Занятия 3,4,5. Тема: Старовавилонское общество по законам Хаммурапи

1. Исторические условия кодификации права в Старовавилонском царстве. Общая характеристика источника.

2. Имущественное и правовое положение служилых слоев общества.

А) мушкенум;

б) баирум, редум, надитум;

3. Арендные и товарно-денежные отношения.

4. Ростовщичество и долговая кабала. Положение рабов в Вавилонии.

5. Система судопроизводства. Наказания за уголовные преступления.

6. Вавилонская семья и семейно-брачные отношения.

А) юридическое оформление брака; положение женщины в семье; усыновление;

б) юридические поводы и процедура развода; наследование имущества.

Рекомендуемая литература

1. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,2002.

2. Законы Хаммурапи http://lib.rus.ec/b/4301/read

3. Бадак, А.Н. История древнего Востока. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнович. – Мн.: Харвест, 1998.

4. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. Т.1 / Л.С. Васильев. – М.: Высш. школа, 2001.

5. История Востока / А.Б. Алаев [и др.]; отв. ред. В.А. Якобсон: В 6 т. Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 1999. – С. 92-99.

6. История древнего Востока (материалы по историографии) / А.А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Изд-во МГУ, 1991

7. Оппенхейм, А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / А. Оппенхейм. – М.: Наука, 1990.

8. Тураев, Б.А. История Древнего Востока / Б. А. Тураев. – Мн.: Харвест, 2002.

Методические рекомендации

Законы шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи принадлежат к важнейшим документам древневосточного права. Главной целью семинарского занятия является рассмотрение социальной структуры и социально-экономических отношений в Старовавилонском обществе. Подготовка к семинарскому занятию по данной теме сводится, в основном, к работе с первоисточником – текстом законов, размещенном во всех хрестоматиях по истории Древнего Востока. Дополнительные сведения относительно истории создания документа и его структуры можно почерпнуть в научных трудах Дьяконова И.М., Оппенхейма Л., Якобсона В.Л. и др.

Первый вопрос носит обзорный характер. Следует обратить внимание на место, время, исторические условия и значение появления сборника законов, на его структуру и перечень регламентируемых сфер жизни.

В ответе на второй вопрос необходимо последовательно рассказать о положении основных групп населения, находившегося на государственной службе. Анализируя положение мушкенума, выясните, кто относился к этой социальной группе, чем его положение отличалось от положения общинника (авилума, «человека») и раба. Обратите внимание на имущественное положение мушкенума, на то, как его собственность, здоровье и жизнь защищались законами. Путем сравнения мер наказания, налагаемых на общинника, мушкенума и раба за одинаковые преступления и сопоставления ценности имущества, здоровья и жизни определите социальный статус мушкенума. Рассматривая положение редума и баирума (воинов на царской службе) выясните, какие обязательства нес воин перед царем и как он наказывался за уклонение от службы, каким должностным имуществом он мог владеть, и как оно охранялось законом, как защищались интересы супруги и сына редума. Установите условия пользования имуществом надитум и условия передачи его в иные руки.

Готовясь к третьему вопросу, определите участников и условия аренды поля, пастбища, залежной земли, сада, домашнего скота дома, амбара, судна и проч. Выясните условия найма сельскохозяйственных работников и ремесленников. Для пересчета в современные меры длины, площади, веса и емкости пользуйтесь таблицей основных единиц мер и веса, размещенной в конце хрестоматии.

Статей, регулирующих ростовщичество в кодексе законов Хаммурапи немного, а те, что есть, не сведены в одну группу. Обратите внимание на то, кто в Вавилоне занимался ростовщичеством, что давали в долг, что служило залогом, каков был процент роста, каковы были санкции для нарушителя обязательства. Сделайте вывод о влиянии ростовщичества на социальную структуру старовавилонского общества. Кодекс Хаммурапи позволяет выяснить, кто и за что мог быть отдан в заложники и долговую кабалу, понять положение закабаленных в доме заимодавца и ответственность залогодержателя в случае их смерти.

Сравнительно много места в законах отводится проблеме рабства. Используя статьи кодекса и дополнительную литературу, установите источники рабства в Старовавилонском царстве, процентное отношение рабов к населению Вавилонии, степень их участия в земледельческом и ремесленном труде. Обратите внимание на то, как законы Хаммурапи охраняли права рабовладельцев, на условия купли – продажи рабов и их освобождения. В Старовавилонском царстве рабство носило патриархальный характер и раб (вардум) занимал положение младшего члена семьи. Следствием этого было появление ряда статей, защищающих его права. В частности, рабы могли вступать в брак со свободными, супруги обзаводились домом и добром, а их дети рабами не становились. Обратите внимание на соответствующие статьи и прокомментируйте их.

Судебное производство в кодексе законов Хаммурапи регламентировано чрезвычайно тщательно. Следует обратить внимание на то, кто участвовал в судебном разбирательстве и какую ответственность несли участники судопроизводства за нарушение процедуры. Реконструируйте процедуру судебного разбирательства. Выделите меры наказания (штраф, публичное избиение, увечье, смертная казнь) и выясните, в каких случаях каждая из них применялась. Определите значение свидетельских показаний, судебных ордалий и клятвы, степень и формы коллективной ответственности общинников и жителей квартала за совершенное на их территории преступление, выделите пережитки первобытных мононорм.

Скрупулезной регламентации в своде законов подверглись и семейно-брачные отношения. Обратите внимание на процедуру и значение заключения брачного договора, на то, как определялась принадлежность приданого и брачного выкупа в случае расторжения брака либо смерти супруги. Выясните порядок усыновления, права и обязанности усыновленного (особое внимание обратите на право наследования сына свободного от рабыни), права и обязанности жены взятого в плен редума, определите ответственность жены и мужа в случае супружеской измены. Проанализируйте ряд статей, регламентирующих процедуры развода супругов и выясните, кому и в каких случаях могла принадлежать инициатива, как происходил раздел имущества. Расскажите, как проходил раздел наследства в случае смерти главы семейства: какова была доля каждого члена семьи, кто и в каком случае мог быть ее лишен, каким было положение вдовы. Каждое из выдвигаемых положений по каждому из вопросов должно быть подкреплено краткой цитатой и адресной ссылкой на источник (с указанием статьи, параграфа).

Наши рекомендации