Факторы динамики численности популяций
Насекомые приобретают статус вредителей сельскохозяйственных культур только в том случае, когда их численность превосходит допустимые нормы — ведь отдельное, даже самое прожорливое насекомое не в состоянии нанести сколько-нибудь существенный вред урожаю. Допустимым можно признать состояние, когда предполагаемый ущерб урожаю не превосходит затрат на его защиту, когда численность вредителя приближается к экономическому порогу вредоносности, но еще не достигла его. Поэтому планирование защитных мероприятий и соответствующие научные исследования направлены на сокращение числа особей в популяциях, на использование тех факторов, которые ограничивают их экспансию.
Между тем существуют разные мнения о роли факторов такого рода в регуляции численности популяций. Полагая, что ее уровень определяется факторами, не зависящими от плотности популяций, сторонники этого мнения ссылаются на редкость и краткость сроков сочетания благоприятных для их роста условий. При этом основными, лимитирующими численность факторами можно считать ограниченность ресурсов, их относительную недоступность при слабых миграционных и поисковых способностях, скоротечность периода, когда рождаемость преобладает над смертностью, и т. п.
Придерживаясь другой точки зрения, согласно которой предпочтение отдается факторам, зависящим от плотности популяции, исследователи противоположного толка сформулировали концепцию автоматического регулирования численности. Эта концепция в ее современном состоянии базируется на сочетании двух принципиально различных явлений: модификаций, или случайных колебаний численности, и регуляций, действующих по принципу отрицательной обратной связи и нивелирующих эти колебания. В соответствии с этим противопоставляются модифицирующие (не
Рис. 59. Факторы динамики численности популяции с позиций концепции автоматического регулирования (по Викторову, 1976) |
зависящие от плотности популяций) и регулирующие (зависящие от нее) экологические факторы, причем первые из них воздействуют либо непосредственно, либо через изменения других компонентов биоценозов. По существу, они представляют собой различные климатические факторы. Регулирующие факторы связываются с существованием и активностью других живых организмов (биотические факторы), поскольку лишь живые существа
способны реагировать на состояние своей собственной популяции и популяций других видов по принципу обратной связи (рис. 59).
Предел, определяемый ресурсами |
Рис. 60. Включение разных регулирующих механизмов на разных уровнях численности популяций (по Викторову, 1976) |
Воздействия модифицирующих факторов ведут лишь к преобразованиям (модификациям) колебаний численности, не устраняя их по существу, но регулирующие факторы, выравнивая случайные отклонения, стабилизируют (регулируют) численность на
определенном уровне. Правда, на разных уровнях численности включаются не одни и те же регуляторы; например, многоядные хищники, способные сокращать или усиливать свою активность при изменении популяций жертв, действуют на сравнительно низких уровнях (рис. 60). Специализированные энтомофаги, реагирующие изменением численности на состояние популяций жертв, оказывают регулирующее действие в более широком диапазоне. При еще более высокой численности создаются условия для распространения болезней и, наконец, для внутривидовой конкуренции, ведущей к исчерпыванию доступных ресурсов и развитию стрессов. Таким образом, в данной схеме учитывается многозвенная буферная система регуляции посредством биотических факторов среды, сила влияния которых определяется плотностью популяций.
Не отрицая значения плотности популяции как важной характеристики ее состояния, следует признать, что изменения иных ее свойств не менее существенны. С состоянием и динамикой популяций связывают и такие параметры, как генофонд и распределение по стациям, структура скрещиваний и многое другое. Иными словами, объективное описание популяции невозможно, если влияния экологических факторов учитывают только посредством измерения ее плотности и любого другого отдельного проявления. Вместе с тем любые концепции нередко оказываются недостаточными: реальность и сложнее, и проще любых спекуляций.
Рис. 61. Факторы, определяющие динамику численности популяций у насекомых |
Представление об учтенных нами факторах динамики численности популяций насекомых и взаимодействиях между ними дает схема, представленная на рисунке 61, отличающаяся несколько большей полнотой. Выделение в этой схеме областей, соответствующих сопротивлению среды (К) и присущей популяции способности к росту (г), выражает взаимодействие факторов, а противопоставление рождаемости и смертности (соответственно иммиграции и эмиграции) — возможность регуляции через посредство специфических (рождаемость) или неспецифических (смертность) средств. Введение в схему нового компонента — структуры популяции соответствует многообразию связей и процессов в меняющих численность популяциях. Именно экологическая структура популяций, опосредуя все воздействия, определяет их пространственно-временную определенность и устойчивость.
Глава 3