Создание коммерческих структур, обеспечивающих эксплуатацию элементов городской среды.
Проведение коммерциализации муниципального хозяйства является одним из путей отыскания новых возможностей и источника его финансирования.
Коммерциализация муниципального хозяйства выявила необходимость выделения коммерческого и бюджетного секторов.
Коммерческий сектор включаем в себя все предприятия, функционирующие на принципах экономической самостоятельности, ответственности, самоокупаемости и самофинансирования.
Источниками финансирования коммерческих предприятий является собственные и заемные средства.
К бюджетной сфере относят те учреждения, организации и службы, которые обеспечивают выполнение жизненно важных функций в городе, а именно водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, канализации, пассажирского электротранспорта, городской информационной системы, муниципальных средств связи и др.
В бюджетный сектор включают объекты: инженерных, спортивных, медицинских, культурных и других муниципальных комплексов.
К коммерческому сектору относятся предприятия и организации, не входящие в состав важнейших инженерных, медицинских, спортивных, культурных и прочих комплексов, технологически жестко не связанные, не обеспечивающие социальную защиту и ориентированы в основном на потребительский рынок.
Предприниматели коммерческого сектора функционируют на принципах полного хозрасчета, в составе муниципального хозяйства, либо на коммерческих основах в рамках частной собственности.
Например в водо-канализационном хозяйстве могут функционировать только коммерческие предприятия.
Такие как сантехнические, энергетические, транспортные и территориальные комплексы требуют коммерциализации, но без смены форм и субъекта собственности.
29. Источники финансирования развития отраслей городского хозяйства)
–Средства населения, поступающие в форме коммунальных платежей.
–Средства организации потребителей услуг, в виде оплаты.
–Средства бюджетов субъектов РФ.
–Средства федерального бюджета.
–Средства юридических лиц, выступающих инвесторами.
–Средства акционерных обществ.
Муниципальные займы.
30. Модели реформирования ЖКХ города)
Сектор предприятия акционируется с продажей не контролирующего пакета на рынок.
Собственники – муниципалы. На конкурсной основе передают свои функциональные обязанности управляющим компаниям.
Продать частному бизнесу.
Необходимо привлечение в сферу коммунального хозяйства высокопрофессионального менеджмента, который и позволит привлечь инвестиции, осуществляя высокоэффективное управление предприятием городского хозяйства.
3 задачи:
Законодательство о финансовом оздоровлении.
Законодательство о концессиях ЖКХ
Законодательство о принципах тарифного регулирования.
31. Планирование. Основные этапы. Критерии оценки эффективности планирования. Опыт планирования в странах с развитой экономикой.
Планирование.
Производственная мощность – способность основных фондов, закрепленных за предприятием к максимально возможному выпуску продукции по конкретной номенклатуре в условиях наилучшего использования наличного оборудования и производственных площадей при наиболее совершенной технологии и организации производства и труда.
Существует производственная и проектная мощность.
Проектная для вновь строящихся.
Единицы измерения – стоимостные; натуральные показатели.
Планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
Процесс планирования включает следующие этапы:
–Выборка общих целей предприятия.
–Детализация целей для определенного этапа деятельности предприятия.
–Определение средств достижения целей (экономических и др.)
–Контроль за достижением поставленных целей.
Классификация планирования по различным направлениям.
–По степени охвата сфер деятельности.
–Общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия.
–Частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.
–По содержанию (видам).
–Технико-экономическое: поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок.
–Оперативно-производственная реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
–По объектам функционирования.
–Планирование производства.
–Планирование сбыта.
–Планирование финансов.
–Планирование кадров.
–По периодам и по временным отрезкам.
–Текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от 1 месяца до 1 года работы предприятия.
–Перспективное технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени свыше 1 года, с разбивкой на среднесрочное (до 5 лет); долгосрочное планирование (более 5 лет).
В качестве оценки эффективности планирования использования нескольких критериев:
Полнота планирования, т. е. степень охвата планирования всех подразделений предприятия.
непрерывность планирования.
Гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов. Управление по ситуациям.
Возможность контроля за выполнением плана.
В странах с развитой экономикой выделяют следующие фазы планирования:
Выработка глобальных целей стратегий фирмы.
Выработка локальных целей.
Анализ внутренней и внешней среды фирмы.
Поиск альтернатив и оценка наилучшей альтернативы.
Прогнозирование.
Принятие решений, постановка планового задания.
Разработка производственного внутреннего плана.
32.Принципы управления и финансирования городского хозяйства (Москва и Санкт-Петербург)
1. повышение эффективности работы отраслей городского хозяйства
2. создание конкурентной среды
3. реорганизация государственных унитарных предприятий и предприятий комплекса городского хозяйства
4. создание 3х уровневой модели функционирования в транспорте (комитет – управляющая компания – перевозчик)
5. создание локальных источников энергии
6. замена государственной собственности на частную на предприятиях
7. переход к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг
8. разделение федеральных и муниципальных дорог с соответствующим обслуживанием и финансированием
9. введение платной инфраструктуры автодорог (стоянки, паркинг, платные автодороги); платные частные дороги или со смешанной собственностью (часть – государственная, часть – частная)
10. создание единой государственной системы очистки города (строительство заводов по переработки отходов, разделение сборки разных видов отходов)
11. привлечение частных инвестиций в отрасли городского хозяйства
12. мониторинг и контроль реформирования городского хозяйства, в том числе разработка стратегии энергосбережения.
33. Зарубежный опыт функционирования городского хозяйства.
Белоруссия:
1.снижение издержек производителя услуг
2. совершенствование систем управления жилищно-коммунальным хозяйством
3. развитие конкурентной среды
4. проведение демонополизации
5. внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий
6. дифференциация оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений
7. дальнейшее упорядочение системы льгот и усиления их адресной направленности, выделяемой на эти цели средств
Эстония:
1. тарифы на электроэнергию регулируются государством
2. государство само устанавливает цены на воду и тепло
3. 5% налога на теплоэнергию
4. массовая приватизация (произошла за 3 года)
5. образование рынка жилья
6. регулирование цен и руководство коммунальным хозяйством осуществляет местное самоуправление
7. социальная помощь осуществляется по принципу максимальной адресности, т.е. помощь получают те, кто в ней нуждается (не предприятия)
8. предприятия коммунального хозяйства приватизированы; регулирование цен на тепло, электричество и воду сохраняется, всё остальное регулируется конкурентной средой
Германия:
1. отказ от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия и переход к адресному субсидированию (необеспеченные слои населения получают помощь за счет богатых, а не наряду с ними, как это происходит при дотации тарифов)
2. предоставление средств на модернизацию сетей и оборудования в виде грантов и кредитов под низкие проценты
3.переход к расчету за предоставленные услуги согласно их фактическому потреблению
4. приватизация осуществляется путем продажи государственного и муниципального жилья (бесплатная приватизация не проводится)
5.приватизация жилищного фонда направлена на:
- создание индивидуальной частной собственности;
- мобилизацию частной инициативы и ответственности;
- привлечение средств для содержания, ремонта и модернизации жилья;
6.100%-ная регистрация кондоминимумов (без хозяина, в т.ч. коллективного, не должен остаться ни один дом)
7.вся сфера ЖКХ отдана в частные руки, но при этом обеспечены прозрачные схемы деятельности предприятий (земля в собственности предприятий)
8.поставщики услуг выбираются на конкурсной основе
9.появился новый термин – «многосторонние коммунальные услуги» (уборка придомовых территорий, вывоз мусора и утилизация отходов, обслуживание внутридомовой инфраструктуры, управление оборудованием, телекоммуникации)
10.разработка и запуск образовательных программ для потребителей коммунальных услуг
11. возникновение банков содействия развитию ЖКХ (в результате предприятия стали проводить реконструкцию квартир, где продолжали жить квартиросъемщики (на случай возникновения убытков))