Преодоление алалии и задержки речевого развития детей

Марианна Лынская

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей

Метод сенсорно-интегративной логотерапии

Конспекты занятий

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru

Издательство «ЛОГОМАГ»

Москва

УДК 376.1.015.3-053.2

ББК 74.3+88.41

Л 88

Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. - М.: ЛОГОМАГ, 2015. - С.90

Под редакцией к.п.н., профессора Шаховской С.Н.

Рецензенты:

Балакирева АС - к.п.н., логопед НПЦ медицинской помощи детям ДЗ

г. Москвы, эксперт АК ФМБА России

РомусикМ.Н. - к.п.н., доцент кафедры дошкольной дефектологии МПГУ

Издание представляет собой практикоориентированное методическое пособие, отражающее многолетний опыт работы автора с детьми, страдающими алалией и задержкой развития речи. В пособии представлено обоснование и методическое наполнение метода сенсорно-интегративной логотерапии, разработанного автором. Логопед, педагог любого профиля или родитель сможет использовать данное пособие, поскольку содержание работы представлено в виде конспектов занятий в едином цикле, позволяющим вызвать речь у неговорящего ребенка.

Оформление ООО «ЛОГОМАГ»

ISBN 978-5-905025-38-9

Оглавление

Введение. Общая характеристика метода 4

Как возник метод «сенсорно-интегративной логотерапии»? 5

Какие они - неговорящие дети современности? 8

Организация занятий 10

Основные принципы работы 13

Занятие № 1. «Осень»16

Занятие № 2. «Фрукты - ягоды» 22

Занятие № 3. «Опыты» 28

Занятие № 4. «Чаепитие» 33

Занятие № 5. «День радуги» 37

Занятие № 6. «Кулинарные изыски» 42

Занятие № 7. «Зима» 47

Занятие № 8. «Среда обитания» 51

Занятие № 9. «Цветы» 54

Занятие № 10. «Весна» 58

Занятие № 11. «Феи и пираты» 64

Занятие № 12 «Ароматный мир».67

Занятие № 13 «Путешествие на море»71

Занятие № 14 «Лето»75

Занятие № 15. «Праздник речи» 78

Приложение 1. Примерный перечень заданий для логопедических квестов.83

Приложение 2. Пример игрового занятия на формирование навыка употребления винительного падежа 84

Приложение 3 Варианты сенсорных коробок и ванн для использования во время «сенсорной диеты» 86

Рекомендованная литература: 88

Посвящается моей семье: мужу, являющемуся соавтором многих игр в этой книге, и моим детям, вдохновляющим меня

на подобные выдумки

Как возник метод «сенсорно-интегративной

Логотерапии»?

Мы называем предлагаемый авторский метод биоадекватным, т.к. выбор составляющих его технологий основан на психофизиологических, возрастно-психологических и онтогенетических в плане речевого развития механизмах. Большинство методик, предложенных для работы с детьми, имеющими алалию, ориентированы на детей старшего дошкольного возраста, либо предлагают использовать зрительные и слуховые образы (еще недостаточно развитые у детей 3-4 лет) в качестве опорных для компенсации нарушения. Однако именно в этом возрастном периоде к логопедам чаще всего обращаются родители неговорящих детей за помощью. Регулярно встречаясь с такими детьми, мы пришли к необходимости разработки системы занятий с ними, основанной на более глубинных, ранних механизмах развития, которые не потребуют той степени произвольности от детей, которая необходима для использования традиционных методик, а также стимулирующие вербальное общение без обращения к альтернативным средствам коммуникации.

Обращаясь к теории сенсорной интеграции, мы опираемся на развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений, а именно: проприорецептивных, тактильных, вкусовых и обонятельных. Значение тактильного, вкусового и обонятельного модусов перцепции подчеркивается в исследованиях по когнитивной лингвистике, в которых утверждается, что значительная часть лексики в языковом сознании возникает на основе перцептивных операций в области тактильной, вкусовой и обонятельной модальностей. Мы предполагаем, что развитие тактильного, вкусового и обонятельного восприятия напрямую влияет на развитие мотивации к речи. С одной

стороны развитие тактильного восприятия, организация сенсорной диеты и приведение в действие новой родительской стратегии (метод предполагает тесную взаимосвязь в работе с психологом-психотерапевтом) по развитию контакта с ребенком позволяют удовлетворять базовые потребности ребенка, лежащие в основе мотивации. С другой стороны, опираясь на понимание физиологического процесса иррадиации в нервной системе, мы предполагаем, что активизация центра обоняния, расположенного в непосредственной близости от центра мотивации в подкорковых структурах мозга, непосредственно влияет на стимуляцию последнего.




Организация занятий

Место проведения занятий. Занятия могут проводиться в любом помещении, однако удобнее использовать сенсорную комнату или комнату для занятий по развитию сенсорной интеграции. В системе работы также предусмотрены интенсивные курсы занятий, проводящиеся на открытом воздухе с целью дополнительного насыщения кислородом во время занятий.

Время проведения занятий. Время дня выбирается индивидуально, однако значима ритмичность логопедических занятий. Нервной системе ребенка будет проще адаптироваться к активной стимуляции, если последняя подчинена повторяющемуся ритму. Таким образом, занятия с логопедом в одно и то же время, в одни и те же дни недели. Кроме того, родителям рекомендовано заниматься дома ежедневно в определенное, удобное для семьи время дня. Продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка (насколько быстро у ребенка возникает охранительное торможение и пр.), а также от методических задач занятия. В среднем продолжительность одного занятия - 40минут. Периодичность занятий составляет 1-2 раза в неделю в обычном режиме, ежедневно - в режиме интенсивного курса. Если занятия проводятся ежедневно или 2 раза в неделю, то тематика и цели едины, меняются лишь приемы работы.

Формы работы. В данном пособии мы описываем конспекты индивидуальных занятий или занятий в малой группе (2 человека). Однако необходимой частью метода являются занятия в коммуникативной группе, конспекты занятий в которой будут опубликованы в другом пособии.

Взаимодействие со специалистами и семьёй. В зависимости от нарушенной предпосылки к речевой деятельности у каждого ребенка, речь о которых шла выше, логопедические занятия желательно проводить в паралелли:

- для детей с дисфункцией сенсорной интеграции: с кинезиотерапевтом, эрготерапевтом;

- для детей с нарушениями мотивации: с психологом- психотерапевтом, арт-терапевтом, игротерапевтом;

для детей с артикуляционной апраксией: с

кинезиотерапевтом.

Родители являются активным участниками занятий, присутствуют на них с целью обучения правильной организации собственной речевой активности, усвоения речевой родительской стратегии, а также являются субъектами коммуникации для актуализации приобретаемых речевых навыков. Домашняя работа по составленному логопедом (и другими специалистами] плану проводится ежедневно.

Выбор речевого и стимульного материала. Стимульный и речевой материал для занятий выбирается исходя из следующих положений:

· Каждое занятие включает в себя стимуляцию трех (или более] видов восприятия: тактильного, обонятельного, вкусового.

· Для каждого ребенка логопедом составляется перечень слов, вводимых в последовательности, зависящей от степени сложности слоговой структуры в порядке ее онтогенетического развития. Как правило, начинается работа с использования слов, подходящих к схеме: СГСГ (С-согласный, Г-гласный - муха, губы и пр.], затем подключаются следующие схемы: СГС (мох, дом], СГСГСГ (собака, бумага], СГССГ (нитки, тапки], СГСГС (веник, петух]. При этом в большинстве своем выбираются слова, не содержащие «сложных» (например, «р»] звуков. При определении перечня мы исходим из двух задач: с одной стороны, - мы стараемся использовать частотную лексику, с другой - мы используем и менее частотные

· слова именно для активизации модели слоговой структуры на как можно более расширенном материале. Материал, подобранный по слоговой структуре, объединяется в тематические группы, что и становится основой занятия.

· На каждом занятии формируется тот или иной грамматический показатель по принципу грамматической генерализации (т.е. в качестве образца дается один вариант грамматической формы}. На начальных этапах работы это: предлоги «на», «под», «в»; множественное число существительных с окончаниями «ы», «и»; существительные в винительном падеже с неизменяемым окончанием и окончанием «у»; дательный падеж с окончанием «е»; предложный падеж с окончанием «е»; уменьшительно-ласкательная форма существительных мужского рода в единственном числе. Подобранный перечень слов не должен быть слишком широким, из занятия в занятие одни и те же слова повторяются, но используются в разных ситуациях для формирования денотативного и сигнификативного компонентов каждой лексемы.

· На первом занятии ребенок знакомится с неким героем всех последующих встреч (это может быть мягкая игрушка, перчаточная кукла и т.п.), от лица которого и будет вестись беседа с ребенком, что способствует развитию мотивации ребенка. Именно этот герой в конце занятия предлагает ребенку выбрать лакомство (из доступных для ребенка по аллергическому статусу) или приз. В случае, если ребенок во время занятия отказывался от взаимодействия, герой не выдает лакомство.

· В зависимости от типа сенсорной дисфункции варьируется сенсорный материал для занятий, в пособии он представлен в обобщенном виде.

Основные принципы работы

Традиционные принципы, на которых основывается работа с неговорящими детьми и приемы работы с ними, описаны в опубликованном ранее пособии автора, к которому мы отсылаем читателя. Однако в данном пособии мы обобщенно представим некие общие принципы и приёмы, которых необходимо придерживаться при реализации каждого из ниже приведенных конспектов. Порядок занятий, описанных в этой книге можно изменять.

1. Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребенка.

2. Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребенка: яркая помада, крупные серьги, необычный шарф и пр.

3. Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов, большинство которых представлено на авторском проекте www.kinderquest.ru

4. Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.

5. В случае, если занятия проводятся логопедом, родители предупреждаются об использовании аллергенов и должны высказать свое согласие/несогласие; а также родители обязуются приносить на занятия сменную одежду и обувь с целью поддержания гигиены ребенка.

6. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Любая попытка произнесения подхватывается, поощряется, внимание на ошибках не фиксируется.

7. В начале курса занятий используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем самостоятельному произнесению ребенком слов и простых фраз.

8. Лексический материал для занятий подбирается по принципу с одной стороны, частотности использования, с другой стороны - доступности для произнесения и онтогенетической последовательности развития слоговой структуры слов. Необходимо избегать слов, содержащих звуки позднего онтогенеза, чтобы заведомо не провоцировать ребенка на нарушение звуконаполняемости. Подробно лексический материал описан в Приложении к пособию автора «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий».

9. С целью активизации внимания логопед использует постоянную смену деятельности, модуса перцепции, а также дополнительные приемы активации: пульверизатор с водой, аппликатор Ляпко, су-джок, колючую шишку, легкое перышко и т.п.

10. Проведение занятий сочетается с соблюдением «сенсорной диеты» в условиях проживания ребенка. Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов.

11. Произнесение слов сопровождается отхлопыванием ритма слов, что способствует развитию кинетического праксиса ребенка.

12. Проговаривание слов также сочетают с качанием на качелях или гамаке (подвесном кресле), прыжками на батуте, катанию на фитболе с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции.

13. Работа по формированию слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из предметов, камушков «марблс» (декоративный материал для аквариумного дизайна), полудрагоценных камней и пр., проговаривании слоговых цепочек с одновременной стимуляцией мелкой моторики.

14. Автор намеренно не использует альтернативные способы коммуникации, в т.ч. глобальное чтение, считая, что только в случае отсутствия динамики речевого развития по данной системе занятий, стоит переходить к использованию альтернативных средств.

Занятие № 1. «Осень»

Игра «По грибы, по ягоды»

Задачи: развитие тактильного восприятия, предметности восприятия и лексикона, развитие понимания инструкций, грамматического показателя множественного числа существительных в именительном падеже.

Оборудование: разные грибы (муляжи, деревянные, резиновые и пр.), фактурные коврики зеленого цвета, корзина, разные ягоды (настоящие, деревянные, из полимерной глины и пр.), зеленая мишура.

Содержание: ребенку предлагается собрать грибы и ягоды в корзину, проходя по мишуре, положенной по изогнутой линии.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Пришла осень. Мы с Мусей идем за грибами-ягодами. Пойдем с нами! Бери корзину. Вот гриб. Клади в корзину. Вот еще гриб. Где еще? (вот). У тебя в корзине грибЫ. Вот ягода. Что это? (ягода). У тебя в корзине ягодЫ».

Речевой материал для активизации: гриб-грибы, ягода - ягоды, вот, еще, тут.

Игра «Спаси фей»

Задачи: аналогичны предыдущему заданию.

Оборудование: контейнер с тыквами разного размера, а также оранжевыми массажерами, резиновые пауки и игрушечные феи.

Содержание: ребенку предлагается достать всех фей и пауков из коробки, назвать их.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Злые гномы похитили добрых фей. Посадили их к паукам. Вот паук. Кто это? А это паукИ. Вот фея. А вот феИ. Спаси фей, доставай их. Не будем оставлять пауков на тыкве. Красивая тыква, достань пауков».

Речевой материал для активизации: фея - феи, паук- пауки, тыква - тыквы.

Игра «Сортируем урожай»

Задачи: обогащение словаря по теме «овощи», развитие зрительного восприятия, хромотерапия, активизация произнесения слов простой слоговой структуры.

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru Оборудование: цветные деревянные стаканчики-вкладыши, овощи и фрукты: мини-цукини, мини-морковки, мини-баклажаны, брюссельская капуста, желтые и красные помидоры черри.

Содержание: ребенку нужно разложить овощи по стаканчикам в соответствии с их цветом.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся собрал урожай. Нужно подготовить его к зиме. В красную плашку - красный томат. А что тут зеленое? Вот капуста, вот цукини. Что это? (капуста, цукини). Тут овощи. Что тут? (овощи)».

Речевой материал для активизации: томат - томаты, капуста, цукини, овощи.

Игра «Покорми белочек»

Задачи: развитие подражательной деятельности,

дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Оборудование: текстурная шкатулка, в которой находятся резинопластиковые белки, шишки, орешки.

Содержание: ребенку предлагается покормить белочек шишками и орехами.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот к нам белка в гости заглянула. А вот еще белкИ прискакали. Кушать хотят. Вот орех. Вот орехИ. Вот шишка, вот шишкИ. Покорми белочек».

Речевой материал для активизации: белка-белки; шишка-шишки, орех-орехи.

Игра «Осенний лес»

Задачи: развитие представлений о денотативном компоненте лексем, развитие грамматическихобобщений,

дифференциация единственного и множественного числа существительных, развитие тактильного восприятия.

Оборудование: сенсорная коробка с красной фасолью, несколько белок, ежей, разные шишки (игрушечные, настоящие), орехи (грецкий, фундук, кедровые и пр.), маленькие корзиночки, желуди настоящие, игрушечные, свалянные из шерсти.

Содержание: ребенку предлагается I найти в коробке лесные плоды, помогая I белкам и ежам сделать запасы на зиму. С целью развития проприорецепции, если ребенок допускает, он целиком помещается в контейнер с фасолью, часть бобов набивается ему под эластичную футболку.

Примерное содержание беседы с ребенком:

«Помоги лесным жителям сделать запасы на зиму. Вот лес. Тут живет белка. Еще белкИ. Тут - ёж. А тут - ежи. Помоги им сделать запасы. Вот жёлудь. А это жёлудИ. Дай их белочкам. А эти бобы, их в корзинку. Вот боб. А в корзинке - бобЫ. Вот какие запасы!».

Речевой материал для активизации: белка-белки; шишка-шишки, орех-орехи, ёж - ёжи, жёлудь - жёлуди, запасы, лес.

Игра «Волшебные камушки»

Задачи: развитие зрительного восприятия, хромотерапия, формирование слоговой структуры слова.

Оборудование:марблс коричневого, красного, желтого и зеленого цвета; листья разных деревьев этих же цветов.

Содержание: ребенку нужно разложить марблс на осенние листья по цветам, проговаривая слоговые цепочки.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Осенью листья опадают. Бывает листопад. Разложи сокровища на листочки. Красный на красный и говори: ПА. Желтый на желтый, говори: «КТА».

Речевой материал для активизации: цепочки слогов в соответствии с этапом работы.

Игра «Доктор Витамин»

Задачи: обучение сюжетно-ролевой игре, активизация вкусового, обонятельного восприятия, развитие понимания глаголов.

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru Оборудование: контейнер с кружками свежего лимона, игровой набор доктора, аскорбиновая кислота в виде драже.

Содержание:предлагается сюжетная игра «в доктора», в которой атрибуты для игры нужно достать из коробки с лимонами.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Осенью часто болеют. Чтобы не болеть, нужно пить витамины. Вот витамины. Что это? А Муся не пил витамины. Заболел. Жаль его. Давай его лечить. Посмотри его горлышко. В ушки закапай. Что Муся делает? (болеет). А ты что делаешь? (лечу)».

Речевой материал для активизации: витамины, болеть - лечить.

Игра «Тучи-лужи»

Задачи: развитие способности к символизации, вербально-тактильных ассоциаций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, обогащение пассивного словаря, активизация слов простой слоговой структуры.

Оборудование: лужи, вырезанные из разной по фактуре серой бумаги, синяя вата - «тучи».

Содержание: ребенку предлагается сделать осенний пейзаж на ватмане, разложив «лужи» и «тучи».

Примерное содержание беседы с ребенком: «Осенью на небе тучи. Где небо? Что это? (небо). Вот туча. Что это? (туча). Вот тучИ. Вот лужа. Что это? (лужа). Вот лужИ. Давай украсим этот лист. Сделаем осенний пейзаж. Сюда тучи. Сюда лужи. Подуй на тучи, пусть улетают!».

Речевой материал для активизации: туча - тучи, лужа - лужи, тут, вот, сюда.

Игра «Жарить-варить»

Задачи: развитие номинативного и предикативного словаря, формирование грамматического показателя - винительного падежа существительных с окончанием «у».

Оборудование: игрушечные овощи: капуста, цукини, помидоры, тыква, лук, фасоль, игрушечная плита, сковорода, кастрюля.

Содержание: ребенку предлагается «приготовить» обед: жарить и варить овощи.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Это овощи с грядки, которые Муся собрал. Назови их. Тыкву будем жарить. Положим Что будем жарить? ТыквУ. КапустУ будем варить? И бобы будем варить».

Речевой материал для активизации: капуста, цукини, помидоры, тыква, лук, фасоль, овощи, бобы; в пассивный словарь: жарить - варить.

Игра «Солнце-дождик».

Задачи: развитие понимания речи, способности произвольно действовать в ответ на инструкцию, слухового внимания, тактильного восприятия, двигательной активности.

Оборудование: большой зонт, пульверизатор с водой.

Содержание: ребенок изображает прогулку по лесу, взрослый стоит под зонтом. Задача ребенка: спрятаться под зонтик при слове «Дождик», если он этого не делает, взрослый опрыскивает его водой. Игра проводится на эмоционально повышенном фоне с использованием большого количества междометий, типа: ой, ух и пр.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Погуляй с Мусей по лесу, пока светит солнце. Но как услышишь, что я говорю «Дождик», сразу прячься под зонт. А то промокнешь».

Речевой материал для активизации: туг сухо, тут мокро, вода.

Игра «Переливайки»

Задачи: акватерапия, развитие понимания разноприставочных глаголов, тактильного восприятия, активизация слов и фраз.

Оборудование: детская ванна с водой, разнообразная посуда: сито, ваза, банка, воронка, бутылочки из прозрачного и тёмного стекла.

Содержание: ребенку предлагается играть с водой, переливая ее в разную посуду в сопровождении комментария взрослого.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот вода. Попробуй, тёплая? НАлей воду сюда. ВЫлей воду обратно. Вот темная бутылочка, вот светлая. Вот полная. А эта пустая. ПЕРЕлей воду. ОТлей немного из банки. Это банка. Что это? (банка)».

Речевой материал для активизации: вода, банка, сито, ваза; в пассивный словарь: разноприставочные глаголы, пустая-полная, тёмная светлая.

В конце занятия ребенку выдается стикер с изображением овоща, конфета по типу «осеннего вальса», либо яблоко как символ урожая.

Игра «Фруктовые бульбульки»

Задачи: развитие понимания речи, произвольных действий в соответствии с инструкцией, вкусового восприятия, длительного выдоха.

Оборудование: соковыжималка для цитрусовых, лимоны, стакан, тонкие и толстые коктейльные трубочки.

Содержание: Ребенок совместно со взрослым выжимает сок из лимона с помощью соковыжималки, стремясь к совместному произнесению слова «сок». Взрослый учит ребенка различать два произвольных движения: пробовать сок через трубочку по инструкции «Пей!» и дуть через трубочку в сок по инструкции «Дуй!».

Примерное содержание беседы с ребенком: «Приготовим Мусе сок. Вот соковыжималка. Будем выжимать сок. Жми. Слышишь, жужжит? Вот сок. Это тонкая трубочка, эта толстая. Возьми тонкую. Пей сок! Что ты делаешь? (пью). Уф, кислый сок! Он лимонный. Сок из лимона - лимонный. Я умею дуть в сок. Дуй! Дуй сильнее! А теперь слабее. Что ты делаешь? (дую). На, Муся, сок. Пей сок, Муся!».

Речевой материал для активизации: сок, пью, дую.

Игра «Кокос - лимон»

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru Задачи: развитие зрительного восприятия и внимания, понимания предлога «в», развитие тактильного и обонятельного восприятия.

Оборудование: половинка кокоса, белый аквагрунт, тарелка с кружками лимона, желтый аквагрунт.

Содержание: ребенку предлагается разложить аквагрунт по цвету в лимон и в кокос.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот кокос. Понюхай. Что это? (кокос). Вот лимоны, (понюхай). Вот такие шарики клади В кокос. А такие - В лимон. Куда положил».

Речевой материал для активизации: кокос, лимон, предлог «в».

По окончанию занятия ребенку выдается в качестве лакомства наиболее понравившийся ему фрукт, а в индивидуальный альбом наклеивается стикер с изображением киви.

Занятие №3. «Опыты»

Игры в песочнице

Задачи: песочная терапия, развитие тактильного восприятия, понимания разноприставочных глаголов, умения произвольно действовать по инструкции.

Оборудование: песочница (большой таз и т.п.) с разными крупами, которые отделяются линиями из камней, веток и т.п.; различная красивая посуда: из цветного стекла, посеребренная и подобная, имеющая визуальный эффект; сито, воронка, мерные ложки.

Содержание: Ребенок по подражанию в сопровождении речевым комментарием взрослого пересыпает крупы из одной посуды в другую, используя разные приспособления.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся заболел. У него живот болит. Нужно кашу кушать. Будем готовить ему кашу. Вот сито. Вот банка. Что это? (сито, банка). НАсыпай сюда. ВЫсыпай. ПЕРЕсыпай». Вот сюда больше насыпь, сюда меньше. На, Муся, ешь кашу!».

Речевой материал для активизации: сито, банка, каша.

Игра «Разная посуда»

Задачи: развитие слухового восприятия, умения дифференцировать предметы по материалу, введение во внутренний лексикон относительных прилагательных.

Оборудование: большая стеклянная миска, стеклянный пузырек, стеклянная баночка и пр.; деревянные миска, ложка, кухонный молоточек, скалка и пр.; железная миска, крышка от кастрюли, ложка и пр.; силиконовая форма для выпечки, силиконовый коврик и пр.

Содержание: ребенку предлагается сортировать посуду, сделанную из разных материалов: стеклянную - в большую стеклянную миску, деревянную - в деревянную и т.д. По ходу игры ребенку предлагается угадать звуки, издаваемые с помощью посуды, сделанной из разных материалов, вариант:угадать разные предметы посуды на ощупь с закрытыми глазами.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Помоги Мусе разложить посуду. Вот миска из дерева - деревянная. Вот деревянная ложка. Слушай! Стучит! Вот так: тук-тук. Постучи! А это железная ложка. Слушай! Звенит! Вот так: дзынь-дзынь. Позвени!»

Речевой материал для активизации: названия посуды: банка, доска и пр., а также звукоподражания: бух, тук-тук.

Игра «Что пахнет?»

Задачи: развитие операции классификации, обонятельного восприятия, вербально-обонятельных ассоциаций.

Оборудование: графическая карта с реалистичными изображениями (фотографиями) различных веществ и предметов, имеющих яркий и нейтральный запах. Рядом с каждым изображением есть пустой квадрат. К карте подбираются реальные предметы - аналоги изображений. Например: духи, лимон, вода, ягода, вата, бусы и пр

Содержание: ребенку предлагается понюхать предмет, и в случае наличия запаха - поставить в квадрате напротив изображения галочку или точку. Если предмет не пахнет - крестик.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Помоги Мусе провести опыты с ароматами. Что тут пахнет? Вот духи? Пахнут? Да! Что пахнет? (духи). Вот вода. Не пахнет. А где духи на картинке? Вот они. Духи пахнут, ставим точку. А где вода? Она не пахнет, рисуем крестик».

Речевой материал для активизации: да, нет, вот, тут + названия предметов: духи, вода, бусы и пр.

Игра «Тонет - не тонет»

Задачи: развитие тактильного восприятия, понимания причинно-следственных связей, активизации глагольного словаря.

Оборудование: большой таз с теплой водой, корзина с сухоцветами, шишками, камнями и др. природным материалом.

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru Содержание: ребенок совместно со взрослым бросает в воду материал из корзины, наблюдая/озвучивая тонет или не тонет предмет.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Мусяпроводит опыты. Что тонет? А что не тонет? Вот камень. Он тяжелый. Бросай в воду. Утонул. Камень тяжелый, он тонет. А это цветок. Он легкий. Смотри, не тонет. А это тонет?».

Речевой материал для активизации: тонет, не тонет. В пассив: тяжелый - легкий, тонет - утонул - утонула.

Игра «Радужная вода»

Задачи:хромотерапия, закрепление антонимов, названий цветов, активизация простых слов.

Оборудование: жидкие пищевые красители, налитые в одинаковые непрозрачные бутылочки, пластиковые и стеклянные стаканы, пластиковые бутылки, картинка с радугой.

Содержание: ребенок по примеру взрослого окрашивает воду, взрослый помогает расставить окрашенную воду в соответствии с последовательностью цветов в радуге, называет цвета. Взрослый показывает, как взвесить стаканы: легкий - тяжелый; показывает, где пустой/полный. Взрослый показывает, как смешивать цвета, обращая внимание на то, какой цвет получается. Переливает воду цветов радуги в пластиковые бутылки, выставляет в «радугу».

Примерное содержание беседы с ребенком: «Сделаем для Муси цветную воду. Вот вода. Что это? (вода). Вот краска, капнем в воду: «кап-кап». О, смотри, красиво! Получился красный….А это радуга: красный, оранжевый...И мы сделаем радугу: красный, оранжевый...Добавим синий в желтый, смотри: чудо! Вода теперь зеленая!»

Речевой материал для активизации: вода, кап», в пассивный словарь - названия цветов.

Игра «Чудесные превращения»

Задачи: развитие понимания причинно-следственных связей, слухового восприятия, активизация простых слов.

Оборудование: крахмал в пакете, йод, вода, сода, уксус, стеклянные баночки и ложки, пипетки.

Содержание: взрослый демонстрирует ребенку опыты с окрашиванием крахмала йодом, смешиванием соды и уксуса. Помогает ребенку провести опыты самостоятельно.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот крахмал, слушай: хрустит (подносит крахмал в пакете кушам ребенка]. Он белый. Вот йод, капнем его в воду: «кап-кап». Теперькапнем эту воду в белый крахмал. О, чудо! Смотри! Это сода. Что это? (сода). А это противная вода, понюхай! Фу! Капнем на соду! Ух ты, шипит!»

Речевой материал для активизации: вода, чудо, «кап- кап», фу!, сода, йод. В пассиве: хрустит, шипит.

Игра «Монстрики»

Задачи: развитие понимания причинно-следственных связей, тактильного восприятия, активизация простых слов.

Оборудование: миска с водой, миска с мукой, влажные и сухие салфетки.

Содержание: ребенку предлагается опустить руки в воду, затем в муку и, изображая «монстрика», пугать взрослого, догоняя его.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот вода. Вот мука. Что это? (вода, мука). Опусти руки в воду. Теперь в муку. Ой, ты - монстрик! Боюсь тебя, догоняй!

Речевой материал для активизации: вода, мука, звуковые комплексы «устрашения».

Игра «Следопыт»

Задачи: развитие понимания причинно-следственных связей, тактильного восприятия, развитие мелкой моторики, активизация простых слов.

Оборудование: ароматно-цветное тесто с добавлением корицы, кофе, паприки и пр. по выбору, игрушки, имеющие простые по слоговой структуре названия: часы, бусы, коза и пр.

Содержание: ребенку предлагается поиграть с тестом: понюхать его, подавить, помесить. Когда ребенок будет готов остановить собственную деятельность с тестом, предложить ему оставлять следы предметами в тесте и угадывать (называть) по оставленному следу, чем он сделан. Дополнительно: следы можно оставлять геометрическими формами, объемными буквами и цифрами с целью подготовки к школе и т.п.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот тесто. Его можно месить. Вот так. Попробуй. Оно пахнет. Понюхай. Можно поколоть его вилкой. Поколи. Теперь будем оставлять следы. Это коза. Кто это оставил след? (коза)».

Речевой материал для активизации: часы, бусы, коза, муха, лиса.

Игра «Луч света»

Задачи: развитие зрительного восприятия и внимания, активизация произнесения слов.

Оборудование: фонарик, расставленные по комнате предметы, названия которых доступны для произнесения: панама, боди, пицца, часы, бумага, лопата, большой мешок.

Содержание: ребенку предлагается в темной комнате находить разные предметы, освещая их лучом фонарика и называть.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся потерял свои вещи. Помоги ему найти. (Выключаем свет). Ой, стало темно! Темнота! Нужен фонарик. Вот он. Вот свет. Ищи вещи! Что это? Панама. Нашли! Клади в мешок».

Речевой материал для активизации: панама, боди, пицца, часы, бумага, лопата. В пассивный словарь - темно-светло.

Занятие №4. «Чаепитие»

Игра «Готовим чай»

Задачи: активизация обонятельного восприятия, произнесения простых слов, подражательной активности и сюжетной игры.

Оборудование: чай разного типа (в цветках, крупных улитках, пакетиках), кардамон, корица, анис, мята, лимон, красивый чайный сервиз с чайником, карамелизированный сахар.

Содержание: ребенку предлагается раскладывать разный чай по чашкам, добавлять пряности, заливать горячей водой.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Сегодня у Муси гости. Будет чаепитие. Чаепитие - это когда пьют чай. Вот чай. И это чай. Что это? (чай). Залей чай водой. Где вода? Что это? (вода). Сделаем наш чай ароматным, пряным. Вот пряности. Это семя, это анис. Понюхай. Что это? (семя, анис, корица). Добавь в чай семя. Это мята. Понюхай, попробуй. Что это? (мята). У нее такой свежий аромат. Еще добавим лимон. Попробуй, кислый. Что это? (лимон). Муся благодарен тебе за помощь. Смотри, он дает тебе кусочек сахара.

Речевой материал для активизации: чай, семя, корица, анис, мята, лимон. В пассивный словарь: пряный, ароматный, свежий, кислый.

Игра «Чайная шкатулка»

Задачи: развитие тактильного восприятия, операции классификации, активизация простых слов.

Оборудование: мокрый чай, использовавшийся в предыдущей игре, разного типа сухой чай, корица, анис, кардамон, шкатулка с несколькими отделениями.

Содержание: ребенку предлагается рассортировать материал по отделениям в шкатулке, называя его.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Посмотри, какой беспорядок тут. Разложи все по местам. Такой чай сюда.Этот чай туда. Корицу сюда. Куда положишь анис? (сюда). Что здесь лежит? (анис)».

Речевой материал для активизации: чай, семя, корица, анис, сюда, туда, вот, еще.

Игра «Кофе со сладостями»

Задачи: развитие вкусового и тактильного восприятия, | активизация простых слов.

Преодоление алалии и задержки речевого развития детей - student2.ru Оборудование: детская ванна, наполненная зерновым кофе, там же сладости: безе, желе, халва, лукум, пастила.

Содержание: сидя в ванной с кофе ребенок достает сладости, сортирует, пробует их, называет.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот ванна. Что там? (кофе). Чувствуешь аромат? Понюхай! Это что? (кофе). Будешь купаться в кофе. Залезай. Что это? Безе. Сладкое. Попробуй. Что это? (безе)».

Речевой материал для активизации: кофе, ванна, безе, желе, халва, лукум, паст

Наши рекомендации