Самарская губерния под властью Комитета членов Учредительного собрания в 1918 г.
К лету 1918 года наш край становится одним из эпицентров гражданской войны. Губерния, занимавшая огромную территорию, граничащая с оренбургским и уральским казачеством, разнородная в национальном отношении, богатая хлебом и имевшая значительную прослойку зажиточных крестьян, идеально подходила по мнению организаторов сопротивления власти большевиков для развертывания военных операций против "красных столиц".
Здесь было сильно влияние социалистов-революционеров, отстраненных от власти большевиками и мечтавших взять реванш. После роспуска Учредительного собрания в Самаре находился ряд его членов, как местных, так и делегированных лидеров эсеровской партии. Они воспользовались мятежом Чехословацкого корпуса, чтобы объявить о свержении Советов и создании новой власти.
Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (КОМУЧ) был сформирован в Самаре еще до вооруженного выступления Чехословацкого корпуса против Советской власти. В него первоначально входили 5 бывших членов Учредительного собрания – И.М. Брушвит, П.Д.Климушкин, Б.К.Фортунатов – от Самарской губернии, В.К.Вольский – от Тверской, И.П.Нестеров – от Минской. КОМУЧ был коллегиальным органном и не имел формального руководителя, однако фактически его лидером являлся Владимир Казимирович Вольский.
Сломив сопротивление советских отрядов, ночью и утром 8 июня эсеровские дружины и чехословацкие войска заняли Самару. В 10 часов утра в городе Приказом № 1 была объявлена власть Комитета членов Учредительного собрания. В Самаре против Советской власти объединились представители белого движения, чехословаки и "демократическая" оппозиция. Цели у них были разные, а враг общий – большевики.
Первый день занятия Самары сопровождался погромами и кровавыми расправами над большевиками и защитниками города, которые устроили белогвардейцы и обыватели, пострадавшие от экспроприации советской власти.
Территория, на которую распространялась власть КОМУЧа существенно менялась и достигла наибольших размеров к августа 1918 г., включив в себя территории Самарской, Симбирской, Уфимской, Оренбургской, части Саратовской, Казанской и Пензенской губерний, а также Ижевско-Воткинский район.
Комучем была восстановлена система местных органов самоуправления: губернские, уездные и волостные земства, губернские и городские Думы и их исполнительные органы. Административное управление на местах осуществлялось Комитетом через институт окружных, губернских, уездных и других уполномоченных.
Президиум Комуча и сам Комуч являлись органами законодательной власти.
Правоохранительные органы Комитета были представлены штабом охраны, выполнявшим функции комендатуры и контрразведки, который трансформировался в августе 1918 г. в министерство охраны государственного порядка. Были восстановлены, существовавшие при Временном правительстве Окружные, Губернские и Уездные суды.
Кроме того, функционировала чешская контрразведка во главе с комендантом Самары Ребендой, которая наводила в городе жесткий порядок. Действовала отдельно и сеть военно-полевых судов.
Была создана "Народная армия" Комуча. Государственность Комуча получила и свое название – Российская Демократическая Федеративная Республика (РДФР).
Однако, попытка формирования демократической политической системы, социальная и экономическая политика Комуча в конечном итоге потерпели поражение.
Репрессии, наступление на социальные права пролетариата, "поезда смерти", неурегулированность земельных отношений, насильственная мобилизация в армию, противодействие монархистов, сложные отношения с предпринимателями и т.д. привели к осени 1918 г. к тому, что Комуч потерял опору во всех слоях населения.
Социально-экономическая политика Комуча неизбежно носила двойственный характер. Комитет стремился восстановить экономику края, но не желая пользоваться диктаторскими методами управления, не смог справиться с поставленными задачами – решить финансовый, продовольственный, рабочий, крестьянский вопросы.
Больших успехов достиг комитет в организации народного образования. Оно обязало освободить "все школьные и библиотечные помещения, занятые военными, правительственными и общественными организациями". Около половины всех средств, отпущенных земством, было истрачено на ремонт школ, покупку учебников и выплату жалования учителям. Было издано специальное постановление "об охране памятников революции, старины и культуры". А 10 августа 1918 г. в ответ на очередное ходатайство общественности Педагогический институт был преобразован в Самарский университет "со всеми правами и преимуществами Российским университетам присвоенными".
КОМУЧу так и не удалось создать крепкую и многочисленную армию. На 1 августа 1918 г. Народная армия включала в себя 8485 добровольцев и 21888 мобилизованных: (Социальный состав армии был следующим: 50% крестьян, 10% рабочие, 8% интеллигенция и 22% городские слои). Военные части из мобилизованных были столь ненадежны, что их часто предпочитали держать в тылу
Красная Армия, наоборот, крепла, делала твердые шаги к утверждению регулярной системы, строгой субординации и дисциплины. Росло ее численное и техническое преимущество, появились опытные и энергичные командиры, прошедшие шкоду русско-японской и первой мировой войны.
Победы июля-августа сменили поражения. 10 сентября была оставлена Казань, 12 сентября – Симбирск, 18 сентября – Хвалынск, в Саратовской губернии, 3 октября – Сызрань, 6 октября – Ставрополь.
7 октября вечером полки имени Степана Разина и Емельяна Пугачева Самарской дивизии (комдив С.П.Захаров) вошли в Самару. Через пять часов в город вошли и части Симбирской Железной дивизии (комдив Г.Д.Гай). Город был освобожден в результате совместного удара и удачного маневра 1-й и 4-й армий Восточоного фронта.
Были восстановлены органы Советской власти. Началась работа по восстановлению хозяйства. Благодаря героическому труду полутора тысяч рабочих в марте 1919 г. на две недели раньше намеченного срока был восстановлен взорванный белыми и чехословаками железнодорожный мост через Волгу у Сызрани и понтонный мост через реку Самару в губернском центре.
3 октября 1918 г. было принято решение о самоликвидации КОМУЧа, а 20 января 1919 г. его бывшие члены вступили в переговоры с представителями военно-революционного комитета Уфы и заявили о прекращении вооруженной борьбы и признании Советской власти. Демократическая альтернатива в вопросе о государственной власти в России, несмотря на ориентацию Комуча на последовательный демократизм в его решении, в условиях войны была невозможна.