Технология производства и переработки с.-х. продукции»
ОСНОВЫ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения контрольной работы для студентов
заочной формы обучения направления подготовки
Технология производства и переработки с.-х. продукции»
по дисциплине «Основы научных исследований»
Екатеринбург 2015
УДК: 57.087.1
Составитель: доцент кафедры кормления и разведения животных, к.б.н. А.Н. Маслюк
Рецензент: доцент кафедры частной зоотехнии, экологии и зоогигиены, к.б.н. О.В. Чепуштанова
Основы научных исследований: Методические указания для выполнения контрольной работы. - Екатеринбург.: ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 2015. - 26 с.
Даны методические рекомендации для изучения материала и написания контрольной работы по дисциплине «Основы научных исследований»
Предназначены для студентов заочной полной и сокращенной форм обучения по направлению подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки с.-х. продукции»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией технологического факультета (протокол № 15 от 07.04.15 г.)
© ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 2015 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………4
1.Общие методические рекомендации
по изучению дисциплины……………………………………………..5
2. Структура дисциплины …………………………………………….7 2.1.Введение……………………………….…………………….….7
2.2. Основные методические приемы проведения
зоотехнических опытов…………..…………………………….7
2.3.Теоретические основы агрономических исследований………8
2.4. Работа над рукописью научного труда………………………. 8
Методические указания для выполнения расчетных заданий
раздела «Биометрия» …………………………………………………..9
3.1. Вычисление средних величин…………………………………10
3.2. Показатели изменчивости признаков в совокупностях………………………………………………….12
3.3. Ошибки выборочных показателей.
Сравнение выборочных средних……………………………..14
4. Задания для выполнения контрольных работ………………….20
4.1. Общие требования к выполнению контрольной работы………………………………………………………….20
4.2. Перечень вопросов и заданий для контрольной работы……20
4.3. Номера вопросов к контрольной работе……………………..25
Список использованной литературы…………………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
…Один опыт я ставлю
Выше тысячи мнений,
Рожденных единственно
Воображением.
М.В. Ломоносов
Современное производство не может нормально функционировать и развиваться, не опираясь на рекомендации науки и передовой практики. Это в равной степени относиться и к зоотехническим наукам.
Поток научной информации усиливается с каждым годом, и молодому специалисту надо уметь отбирать научную и техническую информацию.
Специалист, связанный с производством и переработкой продуктов животноводства обязан заниматься совершенствованием кормовой базы, повышать племенные и продуктивные качества животных, улучшать при этом их кормление и содержание, правильно эксплуатировать машины и механизмы на фермах, понимать связь качества сельскохозяйственной продукции с качеством продуктов их переработки.
Важную роль играет умение специалиста добывать самостоятельно новые знания путем проведения опытов на животных. Таким образом, научная подготовка студентов в вузах - одна из важнейших сторон их обучения.
В результате изучения данного курса будущий специалист сможет отобрать и проанализировать необходимую информацию по теме опыта, сформировать цель и задачи исследования, составить методику опыта, осуществить его планирование и организацию, провести эксперимент, обработать его результаты, сделать выводы, составить отчет, доклад, написать статью, дипломную работу (проект) по результатам научного исследования.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Основы научных исследований» - дать студентам необходимый объем знаний, умений и навыков в распознании организации научно-исследовательской работы в России, теории науки и основных этапов научного исследования, постановки научных опытов в животноводстве, информационного обеспечения научных исследований, написания и оформления научной работы. Знание основ постановки научных опытов позволит бакалавру правильно выполнять все технологические процессы в животноводстве и растениеводстве.
Занимаясь самостоятельным изучением дисциплины, студент должен:
Знать - основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними, методологию научных исследований, основные особенности научного метода познания; теорию познания; основы инновационной деятельности в развитии науки, программно-целевые методы решения научных проблем, математические методы в биологии.
Уметь - использовать базы данных и технические средства для решения задач профессиональной деятельности, использовать математические методы в обработке экспериментальных данных, составлять методику и рабочий план проведения исследований, подбирать животных в группы для исследований, владеть методами постановки и проведения зоотехнических опытов, работать с научной литературой, оформлять научные статьи и работы, оценить состояние знаний по актуальным вопросам зоотехнии.
Владеть - методами информационных технологий, комплексной оценки и эффективного использования технологий животноводства и современного генофонда животных.
При этом будущий специалист не должен ограничиваться материалом одного учебного пособия. Необходимо изучать дополнительную литературу, вести наблюдения за организацией и выполнением производственных процессов в животноводстве и растениеводстве.
Выполнение контрольной работы направлено на формирование следующих компетенций:
• способность применять современные методы научных исследований в области производства и переработки с.-х. продукции (ПК-22);
• готовность к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научно-технической информации в области производства и переработки с.-х. продукции (ПК-23);
• способность к обобщению и статистической обработке результатов экспериментов, формулированию выводов и предложений (ПК-25).
Согласно учебному плану, студент обязан выполнить контрольную работу, которая может быть зачтена после собеседования с преподавателем.
Для написания контрольной работы студенту можно использовать рекомендуемые учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Основная литература:
1. Новиков А.М. Методология научного исследования /А.М.Новиков, Д.А.Новиков. –М:. Либроком. -280 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.methodolog.ru/books/mni.pdf. (дата обращения: 30.03.20015).
2. Основы опытного дела в растениеводстве / В.Е.Ещенко, М.Ф. Трифонова, П.Г. Копытко и др.; Под ред. В.Е.Ещенко и М.Ф. Трифоновой. –М.:КолосС, 2009. -268 с.
3. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / И.Б.Рыжков. – СПб.: Издательство «Лань», 2012. -224 с.
Дополнительная литература:
1. Викторов П.И. Методика и организация зоотехнических опытов / П.И. Викторов, В.К. Менькин .- М.:Агропромиздат, 1991. -112 с.
2. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 128 с.
3. Кожухар, В.М. Основы научных исследований : учебное пособие / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К*. - 2010. - 216 с.
4. Кузнецов, И.Н. Методика научного исследования / И.Н. Кузнецов. – Минск. – Феникс. - 1997. - 367 с.
5. Кузнецов, И.Н. Интернет в учебной и научной работе: практическое пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К*. - 2002. - 192 с.
6. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы : Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов. - М., Колос. - 2002. - 163 с.
7. Лакин Г.Ф. Биометрия: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. /Г.Ф.Лакин. –М.: Высшая школа. -1980. -293 с.
7. Меркурьева, Е.К. Биометрия в селекции и генетике сельскохозяйственных животных / Е.К. Меркурьева. - М.: Колос. - 1997. - 423 с.
8. Овсянников, А.М. Основы опытного дела в животноводстве А.М. Овсянников. - М.: Колос. - 1976. - 303 с.
9. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. - 3-е изд. - М.: Дашков и К*. - 2010. - 244 с.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
На вопрос о дисциплине необходимо дать разъяснения, что изучает дисциплина «Основы научных исследований», обосновать ее связь с другими науками, дать краткую историческую и современную справку о достижениях науки, экономическом и социальном значении актуальных научных разработок, значение дисциплины для дальнейшего развития современной зоотехнии и агрономии. Необходимо хорошо усвоить инновационные процессы в науке, ученые степени и ученые звания, систему подготовки научных кадров, а также современное направление исследований ведущих научно-исследовательских организаций в области животноводства и растениеводства.
Зоотехнических опытов
При изучении этого основного раздела студент должен усвоить:
Понятия об общих методах, методологии и направлениях научных исследований в зоотехнии. Планирование научно-исследовательской работы, методики исследования и его основных этапов. Апробация результатов исследования по материалам зоотехнических опытов. Техника проведения зоотехнических опытов в животноводстве. Опыты по переваримости кормов и обмену веществ в организме животных. Расчет экономической эффективности по результатам исследования. Общие методические критерии по постановке зоотехнических опытов.
Вычисление средних величин
Наблюдения, проводимые над биологическими объектами, могут охватывать всех членов изучаемой совокупности (сплошное наблюдение), а могут ограничиваться обследованием лишь части (выборочное наблюдение). Совокупность из которой отбирается часть – это генеральная совокупность, а отобранная часть – выборка. По выборке судят о состоянии всей генеральной совокупности. Например, нецелесообразно высевать всю партию семян для того, чтобы определить их всхожесть или силу прорастания. Поэтому в большинстве случаев обходятся выборочными наблюдениями (исследованиями).
Количественные показатели (живая масса животных, количество яиц, количество протеина в зерне, удой молока, урожайность зерна и т.п.), которые позволяют судить о качественном своеобразии варьирующих объектов и сравнивать их между собой, называются статистическими характеристиками.
Наиболее важные из них средние величины и показатели вариации признаков.
Средние величины обладают большей устойчивостью, способностью характеризовать группу однородных единиц одним средним числом.
Средняя арифметическая (Х или М) – наиболее распространенный и широко применяемый статистический показатель среднего значения варьирующего признака при количественном его выражении.
Среднюю арифметическую в малочисленных выборках (до 30 особей) вычисляют прямым способом - определяется как сумма всех членов совокупности, делённая на их общее число - n.
Х ,(1)
где х1, х2, хn – члены совокупности.
Х показывает, какое значение признака наиболее характерно в целом для конкретной совокупности животных.
Например, в группе их 10 коров суточный удой молока отдельных особей составил, кг: 18,4; 15,5; 19,1; 14,4; 18,7; 16; 19,5; 17; 20,1; 17,3. Следовательно, средняя арифметическая для группы коров
Х = = 17,6 кг
Средняя взвешенная (Хвзв) представляет собой результат усреднения средних арифметических нескольких совокупностей. Она вычисляется по формуле:
Хвзв= = , (2)
где Хвзв – средняя взвешенная;
Х1, Х2, Х3…- средние арифметические первой, второй и т.д. совокупностей;
n1, n2, n3 – объем этих совокупностей.
Пример. Требуется вычислить среднюю жирность молока, полученного от коровы за первый квартал, по приведенным ниже данным (табл.1).
Таблица 1 – Данные о содержании жира в молоке и удоях коровы
Месяцы | Средняя жирность молока (Х), % | Удои (n), кг |
Январь | 4,0 | |
Февраль | 3,8 | |
Март | 4,0 |
Средняя взвешенная за квартал равна:
Хвзв = = 3,93%
Средних арифметических
Число вариант | Конс-танты | Число вариант | Конс-танты | Число вариант | Конс-танты | Число вариант | Конс-танты |
0,2904 | 0,0096 | 0,0037 | 93-96 | 0,0014 | |||
0,1809 | 0,0091 | 0,0036 | 97-100 | 0,0013 | |||
0,1253 | 0,0086 | 0,0035 | 0,0012 | ||||
0,0934 | 0,0082 | 0,0034 | 0,00062 | ||||
0,0731 | 0,0078 | 0,0033 | 0,00045 | ||||
0,0592 | 0,0074 | 0,0032 | 0,00032 | ||||
0,0492 | 0,0070 | 0,0031 | 0,00024 | ||||
0,0418 | 0,0067 | 0,0030 | 0,00019 | ||||
0,0360 | 0,0064 | 57-58 | 0,0029 | 0,00016 | |||
0,0315 | 0,0062 | 0,0028 | 0,00013 | ||||
0,0278 | 0,0059 | 60-61 | 0,0027 | 0,000107 | |||
0,0248 | 0,0056 | 0,0026 | 0,000097 | ||||
0,0223 | 0,0054 | 63-64 | 0,0025 | 0,000085 | |||
0,0202 | 0,0052 | 65-66 | 0,0024 | 0,000076 | |||
0,0184 | 0,0050 | 67-68 | 0,0023 | 0,00068 | |||
Продолжение таблицы 4 | |||||||
0,0169 | 0,0048 | 69-70 | 0,0022 | 0,000061 | |||
0,0156 | 0,0047 | 71-72 | 0,0021 | 0,000055 | |||
0,0144 | 0,0045 | 73-74 | 0,0020 | 0,000050 | |||
0,0133 | 0,0043 | 75-77 | 0,0019 | 0,000046 | |||
0,0124 | 0,0042 | 78-80 | 0,0018 | 0,000043 | |||
0,0110 | 0,0040 | 81-83 | 0,0017 | 0,000040 | |||
0,0102 | 0,0039 | 84-87 | 0,0016 | - | - | ||
0,0099 | 0,0038 | 88-92 | 0,0015 | - | - |
Таким образом, константный метод не требует возведения в квадрат каждого отклонения от средней арифметической (или самих вариант) и вычисления квадратного корня.
Пример. Вычислить среднюю арифметическую величину и ее статистическую ошибку следующего вариационного ряда.
Варианты (х) | Σ х = 130 | ||||||||||
Отклонения а = х - Х | Σ а = 12 |
При n = 10 средняя арифметическая равна Х = = 13,0
Константа Молденгауэра (К) при десяти вариантах равна 0,0418. Подставляем в формулу Петерса:
Sх = К × Σ а = 0,0418 × 12 = 0,5016 ≈ 0,5
Таким образом, данный вариационный ряд характеризуется
Х ± Sх = 13,0 ± 0,50
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
4.1 Общие требования по выполнению контрольной работы
Студент рукописно выполняет контрольное задание, которое определяет по таблице в соответствии с шифром. Задание должно быть оформлено аккуратно, написано четким, разборчивым почерком в объеме 12 или 18 листов учебной тетради. На вопрос контрольного задания необходимо дать развернутый, конкретный, полный ответ. Методы исследований следует описывать вместе со схемой, указанной в методическом пособии.
В завершение контрольного задания следует привести список использованной литературы с указанием года издания. Преподаватель проверяет выполненное задание, делает пометку «Допущен к собеседованию» или «На доработку». Студент в удобное для него время в межсессионный период или в период сессии сдает подготовленное контрольное задание при устном собеседовании.
Список использованной литературы
1. Гофман – Кадочников П.Б. Руководство к практическим занятиям по генетике /П.Б. Гофман – Кадочников, С.Х.Ларцева. М., «Колос», 1975. -224 с.
2. Краткое пособие для проведения научно – исследовательских работ /А.Г.Зелепухин, В.И.Левахин, А.В.Харламов и др. – Оренбург.: Издат. центр ГНУ ВНИИМС, 2005. – 75 с.
3. Лакин Г.Ф. Биометрия: Уч. пособие /Г.Ф. Лакин. -М.: Высш. школа, 1980. -293с.
Маслюк Анна Николаевна
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки с.-х. продукции»
по дисциплине «Основы научных исследований»
Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс
Объём 1,4 печ. л. Тираж 30 экз.
ФГБОУ ВО УрГАУ
620075, Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42
ОСНОВЫ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения контрольной работы для студентов
заочной формы обучения направления подготовки
Технология производства и переработки с.-х. продукции»
по дисциплине «Основы научных исследований»
Екатеринбург 2015
УДК: 57.087.1
Составитель: доцент кафедры кормления и разведения животных, к.б.н. А.Н. Маслюк
Рецензент: доцент кафедры частной зоотехнии, экологии и зоогигиены, к.б.н. О.В. Чепуштанова
Основы научных исследований: Методические указания для выполнения контрольной работы. - Екатеринбург.: ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 2015. - 26 с.
Даны методические рекомендации для изучения материала и написания контрольной работы по дисциплине «Основы научных исследований»
Предназначены для студентов заочной полной и сокращенной форм обучения по направлению подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки с.-х. продукции»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией технологического факультета (протокол № 15 от 07.04.15 г.)
© ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 2015 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………4
1.Общие методические рекомендации
по изучению дисциплины……………………………………………..5
2. Структура дисциплины …………………………………………….7 2.1.Введение……………………………….…………………….….7
2.2. Основные методические приемы проведения
зоотехнических опытов…………..…………………………….7
2.3.Теоретические основы агрономических исследований………8
2.4. Работа над рукописью научного труда………………………. 8