Тема 3. земельный строй и земельная реформа, основные аспекты и меры землеустройства
Земельные отношения — это общественные отношения людей, связанные с распоряжением, владением и пользованием землей. Они являются составным элементом производственных отношений и относятся к экономическому базису общества. Более конкретно - это система социально- экономических связей но поводу владения, пользования и распоряжения землёй, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, организацию использования и т. д. Земельные отношения возникают между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, между гражданами по поводу пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также государственного управления земельными ресурсами.
Земельные отношения — это общественные отношения, связанные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулированные законом, они приобретают форму земельных правоотношении, непосредственным объектом которых являются земельные участки разной площади, местоположения, качества и назначения.
Земельные отношения являются составной частью общественных отношений и по своей природе относятся к экономическому базису общества. Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерностей. Например, закон стоимости в определенной степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недвижимого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее.
Вместе с тем в любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствующий механизм их правового и экономического регулирования, а также государственные организации, приводящие в действие этот механизм, образующий земельный строй общества.
Земельным строем - называется система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией их регулирования. Другими словами, земельный строй — это определенный государственный порядок использования земли.
Землепользование – это определенный участок земли, который находится в хозяйственном распоряжении или в собственности отдельных лиц, коллективов, организаций, предприятий или государства в целом. Другими словами, это использование земли, включая правовые формы и способы хозяйственной эксплуатации земли как ресурса.
Землепользование в правовой точки зрения – это право использовать земельный участок для конкретных целей (например, для с/х хозяйства, лесного хозяйства и др.)
Существующий до начала земельной реформы в России земельный строй в основном характеризовался следующими чертами и особенностями.
Единым собственником земли было государство. Всем, кому земля требовалась, она представлялась только в пользование. Участки земли, значительные по площади и по ценности, представлялись только высшими государственными органами. В пользование земля представлялась бесплатно. Основными землепользователями в сельском хозяйстве были совхозы, колхозы другие с/х предприятия. Гражданам земля предоставлялась только для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Государство имело монополию на земельную собственность. Существовавший земельный строй не обеспечивал эффективного использования земли в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, успешное решение продовольственной проблемы. Отсутствовала возможность успешного развития крестьянских хозяйств.
Современный земельный строй России характеризуется следующими основными особенностями:
- земля является достоянием народов, проживавших на данной территории;
- земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности;
- граждане имеют право на получение земельных участков;
- многообразие и равенство всех форм собственности;
- равноправное развитие всех форм хозяйствования на земле;
- приоритетное использование земли для нужд сельского хозяйства;
- функции распоряжения землей осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления;
- землевладение и землепользование является платным в форме земельного налога и арендной платы;
- права собственников, владельцев. Пользователей и арендаторов земли защищаются и гарантируются законом;
- земля должна использоваться эффективно и охраняться от неблагоприятного воздействия;
- землевладельцы и землепользователи имеют право собственности на посевы и постройки сельскохозяйственных культур и насаждений;
- государство контролирует использование и охрану земель, соблюдение требований земельного законодательства.
Говоря о хозяйственной эксплуатации земли, выделяют различные формы ее использования. Эти формы определяются уровнем развития общественного производства; исторически они менялись – от примитивных к более развитым.
К примитивным формам землепользования относятся кочевая, полукочевая и очагово-оседлая (заимочная).
С развитием производительных сил и производственных отношений, появлением классов и усложнением социальной структуры, возникновением отношений собственности на землю и другие средства производства возникают общинные и индивидуальные формы землепользования и свойственные им системы хозяйства.
Элементы организации территории делятся на общие и специфические.
К общим элементам относятся границы, земельные участки, земельные угодья, территориальные зоны и т. п. Их называют общими, поскольку они присутствуют всегда независимо от целевого назначения и способа использования земель.
К специфическим элементам организации территории относятся такие, которые свойственны только отдельным категориям земельного фонда, землевладений и землепользований. Это могут быть железные и автомобильные дороги, линии электропередач и связи.
Элементы организации территории делятся также на линейные и участковые. К линейным относятся дороги, лесополосы, каналы, линии электропередач, связи и т.д. Участковые элементы состоят из участков, имеющих неодинаковый организационно-правовой статус, форму собственности, хозяйственное использование, размер и размещение.
Землеустройство (ЗУ)– это система мероприятий экономических, технических, правовых, экологических и социальных мероприятий направленных на рациональное и эффективное использование земель.
Экономический аспект – экономическая сущность ЗУ заключается наиболее полным соответствие форм и элементов организации общественного производства.
Технический аспект – один из технических черт ЗУ и конечными продуктами являются местоположение земельного участка, площадь и границы землепользований севооборотных массивов и полей, чтобы обеспечить необходимую точность измерение местоположение и площади участков используют определенные геодезические приемы, и правила, с помощью которых составляют планово-картографический материал.
Правовой аспект – ЗУ базируется на земельное законодательство.
Социальный аспект – развитие с/х производства невозможно без решение жилищно-бытовых условий для сельских жителей т.е. необходимо строить культурно-бытовые учреждение, учебно-воспитательные, торговые, спортивное и т.д. но сельских населенных пунктов основной тип застройки одноэтажные. Для того чтобы улучшить условие сельских жителей необходима увеличить площадь под культурно-бытовые строение, но за счет земель не с/х назначение или за счет с/х земель худшего качества.
Экологический аспект – ЗУ заключается в учете экологических взаимосвязи между компонентами природы и элементами агроландшафта. Землеустроителям необходима научится организовать территорию не нарушая природный потенциал и воспроизводства.
Две основные задачи землеустройства: 1. Рациональное использование земли предполагает экономное ее расходование и всегда связывается с целью сообразностью и разумностью действий. В условиях орошаемых земледелий используются рациональное использования земли и поливной воды. Но рациональное использование нельзя связывать только с/х производством, и в промышленности, и на транспорте необходима использовать и надземные, и подземные территории.
2. Эффективность – сущность этого понятия вытекает из особой роли земли как главного средства производства и означает максимальную ее продуктивность при наименьших затрата труда и средств. А там где земля является пространственным базисом наименьшую потребность земельной площади для объекта или размещение наибольшего количества объектов на каждой единицы земельной площади.
Таким образом, земельный строй общества со временем может изменяться как путем эволюции (постепенных поэтапных преобразований), так и революционными методами.
Государство, так или иначе, воздействуя на земельный строй, осуществляет земельную политику. Так называется деятельность по регулированию земельного строя, отношений между классами, социальными группами, отдельными землевладельцами и землепользователями по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения землей.
Земельная политика всегда проводится в интересах господствующих групп общества лицами, стоящими у власти. При этом используются различные меры: правовые, экономические, организационные.
Правовые меры содержат в себе моменты обязательности, властного принуждения. Они регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства, гражданского, административного и других отраслей права.
Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений, используя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирования и субсидирования, влияя на экономические интересы землевладельцев и землепользователей.
Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путем организации переселения в районы нового освоения, создания различного рода кооперативов и товариществ, подготовки квалифицированных кадров и т. д.
Земельная политика государства может осуществляться различными органами законодательной и исполнительной власти, судебными, финансовыми, банковскими службами, различными комитетами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специальных землеустроительных органов,
Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами — целенаправленное воздействие на систему использования и охраны земель в интересах развития народного хозяйства страны.
В РФ управление земельными ресурсами осуществляется на государственном и муниципальном уровнях. Управлять земельными ресурсами в пределах своих владений могут также отдельные юридические и физические лица.
Основные функции любого управления — планирование, учет, организация и контроль. Соответственно главными функциями государственного управления земельными ресурсами являются:
-информационное обеспечение управления земельными ресурсами, включая инвентаризацию земель, земельный кадастр, мониторинг и оценку земель;
-регистрация прав на земельные участки; -прогнозирование и планирование использования и охраны земель;
-зонирование территории для целей управления;
-организация рационального использования и охраны земель в системе землеустройства;
-создание правового, экономического и организационно-хозяйственного механизмов регулирования земельных отношений;
-контроль за использованием и охраной земель.
Земельные реформы, проводимые государством, являются наиболее кардинальными формами управления земельными ресурсами.
Земельная реформа — это осуществляемое государством, законодательно оформленное изменение земельного строя, как правило, включающее преобразование форм собственности на землю, передачу земли от одних собственников и пользователей другим, изменение форм устройства территории в соответствии с изменившимся земельным законодательством. Такая реформа предполагает осуществление комплекса правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.
В ходе данной земельной реформы решались следующие задачи:
-ликвидация монополии государственной собственности на землю и переход к многообразию форм земельной собственности;
-реализация прав каждого гражданина на получение земли;
-переход к платному землепользованию;
-перенос центра тяжести управления земельными ресурсами на местные органы власти (децентрализация);
-обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм землевладения и землепользования; -развитие земельного оборота;
-соблюдение важнейших приоритетов в области охраны земельных ресурсов.
Денежные средства, необходимые для осуществления земельной реформы, формировались за счет: прямых поступлений из бюджета при осуществлении утвержденных программ земельной реформы; платы за землю (земельного налога и арендной платы); компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей; отчислений от продажи земли и иной недвижимости; отчислений, связанных с регистрацией земельных участков в различных реестрах; целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию рационального использования и охрану земли; других источников (пени, штрафы, международная помощь и т.д.).
Основная тяжесть работ по реализации земельных реформ всегда ложится на уполномоченные государством землеустроительные органы.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что является объектом земельных отношений?
2.Дайте определение земельного строя общества.
3. Перечислите основные элементы земельного строя.
4. Дайте определение понятий землевладения и землепользования.
5. Перечислите основные элементы организации территории.