Международные Правила Предупреждения
Международные Правила Предупреждения
Столкновения Судов
(МППСС-72)
Часть A - Общие положения ......................................................................................................... 4
Правило 1 - Применение .................................................................................................. 4
Правило 2 - Ответственность ......................................................................................... 4
Правило 3 - Общие определения .................................................................................... 4
Часть B - Правила плавания и маневрирования ..................................................................... 5
I. Раздел 1 - Плавание судов при любых условиях видимости ................................. 5
Правило 4 - Применение ............................................................................... 5
Правило 5 - Наблюдение ............................................................................... 5
Правило 6 - Безопасная скорость ................................................................ 6
Правило 7 - Опасность столкновения ........................................................ 6
Правило 8 - Действия для предупреждения столкновения .................... 7
Правило 9 - Плавание в узкостях ................................................................ 7
Правило 10 - Плавание по системам разделения движения .................. 8
II. Раздел 2 - Плавание судов, находящихся на виду друг у друга ........................... 9
Правило 11 - Применение ............................................................................. 9
Правило 12 - Парусные суда ......................................................................... 9
Правило 13 - Обгон ......................................................................................... 9
Правило 14 - Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга 10
Правило 15 - Ситуация пересечения курсов ........................................... 10
Правило 16 - Действие судна, уступающего дорогу ............................... 10
Правило 17 - Действия судна, которому уступают дорогу ................... 10
Правило 18 - Взаимные обязанности судов ............................................. 10
III. Раздел 3 - Плавание судов при ограниченной видимости ................................. 11
Правило 19 - Плавание судов при ограниченной видимости .............. 11
Часть C - Огни и знаки ................................................................................................................. 12
Правило 20 - Применение .............................................................................................. 12
Правило 21 - Определения ............................................................................................. 12
Правило 22 - Видимость огней ..................................................................................... 13
Правило 23 - Суда с механическим двигателем на ходу .......................................... 13
Правило 24 - Суда, занятые буксировкой и толканием .......................................... 14
Правило 25 - Парусные суда на ходу и суда на веслах ............................................. 17
Правило 26 - Рыболовные суда .................................................................................... 19
Правило 27 - Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать ................................................................................................................ 20
Правило 28 - Суда, стеснённые своей осадкой .......................................................... 22
Правило 29 - Лоцманские суда ..................................................................................... 22
Правило 30 - Суда на якоре и суда на мели ............................................................... 23
Правило 31 - Гидросамолеты ........................................................................................ 24
Часть D - Звуковые и световые сигналы ................................................................................. 24
Правило 32 - Определения ............................................................................................. 24
Правило 33 - Оборудование для подачи звуковых сигналов ................................. 24
Правило 34 - Сигналы маневроуказания и предупреждения ................................. 25
Правило 35 - Звуковые сигналы при ограниченной видимости ............................ 25
Правило 36 - Сигналы для привлечения внимания ................................................ 26
Правило 37 - Сигналы бедствия .................................................................................. 26
Часть E - Изъятия ......................................................................................................................... 27
Правило 38 - Изъятия ..................................................................................................... 27
Приложение 1 Расположение и технические характеристики огней и знаков................... 27
Приложение 2 Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга.................................................................................................................................................. 32
Приложение 3 Технические характеристики звукосигнальных устройств........................ 33
Приложение 4 Сигналы бедствия............................................................................................... 34
Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72............................... 36
ЧАСТЬ A Общие положения
Правило 1. ПРИМЕНЕНИЕ
- Настоящие Правила распространяются на все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда.
- Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к действию особых правил, установленных соответствующими властями относительно плавания на акваториях рейдов, портов, на реках, озерах или по внутренним водным путям, соединенным с открытым морем, по которым могут плавать морские суда. Такие особые правила должны быть настолько близки к настоящим Правилам, насколько это возможно.
- Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к действию любых особых правил, устанавливаемых Правительством любой страны относительно дополнительных стационарных или сигнальных огней, знаков или звуковых сигналов для военных кораблей и судов, идущих в конвое, а также относительно дополнительных стационарных или сигнальных огней, либо знаков для рыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии. Эти дополнительные или стационарные или сигнальные огни, знаки или звуковые сигналы должны быть, насколько это возможно, такими, чтобы их нельзя было по ошибке принять за один из огней, знаков или сигналов, установленных настоящими Правилами.
- Применительно к целям настоящих Правил Организацией могут быть приняты системы разделения движения.
- В каждом случае, когда заинтересованное Правительство решит, что судно по своей специальной конструкции или назначению не может без препятствия своим специальным функциям выполнять полностью положения любого из этих Правил в отношении числа, положения, дальности или сектора видимости огней или знаков, а также расположения и характеристик звукосигнальных устройств, то подобное судно должно выполнять такие другие требования в отношении числа, положения, дальности или сектора видимости огней или знаков, а также расположения и характеристик звукосигнальных устройств, которые по решению его Правительства явятся наиболее близкими к настоящим Правилам применительно к данному судну.
Правило 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за его последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.
- При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и опасность столкновения и на все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избежания непосредственной опасности.
ПРАВИЛО 3. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих Правилах, когда по контексту не требуется иного толкования:
- Слово "судно" означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолeты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
- Термин "судно с механическим двигателем" означает любое судно, приводимое в движение механической установкой.
- Термин "парусное судно" означает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, если она не используется.
- Термин "судно, занятое ловом рыбы" означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относятся к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.
- Слово "гидросамолет" означает любой летательный аппарат, способный маневрировать на воде.
- Термин "судно, лишенное возможности управляться" означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
- Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" охватывает (но не исчерпывает) следующие суда: - судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;
- судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами;
- судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;
- судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;
- судно, занятое работами по устранению минной опасности;
- судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.
- Термин "судно, стеснённое своей осадкой" означает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющими ся глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует.
- Термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели.
- Слова "длина" и "ширина" судна означают его наибольшую длину и ширину.
- Суда должны считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого.
- Термин "ограниченная видимость" означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.
ЧАСТЬ B
Правила плавания и маневрирования
Правило 4. ПРИМЕНЕНИЕ
Правила этого раздела применяются при любых условиях видимости.
Правило 5. НАБЛЮДЕНИЕ
Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
Правило 11. ПРИМЕНЕНИЕ
Правила этого Раздела применяются к судам, находящимся на виду друг у друга.
Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА
- Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом:
- когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;
- когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
- если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.
- По этому Правилу наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус.
Правило 13. ОБГОН
- Независимо от предписаний, содержащихся в Правилах Разделов 1 и 2 Части В каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна.
- Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22.5 градусов позади траверза последнего, т.е. когда обгоняющее судно находится в таком положении по отношению к обгоняемому, что ночью обгоняющее судно может видеть только кормовой огонь обгоняемого судна и не может видеть ни один из его бортовых огней.
- Если имеется сомнение в отношении того, является ли судно обгоняющим, то следует считать, что это именно так, и действовать соответствен но.
- Никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не может дать повода считать обгоняющее судно, по смыслу настоящих Правил, судном, идущим на пересечение курса, или освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.
Правило 20. ПРИМЕНЕНИЕ
a. Правила этой Части должны соблюдаться при любой погоде.
- Правила относящиеся к огням, должны соблюдаться от восхода до захода солнца, и в течении этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.
- Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.
- Правила,относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.
- Огни и знаки,предписанные этими Правилами,должны соответствовать требованиям Приложения 1 к настоящим Правилам.
Правило 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
a. "Топовый огонь" представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.
- "Бортовые огни" представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
- "Кормовой огонь" представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.
- "Буксировочный огонь" представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и "кормовой", описанный в пункте c) этого Правила.
- "Круговой огонь" представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.
f. "Проблесковый огонь" представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.
Правило 22. ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ
Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в п.8 Приложения 1 к этим Правилам, с тем чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:
- На судах длиной 50 м или более:
топовый огонь - 6 миль;
бортовой огонь - 3 мили;
кормовой огонь - 3 мили;
буксировочный огонь - 3 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили; - На судах длиной 12 м и более, но менее 50;
топовый огонь - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили;
бортовой огонь - 2 мили;
кормовой огонь - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили; - На судах длиной менее 15 м:
топовый огонь - 2 мили;
бортовой огонь - 1 мили;
кормовой огонь - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили; - На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах:
белый круговой огонь - 2 мили;
Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА
- Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.
- Судно, занятое тралением, т.е.протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
- два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
- огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
- если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.
- Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:
- два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;
- если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
- если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.
- Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.
- Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.
Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА
- Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:
- на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным;
- если оно на ходу, то дополнительно - бортовые огни и кормовой огонь;
- если оно стоит на якоре, то в дополнении к огням, предписанным подпунктом (i), - огонь или знак, предписанный Правилом 30 для судна на якоре.
- Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.
Правило 31. ГИДРОСАМОЛЕТЫ
Если гидросамолет практически не может выставлять огни или знаки, которые по своим характеристикам или расположению отвечали бы требованиям Правил этой Части, он должен выставлять огни и знаки, которые по своим характеристикам и расположению были бы настолько близки к требованиям Правил, насколько это возможно.
ЧАСТЬ D
Звуковые и световые сигналы
Правило 32. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Слово "свисток" означает любое звукосигнальное устройство, могущее по давать предписанные звуки и соответствующее техническим требованиям, перечисленным в Приложении 3 к настоящим Правилам.
- Термин "короткий звук" означает звук продолжительностью около 1 с.
- Термин "продолжительный звук" означает звук продолжительностью от 4 до 6 с.
Правило 38. ИЗЪЯТИЯ
Любое судно (или тип судов), киль которого заложен или которое находится на соответствующей стадии постройки до вступления настоящих Правил в силу, при условии, что оно соответствует требованиям Международных правил для предупреждения столкновений судов в море, 1960 г., может быть освобождено от выполнения настоящих правил в отношении:
- установки огней с дальностью видимости, предписанной Правилом 22, на срок до четырех лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
- установки огней с цветовыми характеристиками, предписанными пунктом 7 Приложения I к настоящим Правилам, - на срок до четырех лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
- перестановки огней в связи с переходом от стандартной английской системы единиц к метрической и округлением измеряемых величин на все время;
- перестановки топовых огней на судах длиной менее 150 метров в соответствии с предписаниями пункта 3 (a) Приложения I к настоящим Правилам - на все время;
- перестановки топовых огней на судах длиной 150 метров или более в соответствии с предписаниями пункта 3 a) Приложения I к настоящим Правилам - на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
- перестановки топовых огней в соответствии с предписаниями пункта 2 (b) Приложения I к настоящим Правилам - на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
- перестановки бортовых огней в соответствии с предписаниями пунктов 2 (g) и 3(b) Приложения I настоящих Правил-на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
- требований к звукосигнальным устройствам, предписанных Приложением III к настоящим Правилам - на срок до 9 лет после даты вступления настоящих Правил в силу;
- перестановки круговых огней в соответствии с предписаниями пункта 9(b) Приложения I к настоящим Правилам - на все время.
Приложение 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Термин "высота над корпусом" означает высоту над самой верхней непрерывной палубой. Эта высота должна измеряться от точки, расположенной на вертикали под местом установки огня.
ЩИТЫ ДЛЯ БОРТОВЫХ ОГНЕЙ
Бортовые огни на судах длиной 20 м или более должны быть оборудованы со стороны, обращенной к диаметральной плоскости судна, щитами, окрашенными в черный матовый цвет, и должны удовлетворять требованиям п.9 настоящего Приложения.
На судах длиной менее 20 м бортовые огни должны быть оборудованы со стороны, обращенной к диаметральной плоскости судна, щитами, окрашенными в черный матовый цвет, когда это необходимо для удовлетворения требований п.9 настоящего Приложения. Если используется комбинированный фонарь с одной вертикальной нитью накала и очень узкой перегородкой между зеленой и красной секциями фонаря, установка наружных щитов не требуется.
ЗНАКИ
- Знаки должны быть черного цвета и следующих размеров:
- шар должен иметь диаметр не менее 0.6 м;
- конус должен иметь диаметр не менее 0.6 м и высоту, равную его двойному диаметру;
- цилиндр должен иметь диаметр не менее 0.6 м и высоту, равную его двойному диаметру;
- ромб должен состоять из двух конусов с общим основанием. Размеры конуса должны соответствовать требованиям подпункта(ii).
- Вертикальное расстояние между знаками должно быть по меньшей мере 1.5 м.
- На судне длиной менее 20 м могут использоваться знаки меньших размеров применительно к размерениям судна, и расстояние между знаками может быть соответственно уменьшено.
СИЛА СВЕТА ОГНЕЙ
- Минимальная сила света огней должна рассчитываться по формуле:
I=3.43*10^6*T*D^2*K^(-D)
где I - сила света в эксплуатационных условиях в канделах;
Т - световой порог 2*10^(-7) люкса;
D - дальность видимости огня (дальность освещения) в морских милях;
К - коэффициент пропускания атмосферы.
Значение коэффициента К для предписанных огней должно быть 0,8, что соответствует метеорологической видимости, равной приблизительно 13 морским милям.
- Некоторые значения силы света, вычисленные по указанной формуле, представлены в следующей таблице.
Дальность видимости огня (дальность освещения) в морских милях | Сила света огня в канделах при К=0.8 |
1 2 3 4 5 6 | 0.9 4.3 12 27 52 94 |
c. Примечание: Максимальную силу света огней следует ограничивать во избежание чрезмерного ослепляющего действия. Это не должно достигаться применением устройств для регулирования силы света.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СЕКТОРЫ
- Установленные на судне бортовые огни должны обеспечивать в направлении по носу минимальную требуемую силу света. Эта сила должна уменьшаться так, чтобы в пределах от 1 до 3 градусов за границами установленных секторов свет практически исчезал.
- Минимальная требуемая сила света кормовых, топовых и бортовых огней должна обеспечиваться по дуге горизонта в пределах, предписанных Правилом 21 секторов, не доходя 5 градусов до границы сектора в направлении 22.5 градусов позади траверза. Далее сила света может уменьшаться до 50% на границе сектора; затем она должна постепенно уменьшаться с тем, чтобы в пределах 5 градусов за границами предписанных секторов свет практически исчезал.
- Круговые огни должны быть расположены таким образом, чтобы их не затемняли мачты, стеньги или конструкции в пределах угловых секторов более 6 градусов. Это требование не распространяется на якорные огни, предписанные Правилом 30, которые нет необходимости выставлять на чрезмерной высоте над корпусом.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СЕКТОРЫ
- Установленные электрические огни, за исключением огней на парусных судах на ходу, должны обеспечивать в вертикальных сек торах:
- по меньшей мере требуемую минимальную силу света в пределах от 5 выше и до 5 градусов ниже горизонтальной плоскости;
- по меньшей мере 60% требуемой минимальной силы света в пределах от 7.5 выше и до 7.5 градусов ниже горизонтальной плоскости.
- Электрические огни, установленные на парусных судах на ходу, должны обеспечивать в вертикальных секторах:
- по меньшей мере требуемую минимальную силу света в пределах от 5 выше и до 5 градусов ниже горизонтальной плоскости;
- по меньшей мере 50% требуемой минимальной силы света в пределах от 25 выше и до 25 градусов ниже горизонтальной плоскости.
- Для неэлектрических огней эти требования должны выполняться настолько, насколько это возможно.
ОГОНЬ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ
Независимо от положений п.2(f) этого Приложения огонь маневроуказания, предусмотренный Правилом 34(b), должен быть расположен в этой же самой продольно-вертикальной плоскости, что и топовый огонь или огни, и, насколько это практически возможно, на высоте не менее 2 м по вертикали выше переднего топового огня. При этом огонь маневроуказания должен быть расположен по вертикали не менее чем на 2 м выше или ниже заднего топового огня. На судне, которое имеет только один топовый огонь, огонь маневроуказания, если он имеется, должен быть установлен на наиболее видном месте в расстоянии не менее 2 м по вертикали от топового огня.
ОДОБРЕНИЕ
Конструкция огней и знаков, а также установка огней на судне должны отвечать требованиям соответствующего компетентного органа того государства, под флагом которого судно имеет право плавания.
Приложение 2
ОБЩЕЕ УКАЗАНИЕ
Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26(d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не менее 0.9 м в сторону от огней, предписанных Правилом 26b)(i) и (c)(i), и ниже этих огней. Эти огни должны быть круговыми и видимыми на расстояние не менее 1 мили, но на меньшее расстояние, чем огни, предписанные настоящими Правилами для судов, занятых ловом рыбы.
Приложение 3
СВИСТКИ
- Основная частота сигнала должна быть в пределах 70-700 гц. Дальность слышимости сигнала должна определяться такими частотами, которые могут включать основную и (или) одну или несколько более высоких частот в пределах 180-700 Гц (+1%), обеспечивающих уровни звукового давления, указанные ниже в п.1(с) этого Приложения.
- Пределы основных частот. Чтобы обеспечить достаточно большое разнообразие характеристик свистков, основная частота должна находиться в следующих пределах:
- 70-200 Гц для судна длиной 200 м и более;
- 130-350 Гц для судна длиной 75 м и более, но менее 200 м;
- 250-700 Гц для судна длиной менее 75 м.
- Сила звука и дальность слышимости сигнала. Установленный на судне свисток должен обеспечивать в направлении максимума силы звука и на расстоянии 1 м от него такой уровень звукового давления, который по крайней мере в одной 1/3 октавной полосе в диапазоне частот 180-700 Гц (+1%) был бы не меньше, чем соответствующее значение, приведенное в следующей таблице.
Длина судна в метрах | Уровень на расстоянии 1м в 1/3 октавной полосе в децибелах | Дальность слышимости в морских милях |
200 или более 75 и более, но менее 200 20 и более, но менее 75 менее 75 | 143 138 130 120 | 2 1,5 1 0,5 |
d. Дальность слышимости в приведенной таблице дается для сведения и приблизительно является той дальностью, на которой свисток можно услышать в направлении максимума силы звука с 90-% вероятностью в условиях спокойной атмосферы на борту судна со средним уровнем шума в местах прослушивания (принимая средний уровень шума 68 дБ в октавной полосе с центром 250 Гц и 63 дБ - в октавной полосе с центром 500 Гц). Практически дальность, на которой можно услышать свисток, чрезвычайно изменчива и в большей степени зависит от условий погоды; вышеприведенные табличные значения можно рассматривать как типичные, но при наличии сильного ветра и высоком уровне шума в местах прослушивания дальность слышимости может значительно уменьшаться.
- Звукосигнальные устройства направленного действия. Уровень звукового давления, создаваемый свистком направленного действия, в любом направлении в горизонтальной плоскости в пределах + 45 гр. от направления максимума звука не должен быть ниже чем на 4 дБ от предписанного уровня звукового давления на основном направлении. Во всех остальных направлениях в горизонтальной плоскости уровень звукового давления не должен быть ниже чем на 10 дБ от предписанного уровня звукового давления на основном направлении, так чтобы дальность слышимости в любом направлении была бы не меньше половины дальности слышимости на основном направлении. Уровень звукового давления должен измеряться в той 1/3 октавной полосе, которая определяет дальность слышимости.
- Расположение свистков. Когда свисток направленного действия применяется в качестве единственного свистка на судне, он должен быть установлен таким образом, чтобы максимальная сила звука была направлена строго вперед. Свисток должен быть расположен настолько высоко, насколько это практически возможно на судне, чтобы уменьшить помехи распространения звука и свести к минимуму опасность повреждения слуха у экипажа. Уровень звукового давления собственного сигнала судна в местах прослушивания звуковых сигналов не должен быть более 110 дБ(А) и, насколько это практически возможно, не превышать 100 дБ(А).
- Установка более чем одного свистка. Если на судне свистки установлены на расстоянии более 100 м друг от друга, то должны быть приняты меры, чтобы они не действовали одновременно.
- Комбинированные звуковые системы. Если предполагается, что из-за наличия препятствий звуковое поле единичного свистка или одного из свистков, упомянутых в пункте 1(f) этого Приложения, имеет зону значительного снижения уровня сигнала, то рекомендуется устанавливать комбинированную систему, чтобы устранить влияние этих препятствий. Применительно к настоящим Правилам комбинированная звуковая система должна рассматриваться как один свисток. Свистки комбинированной системы должны быть размещены на расстоянии не более 100 м друг от друга и устроены так, чтобы могли звучать одновременно. Частоты этих свистков должны между собой отличаться по меньшей мере на 10 Гц.
КОЛОКОЛ ИЛИ ГОНГ
- Сила звука сигнала. Колокол или гонг, или иное устройство с аналогичными звуковыми характеристиками должны обеспечивать уровень звукового давления не менее 110 дБ на расстоянии 1 м от них.
- Конструкция. Колокол и гонги должны быть изготовлены из коррозионностойкого материала и издавать звук чистого тона. Диаметр раструба колокола должен быть не менее 300 мм для судов длиной 20 м или более и не менее 200 мм для судов длиной 12 м и более, но менее 20 м. Там, где это практически возможно, рекомендуется применять колокол с механическим приводом "языка" для обеспечения постоянной силы звука, но при этом должна быть сохранена возможность звонить в колокол вручную. Масса "языка" должна быть не менее 3% массы колокола.
ОДОБРЕНИЕ
Конструкция звукосигнальных устройств, их характеристики и установка на судне должны отвечать требованиям соответствующего компетентного органа государства, под флагом которого судно имеет право плавания.
Приложение 4
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ
- Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:
- выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
- непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
- ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
- сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков ...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
- сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова"МЭЙДЭЙ";
- сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
- сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;
- пламя на судне (например от горящей смоляной или мазутной бочки и т.д.);
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
- дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
- медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
- радиотелеграфный сигнал тревоги;
- радиотелефонный сигнал тревоги;
- сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
- одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.
- Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.
- Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:
- полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
- цветное пятно на воде.
Международные Правила Предупреждения
Столкновения Судов
(МППСС-72)
Часть A - Общие положения ......................................................................................................... 4
Правило 1 - Применение .................................................................................................. 4
Наши рекомендации