Модуль История древней Греции
(максимальное количество баллов – 6)
1. Положение аристократов в гомеровской Греции (по поэмам Гомера).
2. Рабство в Греции гомеровского периода по поэмам Гомера.
3. Жилище, хозяйство и быт гомеровских греков (по поэмам Гомера).
4. Спортивные состязания в гомеровской Греции (по поэмам Гомера).
5. Состав, вооружение и тактика ахейского войска (по поэмам Гомера).
6. История открытия и исследования Трои.
7. Города и погребения Ахейской Греции.
8. Плутарх, Аристотель и Ксенофонт о государственном устройстве Спарты.
9. Воспитание и быт спартиатов в VI-V вв. до н.э. (по сочинениям Плутарха).
10. Илоты и периэки в Спарте: сравнительная характеристика.
11. Организация, тактика и вооружение спартанского войска.
12. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте (по сочинению Плутарха).
13. Народное собрание в Афинах и Спарте: общие черты и различия.
14. Государственное устройство Афин в описании Аристотеля.
15. Роль Фемистокла в победе греков в Греко-персидских войнах.
16. Греческий военный флот Классического периода.
17. Вооружение и организация афинского войска.
18. Саламинское морское сражение по свидетельствам Геродота и Эсхила.
19. Персидская армия: состав, боевой порядок, тактика.
20. Организация труда в греческой эргастерии.
21. Правовое и имущественное положение афинских метеков.
22. Характеристика Александра Македонского в сочинении Плутарха.
Модуль История древнего Рима
(максимальное количество баллов – 6)
1. Управление Римом при римских царях.
2. Римская клиентела царского периода и периода Ранней республики.
3. Римское войско в царскую эпоху.
4. Сервий Туллий и его реформы.
5. Падение царской власти в Риме (по сочинению Тита Ливия).
6. Судопроизводство по Законам XII Таблиц. Наказание за уголовные преступления.
7. Борьба плебеев за политические и экономические права.
8. Высшие магистратуры в республиканском Риме.
9. Комиции и низшие магистратуры в республиканском Риме.
10. Союзническая война по римским источникам.
11. Программа Суллы и ее реализация в условиях диктатуры.
12. Источники рабства в Поздней Римской республике.
13. Рабы как обслуживающий персонал в республиканском и императорском Риме.
14. Сицилийские восстания рабов по письменным источникам.
15. Римские гладиаторы. Римские историки о восстании Спартака.
16. Характеристика Юлия Цезаря в сочинении Плутарха.
17. Формы и методы управления государством в период диктатуры Цезаря.
18. Состояние римского сельского хозяйства по трактатам Колумеллы и Плиния Старшего.
19. Рабство в римском сельском хозяйстве I-II вв.
20. Рабское имущество (пекулий) по римским юридическим документам.
21. Идеальный принцепс по «Деяниям божественного Августа».
22. Оформление полномочий императора Августа и его методы управления государством (по «Деяниям…» и «Римской истории» Диона Кассия).
23. Города и положение городского населения в Поздней Римской империи.
24. Развитие колонатных отношений в Римской империи.
25. Организация хозяйства в римском поместье IV в. (по трактату Палладия).
26. Организационная структура, оснащение и тактика римского легиона (по трактату Вегеция
Написание эссе
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема (5-8 стр. машинописного текста) и свободной композиции, в котором автор высказывает личное отношение к исследуемой проблеме. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Эссе состоит из четырех частей, каждая из которых в тексте может специально и не выделяться.
1. Вводная часть. Здесь определяются тема, предмет и цель исследования, формулируются основные выводы или приводятся основные тезисы (это может быть один тезис) для доказательства.
2. Основная часть. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию. Аргументация должна быть стройной, высказывания - логичными и последовательными, идеи должны выражаться ясно.
3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.
4. Список использованных источников и литературы. Должен включать только использованные автором материалы.
По каждому из двух модулей можно написать одно эссе, оцениваемое до 3 баллов.
Темы эссе