Становление Советской власти в Самарской губернии в конце 1917 – начале 1918 гг.
26 октября 1917 г. в Самаре была провозглашена власть Советов и образован ревком. Против распространения советской власти на территории губернии выступили почти все политические партии. Основная борьба продолжалась вести за влияние в крестьянской среде (губерния аграрная). Особенно ожесточенная борьба развернулась в декабре 1917 г. во время работы 4 Губернского крестьянского съезда. На этом съезде большевиками был выдвинут лозунг, что кто не за советскую власть, тот против революции. Против большевиков выступили даже представители совета крестьянских депутатов. Большинство голосов по результатам голосования было отдано эсэрам. В знак протеста представители двух оставшихся советов – рабочих и солдатских депутатов покинули съезд. На съезде так же была принята резолюция о созыве Учредительного собрания вместо советской власти и формировании центрального исполнительного органа из представителей всех социалистических партий. Была восстановлена должность губернского комиссара. Земля была объявлена народным достоянием с передачей ее во владение всем трудящимся безо всякого выкупа. Были сформированы различные революционные органы для распределения земли и управления на местах. Однако большевики и представители советов рабочих и солдатских депутатов заявили, что поскольку все новые органы в губернии и на местах сформированы без их участия, то являются незаконными и не должны признаваться за власть.
В течение ноября 1917 – февраля 1918 гг. во всех уездных центрах губернии было объявлено об установлении Советской власти. На местах таким образом функционировали органы советские органы власти – Советы и различные волостные земства и комитеты. Однако все не советские органы власти (земства и комитеты) активно противодействовали распределению земли и земельных угодий между крестьянами, пресекая самовольный захват и дележ земли. На этом фоне Советская власть, провозгласившая передачу земли в руки крестьян, обеспечила себе безоговорочную поддержку сельского населения. Все чаще в различных волостях, селах и уездах Самарской губернии крестьяне провозглашали доверие и поддержку органам Советской власти. Более того часть крестьянских съездов еще до созыва Учредительного собрания говорила о том, что его успешная работа возможна только при поддержке советской власти и всех ее первых декретов. В некоторых местах начался процесс объединения всех советов в единую структуру. Авторитет, завоеванный советской властью в крестьянской среде в конце 1917 – начале 1918 гг. был столь высок, что крестьяне, первоначально выступавшие за созыв Учредительного собрания, затем одобрили его роспуск большевиками.
В Самарской губернии ревком, для укрепления советской власти сосредоточил в своих руках всю деятельность по подготовке созыва и проведения 5 Губернского крестьянского съезда.. Одновременно с ним в январе 1918 г. должен был открыться губернский съезд рабочих и солдатских депутатов. Объединившись эти съезды признали роспуск Учредительного собрания вполне правильным, так как оно не признало советскую власть, ее завоевания, достижения и было по своему составу контрреволюционным. На 5 губернском крестьянском съезде было принято решение об объединении со съездом советов рабочих и солдатских депутатов. Заявил о необходимости создания единой советской структуры власти по всей губернии. На базе этих двух объединенных съездов был создан губисполком, который 14 января 1918 г. принял декрет о власти в губернии, объявив советы единственной властью.
В январе-марте 1918 гг. в губернии образовываются волостные и сельские советы, которые ликвидируют прежние земские органы.
Одновременно с установлением советской власти на территории губернии самарская организация большевиков организовывала сопротивление и подавление очагов белого движения, представленного в основном казачьими отрядами Оренбуржья. Был разработан план превентивного удара: один отряд направлялся к Уфе и Челябинску, где должен был заняться формированием красногвардейских частей Южного Урала. Второй отряд должен был осуществить наступление на Оренбург. Первым отрядом командовал Блюхер, вторым – Кобозев. В Николаевском уезде был сформирован отряд В.И. Чапаева. Все военные замыслы большевиков были реализованы и сопровождались военными успехами: Казаки были вытеснены из Оренбурга.
Однако все мероприятия новой власти по насильственному переустройству общества: реквизиции, контрибуции, разверстки не способствовали стабилизации и укреплению власти большевиков. В конце 1917 – начале 1918 гг. большевики провели национализацию банков, предприятий, органов печати, лишив, таким образом, оппозицию возможности финансирования и гласности. Уже в рассматриваемое время начались отдельные выступления против советской власти в Самаре: убийства красногвардейцев. В ответ проводились мобилизации, создавались отряды красногвардейцев, проводились конфискации золота и частных капиталов для борьбы за советскую власть.
В итоге при выборах в губисполком на Самарском губернском съезде советов в марте 1918 г. победили эсэры-максималисты, которые обвинили большевиков в узурпации власти и уничтожении народного представительства в советах. Максималисты выступили против хлебной монополии, чем завоевали поддержку крестьян. Самарские большевики в это время были заняты внутренними распрями: в партии наблюдались расхождения в оценке заключенного с Германией мира. Постепенно большевики были вытеснены из губернских структур. Вновь на территории губернии появились казачьи отряды. Большевики сохранили свои позиции только в городском совете, который возглавлял Масленников. Почувствовав, что инициатива и власть ускользают из рук большевиков, горсовет перешел к весьма решительным мерам. Был разгромлен клуб максималистов и разоружены их боевые отряды, были закрыты все оппозиционные издания. Горсовет сформировал Чрезвычайный революционный штаб во главе с Масленниковым. Самара была объявлена на военном положении, а все большевики призывались вступать в боевые дружины. В ответ на эти мероприятия анархисты и максималисты подняли в Самаре восстание, которое было подавлено дружинниками-коммунистами. После этого в Самаре был размещен военный штаб Урало-Оренбургского фронта. Однако ситуацию в деревне большевики очень плохо контролировали, так как их мероприятия шли в разрез с интересами крестьянства. Реализация «Декрета о земле» шла чрезвычайно неравномерно в различных волостях губернии. Крестьяне, недовольные разделом земель начинали сами их делить, создавать новые волости. Советские органы власти в первую очередь наделяли землей коммуны, товарищества, сельские общества и общественные организации.
Ситуация в Самарской губернии усугублялась тем, что на ее территории размещался центр сопротивления белому движению в Поволжско-Уральском регионе. Однозначная поддержка большевиками беднейших слоев крестьянства усиливала раскол в его среде. Весной 1918 г. учащаются вооруженные выступления крестьян-собственников против неугодных им сельсоветов. В результате в ряде уездов Самарской губернии было объявлено военное положение.
В мае 1918 г. советское правительство провозгласило введение в стране режима продовольственной диктатуры. Были подтверждены все государственные монополии, твердые цены, полностью запрещалась частная торговля, объявлялась борьба со спекулянтами. В деревню отправлялись вооруженные отряды рабочих для изъятия излишков хлеба. В помощь им в июне 1918 г. было решено создать волостные и сельские комитеты бедноты.
Оценивая первый этап деятельности советской власти на местах, наряду с общими закономерностями, для Самарской губернии можно выделить ряд особенностей. Объявив о переходе всей власти в губернии в руки советов, большевики не получили поддержки совета крестьянских депутатов, где верховодили эсеры, поддерживавшие Временное правительство. Затем, добившись поддержки крестьянских масс, особенно после разгона Учредительного собрания, большевики жесткими мерами стали подавлять ранее поддерживаемую ими крестьянскую вольницу. В Самарской губернии расслоение крестьян было достаточно велико, а большевики, вместо попытки сгладить это неравенство, ограничились поддержкой беднейших слоев крестьянства и коммун, тем самым, усиливая раскол в деревне. Для подавления крестьян-собственников непосредственно на селе и были созданы комбеды.