредитных кооперативов и других общественных организаций сельскохозяйственных производителей


Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

Плановые целевые показатели реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Приложение 4.

Приложение 5

Потребительской кооперации

Таблица 1. Удельный вес кооперативов в агробизнесе

в экономически развитых странах, %

Страны Направления деятельности
маркетинг, материально-техническое снабжение (в среднем) сбыт
молоко мясо овощи и фрукты зерно
США - 11-45
Канада 20-54 7-25 15-40
Швеция 79-81
Нидерланды 70-96 - 40-50
Германия 55-60 - 50-60

Деятельность потребительских кооперативов способствует также, как показывает мировая практика, снижению трансакционных издержек и позволяет осуществлять контроль рынков определенных видов продовольствия или отдельных рыночных сегментов.

Следует особо отметить, что кооперативы как организации, контролируемые своими членами, имеют необходимые предпосылки для развития предпринимательства, что предполагает быстрое освоение передовых технологий, повышение качества товаров и услуг. Успех же предпринимательской деятельности во многом зависит от способности кооперативов привлекать квалифицированных менеджеров, универсализации предоставляемых услуг и т.д.

Основные формы потребительских кооперативов в сельском хозяйстве это: сбытовые, организующие коллективный сбыт фермерской продукции и ее переработку; снабженческие, обеспечивающие стабильные поставки производственных ресурсов по доступным ценам (включая селекционную деятельность, разведение высокопродуктивных животных); сервисные, предоставляющие различные производственные услуги, в том числе услуги по аудиту, ведению бухучета, научной, информационной и маркетинговой работы (например, в США). Однако в настоящее время такие кооперативы практически не встречаются в чистом виде (кроме Нидерландов, где кооперативы высокоспециализированы).

2.2. Организационно-правовые аспекты сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Правовую основу кооперации в развитых странах составляют общепризнанные международные документы и национальное законодательство. Существует строгая вертикаль организационной структуры: национальный отраслевой кооператив – региональный кооператив – местный кооператив (филиал) – фермер.

Организационно-правовой основой деятельности потребительских кооперативов различной направленности являются их уставы. Внутренние отношения (например, в США, Канаде, странах Скандинавии) регулируются контрактами. Предусмотрены санкции за нарушение обязательств по контракту (штрафы, исключение из числа членов). Ежегодные членские взносы составляют определенный процент от годовой чистой прибыли. В деятельности кооперативных обществ могут участвовать как индивидуальные члены, так и юридические лица.

Особенность кооперативного предпринимательства состоит в том, что кооперативы действуют преимущественно на местном уровне, а деятельность их сконцентрирована, как правило, в сфере малого бизнеса. Гарантировано равенство прав членов-пайщиков (один член – один голос). Эта норма содержится в национальных законодательствах Венгрии, Франции, Швейцарии и др. стран. В некоторых странах (Германия) членом кооператива может быть лицо, внесшее пай, но не пользующееся услугами.

Существует одно- или двухступенчатая система управления. Там, где в соответствии с законодательством и уставами кооперативных организаций учреждаются наблюдательные советы (причем в Германии и Австрии их избрание является обязательным), функционирует двухступенчатая система постоянно действующих органов управления в отличие от одноступенчатой, когда для практического ведения дел избирается только одно правление. В Великобритании, Франции, Финляндии, Голландии законодательство предоставляет кооперативным обществам право выбора системы управления. Примечательной особенностью является участие в правлениях кооперативов представителей наемных работников.

Уставами кооперативов предусмотрена недопустимость для фермера одновременного членства в двух кооперативах одной направленности, действующих в одной административно-территориальной единице.

Минимальные сроки членства связаны со сроками выполнения обязательств, взятых на себя фермером при вступлении в кооператив (во Франции он может составлять до 20 лет). Выход до истечения срока взятых на себя обязательств не допускается. Нарушение процедур влечет за собой потерю паевых взносов. В ряде случаев уставы предусматривают возмещение фермером ущерба, связанного с выбытием из кооператива.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Министр сельского хозяйства

_______________А.В. Гордеев

«___» ______________ 2006 г.

Концепция развития

Сельскохозяйственных

потребительских кооперативов

Москва — 2006

Содержание

РЕЗЮМЕ 4

1. Народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования и необходимость развития сельскохозяйственной потребительской кооперации 5

2. Цель, специфика, принципы и социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 8

3. Состояние и проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России 11

4. Основные направления государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной потребительской кооперации 16

4.1. Совершенствование законодательной базы кооперативного движения 16

4.2. Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации 17

4.3. Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 19

4.4. Подготовка кадров 24

5. Организационная структура сельскохозяйственной потребительской кооперации 24

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМИ ИНТЕРЕСЫ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 27

7. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов 29

7.1. Федеральный уровень 29

7.2. Региональный и муниципальный уровни 30

8. Социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 34

9. Мониторинг развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов 36

10. основные риски развития сельскохозяйственной потребительской кооперации 37

11. Основные мероприятия по реализации концепции развития

сельскохозяйственных потребительских кооперативов 39

Приложение 1. Показатели развития сельскохозяйственного производства по различным категориям хозяйств в целом по РФ и субъектам РФ 47

Приложение 2. Число потребительских сельскохозяйственных кооперативов Российской Федерации на 01.01. 2005 гг. 52

Приложение 3. Плановые целевые показатели реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» (по состоянию на 19 декабря 2005 года) 55

Приложение 4. Показатели предоставления услуг по ведению личных подсобных хозяйств различными организациями и физическими лицами (по итогам пробной сельскохозяйственной переписи в 8 районах Краснодарского края, Саратовской области, Пензенской области, красноярского края, 2004 год) 59

Приложение 5. Отечественный и зарубежный опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации 61

РЕЗЮМЕ

«Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее «Концепция») разработана в соответствии с сетевым графиком реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».

«Концепция» является рамочным документом, определяющим основные направления и механизмы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации; используется при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», разработке комплексных целевых федеральных и региональных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, совершенствовании федерального и регионального законодательства по стимулированию кооперативного движения и т.п.

«Концепция» содержит положения, характеризующие экономическую сущность, принципы деятельности и функциональную структуру сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных*); оценку уровня их развития в России (масштабы, основные препятствия и риски); рекомендации по формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственному регулированию и поддержке кооперативной деятельности (совершенствование правовой базы, финансово-кредитная поддержка, информационно-консультационное и методическое обеспечение, подготовка кадров, взаимодействие кооперативной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления); методические подходы к мониторингу развития кооперативов.

«Концепция» разработана творческим коллективом сотрудников Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова Россельхозакадемии, Института государства и права РАН, Московского университета потребительской кооперации, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), представителей ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

«Концепция» предназначена для представителей органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (и прежде всего органов управления АПК); ОАО «Россельхозбанк»; ОАО «Росагролизинг»; специалистов АККОР; членов крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, представителей других малых форм хозяйствования; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; преподавателей сельскохозяйственных вузов; научных сотрудников; специалистов информационно- консультационной службы АПК; представителей средств массовой информации.

Наши рекомендации