Родовой состав племени Бурзян
Бурзяне под своим собственным именем (араб. — бурджан, борджана) с конца I тыс. н. э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия до Византии. Сведения о баджгардах и бурджанах имеются у Ал-Бируни, Ал-Масуди, Гардизи, Ал-Идриси и в сочинениях других восточных писателей
Племя бурзян является одним из наиболее крупных и древних в составе башкирского народа. По архивным источникам второй половины XIX века, потомков бурзян насчитывалось 50-55 тыс. человек. Родовой состав племени бурзян был следующим: Монаш, , Ямаш, , Байулы. Бурзяне расселены в верхнем течении р. Белой, с выходом в Зауралье до р. Яик. На юге бурзянской территорией являются бассейны рек Большой и Малый Ик, Юшатырь. Значительная часть бурзян расселялась в долине р. Демы и далее на юг, по течениям рек Ток, Большой и Малый Уран, Иргиз, Каралык и Камелик.
Этногенетческие сказания древних бурзян возводят древнейших предков к Центральной Азии. Восточные этнические корни бурзян иллюстрируются также сравнительно-историческим анализом их материальной культуры, а также орнаментикой народного искусства. Наиболее древней орнаментальный комплекс в народном искусстве бурзян включает простейшие геометрические фигуры, представленные в резьбе по коже и дереву, росписи, в вышивке и аппликации. Узоры этого комплекса находят точные аналогии в орнаментике тюркских народов Южной Сибири.
Особенно четко просматриваются параллели в резьбе по дереву. Украшенная резьбой долбленая посуда башкир и алтайцев, например, настолько сходна и, если бы не знать, какому народу она принадлежит, то определить принадлежность ее к тому или иному народу было бы невозможно. В первой половине I тыс. н. э. бурзяне вместе с другими кочевниками двинулись в Среднюю Азию. Там и происходит формирование этнокультурного облика древних бурзян, а также их этнонима. В историко-этнографической литературе бурзяне сопоставляются с бурджанами восточных источников. Эта идентификация представляется обоснованной.
Одновременно некоторые востоковеды под бурджанами имеют в виду дунайских болгар. При этом они ссылаются на сообщения средневековых авторов Ал-Бакри и Якута (XIII в.) о бурджанах как о "соседях румийцев". Но соседство бурджан с Византией и этническое отождествление бурджан с дунайскими болгарами является результатом исторического развития. Бурджаны были тюрками и их происхождение связано со Средней Азией. В 60-е годы VI века н. э. бурджаны вместе с другими тюрками участвовали в разгроме государства эфталитов, о чем сообщает Ибн-ал-Асир (XII в.). По сведениям этого же автора, воинственные бурджаны в 588 году участвовали в крупном нашествии тюрков на иранские владения. Приведенные факты свидетельствуют об активном участии бурджан в политической жизни Тюркского каганата.
В последующие столетия бурджаны были тесно связаны с Византией, с которой тюркские каганы вступили в договорные отношения в конце VI века. В VII веке бурджаны оставались еще в Средней Азии. В числе других тюркских племен бурджаны в VII веке уходили далеко на юг, достигая подножий Хорасанского хребта. Проникновение тюрков на юг было связано с глубоким кризисом в Тюркском каганате. Особенно массовым был приток тюрков в Бухарский оазис. Несомненно, в составе тюркского населения Бухарского оазиса были предки бурзян и других башкирских племен. Неслучайно, к югу-востоку от Бухарского оазиса на западных отрогах Памира расположены Башкуртские горы. Древними родами в составе племени бурзян были монаш и . У киргизов сохранились оба названия: род жагалмай входит в подразделение мунгуш. Этноним монгуш зафиксирован в составе тувинцев, жагалбайлы - казахов, жагалтай - каракалпаков.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что ягалбайцы по какой-то причине, по всей вероятности, из-за военного поражения, были рассеяны на большой территории. Впоследствии они участвовали в формировании башкир, казахов, киргизов и каракалпаков. Видимо, центром распространения этнонима ягалбай были приаральские степи. Этимология этнонима бурджан неясна. Некоторые языковеды пытаются сделать это с позиций тюркского и иранского языков. Например: тюркское джан, йан; монгольское джан - "человек", "народ", "племя"; семантика основного корня - бур - остается неясной, но предполагается его иранское или сармато-аланское присхождение.
По мнению Р.Г.Кузеева, весьма вероятным является иранское происхождение окончания: ан - суффикс имени прилагательного в иранском языке часто выступает в этнонимах. Например, алан. У башкир тамъян, дуван, уран, бурджан, усерган и др. Высказывая такое предположение, Р.Г.Кузеев учитывает историческое обстоятельство пребывания тюрков в VI - VIII веках в составе Хазарского каганата. Приазовская Великая Болгария была разгромлена хазарами. Часть болгар устремилась на запад, в
Причерноморье и низовья Дуная: часть - на север, где в начале X века сложилось государство Волжская Булгария. Передвижение болгар происходило в VIII - IX веках. Следовательно, дата миграции булгар на Волгу и время появления бурджан на Северном Кавказе совпадают. Видимо, бурджаны находились с приазовскими болгарами в этнополитических контактах. Находясь в союзных отношениях с болгарами, бурджаны выступали нередко под общим именем болгар. Хотя имя бурджан было известно средневековому миру, но это название в южнорусских степях постепенно растворилось в болгарской этнонимии, пока наименование бурджан не стало в представлении некоторых средневековых авторов вторым названием дунайских болгар.
В процессе миграции разделились не только болгары, но и бурджаны. На запад ушел болгарский род ерми, часть которого оказалась вместе с болгарами на Волге и вошла впоследствии в состав башкир, известная как племя юрми. Бурджан, ушедших на запад и успевших вместе с дунайскими болгарами подвергнуться славянизации и христианизации, имел в виду Абул-Фида, писавший, что народ "ал-бурджан" происходит "из христиан". Р.Г.Кузеев справедливо считает, что бурджанские группы, смешавшиеся с огузами и кыпчаками, в эпоху позднего средневековья приняли участие в формировании тюркских народов
Причерноморья и Крыма. К числу этнических образований, в сложении которых роль бурджан была заметна, относятся гагаузы. Другая часть бурджан (бурзяне) направилась на север, на Волгу и Приуралье. Видимо, одновременно с Приаралья двинулись на Приуралье оставшиеся там в свое время бурзянские группы. С.Мирасов в 1930 году в "Краеведческом сборнике", издававшемся в Уфе, опубликовал статью "Историческое прошлое башкир".
По преданиям, говорится в ней, родоначальником бурзян был Бурзян-бий. Его внуков звали Урал-бий и Арал-бий. Урал-бий перекочевал в долину р. Яик, а Арал-бий остался на старой родине и кочевал вокруг Аральского моря. Этот рассказ перекликается и сегодня сохранившимися сказаниями бурзян о переселении их предков на Урал с Сырдарьи или с берегов Аральского моря во главе с волком. Эти повествования одинаковы с преданиями усерган и тунгауров.
Этнографические материалы по бурзянам о прародителе и покровителе волка идентичны с усерганскими и тунгаурскими. На рубеже I и II тыс. н. э. бурджаны кочевали на южной и юго-восточной периферии Волжско-Булгарского мира. В исторических преданиях бурзян сохранилось немало свидетельств о расселении их предков на юго-западе современного Башкортостана. В упомянутой статье С.Мирасов пишет, что , по сказаниям, родиной бурзян являются земли по рекам Ик, Большая и Малая Кинель, Дема. Заметный сдвиг в расселении бурзян произошел в XIII веке. По мере углубления монгольской экспансии бурзяне уходили в предгорья Южного Урала, занимая широкую полосу между верхними течениями рек Яик и Белая.
Бурные события XIII - XIV веков заставили бурзян с южноуральских предгорий продвигаться дальше в горы. Бурзяне, как и тунгауры, продвигаясь вверх по Нугушу и Белой, расселились в XIV - XV веках в горно-лесных районах. В горно-лесных районах невозможно было вести традиционное скотоводческое хозяйство в прежних масштабах. Поэтому бурзяне ищут и находят пути в Зауральские лесостепи и степи. Постепенно большая часть бурзян поселяется в верховьях Сакмары и в Зауралье, возвращаясь в горы лишь на весенне-летние кочевки.
Оставшиеся в горах бурзяне вели комплексное скотоводческо-охотничье-лесное хозяйство. В XVII- XVIII веках имело место обратное движение бурзян в южном и западном направлениях. Одна группа направилась в бассейны рек Большой и Малый Ик, Юшатырь. Здесь бурзяне смешались с Кара-кыпчаками. В результате в XVIII веке образовалась Бурзян-Кыпчакская волость. Вторая группа переселилась в долину р. Демы, в бассейны рек Большой и Малый Уран, Ток и далее на запад.
Третья группа поселилась в долинах Большой Иргиз и ее притоков Каралык и Камелик. Переселения в сравнительно позднее время объясняются слудующими причинами. Во-первых, устойчивой тенденцией к традиционным формам скотоводческого хозяйства. В Зауралье и Сакмаре, где численность населения возросла, а степные просторы ограничены, скотоводам-кочевникам стало тесно. Во-вторых, бурзяне в целях освоения новых пастбищ не могли перейти на левобережье р. Яик, что привело бы к столкновению с казахами. Поэтому нужно было искать другие районы для переселения. В-третьих, в XVII веке еще не были забыты воспоминания о "старой" родине, родине предков с "бескрайними степями" для кочевок.
Таулы-ямаш-бурзяне проживают в дер. Бе ренсе Эткол (Яны Киньэбулат, Ямаш), Буранбай (Асыл, Киньэбулат, Элкэш) Баймакского района Республики Башкортостан.
Башкорды Урала рода Бурзян считают, что ведут свое происхождение от мифического прародителя Бурзяна, давшего свое имя всему роду. На древнеперсидском слово — Берези, означает «огонь, пламя»[13]. Бурзян был отцом Бикана, чьим сыном был Урал, его сыном Туйнэ, его сыном был Бурангул, его сын Бишкурт, его сыном Тимер-Карабуга, у которого было два сына Аллаяр и Кутлуяр. У Кутлуяра было два сына Янсары и Байсары, а у Аллаяра одного сына звали Монаш, а другого Ямаш.
Наиболее важным историческим фактом в этом перечне имен генеалогического древа башкордов рода Бурзян является полное совпадение пятерых из них — Бурзян, Урал, Туйне, Монаш и Ямаш с именами прародителей человечества и племен как в ведийско-арийской, так и шире, в индо-германской мифологии.
Башкордские имена мифических братьев-прародителей Монаша и Ямаша точно соответствуют именам двух братьев-прародителей Ману и Яме в ведийско-арийской мифологии. В ведийской традиции Ману — сын солярного божества Вивасванта, известного в «АВЕСТЕ» как — Вивахвант[14] от жены Шатарупы. Тогда как Яма сын Вивасванта и Саранью.
Древняя часть генеалогического древа башкирского племени Бурзян:
Бурзян – (Берези-«огонь» авеста)
/
Бикан бий
/
Урал-бий («Первочеловек»)
/
Туйнэ-бий
/
Бурангул-бий
/
Янсары – Байсары-Буляр (основал Буляр)
/
Гасан-хан (основал Казань)