Тамбовская епархия в XIX – нач. XX веков.

1. Территориально-административное устройство Тамбовской епархии. Духовное сословие. В XIX– начале XX веков границы и структура управления Тамбовской епархии оставались прежними. Епархия подразделялась на благочиния (округа), к началу XX в. их стало 59. Каждый округ, насчитывавший обычно около двух десятков приходов, возглавлял благочинный, назначаемый епископом из числа опытных священников.

С увеличением численности населения возрастало и количество приходских церквей. В 1859 г. их было 889, к 1917 г. – около 1400. Иногда один приходской храм приходился на село и два десятка соседних деревень, в крупных селах могло быть два-три храма. Помимо духовных функций, приходы выполняли запись актов гражданского состояния (рождений, смертей, браков). В храмах звучали не только проповеди, но и оглашались важные правительственные документы.

К 1917 г. в Тамбовской епархии к духовному сословию относилось более 18 тысяч человек (0,5% населения).

На протяжении всего XIX в.путь человека родившегося в семье служителя церкви был предопределен. Юноши 7- или 8-летнего возраста поступали в духовное училище, потом в семинарию. По окончании семинарии, избравшие церковное поприще женились, посвящались в сан и отправлялись на приходское служение. Дочери священнослужителей часто выходили замуж за будущего священника. До 1870-х годов существовала традиция, по которой священническое место переходило по наследству к тому, кто брал в жены дочь служившего в этом приходе священника.

К концу века подобная замкнутость духовенства стала разрушаться. Нередко служителями церкви становились представители других сословий (в основном крестьяне и мещане), а выходцы из священнической среды поступали на гражданскую службу.

Приходской священнослужитель обычно жил той же жизнью, что и его прихожане. Сельский священник, как крестьянин, занимался полевыми и другими хозяйственными работами. Нередко хорошо знавший своих прихожан священник был для них и духовником, и советчиком в хозяйственных делах, и даже врачом. Слово авторитетного служителя алтаря было решающим и в общественных делах.

2. Тамбовские храмы. Массовое строительство каменных церквей началось со второй половины XVIII в. Оно требовало специальных знаний и опыта. При отсутствии грамотных специалистов развитие получило «образцовое строительство», т.е. по типовым образцовым проектам, разра­ботанным столичными архитекторами. Большинство каменных храмов Тамбовщины возводились по этим образцам, но при всей их схожести, они отличаются друг от друга, что свидетельствует о творческом подходе строителей к делу. Обычно каменные храмы были холодными, не имели отопления. С середины XVIII в. в двух- и трехпрестольных церквях стали выделять один придел, который отапливался, в зимнее время его отгораживали от ос­тальных частей храма и в нем совершали богослужения.

В первой половине XIX в. каменные храмы строились в основном на пожертвования помещиков в сельской местнос­ти и купцов в городах. Во второй половине XIX в. каменные храмы строили на свои средства крестьянские общины зажиточных сел (с. Сухой Калаис Кирсановского уезда, с. Серповое Моршанского уезда и др.). Церкви конца XIX– начала XX веков в большинстве построены на средства крестьян и купцов, участие помещиков в финан­сировании строительства заметно упало.

Одним из первых тамбовских архитекторов можно считать тамбовского краеведа протоиерея Стефана Березнеговского (1797—1868). Он не имел специального образования, но «глубоко освоил строительно-архитектурное дело». Во второй половине XIX в. архитектурный надзор за строи­тельством церквей осуществляли архитекторы А.С. Четвериков, А.Ф. Миролюбов, А.И. Карпетов, Ф.А. Свирчевский. С 1902 г. епархиальным архи­тектором стал выпускник Императорской академии художеств В.И. Фрейман, который пребывал на должности вплоть до 1917 г.

Храмы являлись украшением своей местности. Среди интересных в архитектурном отношении памятников церковного зодчества, уцелевших до нашего времени, Благовещенская церковь в с. Новотомниково, Троицкая в с. Бондари, Воскресенская в с. Большом Гагарине, Ильинская в Мичуринске, Воскресенская в с. Старая Ольшанка, Боголюбский собор в Мичуринске и Троицкий в Моршанске.

3. Тамбовские монастыри. XIX в. отмечен постоянным ростом числа монастырей. В это время появилось 16 из 27 местных монастырей и монашеских общин.

Тамбовские монастыри были многолюдны. Самыми крупными были женские монастыри: Тамбовский Вознесенский и Кирсановский Тихвино-Богородицкий, в каждом из них проживало больше 500 человек. Из мужских монастырей по численности насельников выделялась Саровская Успенская пустынь (более 300 человек). А всего в тамбовских монастырях проживало около 5000 человек. Ежегодно тысячи православных со всей России посещали тамбовские обители. Особенно популярны среди паломников были Саровская пустынь и Вышенский Успенский мужской монастырь.

Потребность в самообеспечении сделала монастыри центрами ремесел. В женских монастырях ткали, пряли, шили золотом и бисером, писали и украшали иконы. В мужских монастырях занимались пчеловодством, работали по дереву, выделывали обувь, переплетали книги.

Тамбовские монастыри отличались и своей социальной и благотворительной деятельностью. Обители имели приюты для сирот, богадельни для престарелых или странноприимные дома. В неурожайные годы монастыри открывали свои закрома, раздавали хлеб, устраивали столовые для бедных. В обычное же время любой странник мог найти в монастыре кров и пищу. Велика была роль монастырей в деле духовного просвещения. Каждый монастырь владел библиотекой, содержал школы для детей (две самые крупные церковные школы в Тамбовской епархии Вышенско-Купленская и Свято-Ольгинская принадлежали монастырям).

4. Тамбовская Духовная семинария.В 1780-х годах городские власти выделили место для строительства здания духовной семинарии. Корпус главного духовного учебного заведения Тамбовщины неоднократно перестраивался и в начале XX в. приобрел существующий до сего дня вид, привычно украшающий собой архитектурный облик Набережной областного центра.

Тамбовскую духовную семинарию возглавлял ректор, инспектор надзирал за воспитательным процессом, эконом ведал хозяйственными делами. В начале XX в. в семинарии обучалось более 600 человек. Курс обучения в семинарии длился шесть лет и состоял из шести классов по два отделения в каждом классе (1 и 2 разряда). Обучение в семинарии было платным, однако существовала широкая возможность для выходцев из семей духовенства обучаться за казенный счет или получать стипендии, часть которых учредили благотворители. При семинарии существовало общежитие, но многие семинаристы жили на квартирах в городе.

В течение XIX в. перечень преподаваемых предметов менялся. Он содержал не только церковно-богословские дисциплины, но и историю, древние и новые языки, физику, психологию, логику, алгебру, дидактику и педагогику, историю русской словесности, географию и др. Одно время в Тамбовской семинарии преподавался мордовский и татарский языки, а преподаватель Тюменев одним из первых перевел Евангелие на мордовский язык. Еще в 1788 г. начала формироваться фундаментальная семинарская библиотека. Здесь были представлены почти все богословские издания, выходившие в нашей стране и в европейских центрах научно-богословской мысли. Много книг семинарии жертвовали тамбовские епископы. Среди семинарских книг находились немало настоящих раритетов.

После реформ духовно-учебных заведений в 1867 – 1870 годах при семинарии появилась образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов.

Славу преподавательского корпуса Тамбовской духовной семинарии в разные годы составляли: создатель одной из лучших русских грамматик Н. Говоров, логик и философ протоиерей М. Сладкопевцев, основатель тамбовской школы пчеловодства С. Вадковский, врач и педагог Вишневский, словесник Н. Орлов, исследователь и знаток русской певческой культуры протоиерей В. Лебедев, один из первых серьезных исследователей иконографии архимандрит Христофор и др.

Известность семинарии принесли и ее выпускники: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), митрополит Вениамин (Федченков), знаменитый миссионер, епископ Иркутский Вениамин (Благонравов), автор многих церковно-исторических трудов архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), св. Оптинский старец Амвросий (Гренков), духовный писатель архимандрит Тихон (Ципляковский), профессор Московского университета, исследователь русскихФ летописей А.Н. Попов, доктор медицины И.Е. Добродеев, профессор Киевского университета историк и этнограф Н.Я. Аристов, ботаник Н. Гремяченский, тамбовский историк и краевед И.И. Дубасов и др.

5. Социальная¸ просветительская и благотворительная деятельность. Общественное служение стало в XIX в. постоянной заботой церкви. Более тысячи церковно-приходских попечительств решали различные задачи от ремонта храмов, ухода за кладбищами до организации богаделен для престарелых людей и сиротских приютов. Важный элемент приходского служения – забота о беднейших прихожанах. Попечительства собирали деньги, продукты, одежду и раздавали нуждающимся. Одной из форм общественной деятельности была организация братств. Тамбовское Крестовоздвиженское братство, возглавляемое протоиереем М.И. Гроздовым, при помощи благотворителей построило в губернском центре вместительный приют для слепых детей. Здесь лишенные зрения дети получали образование и рабочие специальности, что позволяло им в будущем кормиться трудом своих рук. Некоторые братства сосредоточивались на религиозно-нравственном просвещении народа. Так, Тамбовское Серафимовское Богородичное братство поддерживало миссионерство и борьбу с сектантством.

Войны и народные бедствия сопровождались дополнительными усилиями церкви в социальной помощи. Во время Первой мировой войны при монастырях устроили лазареты, приюты для детей павших воинов, мастерские для инвалидов войны, проводился сбор денежных средств и вещей. С конца XIX в. при многих церквах создавались общества трезвости, которые вели борьбу с пьянством. Трезвенническое движение распространилось по епархии и положительно повлияло на нравственную обстановку в селах.

Важнейшей просветительской деятельностью церкви являлись церковно-приходские школы. Строительство школ проводилось по решению прихода, который собирал средства на содержание помещения. Детям крестьян давалось начальное образование и воспитание в традициях Православной церкви. К 1917 г. на территории Тамбовской епархии было более 1100 церковно-приходских школ. В них обучалось около 70 тысяч детей. В программу церковных школ входили: русский и славянский языки, арифметика, чистописание, Закон Божий, география, российская история, словесность. Поступали в школу в 8-9 лет, учились 6-7 лет. Для наиболее способных был открыт доступ в так называемые второклассные церковно-приходские школы (их в епархии было 15), выпускник которых получал диплом учителя начальных школ. При многих школах действовали мастерские, обучавшие профессиям сапожника, столяра, переплетчика, плотника.

Учительские кадры подготавливало и основанное в 1863 г. Епархиальное женское училище. За годы своего существования его окончило свыше 2 тысяч девушек.

Подспорьем в просвещении народа являлись приходские библиотеки (ок. 1200 по епархии), которые удовлетворяли первоначальную потребность в чтении.

6. Подвижники благочестия.XIX столетие дало множество подвижников веры и благочестия как официально канонизированных, так и тех, чьи имена не были внесены в святцы.

С Тамбовщиной неразрывно связан известный русский святой Серафим Саровский (Прохор Исидорович Мошнин). Он родился 19 июля 1759 г. в купеческой семье в г. Курске. В 17-летнем возрасте Прохор удалился на жительство в Саровскую пустынь Тамбовской губернии. В 1786 г. он принял монашеский постриг и получил новое имя – Серафим. Вскоре его рукоположили в сан иеродьякона, а в 1794 г. – иеромонаха. Серафим решил вести отшельнический образ жизни и надолго уединился в келии-избушке в лесной чаще, проводя время в посте, молитве и рукоделии. После многих лет затвора Серафим стал выходить в Саровскую обитель. Огромное число людей со всех концов России потянулось к нему, чтобы исцелиться от недугов, принять благословение и услышать духовные наставления. Каждого приходящего подвижник встречал ласковыми словами: «Радость моя, Христос воскресе!», старался угостить хотя бы сухариком. Простые и сердечные слова старца производили на слушателей глубокое духовное впечатление, склоняли людей к перемене образа жизни.

Скончался Серафим 2 января 1833 г. на коленях перед иконой Богоматери. Людское море проводило подвижника в последний путь. Почитание саровского старца после его смерти возрастало. В июле 1903 г. состоялось официальное прославление и связанные с ним торжества, ставшие праздником всей Российской церкви. В дни торжеств Саровскую пустынь посетило несколько сот тысяч паломников, в том числе император Николай II и его семья.

7. Религиозные организации и течения. К 1915 г. из почти четырехмиллионного населения в Тамбовской губернии официально проживало 35 тыс. мусульман, около 2 тыс. католиков, около 3 тыс. иудеев и примерно 21 тыс. приверженцев других религиозных течений, обозначенных термином «сектанты».

Тамбовщина продолжала оставаться одним из центров распространения сектантства. Самым многочисленным в нашем крае было молоканство (до 9 тыс. человек). Особенно много молокан проживало в Тамбовском, Моршанском и Борисоглебском уездах. С 1880-х гг. местные молокане заинтересовались религиозно-философским учением Л.Н. Толстого. Молоканам оказались близки его этические взгляды, воззрения на государство и церковь. Молоканский проповедник и писатель из с. Чернавки Т.Ф. Гаврилов даже лично встречался с графом в Ясной Поляне.

В 1880-е годы в. в Тамбовской губернии появился баптизм. Первыми его распространителями на Тамбовщине были торговцы Мазаевы и В.В. Иванов. Крупным центром баптизма стало с. Липяги Борисоглебского уезда (около 700 человек). Всего же приверженцев баптизма насчитывалось до 1800. Вероучение баптизма было схоже с молоканским, что в соединении с активной проповедью способствовало его проникновению в крестьянскую среду. Молитвенные собрания баптистов отличались простотой: пение положенных на обычные мелодии стихов перемежалось чтением Библии и проповедями.

Основанная ещё в XVII в. секта хлыстовв начале XIX столетия появилась и на территории нашего края. Видную роль в распространении хлыстовства сыграл житель с. Перевоз (ныне Ржаксинского района) Аввакум Копылов. На Тамбовщине хлысты получили название «постников». В 31 населенном пункте проживало до 1500 последователей хлыстовства. Причудливое вероучение хлыстов представляло Бога высшей таинственной силой, а Иисуса Христа – человеком наиболее одаренным этой силой. Христов может быть много, как и богородиц, как называли сектанты женщин, «родивших Христа по духу». Таким «христом» был объявлен сам Аввакум Копылов и иные руководители секты. Молитвенные собрания хлысты устраивали в обычных домах. Нередко их моления доводили присутствовавших до религиозного исступления. Жившие замкнутой религиозной жизнью общины хлыстов активно помогали единоверцам и особенно людям, желавшим присоединиться к хлыстовству.

По указу 1905 г. о веротерпимости большинство религиозных течений получило свободу исповедовать открыто свою веру, издавать необходимую литературу, строить молитвенные помещения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что такое духовное сословие? Какую роль играло духовенство в жизни общества?

2. Каково значение монастырей?

3. Духовные семинарии в Российской империи считались средним учебным заведением. Попробуй сравнить семинарское образование со школьным. Что общего и в чем различие?

4. Какие новые религиозные организации и течения появились в нашем крае в XIX в.?

5. Подготовь сообщения: «Памятники церковной архитектуры XIX – нач. XX веков», «Тамбовские подвижники веры и благочестия XIX в.».

Культурная жизнь

1. Изменения в культуре крестьян.После отмены крепостного права произошли изменения не только в быту, но и нравах, культуре крестьян. К началу XX в. изменилось их отношение к учебе детей. Раньше мальчиков не понуждали к учению и была поговорка: «Хочешь учись – хошь нет». Теперь становилось нужным, чтобы они прошли хотя бы два класса школы. А учебу девочек по-прежнему считали не очень нужной. В деревне говорили: «Девке на военную службу не идти, а прясть и ткать может и так».

В старинные времена молодые крестьяне не могли женить­ся по собственной воле. За них решали родители, а иногда и помещики. С начала XX в. крестьяне все чаще самостоя­тельно вступали в брак. Один крестьянин после революции вспоминал о своей молодости: «Я женился – отца не спра­шивался. Сам себя усватал (1908 г.). Отец был рад-доволен. До этого вперед годом отец хотел меня женить, но я само­стоятельно себя поставил. Наши братья и сестра сходились по собственному согласию, не под игом отца».

Изменялись и другие старинные обычаи. Постепенно ис­чезли девичьи хороводы. Реже проводились кулачные бои. На гуляньях дудочки и балалайки заменяла го­родская гармонь. Наиболее распространенным гуляньем оста­валась «улица». Молодежь стала более свободной. На улич­ные гулянья собирались теперь не только по праздникам, но и каждое воскресенье. Девушки раньше держались в сто­ронке. В новые времена они уже гуляли вместе с парнями.(рисунок)

С конца XIX в. в тамбовской деревне модными стали по­сиделки небольшими группами. Почти в каждом селе были дома, где собиралась молодежь. Молодые люди заранее договаривались с хозяйкой. За «посидение» ей каж­дый парень платил несколько копеек за себя и девушку, за которой ухаживал. Зимой парни покупали орехи, конфеты, яблоки, пироги и другое угощение, а также керосин для лампы. На посиделки приглашали гар­мониста. Весь вечер молодежь пела, плясала, играла в раз­личные игры. На таких вечерах выбирали невест и приглядывали женихов.

2. Школы, учащиеся, учителя.Подъем хозяйства Тамбовской губернии, некоторое улуч­шение жизни народа после отмены крепостного права по­влияли на развитие культуры. В это время заметно выросла грамотность населения. Как мы уже писали, крестьяне, все чаще отдавали своих детей в школу. Еще больше в учебе детей было заинтересовано городское население. Работа на завод­ских станках и машинах, на железнодорожной технике, тор­говля, государственная служба требовали не просто элементарно грамотных, а образованных людей. Даже самые бедные ремесленники и торговцы, дворники и почтальоны, сторожа и приказчики старались выучить своих детей хотя бы в начальных школах. (фото)

В конце XIX в. таковые были по всех городах Тамбовской губернии. Люди побогаче, особенно дворяне, купцы, фабриканты, отдавали своих сыновей и до­черей в гимназии и реальные училища. В гимназии детей больше учили русскому и иностранным языкам, литературе, истории, чтобы потом можно было поступить в университет и стать учителем, врачом, судьей, государственным служащим. Учеников реальных училищ готовили к высококвалифицированной работе в промышлен­ности, на железных дорогах, в торговле. Поэтому там особое внимание уделялось математике, физике, химии, природове­дению. Только в Тамбове в начале XX в. было пять гимназий и одно реальное училище. Гимназии и реальные училища бы­ли и в других городах губернии. (фото)

Но все-таки одного желания учиться было еще мало. В конце XIX в. только каждый шестой житель Тамбовской губернии умел читать и писать. Остальные даже не умели расписаться и при необходимости личной подписи стави­ли крест, просили грамотных родственников или соседей на­писать письмо или прочесть книгу. Об окружающем мире многие судили по слухам, рассказам заезжих торговцев, странников-богомольцев, мужиков, уходивших на заработки.

К сожалению, исторические документы мало что сохранили о преподавательской деятельности учителей школ Тамбова и губернии. Мы только в общих чертах знаем, что хорошими учителями русского языка и литературы считались преподаватель Тамбовского реального училища В.А. Заринский и преподаватель губернской мужской гимназии В.Н. Евгенов. Увлекательно преподавал историю в Екатерининском учительском институте И.И. Дубасов, получивший большую известность как автор очерков по истории Тамбовского края. Популярным преподавателем физкультуры и организатором спортивных праздников в Тамбове был И.И. Гюттель.

2. Библиотеки и народные чтения. В конце XIX – начале XX в. среди городского населения и части крестьян распространяется домашнее чтение. Многие горожане, зажиточные крестьяне начали выписывать газеты и журналы. В обеспеченных семьях появились собствен­ные библиотеки, горожане победнее брали книги и журналы в городских библиотеках, крестьяне покупали так называемую лубочную литературу, простенькую по содержанию, но дешевую и ярко раскрашенную. Люди со средним и высшим обра­зованием, гимназисты больше всего читали серьезные романы известных русских и зарубежных писателей того времени. Менее образованные читатели любили книги о приключени­ях, разбойниках, сыщиках, шпионах и особенно про несчастную любовь. Некоторые молодые люди специально собирались обсуждать прочи­танное.

В 1890-е годы для населения Тамбовской губернии стали проводиться «народные чтения». Учителя, врачи, агрономы проводи­ли беседы для народа на религиозные, политические, науч­ные темы. Особый интерес слу­шателей вызывало использование «волшебного фонаря» (аппарата для показа диапозитивов). (фото)

3. Тамбовские ученые.Во второй половине XIX — начале XX вв. в Тамбовской губернии родились или жили многие знаменитые русские уче­ные. Самым известным среди них был железнодорож­ный служащий из Козлова Иван Владимирович Мичурин. В свободное от службы время он в собственном саду проводил опыты по выращиванию новых сортов плодовых и ягодных растений. Результаты его опытов были так интерес­ны, что о них знали не только по всей России, но даже в Америке (фото).

Мы уже рассказывали о В.И. Вернадском как общественном деятеле. Но прежде всего он был великим ученым. Проживая в своем имении, он писал научные труды, формулировал основы своей знаменитой теории биосферы и ноосферы Земли, той среды на планете, в которой живут люди и которая создана или преобразована трудом и умом человека.

В тамбовских гимназиях долгие годы преподавал И.И. Алек­сандров, который создал новую науку – методику препода­вания математики для школьников. (фото обложек работ)

Э.X. Икавитц основал Тамбовское научное медицинское общество, которое занималось распространением медицин­ских знаний среди народа.

Тамбовское реальное училище окончил А.М. Терпигорев, будущий академик, основные труды которого посвящены проблемам подземной разработки месторождений полезных ископаемых, механизации и автоматизации горных работ. (фото)

В Козлове прошли детские годы В.М. Арнольди, ставшего знаменитым ботаником. Он совершил путешествие в Малайзию и Индонезию, где собрал уникальную коллекцию растений, которую описал в нескольких книгах. (фото)

4. Литература и искусство Тамбовского края.ВТамбовской губернии жило немало писателей, боль­шинство из которых (А.И. Левитов, А.И. Эртель, В.И. Дмитриева) повествовали о трудной жизни крестьянства, сочувствуя ему. (фото)

С.Н. Терпигорев, как считали современники, лучше дру­гих писателей показал, как разорялось русское дворянство после отмены крепостного права. Самая известная его книга – «Оскудение».

В Тамбове и в имении Ильинка Кирсановского уезда жил поэт А.И. Жемчужников, который воспевал в своих стихах картины русской природы. Особенно он прославился как один из авторов «Сочинений Козьмы Пруткова», блестящих юмористических и сатирический произведений, в которых высмеивались пороки русской жизни второй половины XIX в. (фото)

Красота тамбовской природы вдохновляла многих ком­позиторов и художников. В деревне Усово (ныне Бондарского рай­она) в гостях своего друга и ученика, помещика В.С. Шиловского несколько раз бывал великий русский композитор П.И. Чайковский. Ему очень нравилось бродить по лесу и степи. «Торжественная тишина» нашей природы помогла П.И. Чайковскому сочинить несколько симфоний иоперу «Черевички». (фото)

На протяжении двадцати с лишним лет приезжал в имение своей жены в деревне Ивановка (ныне Уваровского района) великий русский композитор и пианист Сергей Васильевич Рахманинов. Он сам говорил, что здесь ему работается особенно легко, Именно в Ивановке С.В. Рахманинов работал над большинством своих дорево­люционных музыкальных сочинений. После Октябрьской ре­волюции судьба забросила его в Америку, где он часто с грустью вспоминал свое любимое тамбовское село. (фото)

Стараниями музыканта С.М. Старикова в конце XIX в. в Тамбове было открыто музыкальное училище, которое не только готовило молодых исполнителей, но и организовывало музыкальные вечера для всех любителей музыки.

Часто в Тамбов и другие города губернии приезжали с концертами знаменитые певцы и музыканты. Здесь пели рус­ские оперные знаменитости Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, давал фортепьянные концерты композитор и пианист С.В. Рахманинов.

В начале ХХ в. дирижером оркестра кавалерийского полка служил талантливый музыкант Василий Иванович Агапкин. В 1912 г. он сочинил знаменитый марш «Прощание славянки».

Вплоть до начала ХХ в. в Тамбове не было постоянного театра. Однако, здесь гастролировали многие знаменитые актеры: великий трагик Николай Хрисанфович Рыбаков, известный актер и писатель В.А. Гиляровский, один из первых Народных артистов России В.Н. Давыдов.

В уже упоминавшемся имении Знаменка П.С. Строганов соб­рал богатую коллекцию картин русских и зарубеж­ных художников. После Октябрьской революции она была роздана в разные музеи и галереи страны, в том числе и в тамбовские. В гости к П.С. Строганову приезжали известные художники. Наиболее знаменитым среди них был Ф.А. Васильев. Молодой художник, очарованный живопис­ной тамбовской природой, в короткий срок написал несколько красивых пейзажей. (фото, картина)

В Козлове родился, провел детские и юношеские годы знаменитый советский художник Александр Михайлович Герасимов. Наиболь­шую известность он приобрел написанием картин на революционные, патриотические темы портретов совет­ских военачальников. Но по-настоящему лучшие картины – пейзажи и натюрморты А.М. Герасимов написал в молодости в Козлове. (портрет, фото дома, дореволюционная картина).

В начале XX в. в Тамбове появился кинематограф (так назывались тогда кинотеатры). Одним из первых был элек­тротеатр «Модерн». (фото)

Большим событием в жизни городов и круп­ных сел был приезд цирковых артистов. На их представления собирались тысячи зрителей, особенно много сбегалось детей. В Тамбове часто выступал знаменитый цирк Чинизелли из Петербурга. Горожане и приезжие любили проводить свободное время на представлениях этого цирка. Долгие годы люди помнили выступления китайских фокусников, индийских факиров, русских силачей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие изменения произошли в нравах и обычаях крестьянского населения Тамбовщины в начале ХХ в?

2. Чем был вызван рост числа учебных заведений в Тамбовской губернии конца XIX – начала ХХ веков?

3. Подготовьте сообщение о наших земляках – деятелях литературы, искусства и науки второй половины XIX – начала ХХ веков.

Наши рекомендации