Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.
Низшим звеном социальной организации славянского общества была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.
Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной).
Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала не нужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.
К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Меняющиеся условия жизни, хозяйственная и экономическая деятельность, а также изменения индивидуального и группового самосознания создавали новые возможности и побуждали людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального развития была взаимосвязь материального мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.
Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до ХХ века. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.
13. Согласно норманнской теории Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами), которых в 862 году пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменскиесловене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию. Сторонниками этой версии были многие дореволю-ционные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». С изложения «норманнской версии» начинаются разделы о Древней (Киевской) Руси в школьных и большинстве вузовских учебников.
Первым антинорманистом еще в XVIII в. был М. В. Ломоносов . Он и другие сто-ронники «славянской теории» доказывали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. Некоторые советские академикисчитали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем разбойные скандинавы, не нуждались в их услугах. Среди современных историков немало сторонников этой более «патриотической» версии.
На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, падающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).
Согласно «карельской версии» современного историка В. И. Паранина государство восточных славян базировалось в VI-VIII вв. на территории современного Карельского перешейка. Эта территория к северу от современного Санкт-Петербурга автором ото-ждествляется с островом Рус, упоминаемым в арабских, византийских и других источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга рекой Невой, с запада Финским заливом, а с севера – сплошной в то время водной системой реки Вуоксы. «Ка-рельские» русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», то есть к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.
15)В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.
17)В XII веке монгольские племена занимали степную территорию в долинах рек Онон и Керулен.
Они были охотниками и скотоводами, разводили овец и лошадей. Монгольское общество переживало распад родовых отношений. Выделялась родоплеменная знать: нойоны и багатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Рядовые монголы (кара-чу, черные люди) работали на знатных: пасли скот, катали войлок, делали кумыс и т.д. У монголов складывался ''кочевой феодализм'', при котором главным богатством был скот и пастбища. Для феодально-кочевых обществ характерно сохранение патриархальных отношений.
С увеличением поголовья скота между отдельными монгольскими родами начинались столкновения из-за пастбищ, переросшие в кровавые войны. В ходе этих столкновений выдвинулся выходец из нойонского войска Темучин. Его отец был убит представителями племени татар, сам Темучин долгое время пробыл в рабстве. Объединив вокруг себя старых друзей отца, Темучин полностью вырезал татар, а затем расправился и со своими соратниками, стоявшими на пути к единоличной власти. В 1206 году съезд монгольской знати (курултай) провозгласил Темучина великим каганом (повелителем) всех монголов и присвоил ему имя Чингисхан. он был высокого роста и крепкого телосложения. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью - на лисицу, злобой - на змею, стремительностью - на барса, неутомимостью - не верблюда, а щедростью к тем, кого он хочет наградить, -на кровожадную тигрицу. У него высокий лоб, длинная узкая борода и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара, а если он прикажет напасть десяти воинам на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят, - Чингиз-хан всегда одерживает победу... С 1206 по 1211 годы Чингисхан вел завоевательные войны в Северной Азии. Он подчинил бурят, якутов, киргизов, тангутов, уйгуров, покорил Приморье.
В 1211-1218 гг. монголы завоевали Северный Китай (империю Цзинь), Корею. В многонаселенный и переувлажненный Южный Китай (империя Сун) монголы тогда не пошли. В Китае монголы овладели военной техникой (умение применять осадные машины). В ходе его завоевания окончательно сформировались принципы построения монгольского войска, зафиксированные в законе Чингисхана - ясе. Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены (десятки тысяч). Десяток составляли воины из одного аула (рода). Действовала жесткая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем. Каждый воин имел двух лошадей, кожаные доспехи, два лука со стрелами, саблю, боевой топор, легкое копье, а в тяжелой коннице - еще тяжелое копье и меч.
В 1219 г. монголы вторглись в крупнейшее среднеазиатское государство - Хорезм. Хорезм-шах Мухаммед не пользовался поддержкой духовенства и местных ханов. Он не решился на открытое сражение, а предпочел оборону крепостей. Монголы, численно уступавшие хорезмийцам, разбили их по частям. Многие города добровольно открыли ворота, поверив обещаниям пощадить жителей. Повсеместно монголы угоняли в рабство ремесленников и молодых женщин, а остальных убивали.
Монгольское завоевание привело цветущую Среднюю Азию к длительному упадку. Была разрушена ирригационная система, произошло опустынивание местности. Земледелие было вытеснено кочевым скотоводством.
Передовые войска монголов (туменыСубудай-багатура и Джебе-нойона) обошли с юга Каспийское море и вторглись в Закавказье, где встретились с половцами и аланами ( предки осетин). Уверив половцев, что воюют лишь против алан, монголы разбили сначала алан, а затем и половцев. После этого они вступили в Причерноморье, овладели Судаком (Сурожем) в Крыму.
19)