Грамотность за 12 занятий: русский язык

Ф 91

Рецензенты:

доцент кафедры гуманитарных дисциплин Орловского ИУУ М. И. Давыдова:

заведующий лабораторией учебно-методического обеспечения филологического образования Крымского республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования В. А. Стрепетов; методист по вопросам преподавания русского языка и литературы ГМЦ г. Днепропетровск Л. А. Балина; методист кабинета русского языка и литературы Севастопольского института последипломного образования, лауреат премии Крыма Е. И. Ильина.

Фролова Т. Я.

Ф 91

Грамотность за 12 занятий: Русский язык

ISBN 966-572-453-3 Симферополь: 2004. 64 c.:— ил.

Новая система обучения практической грамотности позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которых можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.

Методика апробирована на экспериментальных площадках Международного центра педагогических изобретательств (патентное свидетельство №105 выдано 15.07.1993 г.).

Пособие предназначено для учащихся 8-11 классов, абитуриентов и всех желающих в кратчайшие сроки научиться писать грамотно.

ББК 74.261.3

ISBN 966-572-453-3

© Фролова Т. Я.,

СОДЕРЖАНИЕ

До экзамена по русскому языку 12 дней? Без паники.............................................. 4

ЗАНЯТИЕ 1 ........................................................................................................... 7

Написание ь после шипящих на конце слова и в сочетаниях

-шься, -чься, -жьте, -чьте ................................................................................... 8

Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунтограммы .... 9

Написание о-ё после шипящих ............................................................................... 10

ЗАНЯТИЕ 2 ......................................................................................................... 12

Деепричастный оборот .............................................................................................. 12

Написание не со словами .......................................................................................... 14

Написание и-ы после ц .............................................................................................. 16

ЗАНЯТИЕ 3 ......................................................................................................... 17

Причастный оборот .................................................................................................. 18

н-нн в полных прилагательных и причастных ........................................................ 18

Отрицательные местоимения и наречия .................................................................. 20

ЗАНЯТИЕ 4 ......................................................................................................... 21

Различие не и ни в предложении .............................................................................. 21

Обособленные определения и предложения ........................................................... 22

Корни с чередованием ............................................................................................... 23

ЗАНЯТИЕ 5 ......................................................................................................... 24

Правописание приставок ........................................................................................... 25

Вводные слова, словосочетания, предложения ....................................................... 26

Орфограммы на стыке приставки и корня ............................................................... 27

ЗАНЯТИЕ 6 ......................................................................................................... 29

Конструкции с союзом и ............................................................................................ 29

Междометия. Слова-предложения да, нет .............................................................. 30

Обращение .................................................................................................................. 31

Правописание суффиксов .......................................................................................... 31

ЗАНЯТИЕ 7 ......................................................................................................... 33

Прямая речь ................................................................................................................ 34

Обобщающие слова при однородных членах предложения .................................. 36

ЗАНЯТИЕ 8 ......................................................................................................... 37

Тире в простом и сложном предложении ................................................................ 37

Правописание окончаний .......................................................................................... 38

ЗАНЯТИЕ 9 ......................................................................................................... 42

Двоеточие в сложном предложении ......................................................................... 44

Правописание сложных слов .................................................................................... 45

ЗАНЯТИЕ 10 ....................................................................................................... 48

Отличие созвучных форм слов ................................................................................. 48

Конструкции с союзом как (точно, будто, словно) ................................................ 51

ЗАНЯТИЕ 11 ....................................................................................................... 53

Отличие созвучных форм слов ................................................................................. 54

ЗАНЯТИЕ 12 ....................................................................................................... 57

Точка с запятой ........................................................................................................... 61

Условия, обеспечивающие интенсивное обучение практической грамотности

1. Орфограммы и пунктограммы, имеющие один опознавательный признак, излагаются на основе обобщенно-сопоставительного правила (одному опознавательному признаку соответствует одно правило) .

2. Порядок применения правила опирается на минимальное (не более трёх) количество обобщенных мыслительных операций.

3. Смешивание изучаемого материала предотвращается за счет обобщённого изучения орфограмм с конкурирующим написанием, изменения способа проверки орфограмм и пунктограмм со смешиваемым написанием. Мнемотехнические приемы запоминания применяются в тех случаях, когда смешивание полностью исключить нельзя.

4. Небольшой объём доступного для усвоения материала позволяет организовать системное повторение: дидактические материалы для изучения каждой новой темы включают материалы, обеспечивающие попутное повторение всего изученного ранее, благодаря чему сформированные практические умения являются постоянно востребованными.

Рекомендации по организации и проведению заняти й

1. Необходимо соблюдать предложенную последовательность выполнения упражнений и последовательность проведения занятий, так как каждое следующее упражнение в определённой системе содержит материалы для повторения и закрепления всего изученного ранее.

2. Графическое обозначение орфограмм, фиксирующее условие выбора написания, стимулирует проговаривания способа применения правила про себя, что способствует формированию устойчивого навыка.

3. Упражнения под рубрикой «К следующему занятию...» выполняются на уровне ознакомления и просмотра .

4. Упражнения, направленные на первичное знакомство с правилом, можно выполнять в пособии, вписывая буквы, знаки и обозначения орфограммы карандашом.

Варианты заданий к упражнениям

I.

Орфографическая разминка.

1. Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

2. Карандашом вставить, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

3. Записать словосочетания под диктовку. Выделить в словах изученные рфограммы.

4. Выписать слова, распределяя их по группам орфограмм. Орфограммы выделить.

5. Написать по опорным словам сочинение.

II.

Рифмованный алгорит

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда.

Существительное ―много,

Существительное ― мой ―

Знак не нужен никакой.

А подставь она, одна ―

Мягкий знак пиши всегда.

.

Отвлечь, отвлечься, одеваешь, одеваешься, спрячьте,

вскачь, горяч, дочь, плащ, туч.

И с к л ю ч е н и я:уж, замуж, невтерпёж.

6. Спишите, вставляя, где необходимо, ь. Укажите, какой частью речи является данные слова.

г.

Видишь, бежиш..., встречаеш..., увлеч..., обжеч...; улыбаешься, умываеш...ся, увлеч...ся, обжеч...ся, отрежьте,спряч...те; вскачь, настеж..., наотмаш..., навзнич...; горяч, колюч..., хорош..., блестящ...; дичь, мощ..., брош..., вещ...; училищ, с круч..., задач..., с крыш...; ковш, клещ..., ткач..., сторож... .

Орфографическая разминка.

Спишите словосочетания. Вставьте, где необходимо, ь. В словах с шипящим на конце обозначьте орфограммы.

Кулич... свеж, распахнеш..., настеж..., нареж...те калач..., исправ...те брош..., назнач...те несколько встреч..., борщ... горяч..., несёш...ся вскач..., обжеч... кирпич..., удариш... наотмаш..., бородач... широкоплеч..., с крыш... дач..., забываеш... гореч... неудач..., приготов...те фарш..., упадёш... навзнич..., ёж... колюч..., увлеч...ся решением задач..., выходиш... замуж..., ко снёш...ся клавиш... .

― Укажите слова с безударными о, а, е, и, я в корне. Корень обозначьте.

Рифмованный алгоритм

Проблема в корне ― проверяй: В корне ― ё→е (кроме искл.)

ё на е скорей меняй.

После корня у глагольных глаг., прич. ― ё

Букву ё пиши спокойно. За корнем

В именных за корнем о сущ., прилаг. ― о

Это знаем мы давно.

шёлк (шелка), шов (искл.), запряжёт, запряжённый, речонка, холщовый.

На конце наречий согласно произношению о пишется в следу ющих словах: горячо, общо, свежо, хорошо.

И с к л ю ч е н и я: шорох, чокаться, шов, обжора, жом и слова иностранного происхождения: шорты, шокировать, жокей и т.п.

В н и м а н и е! После шипящих ё пишется в словах: бечёвка, ночёвка и раскорчёвка, тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр, печёнка , тушёнка и диржёр .

9. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень слова. Если орфограмма за корнем, укажите, какой частью речи является проверяемое слово.

Шёлк (шелка), ж...лтый, ш...рстка, реш...тка, ш...пот, ш...рох, обж...ра, ш...фер, бачок, клоч...к, плащ...м, ключ...м, девч...нка, бельч...нок, холщовый, кумач...вый, парч...вый, .

камыш...вый, сбережёт (сбережение), стереж...т, печ...т, вооружённый ( вооружение), напряж...нный, реш...нный, увлеч...нно, сплоч...нно, утонч...нно.

Орфографическая разминка.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы: « Написани е слов с шипящим на конце», « о-ёпосле шипящих». Словосоче тания запишите под диктовку.

Встаёш... с первым луч...м; открываеш... окна настеж...; пробирает дрож...; плащ... с капюш...ном; холщ...вый меш...к; мимо окруж...нных кустами крыж...вника дач...; ...лковый

плющ... тянется до самых крыш...; наблюдаеш... и удивляеш...ся; ч...рненький пауч...к; мыш...нок метнулся проч..., камыш...вый шалаш..., располагаеш...ся на ноч...вку; кипуч...

роднич...к; теч...т реч...нка; воздух свеж...; ландыш... пахуч...; тиш..., лиш... ш...рох и ш...пот камыш...вых заро слей.

― Напишите, используя некоторые словосочетания, сочинение «На прогулке».

ЗАНЯТИЕ 2

Орфографическая разминка.

Щ...голь уш...л проч..., снеж...к колюч..., стереж...т, собач...нка, печ...т печ..., обожж...нный кирпич..., плащ... с капюш...ном, распахнеш... настеж..., ж...лоб дал теч...,

пропеч...нный калач..., снимаеш... сапож...к, прикрепиш... крюч...к напроч..., пирож...к горяч..., исправ...те сч...тчик, увлеч...ся решением задач..., нареж...те калач..., камыш... -

вый шалаш..., деш...вая вещ..., ж...лтый цветок пахуч... .

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru 1. Проверьте, есть ли в предложении слова или смысловой блок, отвечающий на вопросы что делая? что сделав?

2. Если есть, выделите его запятыми:

Заскучав, зрители начали расходиться. ―

Что сделав? ― Заскучав.

Но!Дождь шёл не прекращаясь.

Он рассказывал смеясь (― весело).

14.Спишите, выделяя запятыми еепричастные обороты и одиночные деепричастия. Вставьте пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

1. Услышав ш...рох я распахнул двери настеж... . 2. При подняв смыч...к скрипач... напряж...нно следил за полётом дириж...рской палочки. 3. Сторож... скрежеща ключ...м откры вал гараж... . 4. Вереницы тяж...лых туч... наползая и накатываясь сплош... затянули небо. 5. Играя с огнём ты можеш... обжеч...ся. 6. Проносятся клочья туч... роняя лёгкий снеж...к.

― Укажите слова с безударными о, а, е, и, я в корне. Корень обозначьте .

▲ Н е о б х о д и м о п о в т о р и т ь

Причастие образуется от глагола: встречающий ←встречать

Причастие обозначает признак предмета по действию:

Танцующая девочка ― девочка, которая танцует

отвечает на вопросы какой? что делающий? Что сделавший? и т. п.

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru

15.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, укажите словосочетания, в которые входят причастия(п-ч), характеризующие признак предмета по действию, и словосочетания, в которые входит прилагательное(п.), характеризующие признак предмет.

.

Вкусная туш...нка, сваренная туш...нка; услышанный ш...рох, тихий ш...рох; раскорч...ванный лес, дремучий лес; крепкая беч...вка, разорванная беч...вка, блестящая реч...,

заблестевший луч...; горячий борщ..., подгоревший кулич... .

― Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово : прочитанная книга .

НАПИСАНИЕ НЕ СО СЛОВАМИ

1. Не с любыми словами пишется

слитно если: раздельно, если:
слово не употребляется без не 1) есть (или подразумевается) противопоставление с союзом а
  2) не входит в сочетание далеко не, вовсе не , ничуть не , нисколько не, отнюдь не . Н а п р и м е р :незапамятный,

Например:незапамятный, незабудка; не высоко, а низко; вовсе не далеко.

16.Восстановите слова, добавив к ним не.

...вежа, ...годовать, ...навидеть, ...былица, ...взрачный, ...видимка, ...домогание, ...доро сль, ...счастный, ...доумевать, ...зап амятн ый , ...дотёп а, ...доразумен и е, ...дот рог а ,

. . . забудка, ...втерпёж, ...вмочь .

17.Спишите, вставляя не. Обозначьте орфограммы в словах с шипящим на конце, с о ― ё после шипящих.

Не дорогая, а дешёвая вещь; ...вскач..., а рысью; ...правда, а лож...; ...свежий, а ч...рствый калач...; ...богатые, а опустош...нные места; ...холщ...вая , а парч...вая ткань; ..нормальный, а учащ...нный пульс.

18.Спишите, вставляя подходящие по смыслу сочетания далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Калач. вовсе не свежь ; борщ... горяч...; выигрыш...хорош...; номер бле стящ...; реш...нная проблема; смущ...нный нович...к; книж...ка интере сная; встретил радос...но ; гово рил лес..но.

Но! Крепкий, совсем не старый ( далеко не старый) человек стоял на пороге. Мне попалась совсем неинтересная (очень неинтересная) книга.

Не с определёнными частями речи

Опираясь на схему, иллюстрацию, расскажите обобщенное правило «Написание не с определёнными частями речи».

II. Определите часть речи

Глагол, деепричастие Сущ., прилаг., наречие на –о, -е, если образовано новое слово (синоним, толклвание, сравнение, не- без) причастие
раздельно слитно ІІІ. Зависимое слово
    если нет -слитно если есть - раздельно
    IV. Приставка(кромене-)
    Если е  

19.Спишите, вставляя не .

Не ожидаешь, ...торопишься, ...прячьте, ...ставьте; неговоря, ... заботясь, ...взрыхлив, ...ответив; недруг, ...порядок, ...здоровье, ...знание; невысокий, ...далекий, ...радостный, ...вкус ный, …известный; нехорош, ...горяч..., ...свеж..., ...красив; невкусно, ...радостно, ...лестно, ..опасно, ...весело, ...далеко.

Неосвещённая поляна, не освещённая солнцем; ...высохшая роса, ...высохшая на солнце; ...отправленное письмо, ...отправленное матерью; ...защищённое от ветра; ...умолкающий шум; ...стихающий всю ночь ; ещё ...опавшая листва .

Но!Совершенно неподходящий пример; почти непаханое поле.

Орфографическая разминка.

...нас...ные дни; ...прерывная гряда свинцовых туч...; небо ...синее, а серое; ...затянутый тучами ...большой клоч...к неба; ...решительный луч...; ...крутой, а пологий береж...к; ивняч...к у ...угомонной реч...нки; ...уютный, ...приглядный пейзаж...; ... внятный ш...рох; ...взрачная ж...лтая трава; ...опавший ещё лист; зеленеет ...увядающий плющ...; ...покидающие родные края птицы; ...торо пясь; ...радуя глаз; ...буйная красота ранней осени.

Пунктуационная разминка.

1. Мать ...доумевая напряж...нно улыбалась. 2. ...оглянувшись назад ...делай шагу вперёд. 3. Ж...лтые листья ...торопливо падая ...громко переш...птывались. 4. Отступая ..приятель взрывал мосты. 5. Смыч...к умирал теряя ...ясные звуки. 6. Роняя ж...лтые зёрна осыпалась ...убранная рож... . 7. Замерли ожидая своего часа ещё ...убранные поля. 8. ...заметно и ..понятно когда подкралось утро. 9. Толпа разошлась исключая ...многих любопытных.

― Укажите слова с безударными о, а, е, и, я в корне. Корень обозначьте.

К следующему уроку...

НАПИСАНИЕ И-Ы ПОСЛЕ Ц

Опираясь на схему и рифмованный алгоритм, расскажите о написании и, ы после ц.

Рифмованный алгоритм

-ция

В существительных на -ция

Мы всегда напишем -ия

И под корнем, посмотри,

ци

Тоже пишем букву и.

-цын, -цый, -цы

А в концовке -цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

И с к л ю ч е н и я: цыган, цыц, цыплёнок, цыпочки.

22.Вставьте пропущенные буквы.

Цифра, ц...ркуль, ц...ферблат, ц..рк, ц...клон, ц...клоп, ц...плёнок, ц...ган, ц...почка, ц...кнуть, ц...новка, ц...трусовый. Авиация, традиц...я, пунктуац...я, провокац...я, ц...ви -

лизац...я, пропорц...я, порц...я. Сестрицын, цариц...н, троиц...н; куц...й, белолиц...й,

круглолиц...й, птиц..., па льц..., улиц..., сверстниц..., рове сниц... .

ЗАНЯТИЕ 3

23.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, не.

Не ответить, ..... было, ..... пряч...те, ..... реж...те, .....став...те, .....торопиш...ся, не торопясь, .....читая, .....открывая, неприятель, .....правда, .....изве с...ность; невежливый, .....опасный, .....извес...ный, .....лес...ный; негорячо,.....хорошо, .....извес...но, .....опасно; некрасив, .....хорош...,.....свеж..., .....горяч...; вовсе не надежный товарищ, ни чуть .....горяч..., нисколько .....хорош..., отнюдь .....похож...; непросохшие дорожки, не просохшие после дождя, .....сжатая рож..., ещё .....сжатая рож..., .....замерзающая реч..нка, .....продуманная реч..., .....о стывший от зноя.

Орфографическая разминка.

.....дорогой воротнич...к из ц...гейки; .....торопясь, ш...л на ц...почках; ж...лтенький ц...плёнок ...уклюж..., гиац...нт пахуч..., ц...трус свеж..., .....изве с...ный ц... точная ц...тата, ничем . . . . .пробиваемый ж...сткий панц...р ь , .....заполненная ц...стерна , .....закреплённая ж...сткая ц...новка, .....предсказанный синоптиками опасный ц...клон, опасаеш ркач..., грус...ная традиц...я, опасная экспедиц...я, .....высокая ж...лтая акац...я, се стриц...н плащ..., круглолиц...й .....по седливый малыш…, смуглолиц...й мальч...нка, верениц... туч..., ........ся .....ожиданной провокаци...и.

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Причастный оборот (причастие с зависимыми словами), стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми (его можно заменить блоком, присоединяемым союзным словом который...).

Ужас, длящийся без конца, перестаёт быть ужасом (Ф. Искандер). ―

Ужас, которыйдлится без конца, ...

25.Спишите, выделяя запятыми причастный оборот. Вставьте пропущенные буквы, не.

1. Ц...клон пришедший с востока натворил .....мало бед. 2. Работу .....законченную вовремя снегом запорошит. 3. Воздух ещё .....ставший знойным свеж и приятен. 4. .....далеко кричали грачи .....поделившие гнёзд. 5. За ними ш...л мужич...к .....похожий на других. 6. Положив меш...к на пол старич...к достал из него .....большой пуч...к зелени завёрнутый в холщ...вую тряпицу. 7. .....останавливаясь батальон ....замеченный .....приятелем заш...л в тыл. 8. Книги .....заслуживающие медленного чтени я .....заслуживают вообще чтобы их читали.

Н – НН В ПОЛНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

Опираясь на схему, расскажите о правописании н – нн в словах на

!!! нежданный, негаданный, виденный, слышанный, рождённый, казнённый, лишённый, обиженный, делённый и данный, решённый и пущенный, обещанный, жданный и брошенный, купленный.

I. Приставка (кроме не) или –ованный (-еванный) - нн

II. Определите часть речи

Прилаг., образованное от сущ Причастие, прилаг.,образованноеотглагола
-ин-, -ан-, -ян- -енн-, -онн-, н+н Зависимое слово
н нн нет - н есть -нн

!!! стеклянный, оловянный, деревянный; бешеный, ветреный,

кованый, жёваный.

26.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание н – нн.

Прочит анный, обмолоче.....ый, завершё.....ый; маринованный , адресова .....ый, эмалирова....ый; серебряный (сделанный из серебра), глиня...ый, кожа...ый, шерстя...ой; пчелиный, орли...ый, соколи...ый, гуси...ый, мыши...ый; естественный, торже стве.....ый, го сударстве.....ый, т радицио.....ый, экзаменацио.....ый; машинный, стари.....ый, карти.....ый; гашёная известь, гаш. →ённая водой; краше.....ый пол, коше...ый луг, коше.....ый летом; гранё.....ый камень , гранё.....ый на станке.

Орфографическая разминка.

Заваре.....ый чай горяч..., приправле.....ый ц...корием ч...рный кофе хорош..., нареза.....ые ц...трусы, отстав...те сваре.....ый .....остывший борщ..., из маринова.....ых груш...,

консервирова.....ые .....крупные яблоки, глиня.....ый ковш..., подрумян...те .....свежий ржа.....ой калач..., .....остывший масля.....ый соус, выглаже.....ая льня.....ая скатерть, сва ре.....ый кури.....ый потрош...к, фарширова.....ые гуси.....ые шейки, естестве.....ое .....терпение, .....традицио.....ые блюда, порцио.....ые тарелки, бли.....ый пирог, начище.....ый ст ари.....ый с еребря...ый с ервиз, копчё.....ый окороч...к, стерилизова.....о е кипячё.....о е молоко, белё.....ый молоком; .....солё.....ые, а маринова.....ые грибы.

Краткие причастия

( каков? какова? каково? каковы? )

можно заменить глаголом

не раздельно н

28.Вставьте пропущенные буквы, частицу не.

Работы (каковы?) не завершены (работы не завершили), дорожки ....подмете...ы, бельё .....про суше...о, рубашка .....выглаже...а, письмо .....отправле...о.

ЗАНЯТИЕ 4

Не (ни)

= нет = даже и = и не ..., и не ...

Не ни ни ..., ни ...

не ответил (нет) не ответил ни слова ни день, ни ночь

(не ответил даже и слова) (и не день, и не ночь)

32.Вставьте пропущенные буквы, ни, не. Расставьте знаки пре пинания.

1. В тума.....ой мгле .....видно .....души. 2. Полотня.....ая салфетка тщательно постира.....а .....где нет .....пятнышка. 3. Девч...нка .....сказавшая за время разговора .....кому .....слова подошла к распахнутому настеж... окну. 4. .....одно поручение да.....ое мне .....было выполне.....о. 5. Стра.....ый мужич...к .....сказав .....кому .....слова пош...л проч... . 6. Я

отвернулся сделав вид что .....вижу ..... её улыбки ..... её саму.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru 1.

Проверьте, есть ли в предложении смысло-

вой блок, который выделяется с интонацией

пояснения (его часто можно заменить бло-

ком со словом будучи или который).

2. Если есть, выделите блок запятыми: Роси-

стое, ясное, расцветало утро. ― Будуч и

росистым, ясным, ... .

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

-гор, клон-, твор-напишем с о ― это знаем мы давно: горение, г...релка, полг...рает; поклониться, скл...няешься, покл...няешься; творение, отв...ришь, притв...ряешься.

-зар- иплав- всегда пишем с буквой а: заря, оз...рение, оз...рённый, оз...рено; плавник, пл...вильный, попл...вок. Но!Пловец, плочиха.

О напишем в корнерос-: вырос, перерос, подрос: зар...сли, водор...сли.

Раст- и ращ- всегда пишем с буквой а:растение, возр...стной, р...стущий, выращу, выр...щенный. Но!Росток, ростовщик, отрасль.

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru В кас-// кос-― каса-, в лаг- // -лож ―-ага- подскажут в корне букву а: излагать, изл ожение, сл...гаемо е, сл...жение, предл . . . гат ь , предл . . . жение ;

касаться , коснуться , прик...саться, прик...сновение, к...сательная. грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru

Корни с чередованием е, и

бер- ― бира-, пер- ― пира-, дер- ― дира-, тер- ― тира-,

мер- ― мира-, стел- ― стила-, жеч- ― жига-, ня- ― нима-

- дер- ― дира-, тира-, бира-, мира- ― п одсказка в соч ет а н и и - и р а -: о т д и р а ет , о т д е р ё т ; в ы т. . . р а е т, от п . . р е т ь , отп...рает, уб...рает, уб...рет, зам...рает, зам...реть.

блест- ― блиста-, стила-, жига-, -нима ― подсказка: -иста-, -ила-, -има-: блиcтательный, заблестел, заст... лает, заст...лет, заж...гает, прин...мает, вн...мание.

ЗАНЯТИЕ 5

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставка с

Рифмованное правило

З приставки не бывает ―

Это каждый школьник знает.

Зги, здесь, здание, здоровье

С з пишите на здоровье.

36.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, приставку с.

Сжать рожь, ...бросить с плеч..., ...гибается камыш..., ...двинул реш...тку, ...двинул плеч...м, ...держа.....ый нович...к, ...г...ревшая лавч...нка, ...бить крюч...к, н... зги н... видно; н...

здравствуйте, н... до свидания.

Буквы з, с на конце приставок

из- ― ис-, воз- ― вос-, вз- ― вс-, через- ― черес-,

раз- ― рас-, без- ― бес-, низ- ― нис-

Для самоконтроля

Да нет

з с

37. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

Разгорается, ра...тв...ряет, ра...плавле.....ый, ра...д...рает, ра...д...рёш..., ра...т...раеш..., ра...б...раеш...ся, ра...б...рёш...ся, ра...т...реть, ра...ст...лаеш..., ра...стелеш..., во...прин...маеш..., и...л...гаеш..., и...л...жить, во...л...гаеш... , во...л...жить, ни...л...гает, ни...л...жить, ни...провергаеш... .

Приставка пре-, при-

Рифмованное правило

пре- или при- ? ― на значенье смотри:

Близость, чуть-чуть, значит, пишем при-.

пере-

На пере- иль очень возможна замена ―

пре- в этом слове пиши непременно.

38. Вставьте приставки пре- – при-, :, не, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

I . …г…рел, ...р...стает, ...р...щение, ...рос, ...л...гательное, ....л...жение, ....к...саеш...ся, .....к...сновение, ...б...раеш..., ...б...рёш..., ...п...рательство, ...д…раеш...ся, .....д...рёш...ся, .....бл...стящий; .....уд...вител ь н ы й , ...увеличить, ...градить, ...терпиш..., ...ломиш..., .....кл...ниться в знак уважения, ...кл...нить голову негде.

II. .....сдержа.....ый плотиной поток, .....ра...тв...римый порош...к, .....ра...тв...ряемый ничем, .....пр...к...снове.....ый запас, пр...ж...гает ...обработа...ую рану, пр…ж...гает ...обработа...ую врач...м рану.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

,вводные,

           
  грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru   грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru
    грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru
 
 

интонация водности выражает различные замечания по поводу

высказывания

нельзя задать вопрос

можно опустить из предложения

выражают
Уверенность/ неуверенность чувства указывают на источник указывают на последовательность мыслей
конечно к счастью безусловно естественно кажется наверное вероятно к счастью к досаде к радости к сожалению к огорчению к ужасу говорят по словам по сообщению по выражению по мнению по слухам Во-первых, итак, следовательно значит например в частности

ЗАНЯТИЕ 6

Орфографическая разминка

Без...мя.....ая реч...нка; под...тожить ра...чёты, сверх...нтересная пред...стория, …без...звестный скрипач..., .....без...сходная ситуац...я, .....удачно с...язвить, .....знакомый ад...ютант, ...извест...ый суб...ект, с...гранный матч..., .....с...гранный из-за .....погоды, .....ис...ледова.....ые уч...ными явления, ....изуче...ый ис...ледователями, ...вывере....ые ц...таты, ...заполне...ая ц...стерна, ... в чём ...пови.....ый.

КОНСТИТУЦИИ С СОЮЗОМ И

1. Найдите слова или смысловые блоки, соединённые союзом и.

2. Проверьте, есть ли слово, которое можно перенести к каждому слову или блоку, соединённому союзом и?

Есть Нет

запятая запятая

Не ставится ставится

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru

Мы разделились на две команды и играли до самого звонк а ( Ф . И с к а н д е р ) . ( Мы разделились. Мы играли) x О и О. Санька глядел на дядю Сергея, и губы его сами собой растягивались в улыбку ( Е . Н о с о в ) . [ ], и [ ].

44.Расставьте пропущенные знаки. Вставьте пропущенные буквы, не, ни.

1. Глиня.....ый пол был г...рячий и с .....при...вычки обж…гал ноги. 2. Девч...нка зал...жила руки за спину и .....пр...бавив больше .....слова пошла проч... . 3. Пр...ш...л брат и задал мне не сколько вопро сов .....к...сающихся науки. 4. На другом берегу г...рит огонь и кажется готов погаснуть. 5. Гриша пр...умолк пр...тих и обнадёже.....ый уснул. 6. Г...рячо пр...пекало солнце и я .....разу .....воспользовался плащ...м. 7. Костер зажжё.....ый в лесу дог...рает и низко стелется по земле дым. 8. Дверь жалобно скрипнув отв...рилась и вош...л хозяин с г...рящей свеч...й. 9. В саду послышался ш...рох и на .....ярком фоне з...ри выр...сли две фигуры. 10. Где-то .....далеко ворковала горлинка и заглушая её работал трактор. 11. Утром раскалывая тишину раздались звуки моторов и показались гружё.....ые фургоны.

МЕЖДОМЕТИЯ. СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДА, НЕТ

Междометия выделяются запятыми или восклицательным знаком: Эк, куда метнул (Н. Гоголь). Ай-ай! Как изба настудилась ( Н . Н е к р а с о в ) .

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru

45.Расставьте пропущенные знаки. Вставьте пропущенные буквы, не.

1 . Ах как ярко ра...г...рается вечерняя з...ря. 2 . Ну конечно об...грать меня ей н... разу .... удалось. 3. Увы пр...одолеть это рас...тояние быстро мне к сожалению .....удалось. 4. Увы дождь .....пр...кращаясь лил всю ноч... . 5. О как г...рячо он спорил отстаивая своё мнение. 6. Ах в...ется дорога и нет у дороги пр...дела.

Да и нет являются словами-предложениями, если выражают утверждение или отрицание (их можно опустить из предложения). Они выделяются запятыми или восклицательным знаком: Да, выстрел очень замечательный (А. Пушкин); Нет! Свет уж нынче не таков ! ( А. Грибоедов .

46.Расставьте пропущенные знаки. Вставьте пропущенные буквы, не, ни.

1. Да ваш ра...чёт верен. 2. Да это был несомне.....о он! 3. Да кто ж .....разб...рается в этом! 4. Нет я ..... к чему к счастью .....при...к...сался. 5. Нет он конечно поступил так сг...ряча. 6. Нет ..... в одной из этих книг я к сожалению .....наш...л то что пытался от...скать.

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru ОБРАЩЕНИЕ

Обращение (слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью) выделяется запятыми: Яков Дмитриевич, разрешите выйти? (К кому обращаются? ― к Якову Дмитриевичу).

В начале предложения обращение, произнесённое с сильным чувством, выделяется восклицательным знаком: Борька! Ну что ты делаешь! ( Ю . С о т н и к )

Частица о от обращения запятой не отделяется: О лес! В тебе всё щедро и чудесно (А. Дельвиг).

47.Расставьте пропущенные знаки. Вставьте пропущенные буквы.

1. Р...сти наш сад! 2. Ра...г...райся з...ря предра...светная. 3. Что дремучий лес пр...задумался? 4. Но не хочу о други ум...рать. 5. А вы дорогой не ра...страивайтесь! 6. Ниночка голубчик с...грай пожалуйста за меня. 7. Эй са дись ко мне друж...к. 8. Нет ты ошибаеш...ся друж...к. 9. Эй сони под...ём! 10. Дети овся...ый кисель на столе!

К следующему уроку...

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Буквы ч и щ

в суффиксе существительных -чик (-щик)

В суффиксе существительных -чик ( -щик ) после непроизносимых ж, д-т, з-с пишется буква ч: объездчик.

Порядок проверки

1. Проверьте непроизносимую согласную корня.

2. Если корень оканчивается на ж, д – т, з – с,пишите суффикс -чик.

!!! Буква щ в суффиксе -щик сомнения не вызывает: процентщик, ремонтщик, гонщик.

48.I. Спишите, вставляя пропущенный суффикс -чик (-щик).

Бан....., зелен....., камен....., гон....., обман....., пиль....., но силь.....; объезд....., подъезд....., сбыт....., развед....., извоз....., перебеж..... .

II. Вставьте пропущенные буквы, суффикс -чик, не.

Без...мянный развед..., пред...дущий доклад..., раз...скать перевоз..., ... знакомый заказ..., ...возмутимый рассказ....., .....аккуратный груз....., .....внимательный сдат..... .

Различие на письме суффиксов -ск-, -к-

в прилагательных на -ский, -цкий

грамотность за 12 занятий: русский язык - student2.ru Сочетание звуков [ цкий] на конце прилагательных на письме передаётся по-разному: -цкий (рыбацкий), - с к и й( ф л о т с к и й) .

Порядок проверки

Проверьте согласный перед суффиксом

непроизносимые ж, д-т, з-с ц (из чередования с к//ч)

-ский -цкий

Флотский рыбацкий

49.От данных прилагательных образуйте существительные на -ский, -цкий.

1 . Р ы б а к ― р ы б а ц к и й , батрак, бурлак, мужик, ямщик, бедняк, горняк, холо стяк, ткач.

2. Швед ― шведский, азиат, сосед, флот, француз, гигант, город, господин; Канада.

ЗАНЯТИЕ 7

Орфографическая разминка.

От...скать перевоз...ика, без...мянный попут...ик, пред...дущий приказ...ик, меж...нститу...кая контр...гра, лауреа.....кий знач...к, кандида.....кий стаж..., рыба...кий плащ...,

солда...кий плащ..., плотни...кие рас...казы, .....изве с...ный докла...чик, .....доброжелательный зака...чик, .....бе скорыс...ный процен...щик, квалифицирова...ый нала...чик, государстве.....ый зака...чик, муже стве.....ый разве...чик.

Суффиксы существительные -ик, -ек

Поставьте существительное в форму Р. п. ед. числа

(нет кого? чего?)

Гласная суффикса

не выпадает выпадает

(-ика) (-ч/ш / ка)

-ик -ек

ключик (ключика) замочек (замочка)

51.Рассуждайте по образцу.

Наши рекомендации