Модуль История древней Греции

(максимальное количество баллов – 6)

1. Положение аристократов в гомеровской Греции (по поэмам Гомера).

2. Рабство в Греции гомеровского периода по поэмам Гомера.

3. Жилище, хозяйство и быт гомеровских греков (по поэмам Гомера).

4. Спортивные состязания в гомеровской Греции (по поэмам Гомера).

5. Состав, вооружение и тактика ахейского войска (по поэмам Гомера).

6. История открытия и исследования Трои.

7. Города и погребения Ахейской Греции.

8. Плутарх, Аристотель и Ксенофонт о государственном устройстве Спарты.

9. Воспитание и быт спартиатов в VI-V вв. до н.э. (по сочинениям Плутарха).

10. Илоты и периэки в Спарте: сравнительная характеристика.

11. Организация, тактика и вооружение спартанского войска.

12. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте (по сочинению Плутарха).

13. Народное собрание в Афинах и Спарте: общие черты и различия.

14. Государственное устройство Афин в описании Аристотеля.

15. Роль Фемистокла в победе греков в Греко-персидских войнах.

16. Греческий военный флот Классического периода.

17. Вооружение и организация афинского войска.

18. Саламинское морское сражение по свидетельствам Геродота и Эсхила.

19. Персидская армия: состав, боевой порядок, тактика.

20. Организация труда в греческой эргастерии.

21. Правовое и имущественное положение афинских метеков.

22. Характеристика Александра Македонского в сочинении Плутарха.

Модуль История древнего Рима

(максимальное количество баллов – 6)

1. Управление Римом при римских царях.

2. Римская клиентела царского периода и периода Ранней республики.

3. Римское войско в царскую эпоху.

4. Сервий Туллий и его реформы.

5. Падение царской власти в Риме (по сочинению Тита Ливия).

6. Судопроизводство по Законам XII Таблиц. Наказание за уголовные преступления.

7. Борьба плебеев за политические и экономические права.

8. Высшие магистратуры в республиканском Риме.

9. Комиции и низшие магистратуры в республиканском Риме.

10. Союзническая война по римским источникам.

11. Программа Суллы и ее реализация в условиях диктатуры.

12. Источники рабства в Поздней Римской республике.

13. Рабы как обслуживающий персонал в республиканском и императорском Риме.

14. Сицилийские восстания рабов по письменным источникам.

15. Римские гладиаторы. Римские историки о восстании Спартака.

16. Характеристика Юлия Цезаря в сочинении Плутарха.

17. Формы и методы управления государством в период диктатуры Цезаря.

18. Состояние римского сельского хозяйства по трактатам Колумеллы и Плиния Старшего.

19. Рабство в римском сельском хозяйстве I-II вв.

20. Рабское имущество (пекулий) по римским юридическим документам.

21. Идеальный принцепс по «Деяниям божественного Августа».

22. Оформление полномочий императора Августа и его методы управления государством (по «Деяниям…» и «Римской истории» Диона Кассия).

23. Города и положение городского населения в Поздней Римской империи.

24. Развитие колонатных отношений в Римской империи.

25. Организация хозяйства в римском поместье IV в. (по трактату Палладия).

26. Организационная структура, оснащение и тактика римского легиона (по трактату Вегеция

Написание эссе

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема (5-8 стр. машинописного текста) и свободной композиции, в котором автор высказывает личное отношение к исследуемой проблеме. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Эссе состоит из четырех частей, каждая из которых в тексте может специально и не выделяться.

1. Вводная часть. Здесь определяются тема, предмет и цель исследования, формулируются основные выводы или приводятся основные тезисы (это может быть один тезис) для доказательства.

2. Основная часть. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию. Аргументация должна быть стройной, высказывания - логичными и последовательными, идеи должны выражаться ясно.

3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

4. Список использованных источников и литературы. Должен включать только использованные автором материалы.

По каждому из двух модулей можно написать одно эссе, оцениваемое до 3 баллов.

Темы эссе

Наши рекомендации