Тема 2. исторический опыт землеустройства
В РОССИИ
Изучение исторического опыта землеустройства дает возможность понять сущность землеустройства, закономерности его развития, современное содержание.
Во всех исторических формациях происходило соединение и взаимоприспособление в процессе труда земли и различных средств производства. С появлением собственности и разделением труда между скотоводческими и земледельческими племенами появилось потребность в отграничении земель. С возникновением частной собственности люди стали сознательно регулировать земельные отношения, целенаправленно использовать землю.
Землеустроительные действия в средние века уже носили государственный характер и были связаны с учетом земель, их разделением между землевладельцами (феодалами) и ограничением их. С развитием капитализма землеустроительные действия направляются не только на укрепление прав на земельную собственность, но и на организацию использования земли.
Деятельность по обеспечению этих процессов получила название – землемерие, межевание, поземельное устройство, а в настоящее время – землеустройство.
Исторический опыт показывает, что землеустройство в руках государства является орудием, с помощью которого господствующие классы укрепляли свою собственность на землю, регулировали земельные отношения. Землеустройство, как механизм аграрной политики, подкрепляется государственными правовыми, экономическими, организационными мерами. Изучая историю развития землеустройства, следует обратить внимание на то, что первоначально юридические и технические действия землеустройства перерастают в сложный социально-экономический процесс.
Использование многовекового опыта российского землеустройства позволяет творчески решать современные задачи. Наиболее известными землеустроительными действиями в России являются писцовые описания, генеральное и специальное межевания, поземельное устройство на основе реформ 1861 и 1906 гг.
Писцовые описания(межевания), проводившиеся в эпоху Московского государства (XV—XVII вв.), были необходимы для правильной постановки поместной системы; тем самым укреплялась государственная власть за счет раздачи земель служилым и военным людям в пользование. Поместное землевладение было временным; земля предоставлялась лишь на срок военной или гражданской службы.
Оно дополняло вотчинное землевладение, при котором земля находилась в полной собственности ее владельца. Термин «поместье» впервые встречается в одной из жалованных грамот 1407 г.
Значительные площади в то время занимали также монастырские, церковные, дворцовые и государственные землевладения, которые постоянно расширялись.
В XIV в. большинство крестьян в России были лично свободными; они владели своими наделами, выплачивая князьям определенную подать. Однако в XV—XVII вв., пользуясь экономической слабостью крестьян, при поддержке феодального государства крупные землевладельцы постепенно захватили их земли, а крестьяне перешли на положение крепостных.
Писцовые описания, проводимые под руководством Поместного приказа— государственного учреждения, ведавшего земельными делами, были необходимы не только для учета и описания земель, но и для закрепления права собственности феодалов на землю. Через приказ, который вел даточные книги, где записывалось, кому, где и за какую службу давались земли в поместное владение, регулировались земельные отношения.
Поскольку при описаниях проводилась и перепись населения, тем самым создавалась база для закрепощения крестьян.
Описания проводились писцовыми партиями, назначаемыми Поместным приказом; границы земель отмечались постоянными признаками (названием живых урочищ, рек, болот).
Петровское и Елизаветинское межевания (1684 – 1761 гг.). в царствование Петра 1, началось усовершенствование приемов межевой техники, появляется «геометрическое межевание». В 1715 г. Начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярных карт на отдельные губернии страны, они продолжались до середины 40-х годов. Карты сводили в атлас и готовили к печати, в результате были составлены первый в истории государства Атлас земель России, планы Москвы и Петербурга (1731-1739гг.). В целом государственное межевание в России после 1686 г. приостановилось на длительный срок, вплоть до издания инструкции межевщикам 1754г. Тогда при Елизавете Петровне было предпринято новое государственное межевание, оно продолжалось до самой смерти императрицы, но успеха не имело.
Генеральное межеваниепроводилось в период с 1765 по 1861 г. в целях технического и юридического оформления дворянского землевладения и обеспечения его точных границ. Вызвано это было тем, что землевладение в первой половине XVIII в. было край-не запутанным. Дворянские земли законным образом не были
оформлены, что вносило неясности при их купле, продаже, завещании, дарении, а также при пользовании различными угодьями (водопоями, лесами, дорогами и др.). Многие землевладения располагались чересполосно, имели неправильные очертания границ, вклинивания и другие недостатки.
Генеральное межевание осуществлялось на основании правительственного манифеста, опубликованного 19 сентября 1765 г., который предусматривал закрепление всех земель, фактически находившихся во владении того или иного лица, при условии отсутствия споров с соседями. В противном случае необходимо было представить документы, удостоверяющие право владения на спорные участки.
Межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный характер: работы велись землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам. Руководство и надзор за межевыми конторами, а также разрешение земельных споров, которые не решались в губерниях, вела московская Межевая канцелярия.
Кроме того, при сенате была образована межевая экспедиция — высший специальный орган по проведению генерального межевания и последняя инстанция по спорным судебно-межевым делам. Таким образом, для осуществления земельной политики государством был создан специальный аппарат (межевая служба), который проводил в жизнь его интересы в области землевладения.
При генеральном межевании использовались самые точные для того времени измерительные приборы. Велось оно по так называемым дачам — выделяемым участкам земли, отграничиваемым в натуре. В процессе межевания приходилось выполнять большой объем землемерных работ, требующих специальных знаний. Квалифицированных кадров не хватало, поэтому к межеванию привлекались все лица, знающие основы землемерия и геодезии. С 1779 г. кадры землемеров начала готовить Землемерная школа, преобразованная в 1819 г. в Землемерное училище, на базе которого в 1835 г. был организован Межевой институт (впоследствии — Московский институт
инженеров землеустройства, ныне — Государственный университет по землеустройству).
Специальное межеваниепроводилось в первой половине XIX в.
Оно «имело цель» повысить интенсивность помещичьего хозяйства и обеспечить развитие рыночного оборота земли. Дело в том, что генеральное межевание не устраняло всех противоречий в землевладениях; поэтому общие дачи генерального межевания разверстывались на дачиотдельных землевладельцев по их просьбе и за их счет. Осуществлялось специальное межевание очень медленно из-за длительных тяжб землевладельцев и стоило дорого. Все работу проводились, начиная с 1806 г., через уездных землемеров.
В конце концов правительство было вынуждено принять экономические санкции для ускорения межевания; так, по закону 1842 г. всем кредитным учреждениям запрещалось выдавать ссуды под неразмежеванные имения. В это же время был ограничен залог чересполосных владений, приняты меры по удешевлению межевых работ в генеральных дачах.
Поземельное устройство реформы 1861 г.было прямо связано с развитием капитализма в России. Крепостной строй препятствовал прогрессу земледелия, росту его товарности и интенсивности.
Обострение классовой борьбы в деревне, радикальные буржуазно-демократические и буржуазно-национальные преобразования в Европе и Америке вынудили царское правительство пойти на отмену крепостного права, и начать крестьянскую реформу.
Цель реформы заключалась в том, чтобы, освободив крестьян от личной зависимости и передав в их собственность или владение часть помещичьих земель, повысить их заинтересованность в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Первоначально крестьянам передавалась часть помещичьих земель за барщинные и оброчные повинности. Затем, после подписания с помещиком сделки о выкупе земли, крестьяне становились ее собственниками.
Выкуп осуществлялся только с согласия помещиков, которые старались затянуть этот процесс.
В ходе поземельного устройства крестьян, освобождавшихся от
крепостной зависимости, проводились следующие работы:
− установление размера земельного надела и повинностей с него;
− составление уставных грамот; определение размеров выкупных платежей; отвод земельных наделов в натуре; разверстывание и отграничение крестьянских земель от помещичьих владений.
Для проведения землеустроительных действий по разграничению крестьянских наделов помещики могли приглашать частных землемеров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами.
После отмены крепостного права в России сохранился класс помещиков, державший в своих руках рычаги государственной власти и огромные земельные богатства. Обезземеливание крестьянства ускорилось, ухудшилось его землепользование. Хотя реформа и способствовала преобразованию экономики страны на капиталистической основе, обилие крепостнических пережитков в деревне тормозило развитие сельского хозяйства.
К началу XX в. назрела необходимость в новых, более реши тельных аграрных реформах.
Столыпинская аграрная реформаначалась сразу после революции 1905 г.Ее главной целью была постепенная ликвидация крестьянской общины и переход к частной земельной собственности.
Общинное землевладение, основанное на многополосном мелком натуральном крестьянском хозяйстве и постоянных переделах земли, давно уже стало тормозом для развития сельского хозяйства. Имущественное расслоение деревни, появление большого числа «крепких хозяев» требовали постоянного, независимого от переделов владения землей, а применение машин и прогрессивных систем земледелия — укрупнения участков, ликвидации чересполосицы и других недостатков землепользования. В этих условиях правительство перешло от привычной политики охраны общины к ее полному разрушению за счет насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, снятия ограничений на размер крестьянского землевладения, продажи крепким «кулацким» хозяйствам удельных и казенных земель в единоличное владение.
В целях развития индивидуального крестьянского хозяйства правительство П.А. Столыпина организовало крупномасштабные землеустроительные мероприятия по устранению внутриселенной чересполосицы путем образования хуторов и отрубов. Это потребовало больших затрат.
Устройство хуторов и отрубов при новом землеустройстве происходило путем как добровольного, так и принудительного разверстывания кадельной крестьянской земли на старопахотных землях, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны.
Столыпинская реформа привела к определенным успехам в сельском хозяйстве. Ускорились темпы капитализации земледелия. Шире стали применяться новые машины и орудия труда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади (особенно технических культур).
Причем если в первые 3 года рост производства сельскохозяйственной продукции был незначительным вследствие коренной ломки хозяйства, то в последующем он существенно увеличился. Так, общий сбор хлеба в 1904—1910 гг. по сравнению с 1895—1900 гг. возрос на 19 %, в 1911—1912 гг. — на 34 %.
В 1913 г. валовой сбор зерновых в России на треть превышал суммарный урожай в основных странах — экспортерах зерна — Аргентине, Канаде и США, вместе взятых. За границу вывозилось 600—700 млн пудов хлеба ежегодно; кроме того, на долю России приходилось 50 % мирового экспорта яиц и около 80 % мирового производства льна. В 1913 г. за рубеж было вывезено 5,8 млн. пудов молочных продуктов, главным образом животного масла.
Завершить намеченные аграрные преобразования не удалось, они были прерваны первой мировой войной, а затем революцией 1917 г.
Далее надо уяснить основные этапы развития землеустройства после революции 1917 г.
Первым этапом было приведение в жизнь Декрета о земле. Земля передавалась крестьянству, была отменена частная собственность на землю. Поставлена задача, способствовать обобществлению единоличного землепользования. В этот период основным содержанием землеустройства была передача земель коллективным и советским хозяйствам.
В 1921 – 1927 гг. на этапе восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось крестьянским хозяйствам. Устранялись недостатки землепользования селений, разделялись крупные селения, ликвидировалась мелкополосица с разверстанием земель на поля севооборотов. Были две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное.
В период сплошной коллективизации сельского хозяйства (1928 – 1932 гг.) землеустройство было направлено на создание колхозов и совхозов. Проводилось не только образование, но и землеустройство с/х артелей. Массовые работы по землеустройству проводились на этапе выдачи с/х артелям государственных актов на бессрочное пользование землей, связанные с установлением границ и оформлением юридических документов.
С 1959 по 1954 гг. основным видом землеустроительных работ было укрупнение землепользований мелких с/х артелей. К этому времени окончательно сформировалось полное содержание внутрихозяйственного землеустройства.
В период 1954 – 1965 гг. проводились мероприятия по освоению целинных и залежных земель. Было организовано более трех тысяч новых совхозов. В это время преобладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство новых совхозов.
С 1965 г. был взят курс на мелиорацию, химизацию сельского хозяйства и его материально-техническое оснащение. В 1967 году принято постановление о неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии. Начал осуществляться комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.
С 1972 года землеустроительными органами начата разработка Генеральной схемы использования земельных ресурсов СССР на перспективу, схемы использования и охраны земель союзных республик, схемы землеустройства областей и административных районов. Проекты внутрихозяйственного землеустройства стали носить комплексный характер. Начали разрабатывать рабочие проекты на рекультивацию земель, мелиорацию, культуру и технику и т.д.
В 1984 – 1988 гг. проведены работы, связанные с введением систем земледелия, осуществлены несколько туров земельно-оценочных работ и проводится внутрихозяйственная оценка земель.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как формировались земельные отношения в период возникновения Древнерусского государства?
2. Какие инструменты использовались при осуществлении писцовых межеваний?
3. Как изменились землеустроительные органы во время царствования Петра 1?
4. Какие картографические работы проводились во время царствования Петра 1?
5. Опишите порядок межевания по инструкции 1754г. и объясните причины его неудачи.
6. Чем была вызвана необходимость проведения генерального межевания?
7. Чем была вызвана необходимость проведения специального межевания?