Виды работ со словом по выработке орфографической зоркости.

Использование игровых ситуаций на уроках русского языка.

Внеклассная работа «Занимательная грамматика»

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается работе со словом, в процессе которой дети усваивают слова.

На современной этапе развития нашего общества, положение о том, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно говорить, не требует аргументации. Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными навыками говорения. Будучи тесно связанным с мышлением, язык отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки ( точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи) воспринимаются, как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяет общественную и профессиональную активность человека. Изменилось место нашей страны в мировом обществе. Россия - независимое суверенное государство. Это повлекло за собой ряд общественных изменений в том числе, совершенствование и формирование социально – активной личности, повышение орфографической компетентности, обеспечение грамотности учащихся путем применения современных подходов к развитию орфографического навыка, развитие языковой интуиции, обогащение словарного запаса детей, развитие устной и письменной речи. Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, отмечается ускорение научно – технического прогресса, а с другой – кризис грамотности нашего общества.

Почему данная тема стала актуальной?

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. А нежелание заниматься русским языком, порождает неграмотность. Как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма? Пробудить интерес к изучению русского языка у детей можно, если выяснить какие трудности встречает ученик, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Главная цель каждого урока – это учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости - зрительному вниманию. Ведь слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну - орфографическую. Поэтому одним из важных этапов урока русского языка в начальных классах является словарно - орфографическая работа, работа со словом.

Любая работа со словом на уроках русского языка способствует:

- повышению орфографической грамотности учащихся.

- повышает интерес к русскому языку.

- развивает зоркое внимание к слову.

- развивает речь учащихся.

- повышает словарный запас ребенка.

Основная цель работы:

- обеспечить повышения грамотности учащихся путем применения современных подходов к развитию орфографического навыка, обогащения словарного запаса ребенка, развития устной и письменной речи.

Задачи:

- обеспечение условий для формирования орфографической зоркости младших

школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями и

возможностями.

- формирование у детей познавательной активности, осознанной потребности

в изучении русского языка.

-использование на уроках новых технологий.

-совершенствование навыков самоконтроля.

Ведущая педагогическая идея: работать с детьми без принуждения, основываясь на сотрудничестве учителя и ученика, создание ситуации успеха (улыбкой, добрым взглядом, поощрением, педагогической поддержкой, верой в способность ребенка), обеспечивающей взаимное удовлетворение от результатов деятельности.

Диапазон работы. Данный материал можно применять на уроках русского языка, на уроках литературного чтения, при проведении внеклассных занятий по русскому языку, как дополнительный материал для индивидуальной работы с учащимися.

Содержание курса. Материал адресован учителям 2 класса. Работа с данным материалом поможет установить, насколько учебный материал глубоко и прочно усвоен учениками, как они пользуются приобретенными знаниями. Пособие ориентировано на методическую систему учебника, поэтому содержание упражнений соответствует программе и материалу, изложенному в нем.

Основное назначение упражнений пособия - помочь учителю в поиске дополнительного материала к уроку русского языка. Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуально-групповой работы с учащимися в классе, могут предлагаться ученикам в качестве домашних заданий. Пособие адресовано не только учителю и ученикам, но и родителям, заинтересованным в том, чтобы ребенок под их руководством мог отработать те или иные учебно-языковые и прописные умения, восполнить пробелы в своих знаниях, закрепить изучаемое, повторить изученное. Теоретической базой работы явились работы Н.М. Бетеньковой «Орфография, грамматика», исследования по методике преподавания русского языка В.В. Бабайцевой, Т.Г. Рамзаевой. М.С. Статкиной, И.Я. Лернер «Теория методов обучения», С.Н. Костроминой « Как преодолеть трудности?»

Степень новизны. Новизна работы заключается в том, что работая со словом, учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, решают грамматико-орфографические задачи, играя в игры, запоминают правописание слов, орфограммы, учатся работать в группах, в парах, индивидуально. А игра, как известно, активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, изучаемый материал становится для ребенка более доступным, работоспособность детей повышается, в результате чего у ребенка появляется интерес к русскому языку. Данное пособие позволяет учителю проводить работу со словом разнообразно. Пособие разработано таким образом, что учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиям государственного образовательного стандарта среднего общего образования, формируется познавательная и коммуникативная деятельность учащихся, ребенок готовится к самостоятельному добыванию знаний.

Ожидаемые результаты:

- Высокая познавательная активность учащихся при проведении словарно –

лексической и орфографической работы при изучении русского языка.

-повышается качество образовательного процесса.

- формируются компоненты речевой деятельности: звукопроизношение,

звукоразличение, грамматический строй языка, вырабатывается языковое,

чутье, тренируется артикуляционный аппарат, повышается грамотность

письма.

«Анаграмма»

Слова – невидимки

В Ш------ сели моряки

---Ш – к чаю береги

---Ш у берега реки

Забралась – Ш – в куль муки

Опасен --- Ш -- для цыплят,

Наши рекомендации