Методические указания к курсовой работе по курсу

«Лесные культуры и защитное лесоразведение»

для студентов специальности

Лесное хозяйство»

Гомель 2011

УДК

ББК

Т 261

Рецензенты:

кафедра лесохозяйственных дисциплин учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Трухоновец, В.В.

Т 261 Лесные культуры и защитное лесоразведение: практическое руководство по подготовке и оформлению курсовой работе для студентов специальности 1 – 75 01 01 «Лесное хозяйство» / В.В. Трухоновец, Л.К. Климович, И.А. Булавкина; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им Ф. Скорины, 2011. – 55 с.

     
   
       

В практическом руководстве приводятся требования к разработке разделов курсовой работы по курсу «Лесные культуры и защитное лесоразведение»: проект постоянного лесного питомника, проект лесных культур, особенности создания защитных лесных насаждений. Даны разъяснения по организации территории и технологии создания постоянного лесного питомника и лесных культур. Приведены нормативные и справочные материалы.

Методические указания адресованы студентам специальности 1 – 75 01 01 «Лесное хозяйство»

УДК

ББК

©Трухоновец В.В., Климович Л.К., Булавкина И.А., 2011

©УО «Гомельский государственный

университет им. Ф. Скорины», 2011

Содержание

Введение….…………………………………………………………….
1 Содержание и оформление курсового проекта…………………….
2 Общая часть…………………………………………………………..
3 Специальная часть…………………………………………………...
3.1 Организация территории……...…………………………………...
3.2 Мелиоративные мероприятия в природораздельной зоне………
3.2.1 Полезащитные полосы. Назначение полезащитных лесных полос.........................................................................................................  
3.2.2 Полезащитные лесные полосы на освоенных торфяниках……
3.2.3 Агротехнические мероприятия. Противоэрозионные виды обработки почвы……………………………………………………….  
3.3 Мелиоративные мероприятия в присетевой зоне………………..
3.3.1 Защитные насаждения. Водорегулирующие полосы………….
3.3.2 Противоэрозионная агротехника………………………………..
3.3.3 Прибалочные и приовражненные лесные полосы. Цели и задачи прибалочных и приовражненных лесных полос……………….  
3.4 Мелиоративные мероприятия в гидрографической зоне………..
3.4.1 Мелиоративные мероприятия в пределах водоподводящих ложбин и по укреплению вершин оврагов…………………………...  
3.4.2 Защитные лесные насаждения на склонах балок и откосах оврагов………………………………………………………………….  
3.4.3 Мелиоративные мероприятия по дну балок и оврагов………..
3.5 Защита путей транспорта от снежных заносов…………………..
3.6 Мелиорация песчаных путей……………………………………...
4 Планово-расчетная часть……………………………………………
5 Организация труда и мероприятия по технике безопасности…….
Литература………………………...…………………………………...
Приложения………………..…………………………………………..


Введение

Защитное лесоразведение изучает способы создания и выращивания насаждений особых форм и конструкций, основной задачей которых является борьба с неблагоприятными природными явлениями.

В широком комплексе мероприятий по предупреждению эрозионных процессов и борьбе с ними, улучшению плодородия сельскохозяйственных земель и повышению урожайности полей важнейшее место занимают защитные лесные насаждения. Они оказывают мелиоративное влияние на прилегающую территорию, улучшая почвенную и воздушную среды, условия обитания зверей и птиц, являются прекрасным эстетическим элементом ландшафта. Поэтому во всех странах мира в настоящее время уделяется большое внимание защитному лесоразведению.

На землях, подверженных эрозионным процессам, созданы сотни тысяч гектаров полезащитных лесных полос, закреплены многочисленные овраги, облесены песчаные территории. Весь комплекс работ по защитному лесоразведению, особенно производство посадок и уход за ними, выполняется под непосредственным руководством специалиста лесного хозяйства. Поэтому студент должен уделить весьма серьезное внимание изучению защитного лесоразведения, т.к. правильно решить сложные лесомелиоративные задачи может только хорошо подготовленный специалист.

Курсовая работа по защитному лесоразведению имеет своей целью закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами при изучении курса лесных культур и защитного лесоразведения и других специальных дисциплин.

В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает навыки проектирования защитных насаждений в конкретных естественноисторических и экономических условиях, выполнения расчетов, составления технико-экономических записок, пользования справочной литературой, ГОСТами.

1 Содержание и оформление курсовой работы

Исходным материалом для выполнения курсовой работы является задание (см. приложение А). Оно выдается преподавателем и содержит основные данные, необходимые для проектирования защитных насаждений на территории землепользования коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия (КСУП). К заданию прилагается план землепользования с нанесенными на него горизонталями и внутренней ситуацией.

В соответствии с заданием студент должен обосновать и запроектировать на территории данного КСУП систему защитных насаждений.

Законченная курсовая работа должна иметь вычерченный тушью и омытый красками план землепользования (масштаб 1:10 000), на который условными обозначениями наносятся все запроектированные мелиоративные мероприятия, и пояснительную записку, в которой дается их обоснование и технико-экономические расчеты.

Требования, предъявляемые к выполнению плана и другого графического материала, изложены в приложении Б.

Пояснительная записка (объем 30 – 40 страниц машинописного текста) состоит из введения, общей и специальной частей.

Во введении кратко описываются значение защитного лесоразведения и задачи, поставленные перед лесомелиораторами; в общей части излагаются физико-географические условия района и объекта проектирования; в специальной – основное внимание уделяется вопросам организации территории, обоснованию проектируемых защитных лесонасаждений и агротехнике их создания.

Страницы текста курсовой работы и включенные в нее иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки должны соответствовать формату А4 (210х297 мм, такими форматами также считаются все форматы, находящиеся в пределах от 203х288 мм до 210х297 мм). Допускается представлять иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листах формата А3 (297х420 мм).

Курсовую работу выполняют с применением печатающих и графических устройств вывода (в соответствии с ГОСТ 2.004-88) на одной стороне листа белой бумаги. При компьютерном наборе печать производят через одинарный межстрочный интервал шрифтом 14 пунктов гарнитура Times New Roman. Высота строчных букв, не имеющих выступающих элементов, должна быть не менее 2 мм.

Текст курсовой работы печатают, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 25 мм, нижнее - 20 мм, абзацный отступ 1,25 см.

Шрифт печати должен быть четким, лента - черного цвета средней жирности. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему тексту. Плотность текста должна быть одинаковой.

Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют на верхнем поле в правом углу без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Реферат не нумеруется. Нумерация страниц – со 2-й – «Содержание».

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, компьютерные распечатки включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Текст основной части курсовой работы может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты.

При делении текста основной части на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты основной части следует нумеровать арабскими цифрами без указания самого слова «раздел», «подраздел».

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста.

Реферат (общие требования по ГОСТ 7.9-95) – сокращенное изложение содержания курсового проекта с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат содержит:

– сведения о полном объеме курсового проекта (в страницах), количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений.

– перечень ключевых слов;

– текст реферата.

Перечень ключевых слов включает от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводят в именительном падеже и печатают строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата отражает:

– объект исследования;

– цель проекта;

– методы исследования;

– полученные результаты и их новизну;

– область применения;

– практическую значимость.

Если курсовой проект не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата ее опускают, сохраняя последовательность изложения.

Оптимальный объем текста реферата – 850 печатных знаков, но не более одной страницы машинописного текста.

Содержание. Содержание курсового проекта размещают после реферата с новой страницы и, при необходимости, продолжают на следующих листах.

Содержание включает в себя названия всех структурных частей курсового проекта, названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующей части курсового проекта.

Заключение содержит краткие выводы по результатам разработанного студентом курсового проекта, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов курсового проекта, оценку практической значимости. Объем «Заключения» не должен превышать двух страниц.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при подготовке курсового проекта и оформленных в соответствии с ГОСТ 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа».

Источники располагают в порядке появления ссылок в тексте курсового проекта и нумеруют арабскими цифрами.

Общая часть

В общей части приводятся следующие сведения:

1) административное положение коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия (республика, область, район);

2) природная зона, подзона, округ и лесорастительный район;

3) характеристика климата района проектирования;

– среднегодовая температура воздуха и по месяцам в течении года;

– продолжительность безморозного и вегетационного периодов (начало и конец вегетационного периода определяются переходом среднесуточных температур воздуха через +5˚, а начало его принимается за начало весенних лесокультурных работ);

– среднегодовое количество осадков (мм), распределение их по временам года и в вегетационный период, характер выпадения;

– среднегодовая испаряемость (мм);

– среднегодовой сток (мм);

– мощность (мм) и плотность снежного покрова (г/см3), характер снеготаяния;

– преобладающее направление вредоносных ветров;

4) преобладающая почвенная разность землепользования КСУП. Приводится почвенный разрез с обозначениями цветными карандашами или красками и описанием каждого генетического горизонта. Данные для описания почвенного разреза берутся из специальной литературы [28, 30].

5) характеристика рельефа и эрозионных процессов, протекающих на территории объекта. Коэффициент расчленения территории. Для правильной организации территории и правильного размещения проектируемых мероприятий необходимо детально изучить рельеф хозяйства по предложенному плану в горизонталях. Характеристика земельного участка начинается с определения общей площади. Затем переходят к описанию рельефа по плану, указывают наличие ручьев, рек и других водоемов. Характеристика эрозии дается ориентировочно, с учетом величины уклонов местности и почвы;

6) общее направление хозяйства в КСУП. Дается краткая характеристика с учетом природных условий и экономики района проектирования.

Приведенные в общей части данные подвергаются анализу и на основании их дается общее обоснование необходимости проведения лесомелиоративных мероприятий на территории данного сельскохозяйственного предприятия.

Специальная часть

После написания общей части приступают к разработке специальной части курсовой работы.

Вначале в соответствии с заданием на миллиметровой бумаге вычерчивается план землепользования для применения его в качестве черновика. Рабочий чертеж позволит выбрать наиболее оптимальный вариант размещения мелиоративных насаждений, облегчит работу при подсчете расстояния и площадей. После всех запроектированных мероприятий рабочий чертеж переносится на план.

Организация территории

Правильная противоэрозионная организация территории представляет важнейший этап в построении системы противоэрозионной защиты. Для резкого ослабления или прекращения эрозии требуется применять комплекс противоэрозионных мероприятий и воздействий на всей водосборной площади, который обеспечивал бы, с одной стороны, эффективное зарегулирование поверхностного стока и прекращение эрозии, а с другой – разумное хозяйственное использование земель и повышение продуктивности всех сельскохозяйственных угодий, особенно подверженных сильной эрозии.

Очень важно правильно распределить и применить в соответствии с природными особенностями каждого участка различные элементы противоэрозионного комплекса в их органической увязке. В этом залог хорошего мелиоративного действия и высокой экономической эффективности комплекса.

С целью правильного составления плана использования площади КСУП и разработки эффективной системы противоэрозионных мероприятий необходимо произвести противоэрозионную организацию территории. Для этого на плане с горизонталями следует выделить три эрозионные зоны (фонды): приводораздельную, присетевую и гидрографическую. Эти зоны в различной степени подвержены водной эрозии и на каждой из них применяется специфическая система ведения хозяйства.

Для выделения зон при производственном проектировании (гипроземами и другими проектными институтами) основным критерием является характер и интенсивность процессов эрозии.

При выполнении курсовой работы основным критерием для выделения зон являются уклон местности, а также почвенно-грунтовые и климатические условия.

При выделении зон следует помнить, что в приводораздельную зону войдут водораздельные плато и прилежащие к ним земли с уклоном до 5 % (3˚). Здесь отсутствуют резко выраженные процессы водной эрозии, а основные мелиоративные мероприятия должны быть направлены на борьбу с ветровой эрозией. Эта зона обычно отводится под полевой (основной) севооборот.

Присетевая зонарасположена ниже приводораздельной и включает земельные участки с уклоном от 5 % (3˚) до 15 % (9˚). В этой зоне наблюдается плоскостная эрозия (смыв почвы), поэтому все мелиоративные мероприятия здесь направлены на борьбу со смывом почвы. Присетевая зона отводится под кормовой (противоэрозионный) севооборот.

К гидрографической зоне относятся гидрографическая сеть и прилежащие склоны с крутизной более 15 % (9º). На этой территории резко выражены процессы линейной эрозии (размыв почвы), на борьбу с которыми должны быть направлены проектируемые мелиоративные мероприятия.

Таким образом, границей между приводораздельной присетевой зонами является горизонталь, ниже которой уклон будет более 5 % (3º), а между присетевой и гидрографической – 15 % (9º).

При масштабе плана 1:10 000 и горизонталях через 5 м граница между приводораздельной присетевой зонами пройдет по той горизонтали, выше которой расстояние до вышерасположенной горизонтали будет больше 1 см, а до нижерасположенной горизонтали – меньше 1 см. Так как по этой границе будет в последующем запроектировано создание водорегулирующей полосы, то ее необходимо выпрямить, следуя однако, направлению делящей горизонтали и пересекая эту горизонталь под возможно более острыми углами.

Граница между присетевой и гидрографической зонами пройдет по той горизонтали, расстояние между которой и ниже расположенной равно 3 мм и меньше. Если расстояние между горизонталями больше 3 мм, то граница присетевой и гидрографической зон пройдет по бровке овражно-балочной сети.

В некоторых случаях на территории землепользования КСУП одной из зон, чаще всего присетевой, может и не быть. В том случае, если ширина присетевой зоны (по линии тока) составляет менее 50 – 60 м, ее не выделяют, т.к. производственное использование такой узкой полосы затруднительно, и относят в зависимости от преобладающего уклона или к приводораздельной, или к гидрографической зоне. Приводораздельная зона обычно имеется на территории любого землепользования, а гидрографическая зона, ввиду специфики использования, выделяется в самостоятельную, независимо от ее ширины. Производя противоэрозионную организацию территории, границы севооборотов следует приурочить к границам эрозийных зон.

С помощью планиметра, палетки или геометрическим путем определяется площадь зон. Сумма площадей зон должна равняться общей площади участка водосбора.

Преобладающие уклоны i , % в каждой эрозионной зоне вычисляются по формуле:

Методические указания к курсовой работе по курсу - student2.ru

где i – уклон между двумя соседними горизонталями;

h – высота заложения горизонталей (величина превышения одной горизонтали над другой);

l – среднее (из трех измерений) расстояние между соседними горизонталями.

Для гидрографической зоны величина крутосклонов указывается ориентировочно.

В заключение дается общая характеристика каждой эрозионной зоны: их взаимная связь и подверженность эрозионным процессам, распределение общей площади хозяйства по видам угодий с учетом противоэрозионной организации территории (основной севооборот, противоэрозионный севооборот, облесение песков ит.д.).

Данные о характеристике земельного фонда сельскохозяйственного предприятия записываются в таблицу 3.1.

Таблица 3.4. – Характеристика земельного фонда

Наименование эрозионных зон и земельных угодий Площадь Крутизна, % Проводимые мероприятия
га Процент от общей площади
Приводораздельная зона        
Присетевая зона        
Гидрографическая зона        
Пески        
Торфяной массив        
Река        
Железная дорога        
...        
Итого:        

После этого следует приступить к проектированию мелиоративных мероприятий.

Наибольший защитный и мелиоративный эффект на сельскохозяйственные поля оказывает система защитных насаждений, а не обособленные защитные посадки. Под системой защитных насаждений понимается комплекс взаимно увязанных и правильно размещенных насаждений определенной конструкции (полезащитных и противоэрозионных полос, насаждений вдоль путей транспорта и т.д.). Поэтому построение систем насаждений на сельскохозяйственных землях должно осуществляться на основе единого проектирования с учетом рельефа местности, климатических и почвенных условий. Наиболее желательными будут системы, занимающие минимальную земельную площадь и в максимальной степени защищающие территорию от неблагоприятных для сельского хозяйства природных явлений, способствующие интенсификации сельскохозяйственного производства и повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

В целях более эффективного влияния насаждений закладка их должна производиться следующим образом: вначале в приводораздельной и присетевой зонах, а затем – в гидрографической зоне.

Ниже даются указания для проектирования мелиоративных мероприятий по зонам в такой последовательности, как это рекомендуется делать в курсовой работе.

Наши рекомендации