Занятие 28. Тема: Афины и Спарта в греческом мире
Занятие проводится в форме дискуссии
Предлагаемые вопросы для обсуждения.
Спарта и Афины: где больше демократии и где жилось лучше? Влияние Спарты и Афин на политическую судьбу Балканской Греции. Вклад Спарты и Афин в греческую культуру.
Рекомендуемая литература
См. литературу к семинарским занятиям по истории Афин и Спарты.
Методические рекомендации
Дискуссия – всестороннее обсуждение вопросов с элементами спора и с намерением достичь взаимоприемлемого решения. За неделю до семинарского занятия преподаватель делит студентов на две группы (представляющие позиции Афин и Спарты) и назначает руководителей. После этого студенты групп самостоятельно распределяют роли: определяют основных выступающих и основных оппонентов, готовых подвергнуть критике выступление докладчика из другой группы. После изучения специальной литературы и исторических документов проговариваются возможные точки зрения, готовятся «каверзные» вопросы и свои контраргументы и прочее. Студенты групп должны отстаивать свою позицию, не скатываясь при этом к огульному отрицанию мнения оппонентов.
В ходе дискуссии последовательно обсуждаются следующие три проблемы:
1. Спарта и Афины: где больше демократии и где жилось лучше?
2. Влияние Спарты и Афин на политическую судьбу Балканской Греции.
3. Вклад Спарты и Афин в греческую культуру.
В дискуссии должны принять участие все студенты курса. По окончанию дискуссии представители от групп делают общие выводы, представляющие собой взвешенное консенсусное решение.
Рекомендации участникам дискуссии.
- прежде чем изложить свою точку зрения, внимательно выслушайте оппонента;
- помните, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты, четкая аргументация и безупречная логика;
- не искажайте мыслей и слов своих оппонентов;
- говорите ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами;
- имейте мужество признать правоту оппонента, если Вы оказались не правы;
- не допускайте уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания;
- заканчивая свое выступление, подведите итоги и сформулируйте вывод.
Занятие 29. Тема: Восточный поход Александра Македонского
и образование эллинистических государств.
Занятие проводится в форме конференции.
По ходу докладов заполняется таблица.
Темы докладов
1. Силы сторон накануне похода. Поход в Малую Азию. Сражение при Гранике.
2. Поход в Восточное Средиземноморье. Осада Тира. Сражение при Иссе и завоевание Египта.
3. Поход в Месопотамию и Среднюю Азию. Сражение при Гавгамелах.
4. Поход в Индию. Окончание Восточного похода Александра Македонского.
5. Борьба диадохов за власть после смерти Александра Македонского. Сражение при Ипсе. Образование эллинистических государств.
Рекомендуемая литература
1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986.
2. Плутарх. Александр // Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. / Плутарх; пер. с древнегр. / Сост. М. Томашевской. – М.: Правда,1986.
3. Бриан П. Александр Македонский. – М.: Астрель, 2007.
4. Виппер, Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало). Рим и раннее христианство / Р. Виппер. – Ростов, 1995.
5. Дюпюи, Т. Всемирная история войн: В 3 т. Т.1. Период древности / Т. Дюпюи, Э. Дюпюи. – СПб-М.: Полигон, 1997.
6. Разин, Е.А. История военного искусства: В 5 т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны / Е.А. Разин. – М.: Военное издательство,1955.
7. Фишер-Фабиан, С. Александр Великий / С. Фишер-Фабиан. – Смоленск, 1998.
8. Хаммонд, Н. История древней Греции /Николас Хаммонд; пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
9. Шифман, И.Ш. Александр Македонский / И.Ш. Шифман. – Л.: Наука, 1988.
10. Штоль, Г.В. Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях / Г. Штоль. – М.: Алетейа, 2000.
Методические рекомендации
Продолжительность сообщения по каждому из вопросов не должно превышать 15 минут. В течение 5 минут докладчик отвечает на вопросы аудитории. Все сообщения должны сопровождаться электронной презентацией. На семинарском занятии, по ходу выступлений, студенты заполняют «аттестационный лист» и таблицу.
Студенты, готовящие доклады, должны подбирать материал с учетом структуры таблицы, то есть, указывать в своем сообщении дату (год, месяц или время года), соотношение сил перед сражением, его ход и итоги. Необходимо помнить, что в таблицу вносятся данные не только сражений, но и других важных событий похода (например: осада и захват Тира, завоевание Египта, признание Александра сыном бога Амона, переправа через Евфрат, захват Вавилона).
Образец аттестационного листа.
Тема доклада и фамилия докладчика | Уровень теоретической проработки доклада | Ответы на дополнительные вопросы | Качество презентации | Умение «держаться» перед аудиторией |
Образец таблицы «Основные события Восточного похода Александра Македонского»
Дата | Событие похода | Соотношение сил перед сражением | Итоги |