Определение ресурсообеспеченностиприродными условиями
Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.
Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья.
Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны БлижнегоВостока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) — нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш — поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова.
Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта.
Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира — развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран — развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов.
Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные — в 140 трлн долл.
В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% — на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.
Что такое скрытый голод
«Скрытый голод», т.е. дефицит витаминов и микроэлементов. Появился термин «пустая» еда. Магазины заполнены продуктами в красивых упаковках, а как глянешь на состав одни Е-шки.
Все дело в современном производстве продуктов с использованием промышленной обработки. Шлифование круп, рафинирование масла, сахара и, в последние время, производство синтетических основ, имитирующих вкусом, цветом и запахом натуральные продукты, а также «чудеса» генной инженерии, все это наша с вами еда на сегодняшний день.
Ученые и агрохимики говорят: содержание биологически активных веществ в продуктах резко сократилось. А значит, к тому, чтобы увеличивать порции, нас подталкивает скудный состав современной еды. Раньше ели меньше и оставались сытыми, сегодня количество потребляемой человеком еды резко увеличилось.
В последние десятилетия обеднели почвы, земли варварски эксплуатируются и засыпаются удобрениями, экологи год от года бьют тревогу. Злаковые, овощные, фруктовые и кормовые культуры страдают заболеванием обмена веществ растений – гипомикроэлементозами. Все это и многое другое способствует оскудению не только растительной, но животной пищи.
Диетологи «скрытым голодом», называют ситуацию, когда сытый вроде человек не дополучает полноценную пищу (В настоящее время очевидно, что полноценное питание определяется не только энергетической ценностью пищи, сбалансированностью рациона по белкам, жирам, углеводам, но и обеспеченностью микроэлементами).
Признаки «скрытого голода»:
Вы простужаетесь несколько раз в год
Вы чувствуете усталость, раздражительность
У Вас ухудшилась память и внимание
Вас мучают головные боли, головокружения
Кожа потеряла упругость, беспокоит выпадения волос
Если Вы сказали «ДА» в 2-х и более случаев – это «СКРЫТЫЙ ГОЛОД»
ОЦЕНИТЕ СВОЙ РАЦИОН – употребляете ли Вы:
Фастфуд, колбасу, чипсы ЕЖЕДНЕВНО?
Алкогольные напитки чаще, чем 3 раза в неделю?
Хлеб и сладости чаще 1 раза в день?
Мясо жирных сортов ежедневно?
Каши, салаты, фрукты РЕЖЕ 4-Х РАЗ В НЕДЕЛЮ?
2 и более ответов «ДА»? Вам пора менять рацион!
Зеленая революция
Зелёная революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х — 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции.Включала в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники.
Начало Зелёной революции было положено в Мексике в 1943 году сельскохозяйственной программой мексиканского правительства и Фонда Рокфеллера.
Эта революция не коснулась стран, не обладающих достаточным объемом необходимых ресурсов.
ЗНАЧЕНИЕ:Зелёная революция позволила не только прокормить увеличивающееся население Земли, но и улучшить его качество жизни.
ПОСЛЕДСТВИЯ:из-за широкого распространения минеральных удобрений и пестицидов возникли проблемы экологического характера. Интенсификация земледелия нарушила водный режим почв, что вызвало масштабное засоление и опустынивание.
Зелёная революция способствовала глобализации и захвату рынков семян, удобрений, пестицидов и сельхозтехники развивающихся стран американскими компаниями.
Республики
Сегодня большинство стран мира являются республиками
Респу́блика (лат. respublica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
Республике присущи следующие признаки.
-Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
-Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
-Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
-В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
-Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик.
Известны республики следующих видов.
Парламентская республика
Президентская республика
Смешанная республика
Советская республика
Исламская республика
Народная республика
Феодальная республика
Федеративная республика
Рабовладельческая республика
Вече
К парламентским республикам можно отнести Грецию, Италию, Австрию, Германию, Индию и ряд других государств.
Типичный пример президентской республики - США. Аргентина, Бразилия, Мексика
Федеративная республика - Российская федерация, ФРГ
Федерации
Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
СОВРЕМЕННЫЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА:
В Европе:
Австрийская Республика
Российская Федерация
Федеративная Республика Германия
Швейцарская Конфедерация
Королевство Бельгия
Федерация Боснии и Герцеговины
В Азии:
Исламская Республика Пакистан
Малайзия
Объединённые Арабские Эмираты
Республика Индия
Республика Ирак
Российская Федерация
Федеративная Демократическая Республика Непал
В Африке:
Союз Коморы
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Федеративная Республика Нигерия
Судан
В Америке
Аргентинская Республика
Боливарианская Республика Венесуэла
Канада
Мексиканские Соединённые Штаты
Соединённые Штаты Америки
Федеративная Республика Бразилия
Федерация Сент-Кристофер и Невис
В Австралии и Океании:
Австралийский Союз
Федеративные Штаты Микронезии
Палау
В федеративном государстве, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации).
Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.
Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
-Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
-В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
-В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
-В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
-Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
-Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
-Симметричные
-Aсимметричные
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
По особенностям формирования федерации выделяют:
-территориальные
-национальные
-смешанные
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
договорные
конституционные
Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).
По степени централизации:
централизованные (Аргентина, Индия)
децентрализованные (Швейцария, США)