До экзамена по русскому языку 12 дней?

БЕЗ ПАНИКИ...

Факторы, изложенные в системе,

запоминаются легче,

чем набор изолированных факторов.

В. Ю. Розенцвейг

Уровень грамотности выпускников ― вечный предмет сетований и нареканий. Но, если орфография, этот «молох ХХ века», остается молохом и в ХХI веке, значит, источник проблемы надо искать и в специфике русской орфографии, и в сложившейся системе её изучения.

Можно назвать много причин, которые препятствуют успешному формированию навыков грамотного письма. Укажем хотя бы некоторые из них:

1. Наличие в русском языке орфограмм и пунктограмм с конкурирующим написанием (одному опознавательному признаку орфограммы соответствует несколько правил: о-ё после шипящих, не, союз как, союз и и т.п.) и орфограмм со смешиваемым написанием (отрицательные местоимения и наречия, корни с чередованием и т.п.) является причиной смешивания орфографического и пунктуационного материала, интерференции навыков.

2. Громоздкость многих правил, вызванная грамматичностью русской орфографии, необходимостью при практическом применении правила опираться на большое количество грамматических признаков, делает их неудобными, а иногда и неприемлемыми для оперативного самоконтроля ( не с причастиями, н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, обособление определений и приложений).

3. Большое количество орфографических и пунктуационных правил, изучаемых рассредоточено в логике изложения грамматики, не дает возможности учащимся осознать нормы правописания как систему, делает практически нереализуемой организацию работы по закреплению и удержанию навыков.

Следовательно, изменение подхода к освоению правописания, которое позволит обойти и преодолеть указанные явления, даёт

возможность выйти на качественно более высокий уровень обучения при меньших затратах учебного времени и усилий .

Условия, обеспечивающие интенсивное обучение практической грамотности

1. Орфограммы и пунктограммы, имеющие один опознавательный признак, излагаются на основе обобщенно-сопоставительного правила (одному опознавательному признаку соответствует одно правило) .

2. Порядок применения правила опирается на минимальное (не более трёх) количество обобщенных мыслительных операций.

3. Смешивание изучаемого материала предотвращается за счет обобщённого изучения орфограмм с конкурирующим написанием, изменения способа проверки орфограмм и пунктограмм со смешиваемым написанием. Мнемотехнические приемы запоминания применяются в тех случаях, когда смешивание полностью исключить нельзя.

4. Небольшой объём доступного для усвоения материала позволяет организовать системное повторение: дидактические материалы для изучения каждой новой темы включают материалы, обеспечивающие попутное повторение всего изученного ранее, благодаря чему сформированные практические умения являются постоянно востребованными.

Рекомендации по организации и проведению заняти й

1. Необходимо соблюдать предложенную последовательность выполнения упражнений и последовательность проведения занятий, так как каждое следующее упражнение в определённой системе содержит материалы для повторения и закрепления всего изученного ранее.

2. Графическое обозначение орфограмм, фиксирующее условие выбора написания, стимулирует проговаривания способа применения правила про себя, что способствует формированию устойчивого навыка.

3. Упражнения под рубрикой «К следующему занятию...» выполняются на уровне ознакомления и просмотра .

4. Упражнения, направленные на первичное знакомство с правилом, можно выполнять в пособии, вписывая буквы, знаки и обозначения орфограммы карандашом.

Варианты заданий к упражнениям

I.

Орфографическая разминка.

1. Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

2. Карандашом вставить, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

3. Записать словосочетания под диктовку. Выделить в словах изученные рфограммы.

4. Выписать слова, распределяя их по группам орфограмм. Орфограммы выделить.

5. Написать по опорным словам сочинение.

II.

Наши рекомендации