Программа комплексного социально-

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОКСОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПЛЕСЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

На 2016- 2021 гг.

Паспорт программы «Комплексного социально-экономического развития Оксовского

Сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области

Годы»

Наименование программы:   Программа комплексного социально-экономического развития Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области 2016-2021 годы
Основание разработки программы:   Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  
Заказчик программы:   Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области  
Разработчик программы:   Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области  
Основная цель программы:   Повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг.  
Задачи программы:   1. Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления; 2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения; 3. Строительство и ремонт водопровода, благоустройство дорог поселения; 5. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; 6. Ремонт объектов культуры и активизация культурной деятельности; 7. Развитие личных подсобных хозяйств; 8. Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения. 9. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест: 10. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих); 11. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения: 12. Привлечение средств из бюджетов различных уровней на укрепление жилищно-коммунальной сферы, на строительство и ремонт внутри- поселковых дорог, благоустройство поселения.  
Сроки реализации программы:   2016 - 2021 год  
  Перечень подпрограмм и основных мероприятий  
Основные исполнители программы:   - Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области - предприятия, организации, предприниматели Оксовского сельского поселения - население Оксовского сельского поселения
Источники финансирования Программы (млн. руб.) Программа финансируется из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов банков, предприятий, организаций, финансовой помощи предпринимателей  
Система контроля за исполнением программы: Собрание представителей Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области  

Введение

Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальномуровне, но и на уровне отдельных сельских поселений.Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям ипроживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территориипроцессов. Программа комплексного социально-экономического развития сельского поселения(далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах,потенциале и об основных направлениях социально-экономического развития поселения насреднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных поресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижениестратегических целей социально-экономического развития сельского поселения.Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для ихреализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться идополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних

условий.Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетныепо социальной значимости стратегические линии устойчивого развития сельского поселениядоступные для потенциала территории, адекватные географическому,демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальныедля социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществлениекомплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, развитию налоговой базы,повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем,Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйствторговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения – этовозможность полноценной занятости, получения нормальных и устойчивых доходов, доступностьширокого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Впервую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использованияфинансов и собственности. Многие из предлагаемых в Программе мер не требуют масштабныхбюджетных вложений, затрат.Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимона уровне поселения разработать механизмы, способствующие эффективномупротеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупностьнеобходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических,кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнениямероприятий Программы и достижения целей социально-экономического развития сельскогопоселения.

Г.

Данные по площади муниципального образования и по площади различных категорий земель приведены на основании обмера чертежа.

Общая площадь земель муниципального образования «Оксовское» составляет 35787,2 га.[1]

Структура земельного фонда муниципального образования «Оксовское» представлена в таблице 2-8.

Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.‑1 Структура земельного фонда

№ п/п Категория земель Площадь, га Структура, %
Земли сельскохозяйственного назначения 2381,0 6,6
Земли населенных пунктов 570,3 1,6
Земли промышленности, транспорта и иного специального назначения 323,7 0,9
Земли водного фонда 924,6 2,6
Земли лесного фонда 31587,6 88,3
  Итого в административных границах: 35787,2 100,0

Земли населенных пунктов

Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ «землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов». Общая площадь данной категории составляет 570,3 га (1,6 %). В муниципальном образовании отсутствуют утвержденные областным законом границы населенных пунктов.

Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.‑2 Состав земель населенных пунктов

№ п/п Населенные пункты Площадь, га Структура, %
пос. Булатово 88,8 15,6
с. Дениславье 18,5 3,2
дер. Казакова 10,9 1,9
дер. Коршакова 5,6 1,0
дер. Матвеевская 3,9 0,7
дер. Наволок 39,5 6,9
дер.Оксова 21,5 3,8
р.п.Оксовский 259,1 45,4
дер. Польская 26,3 4,6
пос. Пустынька 8,2 1,4
пос. Росляковская Запань 6,7 1,2
дер. Тарасова 16,7 2,9
дер. Тетерина 4,4 0,8
дер. Хавдина 8,1 1,4
дер. Шиловская 36,0 6,3
дер. Гора 7,0 1,2
дер. Фалево 9,1 1,6
  Итого: 570,3 100,0

Административное деление

Административным центром поселения является рабочий поселок Оксовский, расположенный в 29 км от центра муниципального района.

В состав поселения входят:

р.п. Оксовский - 1892 человека

пос. Булатово - 398 человек

дер. Гора – 11 человек

с. Дениславье – 53 человека

дер. Казакова – 20 человек

дер. Коршакова – 13 человек

дер. Матвеевская – 10 человек

дер. Наволок – 161 человек

дер. Оксова – 121 человек

дер. Польская – 8 человек

пос. Пустынька – 1 человек

пос. Росляковская Запань – 5 человек

дер. Тарасова – 33 человека

дер. Тетерина – 2 человека

дер. Хавдина – 16 человек

дер. Шиловская – 15 человек

дер. Фалево – 1 человек

Демографическая ситуация

Фактическая численность населения МО «Оксовское» по состоянию на 01.01.2016г. составляет 3073 человека. Также согласно приложению №9 к Постановлению Плесецкой ТИК от 20 октября 2015г. №01-05/802 «Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов муниципального Совета муниципального образования «Оксовское» Плесецкого муниципального района Архангельской области на период 2016-2025гг» указано число избирателей 2302 чел., при этом не учтено население от 0 до 18 лет.

Демографическая ситуация в Оксовском сельском поселении в 2015 году началась улучшаться. Средняя продолжительность жизни в поселении составляет 54 года у мужчин и 75 лет у женщин, это практически средний показатель продолжительности жизни в районе. Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда). С развалом экономики в период перестройки, произошел развал социальной инфраструктуры на селе, обанкротилась ранее крупные сельскохозяйственные предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Ситуация в настоящее время начала улучшаться. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. На показатели рождаемости влияют следующие моменты: - материальное благополучие; - государственные выплаты за рождение второго ребенка; - наличие собственного жилья; - уверенность в будущем подрастающего поколения.

Далее представлен рисунок, характеризующий возрастной состав населения.

программа комплексного социально- - student2.ru

Возрастной состав населения МО «Оксовское» характеризуется пониженной долей населения младше трудоспособного возраста – 16% и очень высокой долей группы населения старше трудоспособного возраста – 43%. В дальнейшем прогнозируется увеличение группы населения пенсионного возраста, а в последствии, и рост группы населения младше трудоспособного возраста, что приведет к все более возрастающим нагрузкам на работающее население и возможные связанные с этим социально-экономические последствия.

Культура

Предоставление услуг населению в области культуры в Оксовском сельском поселении осуществляет: Муниципальное казенное учреждение «Оксовский досуговый центр».

В Доме культуры поселения создан взрослый и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: театральные, танцевальные, музыкальные и т.д. Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, различных спартакиад, спортивных соревнований, проведение единых социальных действий. Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.

Физическая культура и спорт

В Оксовском сельском поселении ведется спортивная работа в многочисленных секциях (Спортивный зал ОСШ, Стадион). При школе имеется стадион, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу,военно-спортивные соревнования и т.д.В зимний период любимыми видами спорта среди населения является катание на лыжах.

Поселение достойно представляет многие виды спорта на районных и областных соревнованиях.Проблемы в области развития физкультуры и спорта: необходима разработка стратегии,стратегического плана и программы развития физической культуры и спорта.

Образование

На территории муниципального образования находится 1 (одна) школа МБОУ «Оксовская средняя школа», расположенная по адресу 164270, Россия, Архангельская область, Плесецкий район, пос. Оксовский, ул. Школьная, д.11.

Педагогический состав. В школе трудится 32 педагогических работника 24 человека свысшим образованием, 8 человек со средне-специальным образованием.Средний возраст педагогических работников более 40 лет, на лицо старение и оттоккадрового состава педагогов в поселении, почти нет молодых специалистов. Основнымипричинами данной ситуации является низкая заработная плата, не обустроенный быт, отсутствиеблагоустроенного жилья в поселении.

Состояние сферы образования

показатель
кол-во образовательных учреждений  
кол-во учащихся        
кол-во педагогических работников  
высшим образованием  
средне-специальным образованием  

Здравоохранение

На территории поселения находится амбулатория центральной районной больницы, расположенное по адресу 164270 Архангельская область Плесецкий район пос. Оксовский ул. Колхозная д.4

показатель
численность врачей  
численность среднего медицинского персонала  
наличие медицинских учреждений  

Специфика потери здоровья сельскими жителями определяется, прежде всего, условиями жизни и труда. Сельские жители практически лишены элементарных коммунальных удобств, труд чаще носит физический характер.

Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе:

низкий жизненный уровень,

отсутствие средств на приобретение лекарств,

низкая социальная культура,

малая плотность населения,

высокая степень алкоголизации населения поселения.

Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней

необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.

Экономика поселения

Благоустройство

Все возрастающее значение в формировании имиджа любой территории приобретают чистота и качество благоустройства. Статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определены вопросы местного значения поселений в части создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан в контексте благоустройства. Чистота и благоустройство территории обеспечивают нормальное функционирование сложного организма. С улучшением чистоты и качества благоустройства территории увеличится привлекательность Оксовского сельского поселения для населения и развития туристического бизнеса. Улучшение имиджа поселения привлечет в экономику внешние инвестиции, благодаря которым повысится качество жизни населения. При обустройстве придомовой территории и дворов необходимо уделять больше внимания созданию зеленых уголков отдыха с применением архитектурных композиции.

Социальное развитие села

За последние годы, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, снизилась доступность образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг для сельского населения. Сложившаяся на селе ситуация препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Уровень и качество жизни напрямую зависят от состояния и обеспеченности сельского населения жильем, инженерной инфраструктурой, социальными объектами - школами, медицинскими, культурно-досуговыми учреждениями. В рамках социального развития села предполагается проведение программных мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств в поселении и участие в реализации целевых программах. Таким образом, Программа развития Оксовского сельского поселения на 2016-2020 гг. представлена в виде совокупности конкретных мероприятий и ожидаемых результатов, сгруппированных по обозначенным выше системным признакам и направленных на достижение основных социально-экономических целей поселения на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала территории.

Заключение

Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения. Ожидаемые результаты:

За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социально-экономического развития: 1. проведение уличного освещения обеспечит устойчивое энергоснабжение поселения;

2. строительство новых и капитальных ремонт старых водопроводных сетей повысит уровень обеспеченности населения водой;

3. капитальный ремонт автомобильных дорог обеспечит связь с населенными пунктами поселения.

4. улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;

5. защищенности личности, безопасности жизнедеятельности общества, стабилизации обстановки с пожарами на территории поселения;

6. привлечения внебюджетных инвестиций в экономику поселения;

7. повышения благоустройства поселения;

8. развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет поселения;

9. формирования современного привлекательного имиджа поселения. Результатом реализации программы должна стать стабилизация социально-экономического положения поселения, улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства, социальной сфер, эффективное использование бюджетных средств и имущества; улучшение благоустройства территории.

Реализация Программы позволит:

1) повысить качество жизни жителей Оксовского сельского поселения, сформировать организационные и финансовые условия для решения проблем поселения;

2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;

3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления. Социальная стабильность и экономический рост в сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы социально-экономического развития поселений. Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных сельских поселений, так и муниципального образования в целом. Разработка и принятие среднесрочной программы развития сельского поселения позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, закрепляющие, «правила игры» на территории поселения, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации