ТЕМА 1. Предпосылки и правовая концепция реформы 1861 года
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМА 1. Предпосылки и правовая концепция реформы 1861 года.
ТЕМА 2. Предпосылки и правовая концепция реформы 1906 года.
ТЕМА 3. Земельные правоотношения в досоветский период (1917-1919 года).
ТЕМА 4. Земельный кодекс РСФСР 1922 года.
ТЕМА 5. Земельный передел 20 – 30 годов. Коллективизация. Раскулачивание.
ТЕМА 6. Земельная реформа 90-х годов 20 века.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Конспект лекций
ТЕМА 4. Земельный кодекс РСФСР 1922 года.
Крестьяне, получив во владение землю, не могли пользоваться результатами своего труда. В 1921 году военный коммунизм был отменен как неудавшееся направление построения социализма. Наступил период НЭПа. Важнейшим документом при переходе от военного коммунизма к НЭПу стал Земельный кодекс 1921 года.
Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 года и введен в действие с декабря того же года. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 года, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.
С принятием Земельного кодекса действие всех предшествующих ему законов отменяется. Кодекс «навсегда отменил право частной собственности на землю», недра, леса, воды в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный земельный фон, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся непосредственном распоряженииНаркомзема. Покупка, продажа, дарение, завещание, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда: «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства».
Земельный кодекс: 1. О праве на землю трудового пользования
2. О трудовой аренде
3. О праве на пользование землей для ведения сельского хозяйства; имеют все граждане РСФСР, желающие обрабатывать ее своим трудом.
Земельный кодекс регламентировал порядок организации и работы органов управления земельным обществом, правовое положение крестьянского двора.
Смысл Земельного кодекса:
1. Государственная земля предоставлялась в бессрочное трудовое землепользование основным землепользователям – обществу и дворам.
2. Землепользователи сами распределяли землю, кооперировали труд и реализовывали продукцию (они самостоятельны в ведении хозяйства, но только после уплаты налога с земли государству).
Принципы Земельного кодекса:
Земельный кодекс закреплял положения, устанавливающие рыночные отношения и отношения обмена, отмену бесплатного землепользования, но самое главное, они были ориентированы на свободное и самостоятельно хозяйствующее единоличное рудовое хозяйство, на развитие его инициативы и образование единой системы сельского хозяйства и рынка путем кооперации.
ИТОГ:
Земельный кодекс существенно изменил земельную политику, привел ее в соответствие с новыми задачами хозяйственного строительства в деревне.
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМА 1. Предпосылки и правовая концепция реформы 1861 года.
ТЕМА 2. Предпосылки и правовая концепция реформы 1906 года.
ТЕМА 3. Земельные правоотношения в досоветский период (1917-1919 года).
ТЕМА 4. Земельный кодекс РСФСР 1922 года.
ТЕМА 5. Земельный передел 20 – 30 годов. Коллективизация. Раскулачивание.
ТЕМА 6. Земельная реформа 90-х годов 20 века.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Конспект лекций
ТЕМА 1. Предпосылки и правовая концепция реформы 1861 года
После Крымской войны (1853-1856) России показала свое экономическое и политическое бессилие перед другими державами, причина тому внутренне положение дел. Увеличивались крестьянские волнения, активные выступления в печати против крепостничества заставило торопиться с реформой.
Александр 2 замысел реформы изложил так: «Мы желали, давая личную свободу крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать из крестьян людей бездомных и поэтому вредных, как для помещика, так и для государства».
В целом по стране крестьяне получили земли, чем до сих пор имели (землей наделялись только лица мужского пола). Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Земля делилась на: черноземная, нечерноземная и степная. Для каждой категории земли устанавливались свои нормы земельных наделов. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли, они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало чем отличались от прежних его повинностей.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышали действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.
Правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму (в основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы), предоставив крестьянам, таким образом, кредит (были созданы Крестьянский и Дворянский банки). Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6 % на ссуду (равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика). В основу выкупной операции лег прежний феодальный критерий.
Для того чтобы обеспечить реальность и своевременность выплат были образованы полицейские и фискальные аппараты. Кроме этого, для выколачивания выкупных платежей из крестьян был использован старинный институт – сельская община с ее круговой порукой (об этом поговорим чуть позже).
На практике очень многие помещики добровольно пошли на выкуп. В нечерноземных областях вовсе порывали с земледелием, используя полученный выкуп для промышленных инвестиций. Так же помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или он собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.
Общинное землепользование в России - это не коллектив, который имеет одинаковые участки земли, совместно на них работает и поровну делит получаемую прибыль. В истории России русская община – это коллектив, состоящий из самостоятельных, независимых друг от друга крестьянских дворов, каждый из которых самостоятельно обрабатывает свой земельный участок и распоряжается полученным продуктом. Платит за землю и юридически владеет общей площадью земли весь коллектив крестьян. Поэтому, говоря об общинной форме землевладения и землепользования, нужно иметь в виду, что это только форма владения земли, но никак не совместное общее владение производства.
Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из общины, найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход решал семейные разделы земли.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году (через 20 лет) таких крестьян осталось примерно 15%. Тогда правительством был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение 2 лет. В это срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 году (через 2 года) категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
После выкупа у крестьянина прекращались все обязательные отношения с помещиком, который утрачивал право вотчинного надзора за ними, крестьяне переходили в состояние собственника. Но все-таки и после выкупа земельных наделов крестьяне относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.
Положительные моменты данной реформы:
Сначала крестьяне временнообязанные, после выкупа становились крестьянами-собственниками, и помещик не имел права вотчинного надзора за крестьянином.
В переходный период от крестьянина временнообязанного до крестьянина-собственника - крестьяне освободились от личной зависимости, отменили натуральные налоги, снизились нормы барщины (30-40 дней в год) и денежный оброк тоже снизился.
Основные неблагоприятные последствия реформы:
Наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными.
Платежи (по сравнению со старым оброком) возросли.
Община фактически потеряла права на пользование лесам, лугами и водоемами.
Крестьяне оставались обособленным сословием.
Итог
Основной задачей реформы было сохранение существующего аграрного строя и обеспечение исправного поступления налогов от крестьянства. «Крестьяне-собственники» оказались в кабальной зависимости от общины, на которую государством возлагалась ответственность за выплату налогов и выкупных платежей с помощью механизма «круговой поруки». Был установлен непосредственный государственный контроль над общинно, и появлялась возможность практически неограниченно повышать в дальнейшем взыскиваемые с крестьян налоговые платежи. Отмена крепостного права привела сельское хозяйство России не к свободному предпринимательству, а к общинной форме зависимости крестьян. Однако, это плохо отразилось на состоянии сельскохозяйственной экономики России. Она с трудом удовлетворяла свои потребности в продовольствии, сами крестьяне страдали от голода. В целом реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.