Социально-экономическое развитие Тамбовщины

На рубеже XX-XXI веков.

1. Промышленность.Политические процессы, экономические реформы и демографическая ситуация конца 80-х – 90-х годов подорвали экономического развитие нашего края. Начиная с 1987 г. замедлились темпы роста промышленности. С 1990 г., с началом экономических реформ, наметился промышленный спад. Нарушение хозяйственных связей, прекращение централизованного финансирования и снабжения, либерализация цен породили трудности сбыта продукции, нехватку оборотных средств, неплатежеспособность предприятий. Своей низшей точки уровень промышленного производства Тамбовщины достиг в 1996 г., когда он сократился на 61% по сравнению с показателями 1990 г.

Для Тамбовской области реформы оказались особенно разрушительны в связи с тем, что значительная часть ее предприятий обслуживала нужды военно-промышленного комплекса. Из-за сокращения оборонных заказов и проведения конверсии (перевода предприятий на выпуск мирной продукции) объем выпуска военной продукции и ее доля в общем объеме промышленного производства заметно сократились. Развитие внешнеэкономических связей, «челночного бизнеса» способствовало наполнению потребительского рынка Тамбовщины импортными товарами. Это имело отрицательные последствия для нашей легкой промышленности. Резко сократилось производство обуви, шерстяных тканей, трикотажных изделий, постельного белья, платьев, костюмов, пальто. Спад в отрасли оказался более глубоким, чем в целом в тамбовской промышленности. Неблагополучно положение и в пищевой отрасли, где выпуск продукции в 1996 г. упал вдвое по сравнению с 1990 г., прежде всего из-за ухудшения положения в сельском хозяйстве.

Вместе с тем в 1990-е годы в промышленности произошли сдвиги, без которых было бы невозможно ее развитие в условиях рыночных отношений. Более 90% государственных предприятий перешли в частную и смешанную формы собственности. Происходит структурная перестройка производства, нацеленная на выпуск законченных изделий и на конкретных потребителей. Так, например, с 1992 г. Кирсановский механический завод стал производить машины для городского коммунального хозяйства, Тамбовский завод подшипников скольжения освоил выпуск изделий малой механизации для сельхозпредприятий и фермерских хозяйств (плуги конные и тракторные, картофелекопалки, рыхлители и др.). Многие промышленные предприятия экспортируют продукцию в страны СНГ и дальнего зарубежья, что является важным источником валютных поступлений и поддержания производства.

С конца 90-х годов в промышленности появились признаки восстановления. Наименьший объем промышленного производства 1996 г. в 2001 г. превышен в 1,5 раза. Основными отраслями, обеспечившими этот рост, являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и пищевая промышленность. Относительно успешно на общем фоне развивались «Тамбовполимермаш», «Комсомолец», «Тамбовгальванотехника», «Электроприбор», «Первомайскхиммаш», «ТВЭС», Мичуринский з-д «Прогресс». Наряду с крупными, появилось много мелких предприятий, прежде всего в сфере услуг, а также в пищевой промышленности, строительном бизнесе. (фото)

Вместе с тем, нестабильным остается состояние ряда отраслей. Не завершена структурная перестройка промышленности. Спрос на продукцию большинства промышленных предприятий ниже их производственных мощностей, которые используются в некоторых отраслях всего на 10-30%. Низкий уровень спроса, в свою очередь, приводит к тому, что себестоимость выпускаемой продукции из-за всевозможных косвенных затрат (на отопление, освещение, амортизация и т.п.) становится непомерно высокой. В результате получается «замкнутый круг»: цены растут, и спрос на продукцию продолжает оставаться на низком уровне. В этих условиях необходима взвешенная политика руководства предприятий, основанная на инновациях, позволяющих снизить себестоимость выпускаемой продукции и завоевать новые рынки.

2. Транспорт и связь.Не обошел кризис и тамбовский транспорт. Объемы перевозок в начале 1990-х годов сократились. В упадок пришел водный транспорт области: с 1993 г. прекратились перевозки грузов, с 1996 г. – экскурсионные перевозки пассажиров по Цне. Во второй половине 1990-х годов перестали выполняться регулярные гражданские авиарейсы. Ныне основные транспортные артерии края – железнодорожные магистрали, по которым перевозится более 90% грузов. Важную и растущую роль играет автомобильный транспорт. Через территорию области проходят федеральная трасса «Каспий» (Москва-Волгоград – Астрахань), важные автодороги республиканского подчинения связывают Тамбов с Липецком, Воронежем, Пензой и Шацком. Постепенно увеличивается сеть автодорог с твердым покрытием, но по этому показателю, как и по их качеству, Тамбовская область существенно отстает от многих других регионов. Чрезвычайно быстрыми темпами растет автопарк области, удваиваясь каждые 10 лет. В 1940 г. число автомобилей составляло 4 тыс., к 2005 г. – 230 тыс. автомобилей. В 1996 гг. Особенно заметен рост числа автомобилей, находящихся в частной собственности. Если в 1960 г. на 1000 человек населения приходилось 0,8 автомобиля, то в 2004 г. – 151 автомобиль. Такой скачок создает большие проблемы устаревшим городским транспортным развязкам. (фото)



Наши рекомендации