Основные признаки реорганизации.

На основании анализа особенностей упомянутых видов реорганизации представляется возможным выделить следующие основные черты реорганизации.

Процесс реорганизации осуществляется на основании положений нескольких законодательных актов, в том числе ГК РФ, Закона об АО, Закона об ООО и Закона о защите конкуренции. В зарубежном законодательстве правовое регулирование процесса реорганизации чаще всего является предметом отдельного нормативного акта. Это обстоятельство, а также наличие неразрешенных законодательных противоречий и недоработок и послужило причиной появления точки зрения о необходимости принятия специального закона, который бы регулировал процесс реорганизации

Реорганизация хозяйственных обществ может проходить как в добровольном, так и в принудительном порядке. В первом случае реорганизация общества осуществляется на основании решения его акционеров (участников) и проходит в любой из перечисленных выше форм (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Во втором реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и может осуществляться исключительно в форме разделения или выделения (абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

В подавляющем большинстве случаев реорганизация хозяйственных обществ происходит в добровольном порядке.

Добровольная реорганизация.Как правило, добровольная реорганизация хозяйственных обществ осуществляется по следующим причинам.

Необходимость повышения эффективности управления компанией. В ряде случаев для улучшения качества управления корпорацией требуется повысить самостоятельность ее структурных подразделений. Этого, помимо других способов, можно достичь и путем выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц. Подобный подход обычно свойствен компаниям, занимающимся различными сферами предпринимательской деятельности.

В то же время традиционные компании производственной сферы менее склонны предоставлять свободу своим структурным подразделениям и поэтому намного чаще подвержены укрупнениям. Обычно это достигается с помощью присоединения к ним дочерних обществ. Таким образом, проявляется другая тенденция - создание единого хозяйственного общества с вертикально-иерархической структурой.

Приобретение новых активов. Если компания, намеревающаяся получить доступ к имуществу сторонней организации, понимает, что приобретаемые активы органично впишутся в ее внутреннюю структуру, имеет смысл не приобретать акции (доли участия) этой организации, а осуществить ее присоединение.

Объединение активов компаний для достижения наилучших результатов. Конец 90-х гг. XX в. был ознаменован громкими слияниями крупнейших мировых корпораций. Необходимость подобных действий была обусловлена изменением рыночной конъюнктуры, в связи с чем многие корпорации встали перед выбором: либо объединиться с одним из конкурентов, либо нести убытки и уходить из бизнеса.

Повышение инвестиционной привлекательности компании. В большинстве случаев это характерно для крупных корпораций, функционирующих на рынках с высокой конкуренцией и вступающих на путь бурного развития. Перед ними стоят две основные задачи: создание положительного имиджа, т.е. формирование позитивной репутации компании, и привлечение сторонних инвестиций. Решение поставленных задач неизбежно приводит к повышению капитализации компании, что идет на пользу и самой компании, и всем группам акционеров - как прежним, так и новым. Инвестиционная привлекательность компании повышается благодаря улучшению корпоративного управления и изменению ее внутренней структуры.

Решение проблемы миноритарных акционеров. Как уже отмечалось выше, отечественная корпоративная практика знает примеры, когда реорганизация компании проходит с единственной целью - избавиться от неугодных миноритариев.

Создание холдинговой структуры с индивидуализацией самостоятельных бизнес-процессов в результате реорганизации коммерческой организации путем выделения из ее состава отдельных дочерних хозяйственных обществ. Зачастую подобные мероприятия помогают улучшить управляемость корпорации, а также снизить риски, связанные с осуществлением компанией слишком большого числа видов деятельности.

Принудительная реорганизация.Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов.

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций (ст. 27 Закона о защите конкуренции). В том случае, если коммерческая организация была создана без получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (п. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае, если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого законодательного положения. Пункт 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права здесь не происходит. Понятна мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица. Однако указанное положение Закона требует изменений и корректировки в соответствии с положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

При условии, когда хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в Законе, нарушило установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, когда коммерческая организация обязана уведомлять антимонопольные органы о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции.

Общие правила реорганизации

Необходимо особо подчеркнуть, что правила осуществления реорганизации едины как для принудительного, так и для добровольного случая. Однако, если акционеры (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами общества (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Изменяя форму ведения бизнеса, следует учитывать, что формирование имущества хозяйственных обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Это правило установлено для акционерных обществ (п. 3 ст. 15 Закона об АО). Однако есть все основания полагать, что указанные правила могут быть распространены и на общества с ограниченной ответственностью. Ведь достаточно сложно предположить, что в реорганизации хозяйственного общества принимают участие третьи лица, которые вносят в его уставный капитал какие-либо активы. Точно так же нельзя представить и передачу участниками реорганизуемого общества своего имущества в уставный капитал новой организации: если допустить подобные действия, они могут серьезно ограничить права миноритарных участников хозяйственных обществ.

В законодательстве предусмотрены особые условия реорганизации, если в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие соответственно Российской Федерации и ее субъектов в управлении компании ("золотая акция"). Представители Российской Федерации, а также ее субъектов, назначенные в совет директоров организации, могут наложить вето на принимаемое решение о реорганизации общества (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).

Следует отметить, что для хозяйственных обществ, осуществляющих отдельные виды деятельности (например, банковскую, страховую, инвестиционную), федеральными законами могут быть предусмотрены особые правила реорганизации (п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона об АО, п. 2 ст. 1

Закона об ООО). В частности, ЦБ РФ имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).

"Смешанная" реорганизация.Представляет интерес вопрос о "смешанной" реорганизации. Например, выделение хозяйственного общества и его одновременное слияние с другим обществом не может быть осуществлено в рамках единой процедуры. На протяжении долгого времени отечественные исследователи отмечали, что в зарубежных правопорядках допускается проведение так называемых смешанных форм реорганизации, тогда как в России это невозможно. Однако ситуация кардинально изменилась с принятием поправок в Закон об АО (ФЗ от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ <2>). В настоящее время акционерное законодательство предусматривает возможность разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Закона об АО). В законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью возможность осуществления "смешанной" реорганизации не предусмотрена.

Защита прав и интересов кредиторов реорганизуемых обществ.Особое внимание в действующем законодательстве уделяется защите интересов кредиторов реорганизуемых хозяйственных обществ. Реорганизация может значительно ухудшить положение кредиторов обществ, участвующих в реорганизации. Например, при выделении, когда в новое юридическое лицо выводятся высоколиквидные активы, а все основные обязательства остаются на балансе реорганизуемого общества. Маловероятно, что такой должник сможет погасить хотя бы часть своих долгов. Вот почему и в ГК РФ (ст. 60), и в Законе об АО (п. 6 ст. 15), и в Законе об ООО (п. 5 ст. 51) сделаны попытки обезопасить добросовестных кредиторов от подобных ситуаций.

В частности, не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (а при слиянии или присоединении - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в этом процессе) хозяйственное общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В этот же срок реорганизуемая компания должна опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

На основании этого кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Защита прав и интересов миноритарных акционеров (участников) реорганизуемых обществ.Зачастую рыночная стоимость акций может существенно понизиться в результате проведенной реорганизации. Вот почему владельцы голосующих акций реорганизуемых компаний, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании, вправе требовать от общества выкупа всех или части принадлежащих им акций (п. 1 ст. 75 Закона об АО). Этот принцип позволяет защитить права главным образом миноритарных акционеров, которые считают, что в результате реорганизации их имущественным интересам будет нанесен вред.

Правопреемство при реорганизации.В зависимости от вида реорганизации права и обязанности реорганизуемых лиц переходят к новым обществам на основании следующих документов:

- при слиянии, присоединении и преобразовании хозяйственных обществ их права и обязанности переходят к вновь возникшему обществу на основании передаточного акта;

- в случае разделения или выделения хозяйственного общества к вновь созданным юридическим лицам права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ).

Указанные документы играют особую роль при реорганизации, устанавливая, какое имущество и какие долги переходят к конкретным хозяйственным обществам. Учитывая важность этих документов, они должны быть утверждены общим собранием акционеров (участников) хозяйственных обществ и представлены вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих организаций (п. 2 ст. 59 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Проблемы лицензирования.При реорганизации хозяйственных обществ необходимо уделять внимание вопросу принадлежности специального права, т.е. лицензиям на право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности. Лицензия выдается строго определенному лицу, отвечающему определенным требованиям, предъявляемым к лицензируемым организациям. Вот почему лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной с момента прекращения деятельности общества в результате реорганизации (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании). Однако данное правило не распространяется на преобразование хозяйственных обществ.

Согласно ст. 11 Закона о лицензировании правопреемник преобразованной организации (вновь образованное общество) в целях закрепления за собой специального права должен не позднее чем через пятнадцать дней с даты принятия решения о преобразовании подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Особенности совершения отдельных сделок при реорганизации.Учитывая особую роль реорганизации в деятельности компании, в Законе об АО предусмотрена возможность установления особого порядка совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения. При этом сделка, совершенная с нарушением указанного особого порядка или запрета, может быть признана недействительной по иску реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, а также акционера реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, имеющего этот статус на момент совершения сделки (п. 7 ст. 15 Закона об АО).

Наши рекомендации